Программа работы подросткового психологического клуба «Ёжики»
рабочая программа по психологии (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Козлова Анна Александровна

Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста.

Предполагается  создание открытой группы (т.е. состав группы может меняться за счет приходящих и уходящих участников),

которая будет собираться в клубе один раз в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yozhiki.docx63.7 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы подросткового

 психологического клуба «Ёжики»

Педагог - психолог

Анна Александровна Козлова

ГБОУ школа №26 г.Краснодара

Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста. Предполагается  создание открытой группы (т.е. состав группы может меняться за счет приходящих и уходящих участников), которая будет собираться в клубе один раз в неделю. Психологический клуб для подростков – это возможность научиться строить отношения с другими, увидеть и раскрыть свои ресурсы, почувствовать и освоить собственный потенциал.

Цели работы клуба - создание благоприятной почвы для самореализации подростков, а также создание оптимальных условий для продуктивного общения детей подросткового возраста.

Функционирование подросткового клуба «Ёжики» предполагает решение следующих задач:

  • Поддержка в сложных жизненных ситуациях
  • Развитие самостоятельности и активности подростков.
  • Формирование навыков общения и взаимодействия.
  • Развитие творческих способностей

1.Встреча -  «Здравствуй Я»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, освоение приёмов активного стиля общения.

Психолог представляет программу и правила работы в группе. Проводится обсуждение и принятие с участниками правил работы в группе.

Правила работы в группе:

  1. Один говорит, все молчат.
  2. Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).
  3. Конфиденциальность.
  4. Безоценочность.
  5. Активное участие.
  6. Искренность в общении.

Упражнение «Баранья голова». 

Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется широкая возможность, обычно недоступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. А кто – то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.
У нас есть беджики  для того, чтобы вы написали  себе игровое имя.
Все остальные члены группы – и я, тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена.
Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй  - имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Это упражнение называется "Баранья голова".
Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье – то имя, то произносите "баранья голова" - конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Упражнение «Животные на спину»

Каждому человеку на спину вешается картинка или название животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. Например : у меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и.т.п. Желательно, чтобы вопросы задавать всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему можно повесить следующее.

Обсуждение.

2. Встреча  - «Коллаж»

Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель: понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология: Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Упражнение «Олени»

Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

II. Этап – Основная деятельность:

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Липучки» Разминка

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

3.Встреча - «Уверенное поведение»

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» ( спокойствие, сила…) А теперь  почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения ( я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

  • Использует « Я – высказывание»;
  • Применяет эмпатическое слушание;
  • Умеет говорить о своих желаниях;
  • Отражает чувства;
  • Умеет просить;
  • Умеет отказать;
  • Умеет принимать отказ;
  • Говорит прямо и открыто;
  • Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения ( я – плохой, ты – хороший):

  • Человек смотрит в пол;
  • Не может отстаивать свою позицию;
  • Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;
  • Не умеет просить;
  • Не может отказать;
  • Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;
  • Отвечает односложно «да», «нет»;
  • При разговоре не садится;
  • Прячет ноги под стул;
  • Держится на большой дистанции от собеседника;
  • Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю , что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Упражнение «Я – звезда»

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  1. Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  2. Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  3. Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  4. Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  5. Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

4.Встреча  - «Характер»

Цель: познакомить подростков с понятием « характер», осознание собственных качеств характера 

Игра « Стоп – кадр»

Подростки свободно перемещаются по классу, по хлопку они останавливаются, демонстрируют с помощью мимики, пантомимики, жестов, то слово, которое называет психолог ( слова: встреча, общение, дружба, понимание, счастье).

Упражнение « Я дарю»

Каждый подросток получает по три листочка, на которых пишет, что хотел бы подарить: другу, группе, семье. Листочки собираются, перемешиваются, каждый выбирает три листочка, в группе зачитываются все « подарки».

Лекционный материал.

В переводе с древнегреческого слово « характер» означает « чеканка, печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, выражающихся в отношении к различным сторонам действительности и проявляющихся в деятельности, поведении и поступках.

В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

- отношение человека к другим людям ( общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость)

- отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, халатность)

- отношение человека к самому себе( скромность, тщеславие, самокритичность)

- отношение человека к вещам  

В характере человека выделяют:

- интеллектуальные черты ( качества ума)

- эмоциональные черты

- волевые черты  

Сказка о Деревьях – Характерах  (И. Вачков)

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли … Деревья – Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко за горами.  У каждого Дерева от ствола отходили четыре главные ветки и множество маленьких. Эти четыре ветки имели своё название: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где – то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже пила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по – разному, верно?  Порой  налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево. Но попасть в лес невозможно, а узнать какой у тебя характер можно, изучая себя и свои поступки.

