Личностно-ориентированный тренинг Бабайцевой В. Ю. "Познай себя"
учебно-методический материал по психологии на тему
Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно-ориентированный тренинг | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БАБАЙЦЕВА В.Ю.
Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми.
ПОЗНАЙ СЕБЯ
1. «Знакомство»
а) Участникам предлагается задуматься о том, что в их характере является самым важным, самым существенным. Затем попробовать найти этому краткую форму выражения, можно в стихотворной форме. Например, «Лед и пламень», «То как зверь она завоет, то заплачет как дитя», «Тиха, печальна, молчалива...» и т.д. и по очереди представиться группе, назвав сначала свое имя, а затем сказав несколько слов о себе, о своей сути.
б) В течение 10 минут участники свободно двигаются по комнате, подходят друг к другу, устанавливают контакт, здороваются и говорят примерно следующую фразу: «Я хочу тебя называть...», и указывают имя, которое подошло бы партнеру. Названное имя должно наиболее соответствовать характеру данного человека. Каждый участник записывает все имена, которые ему называют партнеры.
в) К своим приветствиям участники добавляют свои ассоциации партнеров с яркими личностями, например, с политическими деятелями, киноактерами, историческими лицами, например, «Привет, Сергей, ты мне напоминаешь Хлестакова», «Здравствуй, Света, ты мне напоминаешь Красную Шапочку».
2. «Точка опоры»
Участникам предлагается определить свои сильные стороны т.е. то, что они ценят, принимают и любят в себе, что дает чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Каждому участнику дается две минуты на выступление. При этом, по правилам игры, нельзя «брать в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, следует говорить прямо, уверенно, без «но», «если», «может быть...» и т.п. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться.
На втором этапе игры участников объединяют в группы по 2—3 человека и предлагают подумать, что они могли бы сделать вместе, чем могли бы дополнить сильные стороны друг друга.
Психологический комментарий. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на формирование привычки думать о себе и об окружающих людях положительно.
3. «Угадай, кто это»
Каждый участник пишет самохарактеристику из 10—12 предложений. Ведущий собирает самохарактеристики, перемешивает их и зачитывает в произвольном порядке. Участники пытаются угадать, какая характеристика кому принадлежит.
Психологический комментарий. Это упражнение помогает участникам понять, как различаются между собой собственное мнение человека о себе и впечатление, которое он производит на окружающих.
4. «Комиссионный магазин»
Участникам предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких качеств каждому не достает для полного совершенства, каких может быть в избытке настолько, что ими можно было бы поделиться с кем-нибудь. На размышление дается 3—5 минут. После подготовительного этапа начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары, которые принимает продавец — это различные человеческие качества, например: лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. В результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или от его части, и приобрести что-то необходимое. Участники разбиваются на пары: «продавец—покупатель».
Психологический комментарий. Данное упражнение помогает каждому участнику осознать, какие качества ему необходимы в первую очередь понять ценность своих качеств.
5. «Отгадай»
Цель игры состоит в отгадывании человека, которого задумала группа. Из числа участников выбирается ведущий. В его отсутствие группа выбирает человека из оставшихся участников. Каждый игрок придумывает ему характеристику, используя при этом определения погоды, цветов, деревьев, предметов одежды и пр. Ведущий выслушивает каждого и указывает участника, на которого, по его мнению, составляется характеристика. При этом обязательно необходимо показать, по каким признакам было принято решение. Если решение принято правильно, то игру можно повторить с другим ведущим. Если же ведущий ошибся, необходимо обсудить, по какой причине произошло рассогласование мнений.
Психологический комментарий. Общее осуждение и коллективный анализ игры помогает приобрести ведущему и участникам личный опыт в понимании людей, а участнику, которого оценивали, получить групповое зеркало.
6. «Кто как поведет?»
Организационная схема игры подобна предыдущей. Но при этом характеристика выбранного группой человека составляется при помощи описания некоторых конкретных ситуаций и поведения данного человека в заданных условиях. Например, группа договаривается, что предметом игры будет выступать следующая ситуация: «В транспорте ему наступили на ногу…» Дальше описывается поведение человека. После того, как все участники выскажут свой прогноз о поведении оцениваемого, ведущий должен ответить, кого выбрала группа. Для анализа могут быть предложены как бытовые, так и педагогические ситуации.
Психологический комментарий. Анализ критериев, на основе которых ведущий принял решение, помогает участникам не только приобрести опыт в понимании других людей, но и показывает зависимость поведения от индивидуальных черт характера, учит предвидеть возможную реакцию окружающих.
7. «Враги»
До предложенной в п. 5 и 6 организационной схеме игры составляется характеристика возможных врагов выбранного человека. Характеризуя предполагаемого врага, каждый участник останавливается на тех чертах характера выбранного человека, которые могут вызвать негативную реакцию другого человека.
Психологический комментарий. Данное упражнение помогает как обсуждаемому участнику, так и другим игрокам осознать, что в их поведении может вызвать негативную реакцию окружающих.
8. «Лучшее качество соседу слева»
Участникам предлагается подумать и выбрать одно самое лучшее на их взгляд качество характера своего соседа слева. Игроки по очереди высказывают свое мнение, обосновывая его. Затем группа анализирует высказывания и выделяет группу качеств, оказавшихся наиболее значимыми для всех.
Психологический комментарий. Упражнение направлено на создание теплой атмосферы в группе, настраивает участников на позитивное отношение к себе и окружающим.
9. «Друг для друга»
Основная задача этого упражнения подумать над тем, где и чем могут быть полезны каждому участнику другие члены группы. Для этого каждый участник анализирует список всех членов группы, делая записи следующего характера: «Игорь — с ним можно начать бизнес, пойти в туристский поход и поговорить о футболе» и т.п. Затем происходит общее обсуждение всех записей.
Психологический комментарий. Данное упражнение помогает еще раз задуматься о положительных сторонах окружающих людей и узнать ответ на вопрос: «На что я сгожусь?»
