Конспект урока "Критерии описания профессии"
план-конспект урока по психологии (9 класс) на тему
Данный урок входит в курс по профориентации учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kriterii_opisaniya_professii.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №11
Основные критерии описания профессий
Цель:
формирование у учащихся умения анализировать профессии по совокупности критериев (предмет труда, цель труда, условия труда, средства труда); формирование портрета будущей профессии
Ход урока
1. Организационное начало
2. Вступительное слово. Повторение.
- Назовите профессии по классификации Е.А. Климовой: Ч-Ч; Ч-ХО, Ч-Т, Ч-З, Ч-П
3. Основная часть.
1) Информационное сообщение педагога о других критериях анализа профессии (презентация на компьютере):
Основные критерии выбора профессии
Критерий 1.
Род занятий – характеристика трудовой деятельности, отражающая степень зависимости работника от работодателя.
- Наёмная работа (работники госучреждений и частных фирм)
- Свободная профессия (профессионалы реализуют свой труд, знания, умения не через работодателя, а самостоятельно)
- Предпринимательская деятельность, бизнес (человек организует своё дело для получения прибыли)
Критерий 2.
Предмет труда – материал, который человек в процессе труда изменяет, преобразует, исследует, контролирует (в зависимости от цели работы).
- Природа (неживая – сырьё, вещества, энергия), живая (растения, животные)
- Техника, технические изделия, устройства, системы, детали, и т.д.
- Человек (его здоровье, образование, поведение, состояние, настроение, его потребности и нужды и т. д.)
- Знаки (тексты, цифры, графики, чертежи)
- Художественные образы (картины, тексты книг, скульптуры, спектакли, дизайн, музыка)
Критерий 3.
Вид деятельности – характеристика профессии, отражающая характер труда и его цели.
- Управление – организация деятельности объектов, учреждений, механизмов,групп людей.
- Обслуживание – осуществление сервисных функций в отношении людей, механизмов, технических устройств.
- Образование – преподавательская деятельность, обучение, воспитание
- Оздоровление – восстановление деятельности и нормального функционирования объектов, организаций, людей.
- Творчество культурно-эстетическое оснащение деятельности объектов.
- Производство – деятельность, направленная на изготовление объектов по установленным образцам.
- Конструирование – деятельность по созданию новых видов, форм, моделей объектов.
- Исследование – деятельность, направленная на подробное, детальное изучение объектов.
- Защита - деятельность, направленная на обеспечение безопасности от посягательств на объект извне.
- Контроль – деятельность. Направленная на слежение за правильной работой и функционированием объектов.
Критерий 4.
Средства, орудия труда – те инструменты, которые используются в работе.
Внешние:
- Ручные инструменты (слесарные, столярные, медицинские)
- Механизмы, машины (станки, автотранспорт)
- Автоматы, автоматизированные системы (станки-автоматы, автоматизированные химические производства и т.д.)
- Электронные устройства (средства связи, научные приборы и т.д.)
- Знаки (тексты, изображения, звуки, цифры, таблицы, графики и т.д.)
Внутренние, т.е. присущие самому человеку:
- Тело в целом, или руки и / или ноги
- Органы чувств (восприятия): зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
- Речь, мимика, пластика, жестикуляция (внутренние средства общения, передачи информации, знаний, создания художественных образов)
- Интеллект: мышление, воображение, память, внимание интуиция
Критерий 5.
Характер деятельности
- Работа чётко определена (правилами, инструкциями)
- Работа достаточно чётко определена (правилами, инструкциями, но иногда возникают ситуации требующие принятия решений)
- Работа постоянно ставит новые задачи (требует постоянной активности, решения новых проблем, оригинальных решений)
Критерий 6.
Форма организации труда предполагает такие условия работы с людьми, которые позволяют работнику наиболее полно проявить свои способности и знания.
- Индивидуальная (человек выполняет свою работу полностью самостоятельно от начала и до конца и отвечает за её качество)
- Коллективная (результат работы зависит от людей, работающих в коллективе)
Критерий 7.
Ролевые функции в трудовой деятельности означают распределение статусов в трудовом коллективе.