Обсуждение.

Самоанализ

5.Встреча -  «Сложные ситуации»

Цель: научить выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы.

Упражнение «Встреча глазами»

Материалы: музыка

Участники становятся в круг и ходят друг за другом под музыку. По команде ведущего «Глаза» участники должны встретится глазами с кем то из круга. Упражнение повторяется пока все не повстречаются взглядом.

Обсуждение.

Упражнение «Путаница руками»

Материалы: музыка

Выбирается  из группы один человек ему завязывают глаза и включают музыку. Остальные участники становятся в круг держась за руки. Задача участников запутаться не разжимая рук. Чтобы получился «Узелок». На это отводится пять минут. После чего участник которому завязали глаза должен будет распутать наш «Узел» не разорвав круга.

Обсуждение.

Упражнение «Сложные ситуации»

Участники становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Ведущий подходит к каждому из участников, и тихо на ухо говорит ему одно слово (собачка, кошечка, коровка, уточка). У каждого участника должно быть по одному слову. Никто не должен говорить то, что ему сказал ведущий. По команде ведущего все закрывают глаза и начинают искать своих (кошечек, собачек, коровок, уточек) с помощью звуков которые произносят эти животные. Задача найти своих как можно больше. После того как вы найдете своих, можно открыть глаза и посмотреть к тоже с вами в группе.

Обсуждение.

Упражнение «Времена года»

Участники сидят на стульях в кругу. Необходимо всем участника разбиться по группам, группы будут состоять из времен года. Т.е. у кого из участников день рождение летом он будет в группе лето, у кого зимой он будет в группе зима. После этого им нужно разбиться в группах по месяцам. И сесть по очереди, за тем дается задание первому  месяцу – исполнить песню любую на выбор, второму  месяцу – рассказать стихотворение, третьему  месяцу показать скороговорку или поговорку можно брать на помощь  участников из своей группы.

Обсуждение.

6.Встреча - «Коллаж мечты»

Цель: чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теперь ты понимаешь, куда движешься?
  2. Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?
  3. Нравится ли тебе то, что получилось?
  4. Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

Завершение.

Упражнение «Скульптура»

Цель: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Процедура проведения: Данная разминка производит больший эффект, если проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все, чего они достигли, что наработали.

Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором. Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти. Можно придумать два варианта решения ситуации:

  1. участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем встают на место;
  2. итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все смотрели скульптуру.

Обсуждение.

7.Встреча -  «Ассоциации»

Цель: улучшение понимания другого человека через язык образов, осознание своих проекций, получение обратной связи.

Разминка «Подари букет»

Участники встают в круг и смотрят друг на друга. Задача каждого участника «подарить букет цветов» соседу с слева, такие цветы с которыми он его ассоциирует. Например: Маша я дарю тебе букет ромашек, ты очень напоминаешь мне эти цветы. Затем повторить начиная справа по кругу. Обсуждение.

Упражнение «Ассоциации»

Участники должны разбиться на пары. Задача каждого в паре ассоциировать партнера:

  1. Неодушевленный предмет.
  2. Травяное растение.
  3. Дерево.
  4. Музыкальный инструмент.
  5. Персонаж сказки.
  6. Амплуа артиста из цирка.

Участники должны молча смотреть друг на друга и описывать предложенные ассоциации. Затем происходит обсуждение каждой группы участников.

Тест  Климовой Т.А. Ассоциации.

Первое задание.

Корова

Тигр

Овца

Лошадь

Свинья

Расставьте цифры от 1 до 5, где 1 вам наиболее приятен, а 5 не приятен.

Корова – карьера

Тигр- честь и достоинство

Овца- любовь

Лошадь- семья

Свинья- отношение к деньгам.

Второе задание.

Собака

Кошка

Крыса

Море

Участника необходимо ассоциировать каждое слово с  прилагательным. Например -Собака –какая?

Собака- вы сами

Кошка – ваш лучший друг

Крыса- ваш враг

Море- жизнь.

Третье задание.

Желтый

Оранжевый

Красный

Белый

Зеленый

Участникам необходимо возле каждого цвета написать имя близкого вам  человека.

Желтый – тот кого вы никогда не забудете.

Оранжевый- тот кого вы считаете лучшим другом.

Красный- тот кого вы действительно любите.

Белый- баш близнец по душе.

Зеленый- тот кого вы будете помнить до конца своих дней.

Обсуждение всех заданий, подведение итогов.

8.Встреча -  «Пластический тренинг» 

Цель: улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела.