10. «Последняя встреча»
Участникам предлагается представить, что сегодня они в последний раз общаются друг с другом. Сейчас у каждого есть последний шанс сделать то, что не успел сделать на предыдущих занятиях: что-то сказать друг другу, поделиться своими переживаниями, узнать чье-то мнение о себе.
Психологический комментарий. Упражнение стимулирует активность участников, помогает им осознать, что если человек хочет успеть что-то сделать, нельзя откладывать, потом такой возможности может и не быть.
11. «Эмиграция»
Каждому участнику предлагается представить, что ему предстоит совсем уехать из страны (переехать в другой город или перевестись в другой институт). В связи с этим необходимо подумать о том, сколько человек и кто конкретно пожалеет об этом отъезде. Почему? Что связывает с этими людьми? Какие были с ними отношения? А скольких и кого именно обрадует решение уехать? Почему? В чем причина такого отношения этих людей? Участник чем-то «насолил» этим людям или просто «не сошлись характерами»? Были ли попытки что-то изменить в отношениях с этими людьми?
Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на предложенные вопросы и составить два перечня имен. Затем участники разбиваются на микрогруппы по 3—4 человека и обсуждают со своими партнерами то, что сумели осознать.
Психологический комментарий. Это задание призвано помочь участникам осознать свои отношения с окружающими. Не совсем обычная ситуация заставляет посмотреть на эти отношения предельно откровенно.
12. «Свободный микрофон»
Участникам дается задание сформулировать для каждого члена группы один вопрос, ответ на который поможет лучше узнать и понять его. Лучше, чтобы это было домашним заданием участникам.
Затем участники по очереди задают вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой возможностью быть «в центре внимания». Основное правило — отвечать как можно полнее и откровеннее.
Участник, который будет первым отвечать на вопроси, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Остальные по очереди задают вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т.е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задавать свой, заранее приготовленный вопрос. И так далее, до тех пор, пока все желающие не воспользуются своим правом подойти к свободному микрофону.
Время на вопросы одному участнику не должно превышать 5 минут. При этом участник в праве не отвечать на вопрос, который, на его взгляд, не относится непосредственно к нему, или он не совсем готов к откровенному ответу на данный вопрос.
Если время на вопросы ограничено, то один из вариантов этого упражнения может быть таким: сам участник называет тех членов группы, чьи вопросы он хотел бы услышать.
Психологический комментарий. Это упражнение – своеобразный тест-диагноз готовности членов группы глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, это сразу видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы. С другой стороны, готовность работать, видна по характеру ответов: уходы в сторону, общие рассуждения, смешки, частые отказы говорят о том, что упражнение воспринимается несерьезно. В этом случае его лучше оставить и перенести на другое занятие.
13. «Каким меня видят окружающие»
В качестве домашнего задания участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные участники?» Ответ может выглядеть, например, так: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается. Маша, наверное, считает меня легкомысленным, а Сергей — не очень откровенным» и т.д.
На следующем занятии каждый высказывает свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники. После каждого выступления группа, внимательно выслушав участника, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем ошибался, и попросить внести коррективы в его записи. При этом все участники работают как «эксперты». Каждый из них имеет право и должен отнестись к высказыванию критически, особенно если это относится непосредственно к нему. Например, один из участников сказал: «Мне кажется, что Юра воспринимает меня как замкнутого человека». Юра может подтвердить это впечатление или внести коррективы, сказав, что это не совсем верное впечатление и т.д.
Психологический комментарий. В ходе этого упражнения должен состояться откровенный разговор, основной смысл которого в коррекции самовоспитания членов группы.
14. «Идеал»
Каждому участнику предлагается представить свой идеал человека, с которым ему бы хотелось взаимодействовать постоянно, который мог бы стать его другом. Каждый участник пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записываются на листе бумаги слева в столбик.
После завершения этой работы листочки пускаются по кругу, и участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному на строке качеству.
Для подведения результатов каждый берет свою записку, внимательно просматривает записи других участников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по объективной всеобщей оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.
Психологический комментарий. Упражнение помогает участникам получить групповую оценку своих качеств и, возможно, открыть что-то новое в других участниках.
ЭМПАТИЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОДВИЖНОСТЬ
1. «Зеркало»
Участники разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один человек из пары играет роль зеркала. Ему нужно копировать как можно точнее все движения партнера. Затем партнеры меняются ролями. На третьем этапе игры возможна работа в парах без назначения ведущего.
Психологический комментарий. Данное упражнение заставляет участников глубже чувствовать друг друга, предвидеть возможные действия партнера. На третьем этапе игры партнерам приходится часто меняться ролями «ведущего» и «ведомого», что подчеркивает преимущества сотрудничества в акте коммуникации.
2. «Если бы я был тобою»
Игроки образуют пары. Один из партнеров молча присматривается к своему напарнику, стараясь принять его позу и ощутить себя в его «шкуре». Затем участник рассказывает партнеру от его лица («Я сейчас чувствую...») о том, что, по его мнению, ос сейчас ощущает, какие мысли приходят ему в голову, какие предметы обращают на себя внимание, какие ощущения он испытывает. Партнер слушает молча, затем сообщает о том, что верно было замечено, что было ошибочным, а также дает более широкую картину того, что на самом деле с ним происходило за это время. Затем партнеры меняются ролями. В обсуждении игры обращается внимание, насколько изменилось представление партнеров друг о друге.
Психологический комментарий. Игра расширяет представления о внутреннем мире другого человека, дает возможность почувствовать характер и степень отличий чувств и образов окружающих.
3. «Телепатия»
Участники разбиваются на пары, садятся лицом друг к другу и договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым. Ведущий начинает «передавать» какой-либо образ или мысль: он сосредотачивается и в течение 4—5 минут внушает их своему партнеру. Задача последнего — понять или почувствовать то, о чем думает ведущий. После того, как передача образа состоялась, принимающий рассказывает ведущему, что он понял или почувствовал.
