"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"
статья по теме

Бимуханова Альбина Куспановна

Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konferenciya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Администрация и педагогический коллектив ГБСКОУ АО "Харабалинская СКОШИ VIII вида"пришли к выводу, что в настоящее время необходимо постепенно отходить от теории "всеобщей занятости", где "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало", к системной методической работе. Во главу угла должно быть поставлено изучение результатов и и всеобщего эффекта внеурочной деятельности. Были созданы авторские программы для кружковой деятельности и проведен  мониторинг для каждой из них. Так, например, в настоящее время проходят занятия в следующих творческих объединениях: "Планета детства", "Краеведение", "Волжанка", "Бисероплетение", театральная студия "Этюд", "Театр моды", "Сказка своими руками" и другие.

     Большое внимание в дополнительном образовании уделяется анализу трех типов результатов, которые являются основными для внеурочной деятельности: ознакомительные знания; приобретение базовых устойчивых навыков и предпрофильные и профессиональные знания, умения, навыки.

      Коллектив преподавателей школы - интерната, занимающихся внеурочной деятельностью и пропагандирующих принципы здорового образа жизни, хорошо понимает, что воспринять истинную ценность здорового образа жизни каждый отдельный ребенок может только, если все это положительно оценивается детским коллективом. Поэтому вся оздоровительная работа ведется по нескольким направлениям одновременно, т. е. одновременно с духовно - нравственным, физическим, патриотическим, краеведческим и т. д. В этом отношении коллектив Харабалинской СКОШИ тесно взаимодействует с кафедрой САиЗ АИПКП, одним из результатов чего и является данная статья.

   Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей школы является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого ученика.

Основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ города, округа, школы.

   Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.

    Поэтому педагоги и администрация школы сочли необходимым подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе начата разработка комплексного подхода и воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни.

     Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» спланирована, имеет цели и задачи.

В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье школьников, но и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.

    Наша школа в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий опирается на следующие подходы к воспитанию учащихся:

1.        аксиологический – «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )

2.         личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,

3.        гуманистический – поддержка и защита ребенка( социальная, правовая, педагогическая, медико-психологическая ),

4.        системный – вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы.

    Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и к различным заболеваниям, в том числе и психическим. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.

    Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными воспитателями, социальным педагогом и психологами в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

    Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям опирается на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.

    В школе дети не только учатся, но и питаются, посещают экскурсионные мероприятия, гуляют, отдыхают. Большое внимание отводится прогулкам на свежем воздухе, прогулки проводятся ежедневно. Каждый класс посещает не менее 2 экскурсий в месяц.

Взаимоотношения с учителями строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учителя школы ставят при проведении уроков и воспитательные задачи – формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе.

    Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

    Творчески организована спортивная работа с учащимися, проводятся спортивные  соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья – в основном на свежем воздухе, чтобы учащиеся могли отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку, это могут быть и спортивные игры, и обычные прогулки. Так же в каникулярное время все учащиеся бывают на свежем воздухе – классными руководителями организуются соответствующие мероприятия, например, экскурсионные поездки в заповедники, прогулки по нашему микрорайону, прогулки по Москве и Московской области.

    Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. Помещения, в которых занимаются учащиеся, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру.

    Большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися и их родителями. В школе создана и успешно реализуется программа профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни.

    В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.

Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

    Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные воспитатели рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

    Классными воспитателями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классный воспитатель рассказывает детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

    Мы уже можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.

Все учащиеся признают, что курить вредно, сами они не курят и рекомендуют своим сверстникам из других школ бросить эту вредную привычку.

Поэтому работу в этом направлении следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация питания учащихся в школе-интернате

Родительское собрание на тему: "Организация питания учащихся в школе-интернате"....

Организация самоподготовки в условиях школы-интерната

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков  воспитанников....

организация самоподготовки в условиях школы интерната

     Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные задания в...

"Организация самоподготовки в условиях школы-интерната "

laquo; ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ    ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО – ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»   "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ"  "ЧЕСНОЧОК&qu...

"Создание здоровьесберегающей среды в школе - интернате"- выступление на школьной научно - практической конференции.

В коррекционном образовательном учреждении обучаются дети с ОВЗ. Кроме того, многие из них подвержены вредным привычкам. Режимные моменты, внеклассные мероприятия, учебная деятельность должны быть про...

СТАТЬЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В современном образо...


 

Комментарии

мне понравилась ваша статья,спасибо! Но есть одно "но"- то что не все родители идут навстречу педагогу.Подобную работу по здоровому образу необходимо проводить совместно со школой,социальной защитой, органами опеки и КДН.

Бимуханова Альбина Куспановна

я с вами согласна. спасибо за отзыв.