 Задачи: 
1) нахождение и снятие собственных зажимов;
2) изучение невербальных компонентов общения;
3) осознание языка собственного тела.

 "Марионетки" ("Подвески") 
Участникам предлагается представить себе, что они – куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. "Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается". Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников
 "Предмет по кругу" 
Группа рассаживается или становится в полукруг. Ведущий показывает участникам предмет (палку, линейку, банку, книгу, мяч, любой попавшийся в поле зрения предмет) участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решает обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например как ружье или кисть и т.д. Важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Чтобы обыграть линейку как скрипку, нужно, прежде всего, увидеть эту скрипку. И чем менее похож новый, "увиденный" предмет на предложенный, тем лучше участник справился с заданием. Кроме того, это упражнение - на взаимодействие, ведь человек должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

9. Встреча – «Наши сходства и различия»

Цель: формирование интереса к занятиям и сплочение группы.

Разминка «Построение круга»

Описание упражнения: участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как пчелы (гудение поможет избежать разговоров). По условному сигналу ведущего (хлопок, свист) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг на получается, вместо него получается какая-нибудь фигура, форму которой целесообразно нарисовать и показать участникам при обсуждении.

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение.

Упражнение «Поиск сходств»

Описание упражнения. Группа встает в круг. ведущий берет в руки мяч пригодный для перекидывания и объясняет правила игры. «Тот у кого в руках находится мяч, должен как можно быстрее перебросить его другому , назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидает мяч». Например имя, цвет волос, увлечения.

Психологический смысл упражнения. Упражнение активно работает на сплочение группы, так как они начинают более внимательно присматриваться друг к другу.

Обсуждение.

Психогеометрический тест.

Подросткам предлагается перемещаться в пространстве по траекториям: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг.

Для того, чтобы подростки определили для себя, что им более подходит.

«Посмотрите на 5 фигур. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой вы можете сказать: «Это я!». Просто постарайтесь почувствовать свою фигуру. Пронумеруйте фигуры от 1 до 5. Пожалуйста посторайтесь без долгих раздумий».

Фигура

Психологические свойства

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Организованный.

Внимательный к деталям.

Трудолюбивый.

Благоразумный.

Эрудированный.

Упорный, настойчивый.

Твердый в решениях.

Бережный.

Педант, дотошный, мелочный.

Из-за деревьев не видит леса.

Трудоголик.

Холодный, отчужденный.

Излишне осторожный.

Не очень богата фантазия.

Упрямый, консервативный.

Скупой.

Треугольник

Лидер, ведущий за собой.

Принимающий ответственность на себя.

Решительный.

Сконцентрирован на цели.

Ориентирован на суть дела.

Нацеленный на победу.

Уверенный в себе.

Честолюбивый.

Энергичный.

Эгоцентричный, эгоистичный.

Категоричный, на терпящий возражений.

Нетерпеливый, прерывает других.

Коварный, хитрый.

Самонадеянный.

Ориентированный на статус, карьеру.

Неудержимый.

Прямоугольник

Возбужденный, активный.

Ищущий.

Любознательный.

Легко усваивающий новое.

Чувствительный.

Без лишних амбиций.

Смелый.

Напряженный, в состоянии замешательства.

Непостоянный.

Внушаемый.

Наивный.

Эмоционально неустойчив.

С низкой самооценкой.

Безрассудный.

Круг

Дружелюбный, доброжелательный.

Добродушный.

Заботливый, преданный.

Сочувствующий.

Великодушный.

Щедрый.

Способен убеждать других.

Доверчивый.

Спокойный.

Бесконфликтный.

Нетребовательный, уступающий.

Беспечный.

Навязчивый.

Болтливый.

Склонность к самообвинениям.

Расточительный.

Играет на чувствах других.

Ленивый.

Не очень стремиться к достижениям.

Нерешительный.

Слабый «политик».

Зигзаг

Творческий подход к жизни.

Теоретическая установка.

Мечтательность, направленность в будущее.

Интуитивность.

Прямота.

Стремление к новизне.

Восторженность, воодушевленность.

Неорганизованность.

Непрактичность.

Нереалистичность.

Нелогичность.

Экцентричность.

Несдержанность, непосредственность.

Непостоянство настроения.

Наивность.

Участникам объясняется , что к ним в наибольшей степени относится  характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1-2. Что же касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, это отвергаемые психологические свойства.

Упражнение «Запоминание позы».

