Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения
проект по психологии на тему

Фатхуллина Алия Рафаилевна

Проект раскрывает особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fathullinaarproekt_1.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №71

с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района

города Казани

Фатхуллина Алия Рафаилевна, учитель русского языка и литературы

Возрастные особенности организации профориентационной

работы на разных ступенях обучения

Казань 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных

     особенностей школьников…………………………………………………….7

    Глава II. Методика профориентации учащихся старших классов……...18

    Заключение……………………………………………………………………...29

    Список использованных источников и литературы………………………31

     

ВВЕДЕНИЕ

        В настоящее время требуются совершенно новые методы  к системе образования.  Необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. А это, согласитесь, довольно сложная задача, которую надо решать. Поэтому профориентационная работа с учащимися должна стать одной из приоритетных направлений в работе школы. Слабо спланированная работа по данному направлению приводит к тому, что многие выпускники по окончании школы получают не ту профессию, которой хотели бы посвятить жизнь.

        В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели профориентационной работы:

- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности;

- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.

        Главные задачи современной школы, на наш взгляд, – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание и формирование нравственных качеств (доброта, вежливость, патриотизм, культура), а также личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.

        Исследователи и методисты отмечают, что «задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении» [Лысакова, 2011, с.5].

        Профориентационная работа – это целостная система, которая охватывает деятельность всех педагогических работников школы. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителя директора по воспитательной работе,  классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.

        Например, классный руководитель может использовать такие методы работы:

  • наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности;
  • анкетирование, тесты и опросники;
  • составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

        Формы работы:

-       профориентационные уроки;

-       экскурсии;

-       классный час по профориентации;

-       встречи со специалистами;

-       родительские собрания по профориентационной тематике и другие.

        Какие особенности профориентационной работы с учащимися разных классов способствуют формированию целей профессионального самоопределения, самопознания? Это мы и постараемся исследовать в данной работе.

Объект: профориентационная работа с учащимися.

Предмет: особенности профориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях с учениками разных классов.

Цель:  изучить основные направления профориентационной работы на старшей ступени школы и особенности ее организации.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • рассмотреть сущность, содержание профориентационной работы на старшей ступени школы и определить роль и место социального педагога в ее организации;
  • обосновать проблему выбора профессии и раскрыть критерии и методику выявления профессионального самоопределения на старшей ступени школы;
  • изучить формы и методы организации профориентационной работы на старшей ступени школы;
  • описать примерную программу организации профориентационной работы на старшей ступени школы.

        В логике нашего исследования и в соответствии с выделенными целью и задачами будем использовать следующие методы:

  • теоретические (анализ литературы, составление библиографии, синтез, обобщение, реферирование литературы);
  • эмпирические (беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, проведение методик).

Теоретическая значимость нашей работы заключается в обобщении и систематизации исследований в аспекте изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы, структурирование опыта решения данной проблемы.

Проведенное нами исследование вносит определенный вклад в решение проблемы профессионального ориентирования старших школьников. Материалы исследования и результаты работы могут быть использованы социальными педагогами, классными руководителями, школьными психологами и другими специалистами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включает приложение.

ГЛАВА I. Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников

        Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались следующие авторы: Е.А. Климов, А.Д. Сазонов, Н.С. Пряжников, Н.Н. Захаров, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А. Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Киров; Н.К. Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш. Шадиев, Ташкент; П.А. Шавир, Тюмень; Н.Н. Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П. Шевченко, Луганск). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения и процессу подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

        При проведении профориентационной работы следует обязательно учитывать возрастные особенности учащихся. Обучение на начальной, основной и старшей ступени должно быть организовано по-разному.

        Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях:

- показывают учащимся роль труда в жизни человека;

- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;

- организуют ознакомительные экскурсии учащихся на предприятия;

- проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий;

- вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);

- учат работе по формированию портфолио;

- знакомят учащихся с миром профессий.

        Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и так далее.

        Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по профориентационной работе; изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий).

        Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему выбора профессии; консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей; приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с информацией о своей профессии.

        Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.

        С учетом психологических и возрастных особенностей школьников рекомендуется выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы. Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.

5-7 классы. Развитие у школьников личностного интереса к профессиональной деятельности; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре.

8-9 классы. Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и элективных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью оказания помощи в выборе профиля обучения.

10-11 классы. Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

        На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике с учетом возрастных

особенностей учащихся.

        Работа по профориентации в 1-7 классах (первый этап) представляет собой пассивно-поисковый период. Это этап первичного профессионального выбора. Цель учителя 1-4 классов – развить интересы и способности школьников, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

        Для учащихся 5-7 классов необходимо увеличить число кружков и факультативов,

привлекать их к коллективной творческой деятельности, организовывать встречи с родителями как с профессионалами.

        Кроме того, начиная с 1 класса, рекомендуется создавать портфолио и папки достижений. Все материалы, собранные в портфолио по профориентации, сопровождают учащегося до самого выпуска.

        Второй этап (активно-поисковый) для учащихся 8-9 классов. Цель учителя – помочь каждому подростку сформулировать конкретные задачи профессионального и личностного самоопределения, обеспечить психолого- педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9класса). На этом этапе рекомендуется на классных часах знакомить с миром профессий, с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда, оказывать помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим нужно вести индивидуальную работу с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивать тематические родительские собрания, привлекать школьников к работе в каникулярное время и проводить первые профессиональные пробы.

        Третий этап – профессиональное определение учащихся 9, 10-11 классов. Главная цель педагогов – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда города, региона.

Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению

2 ступень(5-7 классы)

Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных     психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей. Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями

3 ступень(8-11классы)

Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение,   компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе

 Модель работы с родителями учащихся  по профессиональному самоопределению

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению

        

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ 

1-4 классы

1.   Мир моих интересов.

2.  Все работы хороши - выбирай на вкус.

3.  Профессии наших родителей.

4.  О профессиях разных, нужных и важных.

5.  Путь в профессию начинается в школе.

6.  Моя мечта о будущей профессии.

7.  Труд на радость себе и людям.

 

5-8 классы

1.   Мир профессий. Человек-техника.

2.  Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в
отделение связи.

3.  Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер.  Экскурсия в парикмахерскую.

4.   Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5.   Мир профессий. Книга-выставка.

6.  Мир профессий. Электронные помощники.

7.  Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.
Экскурсия в аптеку.

 

9-11 классы

1.  Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор
профессии. Анкетирование.

3.  Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9.  Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11.  Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

Существенные изменения социальных, политических и экономических условий жизни нашего общества, а также развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современную школу. В настоящее время у школы есть реальная возможность преобразовать свою систему образования, расширив возможности выбора каждым школьником своего жизненного и профессионального пути.

Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы.

Проблема выбора пути встает  в тот момент, когда он еще не обладает жизненным опытом, более того, находится под воздействием возрастающего потока информации, сталкивается с динамизмом нашего времени, сменой социального престижа многих профессий, колебаниями в оценке их значения.

В настоящее время у людей появилось больше возможностей для личного, самостоятельного выбора, для принятия решений, для построения собственной судьбы. В то же время возможность выбора значительно усложняет жизнь человека, создает проблемы, которые нужно решать, действуя в условиях информационной неопределенности, необходимости прогнозировать будущее. Потребность в помощи по выбору профессии и путей ее получения стала актуальной не только в наши дни. Во все времена людей волновала проблема призвания, проблема назначения в жизни.

Необходимость профессионального выбора на старшей ступени школы обусловлена внутренними причинами, личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование.

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, которая носит приобретающий характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания старшеклассником собственной, индивидуальной образовательной траектории, что способствует созданию условий для профессионального самоопределения и обоснованного выбора профессии.

        Исследователь Е.А. Климов отмечает: «Самоопределение для учащегося – это самостоятельность, свобода выбора, активизация самопознания и самовоспитания» [Климов, 1990, с.16]. Поэтому следует понимать «самоопределение» не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития.

У старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о запасных вариантах выбора профессии, и многое другое, что в сумме характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.

                Перед старшеклассником лежит множество путей достижения профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. По мнению Е.Н. Прощицкой, этот период времени можно рассматривать как «первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели» [Прощицкая, 1992, с.22].

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого старшеклассника. Формирование активной жизненной позиции - вот одна из главных задач как в целом социального, так и профессионального самоопределения.

Так, например, другой исследователь Ф.Р. Филиппов подчеркивает самостоятельную значимость ориентации на определенные виды труда для формирования жизненного плана.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру:

  • Позиция старших членов семьи;
  • Позиция сверстников (подруг, товарищей);
  • Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, соц. педагога, школьного психолога.

В целом, по итогам развития учащегося в школе, результатом педагогического руководства его профессиональным самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумыванию, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. А результатом заключительного цикла профессионального самоопределения старшеклассника является его личный профессиональный жизненный план, адекватное развитие самооценки, четко определенные ценностные ориентации и устремления, мотивация выбора профессии является индивидуальной, самостоятельной, и в соответствии со своими личностными особенностями определена будущая профессиональная деятельность.

Таким образом, профессиональное самоопределение и выбор профессии – это поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс, связанный с разными целями и имеющий разное содержание на разных возрастных этапах.

ГЛАВА II. Методика профориентации учащихся старших классов

Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности учащихся.

Система профессиональной ориентации состоит из нескольких объектов, которыми являются учреждения образования, предприятия и организации, заинтересованные в профориентационной работе, а субъектами являются школьники, учащаяся молодежь.

Основные направления профориентационной работы в целостной системе:

  • Профессиональное просвещение – предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильности выбора одной из них, воспитание положительного отношения и различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений. (Профессиональное просвещение включает в себя профессиональную информацию определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование о способах и условиях овладения ими, так же профпросвещение включает в себя пропаганду общественной значимости тех профессий, в которых в данное время испытывает острую потребность экономики региона).
  • Профессиональная консультация – имеет целью установление соответствия индивидуальных, психологических и личностных качеств соответствующих специфическим требованиям той или иной профессии. Виды консультаций: справочные, диагностические, методические.
  • Профессиональный отбор – проводится с целью выявления пригодности человека к конкретному виду деятельности.
  • Социально-профессиональная адаптация – представляет собой активный процесс приспособления молодых людей к производству, к новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Старшие подростки (8 – 9 классы) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания. Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса. Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

        В 10 классе я провела беседу о профориентации. Вот его содержание:

Беседа по профориентации в 10-а классе

Подготовительная работа:

  1. Определение учителем совместно с активом класса темы беседы, составление плана подготовительных работ
  2. Проведение инициативной группой  анкетирования учащихся 9-11 классов на тему «Мир профессий»
  3. Создание творческих групп по подготовке и проведению беседы

Оформление, оборудование:

  1. Электронная презентация
  2. Опросный лист и бланк ответов для каждого учащегося

Цели и задачи:

  1. Выявить склонности учащихся к определенному типу профессий
  2. Дать учащимся представление о типах, видах профессий и об условиях труда

1-й ведущий

Добрый день, уважаемые зрители! В эфире ток-шоу «Чем пахнут ремесла?».

2-й ведущий

В мире насчитывается  более 50 тысяч профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору будущей профессии надо идти не методом проб и ошибок, а сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.  Как найти ту   единственную, которая будет приносить не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение, возможность реализовать  свой потенциал. Об этом пойдет речь в цикле передач «Чем пахнут ремесла?».

1-й ведущий

Наша первая рубрика называется «Новости профориентации».

Здравствуйте! По заданию редакции мною был проведен опрос на тему «Мир профессий».  В коридорах школы было шумно и многолюдно, но мне все-таки удалось получить ответ на ряд вопросов:

  1. Профессия твоей мечты?
  2. В каком учебном заведении ты будешь ее получать?
  3. Самая востребованная и невостребованная профессия нашего времени?
  4. Что ты хочешь получить в процессе работы?

