Совесть
классный час по психологии (7, 8 класс) на тему
Разработка занятие для средней школы, по теме "Совесть".
Цель: Познакомить детей с понятием "совесть", формирование ответствености за свои дейстия и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_dlya_8_kl.docx | 20.77 КБ |
sovest_kl_chas.ppt | 546.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Совесть
ЕВГЕНИЙ ХМЕЛЬНИЦКИЙ.
Свои инстинкты не считай бедою,
Они во всём живом из века в век,
Но только совесть, неразлучная с тобою,
Тебе приносит имя "Человек".
Как вы могли догадаться из вступительных слов, сегодня классный час на тему совесть.
Что такое совесть?
Попробуйте предположить, дать определение.
Ответы класса
Определение (слайд 2)
Существует много определений совести, на слайде приведены самые популярные из них. Есть определения очень сложные, длинные, есть совсем простые и короткие.
Думаю одним из самых точных можно считать следующее.
Совесть – это способность соотносить свои интересы с интересами другого, так чтобы своими действиями не доставить ущерба и страдания другому.
Не кажется ли вам это определение знакомым?? Ответы класса
Слайд 3
Почти так же звучит золотое правило нравственности.
Происхождение термина
Слово «совесть» пришло в русский язык вместе с другими словами христианской лексики из старославянского съвѣсть, а туда из греческого conscientia (συνείδησις). В самом по себе слове «совесть» нет ничего ни божественного, ни религиозного. Оно состоит из приставки «со» (означающей совместность чего-то: содружество, сотрудничество, соглядатай, соревнование, согласие, совещание) и «весть», то есть, по сути, информация о чём-то, не обязательно от Бога или Высших сил. Слово «совесть» говорит о форме осознанного соучастия в единой системе, которая называется социум.
Как формируется?
Совесть - это потребность человека нести ответственность за свои действия. Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
Совесть базируется на сопереживании, как механизме общественного инстинкта сохранения вида. Тормозные механизмы против причинения вреда члену стаи или популяции существует у многих животных. В человеческом обществе в силу неоднозначности понимания вреда совесть обрастает воспитанными моральными нормами.
Человек обладающий совестью, обретает внутренний регулятор, сам себе отдает приказ как поступать и сам оценивает свои действия. Совесть иногда называют внутренним судьей. Я хочу предложить вам продолжить предложения, как будет звучать фраза из уст нравственного человека (на отдельных слайдах).
- Я не ворую не потому, что боюсь наказания, а потому, что…
- Сын после семейного обеда моет посуду не потому, что жаждет похвалы, а потому, что…
- Девушка приходит на свидание вовремя не потому, что молодой человек рассердиться и уйдет, а потому, что…\
Видео. Обсуждение поступка мальчика.
Вопросы
Всегда ли мы поступаем по совести?
Трудно ли поступать по совести?
Как приобрести совесть?
Лучший способ приобрести советь, это наблюдения за реальными людьми их состоянием, чтение художественной литературы, просмотр фильмов, анализ собственного поведения.
Социальные явления, которые порождаются отсутствием совести: воровство, бандитизм, вандализм, терроризм, хулиганство, паразитизм, эгоизм, хамство.
Отсутствие совести проявляется в грубости, насмешке, подавлении, нарушении этикета.
Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, в общественных местах, наедине с собой итд. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор.
Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках, или старушку, которая не может перейти дорогу, первым протиснуться к прилавку или в автобус, подставить подножку бегущему школьнику, швырнуть камень в бродящую собаку, прочитать чужое письмо, оскорбить человека, не вступиться за друга, одноклассника, спрятаться, за чью либо спину, а можно даже в ущерб себе поступать честно. Позволяя себе маленькую ложь, предательство, грубость, малодушие, оправдывая свои поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею -
Каждый выбирает для себя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совесть: способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков. одно из выражений нравственного самосознания личности. черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Я не ворую не потому, что боюсь наказания, а потому, что…
Сын после семейного обеда моет посуду не потому, что жаждет похвалы, а потому, что…
Девушка приходит на свидание вовремя не потому, что молодой человек рассердиться и уйдет, а потому, что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть - внутренний судья человека
совесть...
Долг и совесть
Презентация к уроку обществознания в 9 классе...
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
Классный час "О совести"
Разработка классного часа "О совести"...
Урок обществознания в 9 классе по теме ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...