Описание упражнения. Участники произвольно располагаются в пространстве и принимают любые позы, какие только захотят. Ведущий внимательно смотрит на каждого из них и пытается запомнить позы, после чего выходит за дверь. Тем временем каждый участник меняет какую-то деталь в своем положении. Водящий возвращается и пытается понять, что же изменилось. Ему нужно восстановить позу каждого участника в первозданном виде. Иногда при выполнении этого упражнения участники объединяются в скульптуры.

Психологический смысл упражнения. Развитие наблюдательности по отношению к другим людям и отчасти тренировка памяти.

Обсуждение.

10.Встреча – «Преодоление плохого настроения»

Цель: снятие эмоционально – психического и 
телесно напряжения. Способствовать преодолению чувство 
тревоги и избавление от него.

Беседа «Твое настроение»
- Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находились чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном, или грустном, печальном, или подавленном, мрачном. Это – ваше настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: "жизнерадостный человек", хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, подавленного, хотя и он иногда может быть веселым, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но…. Взгляд, слово, движение, выражение лица, наклон головы, интонация, вздох, улыбка – и все становится ясно.
Есть ли у тебя "свое" настроение, такое. В котором ты находишься чаще всего?
А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?
Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он взаимодействует. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впечатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия. Но, с другой стороны, тебе известно, что постоянно выражаемая в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует общему настроению. Поэтому важно знать о своем обычном настроении и думать о соответствии своего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявлении в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.
Упражнение «Лимон»
Представьте, что в каждой руке вы держите лимон. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.

Упражнение «Кошечка»
Представьте себя пушистой ленивой кошечкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными.
Упражнение  «Черепашка»
Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь.
Упражнение  «Что нам делать с этим чувством?»
Если ты расстроен, злишься или испытываешь другое негативное чувство, представь, что ты можешь с ним справиться: например можно громко закричать, выйти из комнаты, выбросить злость в мусорное ведро, а также поджарить  "гневный омлет" из "злобных" яиц, нарисовать портрет собственной злости.
А теперь сделай то, что представил – надуй мяч из страха и закинь его подальше.
 Упражнение  «Покой. Дыхание. Отдых»
Как ведут себя твои мысли? Может быть, они мечутся, как волны во время шторма? Какими они были? Скажи себе: "Успокойся. Мысли уходите прочь"
3 – 6 раз вдохните носом, а выдохни через рот. Можно во время дыхания считать 1 – 2 – 3 и т.д.
Выдохни все напряжение из своего тела. Дыши, пока не почувствуешь себя отдохнувшим.
 Упражнение «Воздушный шарик»
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 – 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

11.Встреча -  «Личностный рост»

Цель: формирование здорового развития личности подростка.

Задачи:

1.Обучение навыкам саморегуляции.

2. Обучение адекватным формам реагирования в процессе общения.

3. Отработка полученных навыков.

  1. Упражнение «Стремление быть взрослым».

Дорогие ребята ваш возраст – возраст когда вы стремитесь стать взрослыми. Так как  тема нашего сегодняшнего занятия «Личностный рост», наше занятие будет посвящено успешным зрелым личностям.

У каждого из вас среди близких и родных людей есть взрослая личность достигшая больших высот в жизни. Несомненно она у вас пользуется авторитетом. Мы предлагаем вам проанализировать какими качествами обладает такой человек и перечислить их.

Упражнение «Трибуна»

Инструкция: Сейчас каждый из вас получит написанное  на карточке предложение, прочитайте его но не показывайте соседям. Вы все, наверное, видели, как выступают наши юмористы, - зал хохочет а они остаются невозмутимыми. Вам предстоит сейчас встать на нашу импровизированную трибуну ( стул) и три раз спокойно и уверенно произнести фразу, которую вы получили на карточке.

Примечание:  фразы заготавливаются заранее, они могут быть смешные или просто абсурдные. После каждого выступления подростки обсуждают, насколько уверенно вел себя оратор.

Примерные фразы:

1.У меня штаны с одной штаниной.

2. Я утверждаю, что земля имеет форму чемодана.

3. Завтра все школы района закрываются навсегда.

4. Я до сих пор не знаю для чего служит вилка.

5. Мне два года и я до сир пор хожу пешком под стол.

6. Не далек тот день когда мы снова будем жить первобытным строем.

7. Вчера по всему миру зависли компьютеры.

8. Колеса у машины имеют форму треугольника.

9. Все люди мира братья и сестры между собой.

10. Снег может пойти только летом, а не зимой.

11. Я могу летать и на лету  могу в поймать любую птицу.

12. Чем больше книг читаешь тем глупей становишься.

13. Все люди произошли не от обезьян, а от бегемота.

14. Я всегда ношу юбку шиворот на выворот.