Учащиеся отвечали по-разному, результаты опроса можно увидеть на диаграммах (демонстрация слайдов презентации с результатами опроса).

2-й ведущий

В огромном мире профессий очень легко потеряться.  Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более менее представляем? На что ориентироваться при выборе профессии? «Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор?

Редактор программы:

Профессия – это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии

Должность – название статуса в структуре конкретного учреждения.

Для того чтобы правильно выбрать профессию необходимо разобраться в своих собственных установках. Если вы проявляете особое отношение к чему-либо, желаете вникнуть в суть, познать, понять, то вы проявляете интерес. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать». Вы любите смотреть спектакли или слушать музыку – это вам интересно. Другое дело, если вы занимаетесь в драматическом кружке или овладеваете техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Занятия любимым делом, на которые тратится свободное время, определяются выражением «хочу делать» и называются склонности.

Чтобы определить, к какому из перечисленных пяти типов профессий вы имеете склонность,  вам был предложен опросник Климова. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Климова.

Анализ тестирования учащихся

Существует пять типов профессий труда, которые выделяют по предмету труда:

«Человек – природа»

Предметами труда являются растения, животные, микроорганизмы. Профессии: биолог, озеленитель, фитодизайнер, ветеринар, агроном, садовод и другие.

«Человек – техника»

Предмет  труда – технические системы, вещественные объекты , материалы, виды энергии. Профессии: слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник.

«Человек – человек»

Предмет труда – люди, группы, коллективы; деятельность направлена на воспитание, обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание.  Профессии: продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор.

«Человек – знаковая система»

Предметом труда являются устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п.  Профессии: бухгалтер, программист, чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, экономист, печатник.

«Человек – художественный образ»

Профессии данного типа предполагают занятия, связанные с различными видами искусства: прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального.  Профессии:  художник,  скульптор,  ювелир,  кружевница,  дизайнер, декоратор,  мастер мозаичных работ,  фотограф,  модельер.

Основа выделения отделов профессий - орудия труда и средства производства

- Ручной труд,  ручные инструменты и приспособления

- Механизированный труд использует машины с ручным или ножным управлением, измерительные устройства

- Автоматизированный труд использует автоматические линии

- Профессии, в которых основными орудиями труда являются функциональные средства организма человека (певцы, актеры балета)

Условия труда тоже бывают разными и это следует учитывать при выборе профессии:

-Труд в обычных бытовых условиях

-Труд в необычных условиях (под землей, на высоте)

-Труд на открытом воздухе

-Труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье, за воспитание)

Во время своего выступления учитель постоянно обращается к учащимся с просьбой  привести примеры

1-й ведущий:

Дорогие ребята! Проделанная работа и полученные результаты показали ваши склонности в выборе будущей профессии. Вам стоит задуматься, нравится ли вам та группа профессий, к которой у вас определенные склонности. Пусть каждый ценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии, потому, что как гласит русская пословица,  «Всяк кузнец своего счастья».

2- ведущий:

Мы прощаемся с вами и просим направлять вопросы в редакцию нашей программы «Чем пахнут ремесла?».

Опросник «Что вы предпочитаете?»

1а. Ухаживать за животными или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их  или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок  или

3б. Следить за состоянием, развитием  растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл , пластмассу и тп.) или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5а. Обсуждать  научно-популярные книги, статьи или

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк – животных, какой либо породы  или

6б. Тренировать сверстников  (или младших) в выполнении каких –либо действий (трудовых, учебных, учебных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать муз. инструменты или

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным, транспортным средством (подъемным краном , машиной и тп.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и тп.

9а. Ремонтировать изделия , вещи ( одежду, технику), жилище   или

 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных  или

10б. Выполнять расчеты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений  или

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий ( машины, одежду, дома и тп.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. Или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или

15б. Художественно описывать. Изображать события, наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними. Назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или

176. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы людей в театры. Музеи на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. или

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс и т.п.).