Психологический комментарий. В данной игре правильные отгадывания происходят гораздо чаще, чем это могло бы быть по теории вероятности. Игра учит понимать мысли и чувства своих партнеров по общению, правильно определять эмоциональный фон транслируемого образа.
4. «Таможня»
Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду». «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «проверять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию.
«Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью и т.п. Главная задача «иностранцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «контрабанда». После того, как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются.
В заключении игры происходит общее обсуждение, в котором группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители определили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда».
Психологический комментарий. Данная игра учит определять чувства и мысли партнеров по общению, опираясь на внешние признаки.
5. «Подарки»
Каждый участник придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как нельзя лучше подходить данному человеку, доставлять ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему именно этот подарок был выбран. Участник, которому «подарили» подарок высказывает свое мнение: действительно ли он рад этому.
Психологический комментарий. Игра помогает участникам лучше узнать друг друга, учит внимательнее относиться к чужим желаниям, доставлять радость окружающим.
6. «Перевоплощение»
Группа делится на две команды. Одна команда исполняет роль актеров, другая — роль зрителей. Задача каждого актера: мимикой, жестами, манерами изобразить некоторый образ, некоторую личность. На демонстрацию образа дается не больше минуты. Команда зрителей, проявляя внимательность и наблюдательность, описывает по первому впечатлению возраст, образование, сферу деятельности личности, возможные увлечения, интересы и т.п. Команда актеров выходит из комнаты. Затем в комнату входит «незнакомый человек» представленный командой актеров. Зрители распознают, что это за личность, задавая по одному вопросу на выяснение профессии, возраста, образования и т.д., но не прямо, а косвенно. Затем все вместе дают описание личности.
Психологический комментарий. Игра дает понять, из чего складывается первое впечатление о человеке, насколько важны внешний облик, выражение лица, осанка, содержательность речи, характер интонации. Кроме того, игра дает возможность участникам команды актеров почувствовать себя в роли другого человека, а участникам команды зрителей поупражняться в наблюдательности.
7. «Мы с тобой одной крови»
Группа разбивается на пары. Участникам предлагается подумать над тем, что объединяет каждого с его партнером. Каждый участник в течение 4—5 минут молча работает, заполняя листок под заголовком «Наше сходство», думая о своем партнере и о себе одновременно. При этом писать необходимо не столько о физических или биографических признаках, сколько о психологических характеристиках, объединяющих партнеров. Рекомендуется следующий стиль записей: «Мы оба (а) добрые; (б) тактичные; (в) любим слушать музыку и т.д. Затем партнеры передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с написанным. После взаимного анализа результаты работы обсуждаются.
Психологический комментарий. Данное упражнение призвано помочь осознать то общее, что есть у людей, какими бы разными они не казались вначале, дает возможность понять, что при желании и определенном усилии всегда можно найти то, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он не был для тебя в самом начале знакомства. Установка на поиск общего с другим человеком позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.
8. «Инопланетянин»
Группа разбивается на пары. При этом пары должны быть такими же, как и в предыдущей игре. Участники вспоминают о том, что их объединяет, о чем писали в прошлый раз. Затем в течение 4—5 минут участники молча заполняют листок под заголовком «Наши различия». Главная задача: найти различие в психологических характеристиках друг друга. Рекомендуется следующий стиль записей: «Ты более общителен, чем я; Ты более тактичен, чем я; Ты менее уступчив в разговоре, чем я». После того, как перечисление различий закончено, списки передаются друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. После взаимного анализа результаты работы обсуждаются.
Психологический комментарий. Данное упражнение помогает участникам осознать свою индивидуальность, внимательнее присмотреться к чертам характера других людей.
9. «Созвучие»
Участники разбиваются на пары. Партнеры становятся спиной друг к другу и расходятся в разные стороны. Главная задача игры — не договариваясь, одновременно оглянуться друг на друга.
Психологический комментарий. Игра нацелена на достижение согласованности между партнерами, развивает умение понимать друг друга без слов.
10. «Счет»
Ведущий называет любое число, меньшее числа участников в группе. Со своих мест поднимается столько участников, какое число было названо. Упражнение выполняется в быстром темпе. Важно следить за тем, чтобы участники не переговаривались между собой.
Психологический комментарий. Данное упражнение позволяет не только добиться согласованности между всеми участниками, но и выявить скрытых лидеров группы.
11. «Живая скульптура»
а) Из числа участников выбирается «скульптор». Остальные участники представляют собой, «материал» для «живой скульптуры». «Скульптор», не сообщив остальным участникам тему, лепит групповую скульптуру задача участников — понять основную идею «скульптора». После того, как «скульптура» готова, участники по очереди высказывают свое мнение о том, какой элемент скульптуры изображает каждый из них. Затем «скульптор» рассказывает, что пытался «вылепить» он.
б) Ведущий задает группе тему будущей «скульптуры». Задача участников — молча «слепиться» в заданную «скульптуру». При этом каждый работает самостоятельно, «скульптор» не выбирается. Когда «скульптура» готова, каждый участник рассказывает, какой элемент он изображал. В заключении обсуждается, насколько удачной получилась скульптура и почему.
Психологический комментарий. Данная игра помогает участникам почувствовать замысел другого человека, учит понимать друг друга без слов, что особенно важно для осуществления сотрудничества.
12. «Карусель»
Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.
Возможные примеры ситуаций:
1) «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
2) «Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в первом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...»
3) «На школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из вашего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается на месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта».
4) «Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание среагировал грубостью. Вы попросили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите контакт, выясните, что с ним происходит».
Время на установление контакта и проведение беседы в каждой ситуации 2—3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Ведущий обращает особое внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу.
После завершения игры целесообразно провести обсуждение результатов проведенных встреч.