15. Врач терапевт принимает больных с диагнозом диарея.

«Скульптор и глина»

Инструкция: разделитесь на пары.  В каждой паре один будет «скульптором», другой  - «глиной». «Скульпторы», представьте себе, как выглядит неуверенный в себе человек, и слепите его из «глины». Когда все будут готовы, можно устроить «выставку» когда каждый «скульптор»  представляет свое творение: почему, с его точки зрения такая статуя олицетворяет собой неуверенного человека.

 Теперь «скульпторам» предстоит «вылепить»  статую уверенного человека

 ( обсуждение тоже самое).

«Ролевые игры»

Инструкция: разделитесь на пары. Каждая пара получит написанную на карточке ситуацию. У вас будет две три минуты на подготовку, а потом вы должны будете разыграть сценку, демонстрируя навыки  уверенного поведения.

Примечание: ситуации заготавливаются заранее, они могут быть разными по сложности в зависимости от уровня готовности группы:

1.Попросить учителя обосновать оценку.

2.Отказаться от предложения попробовать наркотики.

3. Спросить у прохожего где находится дом № 7.

4. Познакомиться с понравившейся девушкой.

5.Познакомиться с понравившимся  парнем.

6.Спросить у официанта подробный состав  французского салата.

7. Спросить у директора действительно ли за каждую пятерку будут платить 200 рублей.

8.Попросить рядом сидящего человека уступить место пожилому человеку.

- упражнение на нахождение сильных и слабых сторон личности.

Инструкция: подросткам предлагается найти у себя сильные и слабые стороны личности и произнести их вслух.

Ведущими упоминается, что в личностном росте необходимо опираться на сильные стороны и даются несколько советов для преодоления уже известных  слабых сторон личности.

Несколько простых приемов для преодоления ощущения неадекватности, укрепление веры в себя и преодоления тревожности.  

  1. Четко сформулируйте причину беспокойства. Не стесняйтесь говорить о своих проблемах с родственниками, знакомыми людьми, находящимися с вами в одинаковой ситуации.
  2. Не преувеличивайте в своем воображении стоящие перед вами препятствия.
  3. Минимизируйте каждую, так называемую, преграду. Не позволяйте вашим страхам раздувать размеры трудности.
  4. Сначала сформулируйте, а потом постарайтесь твердо врезать в свою память образ собственного успеха. Упорно держитесь этого образа. Никогда не позволяйте  ему потерять свежесть. Ваше сознание само будет его развивать.
  5. Никогда не думайте о себе как о неудачнике – никогда не сомневайтесь  в себе. Это опасно,  потому что сознание всегда пытается завершить мысль, которая в нем  возникает.
  6. Всегда представляйте себя в ситуации успеха, как бы плохо дела не складывались в данный момент.
  7. Какая бы мысль, умаляющая ваши личные достоинства, ни пришла бы вам в голову, сознательно вызывайте другую, позитивную мысль, чтобы вытеснить первую.

12. Встреча -  «Учимся  взаимопониманию»

Цель: развитие  социальной наблюдательности, вербального взаимодействия.

 Разминка «Копирование движений»

Описание упражнений.

Вариант1.участники встают в круг, выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Без него группа выбирает участника, чьи движения будут копироваться. Тот начинает делать какоето несложное упражнение (наклоны, движения руками, вращения головой), группа копирует это движение. Каждые 10-15 секунд участник, упражнение которого повторяется, меняет выполняемое движение, и в след за ним новое движение начинают повторять остальные. Задача водящего – понять, за кем группа повторяет упражнение.

Вариант 2. Участники стоят в кругу. По условному сигналу ведущего каждый из них начинает выполнять какое-нибудь несложное физическое упражнение по своему выбору. Через 5-10 секунд ведущий подает очередной сигнал, по которому каждый участник начинает выполнять то упражнение которое выполнял сосед слева. Игра продолжается, пока каждое упражнение пройдет полный круг и не вернется к своему автору.

Психологический смысл упражнения. Эта игра вносит оживление и позволяет подключить к работе всех участников. Кроме того, развивается наблюдательность, возрастает степень группового сплочения.

Упражнение «Вавилонская башня»

Упражнение выполняется в группах  по 4- человек. Каждой из подгрупп выделяется по 100 листов бумаги или газеты. дается задание: построить из этих листов максимально высокую башню, не используя каких-либо скрепляющих материалов.

Упражнение приводит к повышению групповой сплоченности, позволяет развивать способности выдвигать и отстаивать свои идеи, вызывает у участников положительные эмоции.

Обсуждение. Как распределилась работа между участниками в подгруппах? Кому принадлежали идеи по конструированию?