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

А также мною был проведен опросник профессиональных выборов в 10 классе в количестве 10 человек. Опросник предполагал ответить «да» или «нет» на 40 вопросов:

1. Нравятся ли Вам любовные романы, лирика, романтика?

2. Нравится ли Вам бороться, сражаться, соревноваться?

3. Верно ли, что для Вас главное законность, порядок, справедливость?

4. Любите ли Вы находиться в центре внимания?

5. Любите ли Вы точность, аккуратность, порядок во всём?

6. Можете ли вы сочинять стихи, писать прозу?

7. Нравятся ли Вам резкие, острые запахи?

8. Любите ли Вы готовить?

9. Важны ли для вас тёплые отношения между людьми и спокойный ритм работы?

10. Любите ли Вы работу, связанную с большими физическими усилиями?

11. Любите ли вы учить, лечить, объяснять, помогать?

12. Трудно ли Вам переносить невнимание окружающих?

13. Умеете ли Вы планировать, структурировать, классифицировать?

14. Развиты ли у Вас воображение и фантазия?

15. Считаете ли Вы себя «коллекционером» по призванию?

16. Считаете ли Вы себя разговорчивым и общительным человеком?

17. Нравятся ли Вам сладости, шоколад, пирожные и т.д.?

18. Нравилась ли Вам в школе физкультура и/или уроки труда?

19. Нравится ли Вам командовать (руководить) другими людьми?

20. Обладаете ли Вы актёрским талантом?

21. Можно ли про Вас сказать, что Вы не переносите беспорядок?

22. Считаете ли Вы себя наблюдательным и осторожным человеком?

23. Любите ли Вы наводить чистоту?

24. Нравится ли Вам игра духовых инструментов?

25. Нравится ли Вам обслуживать людей?

26. Считают ли Вас жёстким и сильным человеком?

27. Хотелось бы Вам заниматься рискованными занятиями, борьбой со стихиями или

экстремальными видами спорта?

28. Можете ли Вы назвать себя эмоциональным и увлекающимся?

29. Можете ли Вы назвать себя индивидуалистом?

30. Любите ли вы что-нибудь изобретать, придумывать, рационализировать?

31. Вы не боитесь «грязной работы»?

32. У Вас много друзей и приятелей?

33. Считают ли вас гуманистом, человеком любящим всех людей?

34. Любите ли Вы стрелять из различных видов оружия?

35. Любите ли Вы соревнования, споры, соперничество?

36. Считаете ли Вы себя человеком, заслуживающим особого внимания?

37. Любите ли Вы решать задачи, кроссворды?

38. Нравятся ли Вам романы с детективным или психологическим сюжетом?

39. Любите ли Вы ходить в туристические походы?

40. Считаете ли Вы себя разносторонним человеком?

        Суммируя положительные ответы, ученики были отнесены к следующим факторам профессионального выбора:

ПРОФЕССИИ ПЕРВОГО ФАКТОРА

В данной группе мы выделяем «обслуживающие», «сладкие» и «детские» профессии, основным содержанием которых является работа с мягкими, сладкими и неопасными предметами.

ПРОФЕССИИ ВТОРОГО ФАКТОРА

К этой группе мы относим профессии, требующие большой физической силы, которая направляется на преодоление сопротивления прочного материала. В связи с этим можно говорить о «железных» и «силовых» профессиях, предметом труда в которых являются железо, камень, животные, реже - люди.

ПРОФЕССИИ ТРЕТЬЕГО ФАКТОРА

Довольно разноплановая группа, в которую входят, с одной стороны, «помогающие», «лечащие», «обучающие» профессии класса «Человек - человек», а с другой стороны, «спасающие» и «экстремальные» профессии, предметом труда в которых являются вода, земля, огонь, воздух.