Психологический комментарий. Игра развивает очень важное умение вступать в разговор в самых различных ситуациях, устанавливать доброжелательный контакт. Kpоме того, в течение игры участникам приходится несколько раз выступать в разных ролях. Это помогает участникам почувствовать готовность к общению в самых неожиданных ситуациях.
13. «Шериф и убийца»
Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Другие билеты — пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый участник выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.
Участник, выполняющий роль «убийцы» должен взглядом «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он может ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет «убийцу» по взгляду. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым, показывая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы».
Игру можно повторить 4—5 раз со сменой игроков, играющих роль «шерифа» и «убийцы». После каждого игрового акта организуется общее обсуждение. Участники выясняют, по каким признакам «шериф» определил «убийцу», и если он не сумел этого сделать, то почему, обмениваются впечатлениями об ощущениях, которые у них появились, когда они почувствовали взгляд «убийцы».
Психологический комментарий. Игра способствует развитию интуиции, показывает, что неприятные эмоции можно испытывать даже от взгляда. Игра всегда проходит оживленно и способствует улучшению социально-психологического климата в коллективе.
14. «Я тебя понимаю»
Каждому участнику предлагается среди членов группы найти человека, чье состояние и мысли он может отгадать по глазам, по выражению лица по позе и т.п. Участникам дается 3 минуты на то, чтобы письменно изложить, о чем думал выбранный человек во время занятия, какие чувства испытывал и т.д. Продолжение упражнения может проходить в двух вариантах.
1) Каждый участник по очереди, обращаясь к человеку, состояние которого он описывал, рассказывает ему о нем (о его состоянии и его мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т.е. высказать свое мнение. Если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям, он может подтвердить правильность наблюдений. В противном случае он может опровергнуть догадки, указав на допущенные ошибки.
2) Каждый участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. Члены группы должны определить, чье состояние было описано.
Психологический комментарий. Это достаточно эффективная диагностика умений человека понимать окружающих, их внутренний мир, мысли и желания. Для того, чтобы действительно понимать другого человека, требуется искренний, неподдельный интерес к людям. В процессе упражнения четко выявляется, кто и на сколько глубоко понимает людей. Особое внимание необходимо обратить на тех, у кого совсем не получилось это задание, следует подчеркнуть, что эти умения можно развить.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
1. «Кинорежиссеры»
Участники разбиваются на несколько микрогрупп. Каждая микрогруппа представляет собой «кинорежиссеров» какой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: молодой учитель, начинающий работать в школе, и опытный учитель, имеющий хороший контакт с детьми. «Кинорежиссерам» предлагается определить: (а) качества, необходимые для создания данных образов и (б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегчения работы командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются заранее. Например:
Требуемые качества Нежелательные качества
— решительность — упрямый вид
— непоседливость — смешливость
— доброжелательный взгляд — экстравагантная прическа
— уверенность в себе — говорливость
— мечтательность — сонливый вид
— изысканные манеры — тревожные, бегающие глаза
— усталый вид — невнятная речь
— спокойствие — оттопыренные уши
— строгий голос и т.д. — вялость и т.д.
«Кинорежиссерам» предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3—5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах. После завершения работы происходит общее обсуждение результатов, выясняется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Психологический комментарий. Игра помогает участникам «со стороны» посмотреть на профессию учителя, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.
2. «Инопланетная школа»
Участникам предлагается представить, что они вышли на контакт с внеземной цивилизацией. До контакта инопланетяне хорошо изучили наши языки, разобрались в искусстве, науке, нашем образе жизни и т.п. Единственное, в чем не смогли разобраться инопланетяне — отношения между людьми. Чтобы лучше понять этот аспект нашей жизни, инопланетяне решили подробнее рассмотреть школу, процесс воспитания в ней детей и отношения между детьми и их воспитателями. Для этой цели инопланетяне перенесли группу участников на свою планету, создали им условия, максимально приближенные к земным, предоставили в качестве воспитанников своих детей (которые оказались очень похожими на наших). Участникам предоставляется возможность организовать такую школу, в которой процесс воспитания и стиль отношений между воспитателями и воспитанниками характеризовал бы нашу цивилизацию с самой хорошей стороны. Участникам следует продумать, какой будет система управления в школе? Кто будет принимать окончательные решения по самым разным вопросам? Будут ли у школы свои правила и какие? Каким образом будет контролироваться их выполнение? Будут ли в школе как-то наказывать н поощрять учеников? Имеет ли право взрослый или ребенок находиться в школе, никого не слушая и никому не подчиняясь? Будет ли в школе существовать какая-либо деятельность после уроков? Какие праздники будут существовать в школе? Сколько? Как их будут устраивать? Какие требования будут предъявляться к воспитателям? и т.п.
Можно предложить участникам разработать нравственно-психологический кодекс взаимоотношений в школе, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству воспитателей и детей, предотвращению конфликтов и ссор.
Ведущий должен подробно проинструктировать участников, ответить на все вопросы, но при этом нельзя подсказывать решение проблемы. После игры необходимо провести ее обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участников, на желание и умение участников слушать и слышать других, на те правила, которые участники посчитали самыми важными при построении «инопланетной школы».
Психологический комментарий. Игра позволяет участникам по-новому взглянуть на отношения между воспитателями и воспитанниками в рамках школы, подумать о том, как можно предотвратить конфликтные ситуации, какие качества необходимы каждому, чтобы успешно сотрудничать с детьми.
