Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы
методическая разработка по психологии ( класс) на тему
Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность психолога по организации адаптивного пространства общеобразовательной школы
Тарасова О.М.,
Педагог-психолог МОУ СОШ №2 г. Усть-Кут.
В 2005-2006 учебном году школа вошла в состояние психолого-педагогического образовательного эксперимента по модернизации методической службы, необходимой для дальнейшего функционирования и развития школы. Прообразом стала адаптивная школа (далее АШ) Е.Ямбурга [6]. Были созданы проектные команды, руководство одной из них «Мы – вместе!» по созданию теории и методики АШ было поручено мне методическим советом школы. В группу вошли 19 педагогов, преподающих разные области знаний.
Актуальность создания адаптивного образовательного пространства в нашем случае связана с социальными условиями проживания в малом городе, а это: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, ещё достаточно высокий уровень безработицы, малый прирост населения, и, как следствие снижение количества учащихся в школе. Поэтому возникла необходимость в повышении конкурентноспособности общеобразовательного учреждения, способного к своевременному адекватному реагированию на изменение демографической, социокультурной и образовательной ситуации при удержании основных базовых ценностей школы.
Поэтому при разработке стратегии, за основу были взяты базовые черты АШ:
- АШ – это образовательное учреждение с наличием неоднородного (гетерогенного) состава учащихся.
Один из создателей АШ Е.А.Ямбург полагает, что в ней должно быть место каждому ребёнку, вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей [7].
При анализе ситуации в нашей школе, был сделан вывод, что состав обучающихся достаточно неоднороден. Дети посещают общеобразовательные классы, классы развивающего обучения, специальные коррекционные классы VII и VIII вида, есть профильный класс и классы довузовской подготовки.
В связи с миграцией населения в школе довольно неоднородный национальный состав обучающихся, с особенностями речи и традиций народов не только России, но и Бурятии, Закавказья, Средней Азии и др. Всё это требует от педагогического коллектива знания личности каждого обучающегося, умения слышать и воспринимать, т.о. было выбрано главное стратегическое направление школы: не школьник адаптируется к школе, а школа адаптируется под ученика [6].
- Сохранение психического и физического здоровья обучающихся.
В нашей школе, как и в других, существует проблема, связанная со здоровьем школьников. Мы полагали, что внедрение основ АШ поможет облегчить существующую проблему.
Цели деятельности проектной группы:
Воспитание способностей каждого педагога стать полноценным участником учебного процесса в АШ, умеющим реализовать идею вариативного образования в рамках одной школы.
- Разработать компоненты адаптивности учебно-познавательного процесса для создания системы преемственности адаптивного пространства школы.
3. Задачи:
- Повышать мотивацию педагогов для составления оптимальных комбинаций учебно-образовательных технологий, адекватных конкретному контингенту учащихся.
- Создать адекватную систему психолого-педагогического сопровождения АШ, включающую в себя: диагностику процессов, коррекционную педагогику, консультативную работу, экспертную деятельность, просветительскую работу с участниками образовательного процесса.
- Изучить методологическую основу, программно-методическую базу, понятийный аппарат АШ.
- Приобретать навыки эффективного взаимодействия в команде, уметь находить конструктивные решения в проблемных ситуациях.
- В адаптивной системе применение различных методов ставить на прочную рефлексивную основу, где методы выбираются не случайно, а в тесной связи как с разноуровневым содержанием, так и с избранной педагогической технологией.
Эти задачи мы решали в трёх уровнях, в трёх ступенях обучения, каждая из которых соответствует определённому возрасту воспитанника.
В целом, к 9-ому классу у наших ребят складывается правильное представление о своих возможностях и способностях, и, как следствие этого, в 10-ом классе мы встречаемся с теми из них, кто решил продолжить учёбу в ВУЗах. Очень важна и психологическая готовность к сдаче ЕГЭ. Учащиеся приобретают её на психологическом тренинге по подготовке к единому государственному экзамену. Поэтому уровень подготовленности, адаптивные возможности у наших старшеклассников высокие.