- Исполнитель (работа по указанию руководителя)
- Организатор собственной деятельности (самостоятельное планирование, работы, распределение рабочей нагрузки и т.д.)
- Организатор работы других людей (руководитель)
Критерий 8.
Объём контактов с другими людьми
- Немногочисленные, не отнимающие много времени от работы
- Многочисленные с сотрудниками по работе
- Многочисленные с клиентами, группами людей, посетителями.
Критерий 9.
Уровень ответственности
- Средняя, обычная
- Повышенная материальная (за сохранение имущества, денег, оборудования ит.д.)
- Повышенная моральная (за руководство людьми, за обучение и воспитание людей, за соблюдение законности и т.д.)
Критерий 10.
Условия труда
- В помещении
- На открытом воздухе
- Иногда в помещении, иногда на открытом воздухе
- В разъездах, командировках
2) Игра «Угадай профессию» - отработка у учащихся умения анализировать профессии по указанным критериям.
Правила игры. Весь класс делится на 2 команды. Одна команда загадывает профессию по заданным критериям, другая отгадывает, затем меняются ролями. (до трёх раз) По оному очку начисляется команде, если она угадала загаданную профессию и отгадали ту профессию, которая загадана.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
3) «Портрет подходящей профессии» - формирование учащимися портрета будущей профессии (заполнение таблицы в тетради) По основному и запасному выбору.
Портрет подходящей профессии
№ | Критерий | Подходящий вариант |
1. | Род занятий | |
2. | Предмет труда | |
3. | Вид деятельности | |
4. | Средства, орудия труда | |
5. | Характер деятельности | |
6. | Форма организации труда | |
7. | Ролевые функции | |
8. | Объём контактов с другими людьми | |
9. | Уровень ответственности | |
10. | Условия труда |
4. Тест по теме «Критерии описания профессии»
- Род занятий – это:
а) вид деятельности
б) характеристика трудовой деятельности по степени зависимости
в) сфера деятельности
2. Человек-знак – это группа профессий, характеризующихся:
А) по средствам труда;
Б) по характеру труда;
В) по предмету труда.
3. К какому виду деятельности относится профессия провизор:
А) защита
Б) обслуживание
В) производство
Г) контроль
4. Выбери одно из самых важных средств труда, необходимых преподавателю:
А) таблицы
Б) компьютер
В) речь
5. Что понимается под характером деятельности?
А) определённость выполняемой работы в соответствии с должностными инструкциями
Б) наличие орудий труда, характеризующих ту или иную профессию;
В) материал, который человек использует в процессе труда
6. Какая профессия предусматривает только коллективный труд?
А) врач
Б) инженер-строитель
В) ланшафтный дизайнер
7. Какая профессия требует повышенной материальной ответственности:
А) маркетолог;
Б) логистик;
В) инкассатор.
8. Какая профессия характеризуется немногочисленными контактами с другими людьми?
А) воспитатель в детском саду
Б) машинист тепловоза
В) менеджер
9. Какую ролевую функцию выполняет офис-менеджер?
А) исполнитель
Б) организатор собственной деятельности
В) организатор работы других людей
10. К условиям труда относится:
А) работа в командировках
Б) индивидуальная работа
В) образование работника
Ответы:1б, 2а и в, 3б, 4в, 5а, 6б, 7в, 8б, 9а и б, 10а.
5) Подведение итогов занятия
Продолжи предложения:
Самыми важными характеристиками (критериями) будущей профессии для меня являются _________________________________________________________
Из занятия «Основные критерии описания профессий» я узнал(а)____________________________________________________________________
Задания в группах:
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №1 «Род занятий»
………………………………………
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №2 «Предмет труда»
……………………………………………………………………….
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №3 «Вид деятельности»
…………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №4 «Средства труда»
……………………………………………………………………………….
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №5 «Характер деятельности»
………………………………………………………………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №6 «Форма организации труда»
………………………………………………………………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №7 «Ролевые функции»
………………………………………………………………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №8 «Объём контактов с другими людьми»
………………………………………………………………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №9 «Уровень ответственности»
………………………………………………………………………………..