3. «Факультатив»
Участники разбиваются на три группы. Представители первой группы стараются вжиться в роль «трудного» ученика с нечетко сформулированной жизненной позицией. Внешне каждому знакомо его поведение, но внутренние мотивы могут открыться лишь в полемике. Вторая группа играет роль сомнительной уличной компании со всеми ее соблазнами. А третья группа — всего того педагогического начала, которое называется школой, семьей и обществом. Каждая группа определяет лидера и готовится к игре. Играющие роль учеников могут быстро сымитировать прическу, некоторые элементы одежды, подражая ученикам. Уличная компания, тем более для полного вхождения в роль, может позволить себе самые разные вольности в одежде. А группе педагогов воспитателей неплохо подготовить свою тактику, стараясь отрешиться от традиционной тактики «навязывания сверху», а постараться задеть весьма глубинные струны учащегося. На подготовку дается не более пяти минут. Далее участникам предлагается представить себе такую ситуацию. Намечается факультативное занятие. На него можно идти, а можно спокойно идти на улицу. Необходимо представить себе, какой разговор может возникнуть в коридоре у дверей класса: «Пойдем в класс или пойдем на улицу?». Разговор начинает кто-то из учеников и т.д. все по очереди. В качестве судей в этой схватке выступают к конечном итоге учащиеся. Каждый из них выясняет для себя: к какой компании ему присоединиться – к уличной или школьной. В завершении игры выясняется, какая из двух групп — уличной или учительской компании — пополнилась новыми рядами.
В обсуждении игры особое внимание участников обращается на то, что смогли поставить в противовес соблазну общения в необычной компании педагоги-воспитатели.
Психологический комментарий. Игра позволяет понять как можно противостоять нажиму уличной компании, почему вообще часто возникает подобная ситуация. Обсуждение данной проблемы показывает, что основой всего является стремление человека к чему-то новому, интересному, загадочному, непознанному. Но, в отличие от обязательной школьной программы познания окружающего мира, уличная компания притягивает полной свободой выражения мнения без всяких ограничений с позиций доступных для понимания не сложившейся личностью. В то же время, игра дает возможность участникам почувствовать себя в «шкуре» учащегося на распутье своих интересов, без чего преподаватель вряд ли сможет быть педагогом и воспитателем.
4. «Сообщение»
Игра напоминает хорошо знакомый с детства «Испорченный телефон». Задача участников состоит в передаче информации по возможности без искажений. Группа делится на микрогруппы по 8 человек. Первый член каждой микрогруппы получает информацию, которую нужно быстро и точно передать второму, второй передает третьему, третий четвертому и т.д. Микрогруппа, сделавшая это быстрее других и с меньшими искажениями объявляется победителем. В игре запрещается пользоваться записями, лишь последний участник должен записать то, что он услышит, и передать этот текст ведущему. Текст сообщения может быть любым, но не более пяти предложений.
Психологический комментарий. Проведение игры прекрасно показывает, как часто информация, поступающего от одного человека, искажается другим, причем это делается неумышленно. Итоги игры являются материалом для обсуждения и отработки навыков безошибочной коммуникации на дальнейших занятиях.
5. «Слушать и слышать»
Участники разбиваются на пары и выполняют следующие упражнения.
1. Первый партнер говорит любую фразу, например: «Что-то сегодня очень душно». Второй партнер выражает свою реакцию на слова собеседника фразой, начинающейся словами: «Ты имеешь в виду, что …», и далее передает мысль своими словами, чтобы дать понять партнеру, что смысл высказывания понят.
Например: «Ты имеешь ввиду, что вчера было свежее?» Партнер выражает свое согласие или несогласие подобной трактовкой своей фразы. Цель упражнения — трижды добиться согласия своего партнера.
2. Первый участник сообщает какое-либо утверждение, например: «Вчера я ходил в кино». Его собеседник должен как-то ответить, чтобы продолжить разговор и партнеру захотелось бы рассказать побольше.
3. Первый участник возмущается чем-либо в поведении второго, начиная фразу словами: «Вечно ты…!» Партнер должен выяснить, чем именно недоволен собеседник, не вступая в пререкания, оправдания и т.п.
Психологический комментарий. Упражнения наглядно показывают, что зачастую трудности процесса общения возникают из-за «закодированности» значения большинства сообщений. Каждый человек «кодирует» свои мысли при помощи слов, при этом при передаче сообщения, собеседнику изначальный смысл может искажаться.
6. «Как не ссориться?»
Участники разбиваются на тройки. Каждой тройке предстоит подготовить и разыграть короткий спектакль из двух актов. Сначала каждый участник припоминает какой-нибудь свой недавний конфликт. Затем каждая тройка, посовещавшись, выбирает, какой из конфликтов больше подходит для постановки. Спектакль должен состоять из двух актов. В первом разыгрывается конфликт, выражаемый в «Ты-высказываниях» (например: «Ты не умеешь себя вести», «Ты вечно ничего не понимаешь», «Ты бездельник и паразит»). Во втором акте представляется тот же конфликт, выраженный в «Я-высказываниях»: «Мне становится тяжело, когда я вижу твое такое поведение», «Мне неприятно слышать такие слова», «Я мучаюсь всякий раз, когда думаю о том, что мне опять предстоит все убирать за всеми». Один человек из каждой тройки выполняет роль режиссера-постановщика, а остальные два человека разыгрывают спектакль из двух частей.
При обсуждении игры особое внимание уделяется тому, что фразы, которые не задевают партнера, помогают избежать ссор, взаимных обвинений и настроиться на решение проблемы.
Психологический комментарий. Игра дает возможность тренироваться в искусстве создания «Я-высказываний». Показывает довольно простое и эффективное средство, как избежать ссор и взаимных обвинений.
7. «Точка зрения»
Группа выбирает наиболее актуальную тему для разговора. Например: учителем может стать каждый или для этого нужны врожденные способности? Может ли школа оказать существенное влияние на трудновоспитуемого школьника? и т.п. Тема должна быть такой, чтобы количество сторонников и противников было примерно одинаковым. После определения темы группа делится на две части: те, кто имеет одно мнение и их оппоненты. Затем каждый участник выбирает себе напарника из противоположной команды. Задача каждого участника — склонить партнера к своей точке зрения, как бы косвенно используя в разговоре некоторые приемы. Например, необходимо уважать мнение другого человека, никогда не говорить прямо, что человек неправ. Участникам предлагается разбить разговор на несколько этапов, по каждому из которых собеседник должен сказать «да». Не следует давать возможность собеседнику говорить «нет» (если человек согласиться с вами в девяти случаях, то скорее всего он согласится и в десятом). Победителем соревнования будет тот, кто сможет, по признанию собеседника, склонить его на свою точку зрения.
