Перспективные профессии и ориентации учащихся
классный час по психологии (9 класс) на тему

Молокова Жанна Викторовна

В процессе профессионального самоопределения необходимо ocoбое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_sobranie_9_klass.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Перспективные профессии и ориентации учащихся» 9 класс

Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.

 Задачи:

 1. Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.

 2. Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.

3. Показать, какие профессии являются перспективными в современном российском обществе.

 Предварительная подготовка: А) Методика «Мои ценности» (изучение ценностей учащихся класса).

Инструкция для учащuxся: На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не надо. Перед тобой список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то кажется очень значимым, например, иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то - уверенность в себе, хорошую работу и т. д. Это совершенно нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны. Прочитай внимательно список и подумай, что же для тебя имеет самое большое значение. Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем). Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее. В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.

Список ценностей

 1. Хорошее образование.

2. Хорошая работа и карьера.

3. Счастливая семья

4. Слава.

5. Деньги, богатство.

6. Дружба.

7. Достижения в искусстве, музыке, спорте.

8. Уважение и восхищение окружающих.

9. Наука как познание нового.

10. Хорошее здоровье.

11. Уверенность в себе и самоуважение.

 12. Хорошая пища.

13. Красивая одежда, ювелирные украшения.

14. Власть или положение.

 15. Хороший дом, квартира.

16. Сохранение жизни и природы на Земле.

17. Счастье близких людей.

 18. Благополучие государства.

 Обработать этот небольшой массив данных можно с помощью таблицы.

Ценности

Номер ценности в ответах

Сумма номеров (ранг)

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Хорошая работа и карьера

 Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба

Достижения в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть или положение

 Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Графу «Ценности» составляет список, с которым работали дети.

 В графу «Номер ценности в ответах» вносятся те номера (места), на которые поставили эти ценности подростки в своих ответах. Если, например, в этой методике принимали участие 20 учащихся, то напротив каждой ценности должно стоять 20 разных номеров.

Чтобы заполнить третью графу, подсчитайте сумму номеров, стоящих напротив каждой ценности. Чем меньше сумма, тем большую значимость имеет данная ценность для подростков вашего класса (группы). Чтобы результаты были более наглядными, напишите еще раз список ценностей, поставив на первое место ту, которая получила наименьшую сумму номеров (в ответах подростков эта ценность занимала первые места).

На второе место ту, которая имеет следующее наименьшее значение. И так далее. На последнем месте, естественно, будет ценность с наибольшей суммой номеров. Это значит, что ребята ставили ее в своих выборах на последние места.

Б) Методика «Престижные профессии». Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

 1. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии, это ...

2. В будущем я, наверное, получу профессию ... , потому что ...

Ход собрания

1. Водное слово классного руководителя. Обратите внимание на прекрасные слова философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него никакой ветер не будет попутным». Эти слова еще раз подчеркивают важность выбора правильного пути. Сегодняшнее собрание посвящено такой проблеме: наши дети-подростки уже имеют какую-то сложившуюся систему ценностей, представления о своей будущей жизни. Они понимают, что для достижения своих целей необходимо иметь хорошую профессию и образование.

 Однако учащиеся очень плохо представляют себе, какие профессии в будущем будут востребованы, какие личностные и профессиональные качества понадобятся им для достижения успеха. Впрочем, эти вопросы настолько сложны, что и немногие взрослые знают на них ответы.

2. Анализ результатов методики «Мои ценности». Реальные жизненные ценности - основа воспитания, без их тщательного изучения и знания невозможно воспитывать молодежь. Но они только опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в этой жизни, дать толчок к духовному саморазвитию. Давайте проанализируем, какие ценности преобладают среди детей нашего класса.

3.  Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация».

 В процессе профессионального самоопределения необходимо ocoбое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.

Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профессиональной ориентации молодежи подчеркивают необходимость подготовки в современных, общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспоса6ливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Неизбежны и такие социально-экономические последствия рынка, как безработица, формирование новых хозяйственных структур (государственных и частных); необходимость переподготовки и переучивания кадров. Поэтому не все работники на протяжении трудовой жизни будут иметь постоянно оплачиваемую работу, связанную с одной и той же специальностью. Предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, проявляя предпринимательскую активность уметь самореализоваться в разных видах общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

- динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессиЙ. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости;

- смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой- либо профессий, а несколькими смежными профессиями.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного про- фессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоuзменениu.

4. Анализ результатов методики «Престижные профессии». Информация по результатам опроса.

5. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это - не знают. Им явно не хватает информации о том, как тот или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) Финансово-экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4)архитектура,дизайн,художественноетворчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженернотехническая деятельность; 8) промышленное производство. 

Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодежи связаны, в первую очередь, с финансово-экономической и правовой сферами деятельности. Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, среди специалистов резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производств, цехов, мастеров. Все более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям

Экономист, юрист - знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий (спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности.

 В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится все большая  невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что минимизирует реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии.

Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии; а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и др.

 Как видим, выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается выпускниками средних школ, исходя из идеальных представлений о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему времени стала широко доступной в большинстве городов страны.

6. Типичные ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются, в основном, под воздействием родителей (иногда – учителей). Очень часто от них можно услышать примерно следующее: «Я ему (ей) сказала: главное- получи высшее образование, потому что без него сейчас никуда. А потом – делай что хочешь!» Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда может не пригодиться. Безусловно, высшее образование очень важно, но иногда по тем или иным причинам нет возможности или необходимости сразу после школы поступать в вуз. В этом случае есть и другие варианты построения карьеры: школа- учреждение начального профессионального образования или профессиональные курсы - среднее специальное учебное заведение (колледж, техникум) - ВУЗ. При такой схеме есть возможность в течение относительно короткого времени получить определенную специальность и более точно определиться с выбором вуза. В зависимости от конкретной ситуации некоторые компоненты схемы (за исключением обучения в школе) могут «выпадать».

2. Предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия – актер?!»).

3. Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

4. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

5.  Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. В последнее время весьма популярной (особенно среди девушек) является профессия психолога. Свой выбор они объясняют, как правило, тем, что «любят общаться с людьми и давать разные советы друзьям». При этом упускается, что работа психолога – не только приятная (кстати, не всегда приятная!) беседа, но и сложный, кропотливый анализ явлений, ситуаций, большой объем «бумажной», документальной работы.

6. Низкая информированность о мире профессий, о востребованности и перспективах той или иной профессии. Иногда очень сложно выбрать, когда не знаешь, из чего выбирать. В настоящее время появляется много новых специальностей, а иногда за модным названием прячется что-то давно известное. К тому же неизвестно, смогут ли юноша или девушка, получившие специальность, в дальнейшем найти работу. Так, сейчас одним из популярнейших факультетов в разных вузах является юридический. Однако, рабочих мест по этой специальности гораздо меньше, чем желающих быть юристами. Поэтому, выбирая специальность, подумайте, насколько легко будет потом трудоустроиться.

7. Влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является мнение окружающих о профессии, то, насколько она является «модной». Опасность таится в незнании особенностей той или иной профессии. На деле она может оказаться не такой привлекательной и интересной. Так, старшеклассник говорит: «Я уже выбрал профессию. Хочу быть менеджером.» На вопрос консультанта: «А чем ты будешь заниматься на своём рабочем месте?» не очень уверенно отвечает: «Ну… У меня будет свой офис, отдельный кабинет, люди в подчинении…». О содержании работы, как видите – ни слова. О том, что менеджеры бывают разные – по персоналу, по продажам и т. д., юноша тоже слышал впервые.
8. Несамостоятельность выбора профессии. Может случиться так, что мы, взрослые, руководствуясь благими намерениями, можем оказать выпускнику «медвежью услугу», переложив на себя всю ответственность за их выбор. Иногда нам кажется, что мы сделаем этот выбор лучше – у нас больше знаний, жизненного опыта. На консультацию пришла девушка-одиннадцатиклассница. Точнее, её привела бабушка со словами: «Мы хотим поступать на экономику. Скажите, какой институт лучше выбрать.» При разговоре с девушкой выяснилось, что экономика привлекает бабушку, а не её. Сама она хорошо рисует, и хотела бы получить профессию в сфере искусства. Более того, она уже позаботилась о месте работы, планируя совмещать работу с обучением. Нетрудно предположить, насколько девушка была бы «довольна» своей работой, если бы ей пришлось работать в сфере экономики, прямо противоположной её интересам.


9. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Бывает, что какой-то предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако, следует внимательно проанализировать свой интерес. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или, например, девушка очень любит литературу и собирается в педагогический вуз по этой специальности, упуская из виду тот факт, что не умеет и не любит общаться с детьми. В таких случаях можно рассмотреть другие специальности, связанные с интересующим предметом.

10. Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).


11. Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, уровне подготовки). Речь идёт о случаях, когда старшеклассник находится в растерянности – не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этих случаях можно обратиться к специалисту-психологу, который проведёт квалифицированную консультацию, тестирование и поможет определить, к какой профессиональной деятельности больше склонны юноша или девушка.

12. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

13. Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии.

7. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни. Прежде чем выбирать профессию, ответьте на вопрос Что Вы ожидаете от своей будущей профессии, и, соответственно, что именно нужно изучать и оценивать в процессе выбора. Существует три главных критерия, которым должна соответствовать профессия, чтобы не принести разочарования:
- профессия должна быть интересной, соответствовать Вашим желаниям, склонностям; 
- соответствовать Вашим возможностям (уровню здоровья, квалификации и способностям); 
- открывать перспективу трудоустройства по специальности.

8. Решение проблемных вопросов. Диспут. 

Каждой группе предлагается проанализировать проблемную ситуацию и дать рекомендации, другие группы могут участвовать в диспуте. 
1. Ученица 9 класса не может определить свою будущую профессию. Она любит рисовать, читать, сочинять стихи, предпочитает одиночество, не любит шумных компаний. Девушка склоняется к тому, чтобы выбрать профессию экономиста, т.к. все ее подруги собираются поступать на факультет экономики. А для нее мнение подруг очень важно, и она не хочет оказаться одна в незнакомом обществе. Подскажите правильный выход. 

2. Родители Виктора – потомственные врачи. В их роду много тех, кто связал свою жизнь с медициной. Родственники не сомневаются, что Витя должен стать врачом. А он увлекается музыкой, танцами, прекрасно играет на сцене и не прочь заняться этим профессионально. Медицина его не привлекает, хотя к мнению родных он всегда прислушивается. Как ему быть? 

3. В семье Ивановых 2 сына. Петя имеет два высших образования, благополучно работает. Андрей никогда не хотел учиться, не старался. Кое-как закончив школу, он никуда не поступал. Сменив много мест работы (грузчик, рабочий) юноша понял, что без учебы не будет хорошей работы и закончил курсы мотористов. Впоследствии он открыл ремонтную мастерскую. Сейчас, в 40 лет он имеет неплохой достаток. Все ли правильно в жизни Андрея? 

После обсуждения всех ситуаций психолог подводит итоги.

 Странное дело, а может быть, нет.

Жил был когда-то на свете художник

Был он художником 45 лет,

Но про него говорили – сапожник.

Странное дело, а может быть, нет

Жил был на свете когда-то сапожник.

Был он сапожником 70 лет,

Но про него говорили – художник.

Обсуждение этого стихотворения. Профессия и призвание- что это? Одинаковы ли эти понятия? 