- Назовите по 2 профессии на каждый вид по критерию №10 «Условия труда»
………………………………………………………………………………..
Портрет подходящей для меня профессии
№ | Критерий | Подходящий вариант |
1. | Род занятий | |
2. | Предмет труда | |
3. | Вид деятельности | |
4. | Средства, орудия труда | |
5. | Характер деятельности | |
6. | Форма организации труда | |
7. | Ролевые функции | |
8. | Объём контактов с другими людьми | |
9. | Уровень ответственности | |
10. | Условия труда |
……………………………………………………………………………………………………
Портрет подходящей для меня профессии
№ | Критерий | Подходящий вариант |
1. | Род занятий | |
2. | Предмет труда | |
3. | Вид деятельности | |
4. | Средства, орудия труда | |
5. | Характер деятельности | |
6. | Форма организации труда | |
7. | Ролевые функции | |
8. | Объём контактов с другими людьми | |
9. | Уровень ответственности | |
10. | Условия труда |
……………………………………………………………………………………………………
Портрет подходящей для меня профессии
№ | Критерий | Подходящий вариант |
1. | Род занятий | |
2. | Предмет труда | |
3. | Вид деятельности | |
4. | Средства, орудия труда | |
5. | Характер деятельности | |
6. | Форма организации труда | |
7. | Ролевые функции | |
8. | Объём контактов с другими людьми | |
9. | Уровень ответственности | |
10. | Условия труда |
……………………………………………………………………………………………………
Тест по теме «Критерии описания профессии»
1. Род занятий – это:
а) вид деятельности
б) характеристика трудовой деятельности по степени зависимости
в) сфера деятельности
2. Человек-знак – это группа профессий, характеризующихся:
А) по средствам труда;
Б) по характеру труда;
В) по предмету труда.
3. К какому виду деятельности относится профессия провизор:
А) защита
Б) обслуживание
В) производство
Г) контроль
4. Выбери одно из самых важных средств труда, необходимых преподавателю:
А) таблицы
Б) компьютер
В) речь
5. Что понимается под характером деятельности?
А) определённость выполняемой работы в соответствии с должностными инструкциями
Б) наличие орудий труда, характеризующих ту или иную профессию;
В) материал, который человек использует в процессе труда
6. Какая профессия предусматривает только коллективный труд?
А) врач
Б) инженер-строитель
В) ланшафтный дизайнер
7. Какая профессия требует повышенной материальной ответственности:
А) маркетолог;
Б) логистик;
В) инкассатор.
8. Какая профессия характеризуется немногочисленными контактами с другими людьми?
А) воспитатель в детском саду
Б) машинист тепловоза
В) менеджер
9. Какую ролевую функцию выполняет офис-менеджер?
А) исполнитель
Б) организатор собственной деятельности
В) организатор работы других людей
10. К условиям труда относится:
А) работа в командировках
Б) индивидуальная работа
В) образование работника
Основные критерии выбора профессии
Критерий 1.
Род занятий – характеристика трудовой деятельности, отражающая степень зависимости работника от работодателя.
1. Наёмная работа (работники госучреждений и частных фирм)
2. Свободная профессия (профессионалы реализуют свой труд, знания, умения не через работодателя, а самостоятельно)
3. Предпринимательская деятельность, бизнес (человек организует своё дело для поучения прибыли)
Критерий 2.
Предмет труда – материал, который человек в процессе труда изменяет, преобразует, исследует, контролирует (в зависимости от цели работы).
1. Природа (неживая – сырьё, вещества, энергия), живая (растения, животные)
2. Техника, технические изделия, устройства, системы, детали, и т.д.
3. Человек (его здоровье, образование, поведение, состояние, настроение, его потребности и нужды и т. д.)
4. Знаки (тексты, цифры, графики, чертежи)
5. Художественные образы (картины, тексты книг, скульптуры, спектакли, дизайн, музыка)
Критерий 3.
Вид деятельности – характеристика профессии, отражающая характер труда и его цели.
- Управление – организация деятельности объектов, учреждений, механизмов,групп людей.
- Обслуживание – осуществление сервисных функций в отношении людей, механизмов, технических устройств.