ПРОФЕССИИ ЧЕТВЁРТОГО ФАКТОРА

Это группа так называемых «красивых» и «артистических» профессий, где конечной целью является получение удовольствия от демонстрирования зрителям себя или продуктов своего творчества в самой разнообразной «упаковке».

ПРОФЕССИИ ПЯТОГО ФАКТОРА

Эта группа связана с «точными» и «знаковыми» профессиями, требующими от исполнителя консервативности, педантизма, устойчивости в работе и способности к «отключению эмоций», то есть «холодной головы», которая очень часто остается на плечах именно благодаря этим качествам.

ПРОФЕССИИ ШЕСТОГО ФАКТОРА

Это группа «творческих», «поисковых» и «наблюдательных» профессий, основным содержанием которых является изменение старой формы и поиск нового, то есть «революционные» преобразования.

ПРОФЕССИИ СЕДЬМОГО ФАКТОРА

В эту группу входят «собирательные», «накопительные», «денежные» и «грязные» профессии. К «грязным» профессиям в данном случае мы относим, те, где человек занимается «наведением чистоты» и порядка. «Накопительные» и «денежные» профессии связаны с накоплением и содержанием денег и материальных ценностей.

ПРОФЕССИИ ВОСЬМОГО ФАКТОРА

Это группа «разговорных» и «пищевых» профессий, связанных с удовлетворением оральных потребностей, как самого индивида, так и общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

        Сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов. В этом и заключается основные понятия профориентации и ее системы в общеобразовательных учреждениях.

        Профориентационная работа со старшеклассниками не может быть каким то отдельным направлением, она проводится систематически и тесно связана со всей учебно-воспитательной работой школы. Профориентационная работа является интегральной частью всей учебно-воспитательной работы и должна занимать важное место во всех учебных и воспитательных программах школы, во всей внеклассной и внешкольной работе.

        В подростковом возрасте, как правило, формируется готовность к выбору профессии. И чем раньше совпадут интерес и выбор профессии, тем больше возможностей сформировать устойчивый и осознанный интерес ученика к выбранной профессиональной деятельности. Этому способствует проявляющееся уже в подростковом возрасте психологическое новообразование – потребность в профессиональном самоопределении.

        Осуществляя задачи профориентации в работе со старшеклассниками, необходимо оказывать помощь в выявлении профессиональных склонностей учащихся и вовлечении каждого ученика в различные формы внеклассной работы по развитию интересов, обеспечивать активное участие учащихся в школьных мероприятиях по подготовке к сознательному выбору профессии.

        Основное содержание профориентационной работы со старшеклассниками составляет работа по формированию осознанного выбора, развитию профессионально значимых качеств, активной жизненной позиции личности в выборе профессии.

        Таким образом, профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-11 классы). - М.: Вако, 2009. - 271 с.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

3. Климов, Г.А. Психология профессионального самоопределения. [Текст]/ Г.А. Климов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

5. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологий. - М.: Астрель, 2008. - 431 с.

6. Немов Н.В. управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2010. - 68 с.

7. Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. - М.: АПК и ПРО, 2009. - 110 с.

8. Прошицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]/ Е.Н. Прошицкая – Москва: «Просвещение». 1991.

9. Федеральный базисный учебный и примерные учебные планы для образовательных учреждений. Проект./ Министерство образования Российской Федерации. - М., 2009. - 36 с.

10. Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО.2008. - 102 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекция компьютерных презентаций для проведения игровых уроков на тему "Рождество" для разных ступеней обучения

Данный сборник содержит несколько компьютерных презентаций, для проведения нестандартных уроков или внеклассных мероприятий на тему "Рождество и Новый год"презентации расчитаны на разный возраст и уро...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

шкала трудности предметов на разных ступенях обучения

Многим родителям будет полезна информация об уровне сложности предметов на разных ступенях обучения, это поможет объективно оценить проблемы с обучением.Конечно в данной таблице не учитывается углубле...

РОЛЕВАЯ ИГРА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья об использовании метода ролевой игры при изучении английского языка...