Проектная группа, как новая организация совместной коллективной деятельности, положительно сказалась и на развитии межличностных отношений педагогов. Каждому из них предоставлялся статус лица, принимающего решение, и каждый был заинтересован в результатах как своего собственного, так и общего труда. Возникала ситуация коллективного успеха, оказывающая положительное воздействие на характер взаимоотношений между педагогами.
К выходу эксперимента на финишную прямую проектной группой была проделана достаточно серьёзная работа, которая была представлена на итоговом педсовете как пошаговая модель.
Модель деятельности
проектной педагогической команды «Мы – вместе!»
1-й шаг: 1. Анализ ситуации и собственно проект с этапами реализации:
- Теоретический. 2006-2007 учебный год.
Предполагал теоретическое изучение поставленной проблемы, овладение навыками исследовательской работы, подведение методологической основы, осмысления результата деятельности, разработку конспектов уроков по методике адаптивной школы, воспитание профессиональной активности педагога.
- Практико-ориентированный. 2007-2008 учебный год.
Апробирование новой методики преподавания.
- Заключительный. 2008-2009 учебный год.
Повсеместное внедрение новых технологий в практику работы школы.
2-й шаг: Тренинговая работа с педагогами (психологический аспект) [3].
В течение эксперимента педагогический коллектив прошёл через систему тренингов: командообразования, педагогической осознанности, успешности. Тренинг командообразования был первым и поэтому очень значимым, его целью стало формирование команды, т.е. достижение такого состояния группы, когда она способна наиболее эффективным способом решать различные задачи:
- Осознание участниками ведущей роли стратегии сотрудничества.
- Освоение технологий группового принятия решений.
- Выявление преимуществ ситуативного лидерства в совместной деятельности, раскрытие свойств каждого участника.
- Представление возможностей каждому участнику продемонстрировать и использовать свои личные сильные качества в групповой работе.
- Осознание членами группы своего положения, репертуара ролей и стратегии поведения в групповой деятельности, соотношение и взаимозаменяемость ролей.
Программа тренинговой подготовки педагогов к инновационной деятельности позволила:
- Создать команду единомышленников, творчески работающих над созданием системы АШ.
- Повысить самооценку.
- Снизить уровень тревожности и оценить профессиональные творческие способности.
- Повысить мотивацию достижения успеха в профессиональной деятельности.
3-й шаг: Изучение методики, структуры, критериев работы АШ (педагогический аспект: формирование информационного пространства) [1].
Cодержание деятельности:
- Составление глоссария – профессионального словаря.
- Составление понятийного аппарата проблемы.
- Изучение педагогических технологий АШ [4].
- Критерии урока в АШ.
- Структурные элементы учебного занятия.
- Анализ и самоанализ урока в АШ.
- Изучение педагогических технологий, возможных в применении АШ.
- Изучение вопроса «Управление в АШ».
4-й шаг: Овладение методикой, структурой, критериями работы АШ (педагогический аспект: практика).
Содержание деятельности:
- Педсовет «АШ: теоретический аспект».
- Методический день «На пути к модели АШ».
- Участие в смотрах-конкурсах, городских семинарах, согласно темы инновационной деятельности.
- Осуществление ППС всех ступеней обучения.
- Моделирование урока в АШ и представление его через систему открытых уроков [5].
5-й шаг: Создание авторских, адаптированных программ, элективных курсов (экспертный аспект).
Работа над авторской программой («Я+ТЫ+ОН+ОНИ=МЫ»).
- Создание элективных курсов
- Работа над адаптированными программами
- Методические рекомендации по преподаванию в АШ.
6-й шаг: Культура педагогической рефлексии, как результат осознанной профессиональной педагогической деятельности (рефлексивно-технологический аспект) [2].