- Образование – преподавательская деятельность, обучение, воспитание
- Оздоровление – восстановление деятельности и нормального функционирования объектов, организаций, людей.
- Творчество - культурно-эстетическое оснащение деятельности объектов.
- Производство – деятельность, направленная на изготовление объектов по установленным образцам.
- Конструирование – деятельность по созданию новых видов, форм, моделей объектов.
- Исследование – деятельность, направленная на подробное, детальное изучение объектов.
- Защита - деятельность, направленная на обеспечение безопасности от посягательств на объект извне.
- Контроль – деятельность. Направленная на слежение за правильной работой и функционированием объектов.
Критерий 4.
Средства, орудия труда – те инструменты, которые используются в работе.
Внешние:
1. Ручные инструменты (слесарные, столярные, медицинские)
- Механизмы, машины (станки, автотранспорт)
- Автоматы, автоматизированные системы (станки-автоматы, автоматизированные химические производства и т.д.)
- Электронные устройства (средства связи, научные приборы и т.д.)
- Знаки (тексты, изображения, звуки, цифры, таблицы, графики и т.д.)
Внутренние, т.е. присущие самому человеку:
- Тело в целом, или руки и / или ноги
- Органы чувств (восприятия): зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
- Речь, мимика, пластика, жестикуляция (внутренние средства общения, передачи информации, знаний, создания художественных образов)
- Интеллект: мышление, воображение, память, внимание интуиция
Критерий 5.
Характер деятельности
- Работа чётко определена (правилами, инструкциями)
- Работа достаточно чётко определена (правилами, инструкциями, но иногда возникают ситуации требующие принятия решений)
- Работа постоянно ставит новые задачи (требует постоянной активности, решения новых проблем, оригинальных решений)
Критерий 6.
Форма организации труда предполагает такие условия работы с людьми, которые позволяют работнику наиболее полно проявить свои способности и знания.
- Индивидуальная (человек выполняет свою работу полностью самостоятельно от начала и до конца и отвечает за её качество)
- Коллективная (результат работы зависит от людей, работающих в коллективе)
Критерий 7.
Ролевые функции в трудовой деятельности означают распределение статусов в трудовом коллективе.
- Исполнитель (работа по указанию руководителя)
- Организатор собственной деятельности (самостоятельное планирование, работы, распределение рабочей нагрузки и т.д.)
- Организатор работы других людей (руководитель)
Критерий 8.
Объём контактов с другими людьми
- Немногочисленные, не отнимающие много времени от работы
- Многочисленные с сотрудниками по работе
- Многочисленные с клиентами, группами людей, посетителями.
Критерий 9.
Уровень ответственности
- Средняя, обычная
- Повышенная материальная (за сохранение имущества, денег, оборудования ит.д.)
- Повышенная моральная (за руководство людьми, за обучение и воспитание людей, за соблюдение законности и т.д.)
Критерий 10.
Условия труда
- В помещении
- На открытом воздухе
- Иногда в помещении, иногда на открытом воздухе
4. В разъездах, командировках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроссворд "Описание профессий"
Кроссворд для учащихся старшей школы для тренировки синонимичной замены прилагательных, и соответственно - развития речи....
Конспект урока технологии "Знакомство с описаниями профессий. Профессия-дизайнер"
Конспект урока технологии "Знакомство с описаниями профессий. Профессия-дизайнер"...
Конспект занятия "Все профессии нужны, все профессии важны! "
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ...
презентация "Критерии описания профессии"
Данная презентация может быть использована на занятиях по предпрофильной подготовке и занятиях по профориентации в 9-м классе....
Конспект занятия "Все профессиии нужны, все профессии важны!"
Конспект занятия разработан для обучающихся, воспитанников 15 - 16 лет с нарушениями слуха.Направление: профориентация.Цель: профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельнос...
Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"
Конспект занятия "Все профессии нужны-все профессии важны"...
Технологическая карта урока"Описание профессии".УМК: Английский язык. Brilliant 4 класс Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, Ж.Перрет
Педагогическая разработка учителя английского языка на тему "Профессии"....