Упражнение «Снежки».

Описание упражнения. Участники делятся на две команды. На полу проводится линия делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 снежка. По команде начинается игра, задача которой- перебросить как можно больше «Снежков» на сторону противоположной команды. Больше 4 снежков в руках держать нельзя.

Психологический смысл упражнения. Легкая подвижная разминка, позволяющая «разрядить обстановку» после предыдущих упражнений.

Обсуждение.

13. Встреча – «Общение»
Цель: сформировать путем создания доверительной атмосферы общения 
коммуникативные умения у членов  группы.    

Упражнение «Марионетка»
Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 – 3 метров. Цель "кукловодов" - перевести куклу с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый подросток.
Обсуждение:

Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли "куклы"?

Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?

Хотелось ли что – либо сделать самому?

Упражнение «Моя жизнь»
Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен.
- Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете и поднимите эту свечку на уровне своих глаз. Вы будете смотреть только на свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. А вам будут задавать вопросы – о вас. На этот стул может сесть каждый – каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких – либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул.
Психологу очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения.
Стоит подсказать группе, что  задавать вопросы надо не случайные, а исповедные.

Обсуждение.

14.Встреча – «Снятие эмоционального напряжение»

Цель: развитие разносторонних представлений участников о себе и о других, снятие эмоционального напряжения, получение обратной связи от участников группы, закрепление позитивной самооценки посредствам принятия позитивной оценки со стороны окружающих.
Упражнение «Листок за спиной»
Материал: листы бумаги по количеству участников, фломастеры, булавки.
"Всем нам интересно узнать, что думают о нас другие (и хорошее и не очень). Но часто людям очень сложно высказывать свое искреннее мнение о других глаза в глаза, поэтому мы предлагаем провести следующее упражнение".
Тренер раздает все участникам по листу бумаги и булавки, и предлагает их прикрепить на спину своему соседу справа. Далее дается следующая инструкция: участники подходят друг к другу и пишут по одному качеству ("+", "-") хозяину листка. Выполнение задания происходит в хаотичном порядке, при обязательном условии - высказать свое мнение о каждом участнике группы.
Упражнение «Стул хвастовства»

Все участники садятся в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга, при этом сам тренер располагается чуть позади и справа.
Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: "Я хочу похвастаться тем, что…" Итак, кто первый?
После первого "хвастовства" ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на "стуле хвастовства" называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул. При желании можно садиться на "стул хвастовства" неоднократно.

 

15. Встреча – «Тренировка коммуникативных навыков»

Цели:

  • развитие умения смотреть в глаза собеседнику при разговоре
  • актуализация прошлого опыта эмоциональных переживаний.
  • Осознание невербальной коммуникации и внешнего облика человека в процессе общения.

Участники разбиваются на пары ведущим.

Упражнение  «Гляделки»

В течении 1 минуты участник должны смотреть в глаза друг другу, добиваясь при этом максимально комфортного расположения в парах.

Упражнение  «Расскажи партнеру каким ты его представляешь его  в детстве 5 лет».

Выполняют по очереди.

Упражнение «Зеркало»

Участники по очереди должны описать внешний вид партнера, начиная со слов: « Я вижу перед собой…» при этом важно описать как можно больше видимых деталей.

Упражнение «Диалог: узнайте друг друга с помощью рук»

Участники по парам встают друг напротив друга с закрытыми глазами и выполняют следующие инструкции:

  1. Дайте друг другу руки.
  2. Познакомьтесь руками.
  3. Обследуйте кисти рук партнера.
  4. Покажите партнеру руками, что вы восхищаетесь им.
  5. Потанцуйте руками.
  6. Поссорьтесь руками.
  7. Поборитесь руками.
  8. Покажите руками, что вы обиделись на партнера.
  9. Помиритесь руками.
  10. Попросите прощения.
  11. Попрощайтесь руками.

Обсуждение.

16.Встреча -  «Командная работа»

Цель: сплочение команд.

Упражнение «Пропасть»

Учащиеся разбиваются на 2 команды. Раскладывается лента из туалетной бумаги, нужно пробежать по ней ни разу не оступившись.  Оступившийся проваливается в пропасть.

Упражнение  «Эстафета»

Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается петляя их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

Упражнение  «Бежать в связке»

Нужно пробежать расстояние с связанными ногами. Можно в парах или даже несколько человек.

Упражнение «Выйди по числу пальцев»

 Группа встает в шеренгу. Ведущий называет число, не превышающее количества человек группы. Сразу же из группы должно выпрыгнуть количество людей, равное названному числу. Упражнение повторяется до результата, каждый раз с новым числом. Возникает ощущение умения понимать друг друга без слов.