При обсуждении игры следует обратить особое внимание на приемы, которые оказались наиболее успешными в ведении дискуссии.
Психологический комментарий. Упражнение формирует умение корректно вести дискуссию, учит склонять человека на свою точку зрения, что оказывается особенно важным в воспитательном процессе.
8. «Обвинители и защитники»
Из числа участников выбирается «обвиняемый» Остальные разбиваются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» — выделить негативную черту «обвиняемого» и описать ситуацию ее проявления в группе. Просто «оценочные» высказывания, например: «высокомерный», без описания ситуации проявления этой черты, не допускаются. Функции «защитников» — найти объяснение проявлению этой черты и дать другую, позитивную, характеристику «обвиняемому». Например, «он проявил себя таким образом потому, что его достоинства действительно не оценили». Высказывания говорятся в лицо «обвиняемому», он должен видеть, кто говорит. Участники адресуют свои обвинения не вообще, а непосредственно к данному человеку, описывая конкретную ситуацию. Затем слово дается «обвиняемому». Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая сове эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения.
В заключении игры определяется, кто из «обвинителей» наиболее искусно исполнил свою роль, т.е. смог добиться своего с помощью аргументов, фактов и корректного поведения; кто лучше проявил себя в роли защитника: убедительно и корректно парировал обвинения.
Психологический комментарий. Игра развивает умение оценивать не человека, а его поступки, корректно вести дискуссию, видеть причины поступков другого человека.
9. «Мы и они»
Часто школьный класс разбивается на такие группировки, которые находятся в постоянном конфликте. Это противоборство может носить очень вредный характер и отравлять жизнь коллективу долгие годы. Игра нацелена на то, чтобы научить участников направлять энергию борьбы противоположных группировок по иному руслу.
Из числа участников выбирается умелый посредник, тот человек, который способен воспринять противоборство как нечто единое, целостное, где нет черного и белого. Остальным участникам предлагается разбиться на две враждующие группировки. Например, «группа отличников» и «группа двоечников». Группы готовятся к словесному поединку, для чего заряжаются подлинной нетерпимостью к противнику. Задача посредника — придумать такой ход событий, который выведет конфликтующих на новый уровень понимания друг друга. Например, весьма эффективно попросить участников вместо взаимных обвинений попробовать выразить свои чувства, рассказать, что они испытывают при виде противников, чего боятся, что ненавидят, какие мысли приходят им в голову.
После окончания игры необходимо провести совместный анализ. Обращается внимание на то, чего удалось достичь, пришло ли новое понимание конфликта.
10. «Подключить соседа»
Участники игры рассчитываются по номерам. Первый и второй игроки завязывают разговор, желательно — спор или конфликт, как наиболее яркий и эмоциональный из возможных видов диалога. Затем любой из участников этой пары подключает к разговору следующего, третьего. Вступающий в разговор должен занять позицию первого, так как первому предстоит выйти из разговора. По мере того как новый участник втягивается в конфликт, первый выходит из разговора. Через некоторое время подключается номер четыре, причем подключать следующего может как готовящийся к выходу из игры, призывая нового собеседника себе на помощь, так и последний, вступивший в разговор, «набрасываясь» на нового собеседника. Итак, с подключением новых и выбываем старых участников игра движется по кругу.
Психологический комментарий. Игра способствует развитию коммуникативных умений. Высокая динамичность игры позволяет участникам максимально приблизиться к реальным условиям процесса коммуникации.
11. «Невербальное общение»
Из группы выбираются два участника. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это могут быть жесты, звуки, мимика... Задача двух выбранных участников: завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях своего партнера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности. Задача зрителей: попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников.
После завершения диалога выслушиваются сначала версии наблюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил.
На втором этапе игры все участники делятся на тройки. В каждой тройке один — наблюдатель, а двое других — беседующие между собой на «тарабарском» языке участники. Наблюдатель внимательно следит за всеми нюансами общения и затем пытается угадать тему разговора.
Психологический комментарий. Игра наглядно демонстрирует, что хороший контакт друг с другом можно установить и без слов. Понимание собеседника на уровне эмоций и чувств значительно облегчает речевое общение, т.е. партнеры чувствуют себя свободнее и увереннее.
12. «Эмоция»
Участникам игры раздаются карточки, на которых отмечены эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук. На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо, «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и др.
Участники по очереди выполняют свое задание. Остальные пытаются отгадать, какую эмоцию хотел выразить тот или иной человек.
Психологический комментарий. Игра направлена на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.
13. «Откровенно говоря»
Участники садятся в круг. В центре круга расположена стопка карточек. Участники по очереди берут по одной карточке из стопки и сразу продолжают фразу, начало которой написано на этой карточке. Каждое высказывание должно быть предельно искренним и откровенным. В случае, если члены группы почувствуют неискренность какого-либо участника, ему придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить.
Примерное содержание карточек:
«Откровенно говоря, когда я попадаю в школу...»
«Откровенно говоря, я скучаю, когда...»
«Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...»
«Откровенно говоря, когда я вижу ребенка...»
«Откровенно говоря, я до сих пор не знаю...»
«Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни...»
«Откровенно говоря, я всей душой ненавижу...»
«Откровенно говоря, мне очень хочется...» и др.
Психологический комментарий. Упражнение дает участникам возможность укрепить доверие к окружающим, снять внутренние страхи, быть откровеннее.