Вопрос «Культура педагогической рефлексии» изучался группой в течение шести месяцев и был представлен педагогическому коллективу в виде психологического марафона, состоящего из трёх этапов:
- 25 ноября 2008г. – лекционный блок: Социальная перцепция. Педагогическая эмпатия. Рефлексия.
- 02 декабря 2008г. – рефлексивно-перцептивный тренинг «Естественное присоединение».
- 16 декабря 2008г. – презентация проекта технологии «Культура педагогической рефлексии».
- Прожив три года в состоянии эксперимента, участники проектной команды подтвердили заключение Реана и Коломинского [3] о том, что при построении АШ происходит серьёзная «психологизация» учебного пространства: В психологии личности ведущей является мотивация. Мотивы определяют жизненные объективные значения, придают им личностный смысл. И если эти значения будут чужды личности, то они отвергаются ею, не усваиваются. Таким образом, происходит обратный процесс. В ходе обратного процесса знания «психологизируются», приобретают индивидуальную окраску и через столкновение личностных смыслов вновь преобразуются в объективные значения.
На схеме это выглядит следующим образом:
столкновение личностных смыслов, различных точек зрения в виде полемики, дискуссии, совместной деятельности
равнозначно
это и является необходимой формой организации учебного процесса АШ,
отличной от традиционной
- С деятельностью у личности всегда связаны переживания. Личность нельзя понимать вне мотивов, эмоций и личностных смыслов. Поэтому, в условиях АШ выстраивается система эмоциональной саморегуляции как обучающихся так и педагогов.
- В АШ используются различные методы и принципы организации учебной деятельности от проблемно-поисковых до репродуктивных.
- Формы учебных занятий также разнообразны: от традиционных до интерактивных. Все они подчиняются алгоритму учебного занятия в АШ [5].
- Мотивирующее начало.
Это проблемная ситуация, личностная ситуация. В создании её большую роль играет творческая индивидуальность учителя. Задание вокруг слова, рисунка, воспоминания, волнующее детей, неожиданное, загадочное, но обязательно личностное. Демонстрация опыта, фотографий, картины и т.п.
- Моноконструкция.
Это индивидуальная работа над заданием: текстом, звуками, моделями, красками, своё видение проблемы, создание гипотезы, решения, стиха, текста, проекта, рисунка, - предполагающая свободу в выборе пути, способа решения, права на ошибку. Учитель наравне с детьми решает задачу.
- Социоконструкция.
Это работа в малых группах: где парная работа сменяется групповой. Дети обмениваются решениями, обсуждают, сопоставляют, сверяют, оценивают и корректируют, самореализовываются.
- Социализация.
В процессе самообучения во взаимодействии происходит социализация ученика. Группа «заражает» его творческим поиском, происходит формирование гражданина.
- Информационный запрос.
Возникает в результате кризиса компетентности, когда не хватает знаний, умений. Появляется потребность в использовании учебников, словарей, справочников, и т.д. Поиск, совместная работа, обмен идеями и решениями приводит к озарению, пониманию. И торжествуют новые знания.
- Рефлексия – последний этап.
Это самоанализ, движение собственной мысли, чувства, знания. Анализ своего пути познания, успеха и неудачи в каждом этапе. Высказывается каждый ученик, и учитель строит с учётом этих высказываний следующий этап работы, ведущий к новому знанию.
- К завершению эксперимента педагогический коллектив стал осваивать культуру педагогической рефлексии. Учебный процесс в АШ абсолютно рефлексивен. Он рассматривается в отношениях: «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-администрация».
- Программы психолого-педагогического сопровождения (ППС) являются неотъемлемой частью адаптивного учебного пространства. ППС охватывает все стороны деятельности учащихся, взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями. Особая роль в сопровождении отводится взаимодействию с родителями: вводятся новые виды и формы родительских собраний (например, психотехника эмоционального соучастия), открылся родительский клуб и школа.
