Психологический тренинг "Успешный учитель"
план-конспект по психологии на тему
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.
Задачи:
консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
определение профессиональной направленности личности учителя;
отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
конструктивное решение конфликтных ситуаций;
повышение уровня самооценки учителя;
формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;
активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;
развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;
организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;
развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);
развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;
помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.
изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_psihologa_s_mol_spets-mi_2015g.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг "Успешный учитель"
Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.
Задачи:
- консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
- определение профессиональной направленности личности учителя;
- отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
- определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
- конструктивное решение конфликтных ситуаций;
- повышение уровня самооценки учителя;
- формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;
- активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;
- развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;
- организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;
- развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);
- развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;
- помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.
- изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.
Вступление
Презентация о звёздах
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если нашу жизнь сравнить со звёздным небом, то каждый человек на нём – это звезда. И гореть ему или угасать зависит только от него самого. Сегодня, на нашем тренинге мы попытаемся разжечь в себе искру творческого потенциала учителя, наставника, педагога.
- Упражнение «Знакомство»
Для начала давайте познакомимся. Назовите по очереди своё имя и качество характера, вам присущее, которое бы начиналось на первую букву вашего имени.
2. Упражнение “Подарок”
- А теперь я предлагаю каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.
ВКЛ. МУЗЫКА « Конфликт. ситуац.»
3. Упражнение “Мой стиль в профессии”
- Как известно, каждая встреча учителя с учениками, будь то урок или другой вид деятельности, начинается с приветствия. Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить приветствие группе, представляя, что перед вами не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица.
После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей.
- Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным? - Чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию?
В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.
- Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”. Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.
4. Упражнение “Встреча”.
ВКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»
Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.
Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.
- А сейчас, уважаемые коллеги, сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите спокойно. Я попрошу вас как можно ярче представит образы и картинки, которые я буду словесно описывать.
- Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.
ВЫКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»
Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов:
- Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”
- Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”
- Опишите ваши переживания и впечатления”.
5. Упражнение “Без командира”. Цель: формирование групп.
- Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
Профессия учителя предполагает некое варьирование между руководством и предоставлении детям возможности принимать самостоятельные решения, учить их отвечать за свои поступки.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Работаем молча. Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
В вашей группе 10 человек.
Сейчас вы будете свободно ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент (как только выключится музыка) нужно выполнить мою команду.
ВКЛ. МУЗЫКА «Сигнал»
Команды:
-в группы по пять!, - в колонну по росту!, - в два круга!, - в треугольник!,
- в живую скульптуру Звезда!
6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.
- А сейчас, я предлагаю вам стать в круг, возьмитесь двумя руками за нитку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!
- А теперь пришло время распутать "паутинку"!
- Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!
- Но любую конфликтную ситуацию легче предотвратить, нежели разрешить. Всем известна сила слова. Словом можно убить, а можно и возродить. В ряде экспериментов было проведено исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. В исследовании принимали участие педагоги и родители. В течение недели они должны были записывать все то, что произносится в адрес конкретного ребенка. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негативные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и только этим отличается от других.
- Я вам предлагаю сейчас выполнить одно из упражнений и почувствовать на себе, что значит, когда тебя обвиняют, осуждают и как ребёнок чувствует себя, когда его поддерживают. А именно уважают и хорошо относятся к личности ребёнка, но при этом разумно относятся к его выборам и поступкам.
Упражнение «Красный карандаш»
Упражнение выполняется в парах. Один из участников рассказывает сидящему слева от него о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.
Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении, его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, найти сильные стороны в его поведении.
- В каком случае легче отреагировать, в каком – труднее?
- Какими словами Вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом? Поддержка повышает самоуважение, является единственным средством повышения мотивации.
7. Упражнение “Хочу – могу – надо”
- Уважаемые коллеги, всем известны такие слова, как «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Каждый день, мысленно или вслух, мы произносим их в соответствии с той или иной ситуацией. Сейчас мы попробуем вновь вернуться к этим фразам.
- Итак, нам нужно 2 человека: один из них будет слушателем, другой выступающим.
Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.
Последний проговаривает три предложения, в которых одна часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.
- Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Говорите то, о чем думаете, что первое приходит в голову.
Обсуждение:
- Какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего.
Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем — всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.
Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.
ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»
8. Упражнение “Модальность”
- Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:
“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”.
- Почти нет обращений, построенных в модальности возможного:
“Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”.
- О себе, обращаясь к учащимся, мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”.
Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Я предлагаю вам типичные фразы в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например:
ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Фразы»
“Ты должен хорошо учиться!” - Ты любознательный мальчик, тебе многое интересно, и я уверенна, ты можешь хорошо учиться!»
- “Ты должен хорошо учиться!”
- “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
- “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
- “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
- “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
- “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
- “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
- “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
- “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
- Уважаемые коллеги! Самое главное в нашей с вами работе – это, конечно, дети. И если мы хотим иметь любознательных, радостных, позитивных, душевно здоровых учеников, то прежде всего нам надо работать над собой, постоянно совершенствоваться, находить возможности реализовывать себя как можно полнее. А главное – показать своим детям красоту и уникальность человеческой жизни, мира, в котором мы живём!
ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Как прекрасен этот мир! »
- Упражнение “Подарок”
Обмен мнениями, замечания, пожелания.
- Уважаемые участники тренинга, я предлагаю вам обменяться мнениями по поводу нашего тренинга:
- Что он вам дал? Чем был полезен?
и подарить друг другу подарок в виде эмоции, пожелания…
Н: «Я рада, что сегодня на тренинге, я помогла вам раскрыть свою индивидуальность и стать более уверенными в себе. Ольга, я дарю вам уверенность»
Заключительная часть.
- И в заключении, я хочу подарить вам вот эти звёзды.
- Пусть ваши глаза всегда горят и пусть ваша звезда никогда не гаснет!
- Тренинг окончен. Всего вам самого доброго!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Психологический тренинг с молодыми специалистами
«Успешный учитель»
Подготовила: педагог - психолог МБОУ «Обоянская СОШ №1»Гнездилова Т.В.
Обоянь-2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический портрет учителя профессионала».
В любой школе есть учителя, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам пр...
Психологическое здоровье учителя
Психологический семинар-практикум для педагогов. цель мероприятия- повышение психологической компетенции педагогов, профилактика кризисных эмоциональных состояний, обучение приемам снятия напряж...
О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю
Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...
Психологическое сопровождение учителя математики в процессе перехода на ФГОС
Введение ФГОС предусматривает перестройку организации деятельности учителя: в основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. Переход от парадигмы ЗУН к парадигме развивающей требует от педаго...
ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)
Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...
Психологическая поддержка учителя
В статье раскрывается практический опыт работы психолога в школе с педагогами....
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...