14. «Переводчик»
Участники делятся на пары. Задание одному из игроков в паре: рассказать о себе нечто достаточно длинное. Его партнеру — другое задание: внимательно слушать партнера и, одновременно, делать краткий мысленный пересказ его речи, так как, если бы это был синхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания «переводчик» имеет право останавливать повествование, когда почувствует, что ему пора «переводить», после чего он пересказывает своими словами услышанное. Затем рассказ продолжается и т.д. В заключение рассказчик говорит о том, насколько он удовлетворен «переводом», насколько правильно воспринимались и пересказывались его мысли.
Обменявшись мнениями, партнеры меняются ролями, и теперь уже бывший рассказчик становится «переводчиком».
Психологический комментарий. Игра помогает научиться слушать друг друга, а главное — вслушиваться в то, что говорят другие.
15. «Намек»
Участники разбиваются на пары. Один из игроков в каждой паре получает задание: за 5 минут узнать как можно больше об окружении своего партнера (о его родственниках и друзьях). Главное условие — не спрашивать своего партнера прямо. Предлагается начать разговор издалека (например, о погоде, о здоровье, об отдыхе, о хобби собеседника) и очень ненавязчиво постараться узнать о родственниках, друзьях, знакомых партнера. «Светский разговор» необходимо вести таким образом, чтобы собеседник не догадался, какого рода информация интересует его партнера.
После завершения разговора участники-инициаторы беседы считают, со сколькими личностями им удалось познакомиться в ходе беседы, сколько качеств каждой личности удалось узнать. Точность и объем информации оценивается.
В заключение игры группа обсуждает, насколько сложно было добывать информацию при помощи намека. Участники, получившие лучший результат, делятся своими приемами ведения подобного разговора.
Психологический комментарий. Упражнение помогает участникам, что можно получать информацию о человеке, не задавая ему прямых вопросов, без какого-либо давления на него.
16. «Отказ»
Участникам предлагается разыграть сценки, в которых один участник чего-то просит, добивается у партнера, а партнёр должен ему отказать в этом, но сделать это настолько убедительно и понятно, чтобы человек, которому отказывают, проник с уважением к мнению партнера и понял его. Для этого участники разбиваются на тройки. В каждой тройке один будет активно и требовательно просящим, другой — умело отказывающим, а третий — наблюдателем Тему сценки участники придумывают сами. Допустим, один просит другого пропустить его без очереди купить что-нибудь очень нужное, например, билет на самолет. Другой ему отказывает, объясняя свой отказ какой-либо убедительной причиной. Наблюдатель оценивает, насколько успешно удается настоять на своем просящему.
В ходе упражнения участники меняются ролями, чтобы каждый потренировал говорить «нет».
В заключение каждому участнику предлагается поделиться своими мыслями и впечатлениями. Какие трудности пришлось испытать, что удалось преодолеть в себе?
Психологический комментарий. Психологи считают, что если человек не умеет говорить «нет», то нельзя быть полностью уверенным, что его «да» — настоящее «да». Упражнение помогает научиться отказывать так, чтобы при этом не обижать других. Данное умение помогает педагогу не избегать конфликтных ситуаций и не «плыть по течению» детских желаний, а добиваться конструктивного решения всех спорных вопросов.
17. «Конфликт»
Участникам предлагается разбиться на тройки. Распределение ролей в тройках следующее: один — руководитель, а двое — конфликтующие, которых руководитель вызвал для урегулирования конфликта.
Тему конфликта участники выбирают сами. Это может быть одна из тех ситуаций, в которое попадали сами участники, или ситуация, которую им приходилось наблюдать со стороны.
Цель руководителя — по возможности сгладить конфликт, притушить его. Цель конфликтующих — вывести конфликт наружу и победить в этом споре. Руководитель должен понять, в чем сущность конфликта, отделить повод от причины, выяснить истинное положение вещей с помощью конструктивных вопросов, дать оценку ситуации. Конфликтующим необходимо очень коротко и убедительно аргументировать свою позицию и с достоинством выйти из конфликтной ситуации.
После завершения беседы каждая тройка оценивает, кто вышел победителем из конфликта. Затем организуется «показательное выступление» из числа победителей.
В заключение подводится итог игры. Выясняются приемы конструктивного решения конфликтных ситуаций, оцениваются моменты, мешающие решению конфликта, обращается внимание на основные трудности, мешавшие руководителям уладить конфликт.
Психологический комментарий. Примеряя на себя роли конфликтующих сторон, участники понемногу избавляются от страха перед конфликтными ситуациями. Кроме того, упражнение учит решать сложные неординарные ситуации, выходить из них с наименьшими потерями, понимать сущность таких ситуаций.
18. «Ответный жест»
Участники расходятся по комнате и начинают в произвольном порядке подходить к тому или иному партнеру. Подойдя друг к другу, они обмениваются жестами — например, один участник показывает пальцем на часы, молчаливо спрашивая который час. В ответ его партнер может показать время, используя пальцы, или как-то иначе отреагировать на жест. При встрече с другим участником вопрос в форме жеста может задать уже тот участник, которому в предыдущей встрече пришлось отвечать. Задача каждого участника — понять, о чем его хотят спросить и ответить на вопрос при помощи жеста.
На втором этапе упражнения участникам предлагается делать то же самое, но значительно быстрее. Не вдаваясь глубоко в размышления, необходимо быстро ответить на предложенный жест, как бы по наитию, даже если не вполне удалось понять заключенный в жесте вопрос.
При обсуждении упражнения называются и показываются те ответы на вопросы которые авторам понравились больше других.
Психологический комментарий. Упражнение помогает научиться не теряться и находить достойные ответы на самые различные обращениями вопросы, даже если обращение происходит безмолвно, с помощью жеста. Главная цель упражнения — повышение уровня быстроты реакции на необычные вопросы.