- Работа в адаптивном пространстве предполагает пристальное внимание к состоянию здоровья детей, выражающееся в подборе соответствующих образовательных программ, в продуманном ППС, во взаимодействии учебных, социальных и медицинских составляющих образовательного учреждения. К концу эксперимента состояние здоровья обучающихся улучшилось не только на десятые доли (что само по себе уже положительный результат), но и на единицы. Стало понятно, что все усилия, прилагаемые всеми в ходе экспериментальной работы были достаточно эффективными. Но проблема в том, что здоровье детей – категория непостоянная, изменчивая и капризная. Для решения данной проблемы необходимо разработать отдельную целенаправленную систему деятельности по сохранению и улучшению здоровья детей. На основе данной системы можно влиять на процесс здоровьесбережения: корректно вмешиваться, контролировать, изменять в сторону положительной динамики.
Вначале эксперимента я представляла себя путником, который шагнул за порог и с любопытством рассматривает извилистую дорогу, исчезающую за горизонтом. Иногда художником, зашедшим в свою мастерскую, чтобы начать новую работу, контуры которой только едва-едва наметились в воображении. Замысел был неясен. Трудно было представить, что он начнёт воплощаться в жизнь, будет реализовываться, и даже приобретёт конкретные формы. Что «процесс пойдёт» и это будут не наброски на разграфлённой бумаге, а определённая траектория движения, по которой можно будет судить и об основных ориентирах, важнейших приоритетах и осязаемых результатах.
Результаты развития школы по адаптивной модели:
- Полное отсутствие отсева учащихся в начальной и основной школе, что свидельствует об их адаптации к учебному процессу;
- Почти полную ликвидацию второгодничества, за исключением тех случаев, когда продление сроков обучения рекомендуется специалистами дефектологами, психологами, медиками;
- Ежегодное продолжение обучения в старшей школе 87-89% учащихся. Учащиеся, имеющие серьёзные проблемы в развитии, будучи социально адаптированы, после окончания основной школы трудоустраиваются. Продолжение обучения в ВУЗах 94-96% учащихся, окончивших старшую школу. Высокие результаты обучения выпускников школы в высших учебных заведениях;
- Отсутствие серьёзных правонарушений учащихся;
- Тенденция к снижению хронических патологий среди учащихся;
- Рост профессионального педагогического мастерства педагогов и сотрудников школы:
- Умение применять полученные знания;
- Обладать богатой педагогической инновационной лексикой и умело ей пользоваться;
- Гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- Генерировать новые идеи;
- Умение строить любые коммуникации;
- Грамотно работать с полученной информацией.
Литература:
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы.-Москва. Издательство «ACADEMA». 2001.
- Ковалёв Б.П. Развитие и коррекция педагогической рефлексии учителя.-В кн.: Практическая психология./Под.ред.С.В.Кондратьевой.-Мн.,1997г.
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология.-СПб.,1999г.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.-НИИ школьных технологий,т.1,т.2. 2006.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. Москва.Центр-«Педагогический поиск». 2002.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация).-М.:Новая школа, 1997.-352с.
- Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе (Фрагменты из книги).-Перемены: Педагогический журнал, №2 2001.-с.45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"
Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
физическое воспитание в формировании культурно-образовательного пространства общеобразовательной школы
Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностно...
«Инновационная деятельность Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №91 с углубленным изучением отдельных предметов по проектированию здоровьеформирующего пространства»
Данная статья раскрывает работу инновационной площадки МБОУ СОШ №91 "Инновационная деятельность на основе реализации здоровьеформирующих педагогических технологий в образовательных учреждениях г...
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....
Приказы об организации инновационной деятельности в образовательных организациях Ельниковского района в 2020-2021 учебном году
На базе ОО Ельниковского района организованы новые инновационные площадки и продолжилась практическая реализация уже созданных площадок....
Реферат на тему: “ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Материал предназначен для всех педагогов....