 9. Заключительное слово классного руководителя. В современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональнойустойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и к переквалификации и самое главное - повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.


Список ценностей                                     Ф.И.учащегося________________, класс________

 Хорошее образование.

Хорошая работа и карьера.

Счастливая семья

Слава.

Деньги, богатство.

Дружба.

Достижения в искусстве, музыке, спорте.

Уважение и восхищение окружающих.

Наука как познание нового.

Хорошее здоровье.

Уверенность в себе и самоуважение.

Хорошая пища.

Красивая одежда, ювелирные украшения.

Власть или положение.

 Хороший дом, квартира.

Сохранение жизни и природы на Земле.

Счастье близких людей.

 Благополучие государства.

Список ценностей                                   Ф.И. учащегося__________________, класс________

 Хорошее образование.

Хорошая работа и карьера.

Счастливая семья

Слава.

Деньги, богатство.

Дружба.

Достижения в искусстве, музыке, спорте.

Уважение и восхищение окружающих.

Наука как познание нового.

Хорошее здоровье.

Уверенность в себе и самоуважение.

Хорошая пища.

Красивая одежда, ювелирные украшения.

Власть или положение.

 Хороший дом, квартира.

Сохранение жизни и природы на Земле.

Счастье близких людей.

 Благополучие государства.

Список ценностей                                   Ф.И. учащегося___________________. класс________

 Хорошее образование.

Хорошая работа и карьера.

Счастливая семья

Слава.

Деньги, богатство.

Дружба.

Достижения в искусстве, музыке, спорте.

Уважение и восхищение окружающих.

Наука как познание нового.

Хорошее здоровье.

Уверенность в себе и самоуважение.

Хорошая пища.

Красивая одежда, ювелирные украшения.

Власть или положение.

 Хороший дом, квартира.

Сохранение жизни и природы на Земле.

Счастье близких людей.

 Благополучие государства.

1. Ученица 9 класса не может определить свою будущую профессию. Она любит рисовать, читать, сочинять стихи, предпочитает одиночество, не любит шумных компаний. Девушка склоняется к тому, чтобы выбрать профессию экономиста, т.к. все ее подруги собираются поступать на факультет экономики. А для нее мнение подруг очень важно, и она не хочет оказаться одна в незнакомом обществе. Подскажите правильный выход. 

2. Родители Виктора – потомственные врачи. В их роду много тех, кто связал свою жизнь с медициной. Родственники не сомневаются, что Витя должен стать врачом. А он увлекается музыкой, танцами, прекрасно играет на сцене и не прочь заняться этим профессионально. Медицина его не привлекает, хотя к мнению родных он всегда прислушивается. Как ему быть? 

3. В семье Ивановых 2 сына. Петя имеет два высших образования, благополучно работает. Андрей никогда не хотел учиться, не старался. Кое-как закончив школу, он никуда не поступал. Сменив много мест работы (грузчик, рабочий) юноша понял, что без учебы не будет хорошей работы и закончил курсы мотористов. Впоследствии он открыл ремонтную мастерскую. Сейчас, в 40 лет он имеет неплохой достаток. Все ли правильно в жизни Андрея? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Перспективные профессии и ориентации учащихся"

Презентация по профессиональному самоопределению...

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

«Опыт работы по профессиональной ориентации учащихся на профессию полицейского»

Публикация по патриотическому воспитанию для учащихся в старших классах...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Родительское собрание «Перспективные профессии и ориентации учащихся».

Родительское собрание дает родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся; позволяет скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся и их родителей; показать, какие профессии явл...

«Профессиональная ориентация учащихся выпускных классов и популяризация специальностей ВПО и СПО» классный час в 7 классе на тему «Выбор профессии»

Одним из важнейших вопросов в жизни каждого человек является вопрос о его профессиональной карьере, о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню про...

Список самых перспективных профессий в России в ближайшие 10 лет

Список востребованных профессий в ближайшие 10 лет в России...