19. «Явно или тайно»
Участникам предлагается выяснить, влияет ли на каждого из них психология группы, есть ли чувство повиновения обществу. Для этого каждый участник должен сформулировать один вопрос, по которому затем проводятся два голосования: одно открытое, другое тайное. Вопросы желательно выбирать на острые темы, возможно касающиеся конкретных личностей данной группы. Ответом на вопрос может Выть либо «да», либо «нет». Допускается и нейтральный ответ «не знаю», т.е. воздержание от высказывания мнения. На продумывание вопросов отводится одна минута.
Затем участников просят изложить свой вопрос на листке бумаги и, не подписывал, сложить листок и отдать его ведущему. Ведущий перемешивает листки и раздает всем присутствующим. Каждый участник читает доставшийся ему вопрос громко для всех и пишет против него количество голосов «за» и «против». На следующем этапе вопросы пускаются по кругу. Каждый участник, не подписываясь, отвечает на вопрос знаком «плюс» или «минус». Как только записки вернутся в исходное положение, подводится итог: количество «плюсов» и «минусов». Затем каждый участник оглашает доставшийся ему вопрос и сообщает разницу тайного и открытого голосования.
Далее участникам предлагается проделать следующий эксперимент: выбрать любой вопрос, не обязательно собственны которому число голосов «за» и «против» примерно одинаковое, и попробовать навязать свое мнение по данному вопросу всем участникам за счет его некоторой перефразировки и придания ему другой эмоциональной окраски. Заслушиваются новые формулировки вопросов и определяются ответы на них прямым голосованием и тайным.
Подводя итоги игры, обращается внимание на причины, влияющие на разницу тайного и открытого голосования, и определяются победители, которым явно или тайно удалось переубедить других участников.
Психологический комментарий. Упражнение показывает, что жизнь человека в обществе заставляет его следовать каким-то общественным канонам, часто вопреки своим внутренним установкам и убеждениям, демонстрирует приемы, влияющие на выдержку и твердость убеждений каждого.
20. «Мой враг — мой друг»
Каждому участнику предлагается представить своего обидчика, человека, неприятного в каком-либо отношении, врага. Участники стараются письменно составить словесный портрет, описать внешний вид данного человека. При этом необходимо фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Если это не удается и участник соскальзывает на описание отрицательных внешних данных обидчика, необходимо при повторном прочтении вычеркнуть их.
На третьем листке участники описывают ситуацию своего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим участникам предлагается попробовать проанализировать свое собственное поведение и выстроить стратегию и тактику позитивного поведения с этим человеком.
При обсуждении упражнения обращается внимание на изменения, происшедшие в отношении к партнеру по конфликту.
Психологический комментарий. Данное упражнение направлено на принципиальное изменение отношения человека, включенного в остро напряженное взаимоотношение с другим человеком (коллегой, ребенком, членом семьи и т.п.). Изменение отношения от отрицательного к положительному показывает участникам возможность эффективного взаимодействия с любым, даже неприятным, человеком.
21. «Передача эмоций»
Участники рассаживаются в круг и рассчитываются по часовой стрелке. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах «выплеснуть» весь накопленный запас на своего соседа под номером два, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, никак не ответив первому, «вымещает» зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Третий также не отвечает обидчику и в одной-двух фразах передает эмоции по цепи следующему. Игра проходит в один-два круга, пока не иссякнет.
На втором этапе задание несколько изменяется. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передает его третьему и т.д.
В завершении участники сравнивают цепи отрицательных и положительных эмоций, делятся чувствами, которые у них возникли в ходе выполнения упражнения.
Психологический комментарий. Упражнение наглядно демонстрирует, как эмоции одного человека влияют на настроение другого. Кроме того, второй этап упражнения создает теплую атмосферу в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОВЕРОЧНЫЙ СПИСОК ЧЕРТ
Предлагаем упражнение, которое рекомендуют М. Джеймс и Д. Джонгвард. Выполнение упражнения в течение всех занятий поможет поверить в свои силы, глубже узнать себя, исправить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.
«Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку «плюс» (+) для тех черт, которые соответствуют Вашему мнению о себе. Используйте «минус» (—), чтобы отметить черты, не свойственные Вам, и знак вопроса (?), если вы не уверены в ответе.
— Нравлюсь себе — Не могу найти приложение своим силам
— Остерегаюсь других или обижен ими — Обычно высказываю ошибочное мнение
— Люди могут доверять мне — Люди мне нравятся
— Всегда сохраняю доброе выражение лица — Не развиваю своих способностей
— Обычно высказываю правильное мнение — Не люблю находиться среди людей
— Часто поступаю неправильно — Недоволен собой
— Люди любят быть около меня — Завишу от чужого мнения
— Владею собой — Использую свои способности
— Жизнь мне нравится — Знаю свои чувства
— Не умею сдерживаться — Не понимаю себя
— Не нравлюсь себе — Чувствую себя скованным
— Думаю сам за себя — Люди избегают меня
— Теряю время зря — Хорошо использую время
- Компетентен в своей профессии
Какие черты вы хотели бы изменить?
Источник: (Учебное пособие по технологии воспитательной работы для студентов-педагогов и учителей). М., 1997, с. 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
"Познай себя, познай других."
Через сказкотерапию культивировать сплочению коллектива, побуждению самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний личных проблем и развитию самооценки.Также этот классный час имеет...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Профориентационный личностно - ориентированный классный час "Проверь себя будущим"
Данный классный час основан на личностных особенностях школьников, под которые классный руководитель подобрал задания. Много нового и интересного дал этот классный час подросткам. В результате школьни...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
Личностно-ориентированный классный час «Хочешь быть счастливым - познай себя»
Классный руководитель, размышляя о теме классного часа, говорит о том, что стремление к счастью заложено в каждом человеке, предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое счастье?», «Какого челов...
Личностно – ориентированный классный час – нравственно-психологический практикум «Моя дорога к Себе и к Другим»
Участники: классный руководитель, учащиеся 10-го класса сельской малокомплектной школы (всего 7 человек), мамы десятиклассников, три учителя....