Обсуждение.

17.Встреча -  «Полотно счастья»

Цель:  развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

“Дорогие друзья! В моих руках моток обыкновенных ниток. Такие мотки продаются в галантерейных магазинах или лежат в корзинках для рукоделия у наших бабушек и мам. Но в наших силах превратить эти нити в Нити Удачи. Для этого нам необходимо разместиться так, чтобы образовался круг. Сядьте, пожалуйста поплотнее, так чтобы чувствовать плечо друг друга”.

Ведущий располагается в кругу, среди участников тренинга. Звучит спокойная приятная музыка.

Шаг 1.

Ведущий: “Закройте глаза. Представьте себе, что ваша самая заветная мечта сбылась. Быть может вы покорили ранее недосягаемую вершину, или переплыли океан и оказались в волшебной стране. а может вы стали обладателем несметных сокровищ или обрели бессмертие! Иными словами, какой бы ни была ваша мечта, она осуществилась! Рассмотрите ее подробнее: себя- властелина, победителя, самого счастливого на свете человека!

Сейчас в ваших руках окажется моток ниток. Подержите его в руках, сотворивших чудо –реализовавших собственную мечту! Прижмите его к сердцу, переполненному счастьем. Поднесите этот моток к пылающим от радости щекам. Пусть нити “пропитаются вашей удачей, запомнят ваше дыхание, биение сердца. А теперь нежно, осторожно и бережно, не открывая глаз, передайте этот моток стоящему рядом с вами человеку слева. Пусть он задержит в своих руках моточек, прижмет к сердцу, поднесет к своим щекам, а затем так же бережно передаст другому.

А вы, не открывая глаз, продолжайте радоваться собственным победам, удачам, находкам, ставьте перед собой новые цели, решайте более трудные задачи, при этом твердо зная, что победа всегда за вами!

А в это время обыкновенный моток ниток, совершая путь от одного счастливого человека к другому, становится мотком Нитей Удачи. И вот уже моток Ниток Удачи находится в моих руках. На счет “раз, два, три!” открывайте глаза. Спасибо!

Дорогие друзья! Если вы хотите, то  можете поделиться своими победами и приобретениями. Кто кем стал? Кто и что завоевал? Кто и что изобрел или приобрел?”

Участники тренинга делятся своим “счастьем”, доверяя ведущему и другим свои заветные мечты. Очень важно в этот момент с благодарностью и одобрением принимать высказывания каждого. В отдельных случаях можно попросить кого-то что-то уточнить или остановиться на каком-то высказывании более подробно. Ничто не оценивается, жизненные ценности участников группы не подлежат никакому сравнению и ранжированию.

Шаг 2.

Ведущий: “ В моих руках Нити Удачи. В их “памяти” запечатлены все ваши мечты, и самое главное, ваша незыблемая уверенность в том, что все задуманное вами обязательно совершится. Теперь с помощью этих нитей мы с вами можем соткать Полотно Счастья. Для этого нам необходимо встать в круг. Расстояние между нами не должно превышать расстояния вытянутой руки. Готовы? Молодцы!

Я обматываю указательный палец левой руки концом нити из мотка, и передаю его стоящей рядом со мной Кате со словами, выражающими мое восхищение ее добротой и отзывчивостью. Катя принимает из моих рук моток Нитей Удачи, натягивает нить, соединяющую нас, обматывает ей свой указательный палец левой руки и передает моток своему соседу. При этом говорит ему слова признательности, благодарности и восхищения. Таким образом моток нитей движется по кругу (удобнее это движение осуществлять по часовой стрелке), образуя канву нашего Полотна Счастья.

И вот моток Нитей Удачи вернулся ко мне. Мы все связаны друг с другом Нитями Удачи! И теперь пора приступить к ткачеству. Как вы понимаете, Полотно Счастья состоит из того, что неизменно связывает всех нас. С какими мыслями, желаниями, чувствами и эмоциями мы будем ткать это полотно, таким оно и “выйдет” из наших рук. Переплетение нитей в Полотне может быть самым разнообразным, причудливым. Но помните, для того чтобы полотно получилось прочным, Нити Удачи должны оказаться на пальцах каждого “ткача” в приблизительно равных количествах. Передавать моток вы можете любому участнику, при этом произносите добрые и теплые слова в его адрес. Пример: Возьми, Алла, этот моток с пожеланиями радости и света!…..”

