Психологический тренинг "Успешный учитель"
план-конспект по психологии на тему

 

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

Задачи:

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;

  • определение профессиональной направленности личности учителя;

  • отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

  • активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;

  • определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;

  • конструктивное решение конфликтных ситуаций;

  • повышение уровня самооценки учителя;

  • формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;

  • активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;

  • развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;

  • организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;

  • развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);

  • развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;

  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.

  • изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_psihologa_s_mol_spets-mi_2015g.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг "Успешный учитель"

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

Задачи:

  • консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
  • определение профессиональной направленности личности учителя;
  • отработка средств и способов эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
  • активизация и укрепление доверия учителя к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;
  • конструктивное решение конфликтных ситуаций;
  • повышение уровня самооценки учителя;
  • формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям;
  • активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия;
  • развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценки последствий собственных воспитательных воздействий;
  • организация обмена опытом между учителями на предмет общения с трудными учащимися;
  • развитие средств эффективного общения учителя с коллегами по работе (другими учителями в школе);
  • развитие у учителя техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности и артистизма;
  • помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны, повысит уверенность в себе.
  • изучение стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений о себе, своем идеальном “Я”, отношения к самому себе.

Вступление

Презентация о звёздах

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Если нашу жизнь сравнить со звёздным небом, то каждый человек на нём – это звезда. И гореть ему или угасать зависит только от него самого. Сегодня, на нашем тренинге мы попытаемся разжечь в себе  искру творческого потенциала учителя, наставника, педагога.

  1. Упражнение «Знакомство»

Для начала давайте познакомимся. Назовите по очереди своё имя и качество характера, вам присущее, которое бы начиналось на первую букву вашего имени.

      2. Упражнение “Подарок”

- А теперь я предлагаю каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

ВКЛ. МУЗЫКА « Конфликт. ситуац.»

3. Упражнение “Мой стиль в профессии”

- Как известно,  каждая встреча учителя с учениками, будь то урок или другой вид деятельности, начинается с приветствия. Сейчас я предлагаю  каждому из вас  выразить приветствие группе, представляя, что перед вами  не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. 

После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей.

-  Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным?                               -  Чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию?

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

- Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.   Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

4. Упражнение “Встреча”.  

ВКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.

- А сейчас, уважаемые коллеги, сядьте поудобнее, расслабьтесь, дышите спокойно.            Я попрошу вас как можно ярче представит образы и картинки, которые я буду словесно описывать.

- Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.

ВЫКЛ. МУЗЫКА « Встреча с детством»

Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов:

 - Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”

 - Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”

 - Опишите ваши переживания и впечатления”. 

5. Упражнение “Без командира”.                                                                                        Цель: формирование групп.

- Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым,  либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

Профессия учителя предполагает некое варьирование между руководством и предоставлении детям возможности принимать самостоятельные решения, учить их отвечать за свои поступки.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить.   Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Работаем молча. Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

В вашей группе 10 человек.

Сейчас вы будете свободно ходить  под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент (как только выключится музыка) нужно выполнить мою команду.

ВКЛ. МУЗЫКА «Сигнал»

Команды:

-в группы по пять!, - в колонну по росту!, - в два круга!, - в треугольник!,

 - в живую скульптуру Звезда!

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

- А сейчас, я предлагаю вам стать в круг, возьмитесь двумя руками  за нитку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

- А теперь пришло время распутать
"паутинку"! 

- Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

- Но любую конфликтную ситуацию легче предотвратить, нежели разрешить. Всем известна сила слова. Словом можно убить, а можно и возродить. В ряде экспериментов было проведено исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. В исследовании принимали участие педагоги и родители. В течение недели они должны были записывать все то, что произносится в адрес конкретного ребенка. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негативные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и только этим отличается от других.

- Я вам предлагаю сейчас выполнить одно из упражнений и почувствовать на себе, что значит, когда тебя обвиняют, осуждают  и как ребёнок  чувствует себя, когда его поддерживают. А именно уважают и хорошо относятся к личности ребёнка, но при этом разумно относятся к его выборам и поступкам.

 Упражнение «Красный карандаш»

Упражнение выполняется в парах. Один из участников рассказывает сидящему слева от него о какой-то
своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.
Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении, его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать
 поддержку говорящему, найти сильные стороны в его поведении.
- В каком случае легче отреагировать, в каком – труднее?
-      Какими словами Вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?  
Поддержка повышает самоуважение, является единственным средством повышения мотивации.

7. Упражнение “Хочу – могу – надо”

- Уважаемые коллеги, всем известны такие слова, как «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Каждый день, мысленно или вслух, мы произносим их в соответствии с той или иной ситуацией. Сейчас мы попробуем вновь вернуться к этим фразам.

- Итак, нам нужно 2 человека: один из них будет слушателем, другой выступающим.

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

Последний проговаривает три предложения, в которых одна часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.

- Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным.  Говорите  то, о чем  думаете, что первое приходит в голову.

Обсуждение:

 -  Какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего.

 Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем — всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Психологическое здоровье»

8. Упражнение “Модальность”

- Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”.

 - Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: 

“Ты можешь...”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно...”.

 - О себе,  обращаясь к учащимся,  мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать...”, “У меня есть полное право...”, “Я знаю что делать...”, “Я старше и умнее...”.

 Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Я  предлагаю вам  типичные фразы в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например:

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Фразы»

 “Ты должен хорошо учиться!”  - Ты любознательный мальчик, тебе многое интересно, и я уверенна, ты можешь хорошо учиться!»

  1. “Ты должен хорошо учиться!”
  2. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
  3. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
  4. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
  5. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
  6. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
  7. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
  8. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
  9. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”

- Уважаемые коллеги! Самое главное в нашей с вами работе – это, конечно, дети. И если мы хотим иметь любознательных, радостных, позитивных, душевно здоровых учеников, то прежде всего нам надо работать над собой, постоянно совершенствоваться, находить возможности реализовывать себя как можно полнее. А главное – показать своим детям красоту и уникальность человеческой жизни, мира, в котором мы живём!

ВКЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Как прекрасен этот мир! »

  1. Упражнение “Подарок”

Обмен мнениями, замечания, пожелания.

- Уважаемые участники тренинга,  я предлагаю вам обменяться мнениями по поводу нашего тренинга:

- Что он вам дал? Чем был полезен?

 и подарить друг другу  подарок в виде эмоции, пожелания…

Н:  «Я рада, что сегодня на  тренинге, я помогла вам раскрыть свою индивидуальность и стать более уверенными в себе. Ольга, я дарю вам уверенность»

Заключительная часть.

- И в заключении, я хочу подарить вам вот эти звёзды. 

- Пусть ваши глаза всегда горят и пусть ваша звезда никогда не гаснет!

- Тренинг окончен. Всего вам самого доброго!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБОЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Психологический тренинг с молодыми специалистами

«Успешный учитель»

 Подготовила: педагог - психолог МБОУ     «Обоянская СОШ №1»Гнездилова Т.В.

                                               Обоянь-2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический портрет учителя профессионала».

В любой  школе есть учителя, способные   к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам  пр...

Психологическое здоровье учителя

Психологический семинар-практикум  для педагогов. цель мероприятия- повышение психологической компетенции педагогов, профилактика кризисных эмоциональных состояний, обучение приемам снятия напряж...

О некоторых вопросах психологической готовности учителя к обучению младших подростков в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю

Период переходя из 4 класса в 5 класс является сложным не только для ученика, но и для учителя. В статье рассматриваются основные моменты, на которые свое внимание необходимо обратить учителю. Од...

Психологическое сопровождение учителя математики в процессе перехода на ФГОС

Введение ФГОС предусматривает перестройку организации деятельности учителя: в основе стандартов лежит системно-деятельностный подход. Переход от парадигмы ЗУН к парадигме развивающей требует от педаго...

ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)

Опросник «Психологический портрет учителя/родителя» позволяет увидеть приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания/воспитания, уровень субъективного контроля учи...

Психологическая поддержка учителя

В статье раскрывается практический опыт работы психолога в школе с педагогами....

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...