Тренинг продолжается до тех пор, пока не закончится нить. При необходимости ведущий сам направляет моток тому участнику, которого обходят стороной, открывая для всех участников его духовны и творческий потенциал, искренне восхищаясь его достоинствами. Иногда же бывает достаточно упоминания о необходимости создать прочное полотно, без дыр и прорех.

Шаг 3.

Ведущий: “Сбылась давняя мечта человечества” Мы с вами создали Полотно Счастья! Оно реально существует, “трепещет”, и “живет” в наших руках. Что вы чувствуете, держа его в руках? Что оно вам напоминает? О, это причудливое переплетение нитей! Рассмотрите его, пожалуйста, внимательно, не торопясь, не упуская никаких деталей. Ведь в ваших руках чудо!”

Участники тренинга делятся своими впечатлениями.

Ведущий: “Если мы поднимем наши руки вверх, то сможем рассмотреть это звездное небо над нашими головами. Ведь это то небо, которое дарит нам возможность увидеть самую яркую звезду или созвездие.

Ведущий: “А теперь опускайте Полотно Счастья на пол, только очень осторожно, аккуратно, не запутав нитей. Теперь это карта местности, или страны. Здесь есть реки, горы, равнины. Это карта Страны Счастья! А кто из нас не мечтает побродить по стране счастья? Для этого аккуратно освободите свои пальцы от нитей. Старайтесь не нарушать форму их переплетений, чтобы не погубить страну. Я вижу, что ваши руки свободны. И мы можем отойти на некоторое расстояние, чтобы рассмотреть эту страну с различных точек и сторон. Я предлагаю вам обойти ее, исследуя каждый уголок Страны Счастья. Удивительная страна"”Сколько тайн хранит она, сколько открытий! И в каждой ее тайне, в каждом ее открытии – опыт, мудрость, любовь ее жителей. Нас  с вами!

        Мы ходим вокруг страны, а ведь можно пройти по ней, по нашему Полотну Счастья. Можно не только побродить по ней, но и забраться на самую высокую гору, искупаться в морях и озерах, собрать цветы на ее лугах…Но только помните одно: Жизнь страны в наших руках!”

Звучит приятная, спокойная мелодия. Участники группы поочередно аккуратно ходят по Стране Счастья, поднимая ноги так, чтобы не сбить переплетения нитей. Когда все совершили свое путешествие по Стране Счастья, можно предложить участникам обменяться впечатлениями от игры: где вам удалось побывать? Что почувствовать? что нового узнать о себе и других?

Шаг 5.

Ведущий: “У наших ног Полотно Счастья. Как не хочется с ним расставаться! Но пришло время отправиться из Сказочной Страны в реальный мир. Но это полотно ваше. Вы можете забрать его, оно ваше – одно на всех. Его можно разрезать на кусочки, и эти кусочки полотна раздать всем! Эти нити уже стали вашими личными талисманами, оберегами. Вы можете придать им любой образ, хранить или носить где только пожелаете. Главное помните: это Нити нашей Удачи, Счастья, Добра и Успеха!!!

Обсуждение.

Прощание.

Литература:

  1. Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5-11-х классов общеобразовательной школы -Мартынюк Е.В.
  2. Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
  3. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
  4. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
  5. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
  6. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
  7. Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
  8. Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
  9. Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
  10. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
  11. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Москва, 1998.
  12. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я» Москва, 2005.
  13. Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
  14. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.
  15. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб.: 2004.
  16. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: 2004.
  17. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов. – Екатеринбург, 1998.
  18. Немов, Р. С. Психология. - Т. 1. - 1999.
  19. Немов, Р. С. Психология. - Т. 2. - 1999.
  20. Немов, Р. С. Психология. - Т. 3. - 1999.
  21. Сартан, Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. - М.: 1999.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы литературного клуба «Зеленая лампа».

Программа содержит материал для учащихся 5-11 класса, где предусматриваются индивидуальные занятия и задания для учащихся разного возраста с учетом особенностей художественного вкуса....

Программа работы экологического клуба "ЭКОС" на 2013-2014 уч. год

Данная  работа  содержит программу, план мероприятий  и методические разработки некоторых занятий по организации и  реализации деятельности экологического клуба  и предназначе...

Программа работы литературного клуба «Читаем, думаем, спорим…»

Пояснительная записка.С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт ...

Программа работы Биологического клуба "Друзья природы"

Биологический клуб - добровольное объе­динение школьников, которые стремятся совершенствовать свои знания в определенной отрасли биологии, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки ...

Программа работы кружка "Клуб интернациональной дружбы"

Матриал разработан для учащихся 11-13 лет с целью повышения мотивации к изучению английского языка в рамках предметного кружка....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...