Формирование представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением
материал по психологии (10 класс) на тему

Турищева Анастасия Юрьевна

Мы живем в эпоху, когда те, кто еще только готовится вступить во взрослую жизнь, оказываются перед лицом будущего, которое очень непредсказуемо.

Актуальность работы заключается в том, что наше будущее в руках современных детей и подростков. От того, что будет заложено в детей обществом, государством и семьей сегодня зависит то, каким будет наше будущее завтра. За последние 10 лет очень заметно изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным. Многие подростки  опасаются за свое будущее и не представляют себя в нем. Возрастание темпов жизни требует от человека более осмысленного отношения к времени собственной жизни, так как умение предвидеть, прогнозировать и строить жизненные планы влияют на жизненный выбор, организацию и осуществление деятельности.

Проблема жизненного предназначения личности становится все более актуальной в современной психологии. По данной проблеме существует не много работ. Так, предметом анализа выступали индивидуальная биография и жизненный путь личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А. Кроник С.Л. Рубинштейн и др.), субъективные представления о времени (В.И.Ковалев, Л.Ю. Кублицкене и др.), временная перспектива, организация психологического времени (В.Г. Асеев, Р.А. Ахмеров, О.С. Гурова, Т. Коттле, К.Левин, Ж. Нюттен, И.А. Ральникова и др.). При этом продолжает оставаться значимой проблема психологического времени в подростковом возрасте, так как именно в этот период проявляется осознание себя и своей жизни во времени (И.А. Демина, Л.А. Регуш и др.).

Особенно важным становится исследование переживания времени у подростков c девиантным поведением. Это объясняется тем, что созданные на сегодняшний день условия для нормального физического, умственного, психологического и социального развития подростков с девиантным поведеним не приводят к желаемому результату – успешной их подготовке к самостоятельной жизни и бесконфликтной интеграции в общество.

Являясь представителями определенной возрастной группы, большая часть подростков имеют определенные отклонения в поведении. По данным статистики во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей (54,с.325). По сведениям ГУВД Краснодарского края в 2005 году несовершеннолетними было совершено 2519 преступлений, блок имущественных преступлений продолжает оставаться доминирующим. В 2006 году на 2,5% увеличилось количество школьников, принявших участие в совершении преступлений (с 679 до 696). Из общего числа, совершивших преступление 526 человек (75%) являются учащимися школ. Скупые строчки статистики говорят об актуальности проблемы отклоняющегося поведения, о необходимости  разработки эффективных профилактических программ. В нашей работе, мы предполагаем, что в качестве профилактической программы может послужить программа на формирование представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением.

В настоящее время отсутствуют исследования, связанные с изучением жизненного предназначения подростков с девиантным поведением, что еще раз доказывает актуальность выбранной нами темы.

   Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования «Формирование жизненного предназначения у подростков с девиантным поведением» и придает ей теоретическую и практическую значимость.

      Цель исследования изучить возможности формирования представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением.

      Объект - представления о жизненном предназначении личности

      Предмет формирование представлений о жизненном предназначении подростков и подростков с девиантным поведением.

      Гипотезы исследования:

1.                Представления о жизненном предназначении подростков с девиантным поведением и без девиантного поведения различаются по  ряду параметров.

2.                Представления о жизненном предназначении подростков с девиантным поведением подлежат формированию посредством тренинга.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.                Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения представлений о жизненном предназначении подростков.

2.                 Проанализировать и провести сравнительный анализ психологического содержания представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением и без девиантного поведения.

3.                Составить программу и провести тренинг, формирующий представления о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением.

4.                Провести вторичную диагностику по выявлению динамики представлений о жизненном предназначении подростков с девиантным поведением после проведения тренинга.

5.                Представить, обработать, проанализировать и дать интерпретацию эмпирических данных; сформулировать выводы по работе в целом.

   Теоретико-методологической основой исследования явились: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); теория жизненного пути и психологическая концепция исследования личности в качестве субъекта жизни (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, В.И. Ковалёв, Т.Н. Березина, А.Н. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн и др.); особенности восприятия времени с позиции причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров и др.); теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович,  Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.), в том числе подростков с отклоняющимся поведением (М.И. Еникеев, В.Г. Степанов, Ю.М., Орлов) теория социальных представлений С.Московичи.

Методы  и методики исследования:

1.Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

2. Тестирование.

3. Метод активного социального - психологического обучения.

4. Количественный и качественный анализ полученных данных.

5. Методы математико-статистической обработки данных  (t- критерий Стьюдента, критерий U-Манна-Уитни).

Методики исследования:

1.                Методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся  поведению» А.Н. Орла. (36)

2.                Проективная методика «Жизненный путь». (60)

3.                Методика «Жизненные предназначения» О.И. Моткова. (32)

База исследования: межшкольный - учебно - производственный комбинат, отделение продуктивного обучения центрального района города Сочи.

Выборку составили 60 подростков; из них: 30 учащихся, состоящих на различных видах учета (внутришкольный учет, комиссия по делам несовершеннолетних, условная судимость) и 30 учащихся, не состоящих на учете. Из 30 подростков, состоящих на учете: 27 мальчиков и 3 девушки, из 30 подростков обычных школ: 24 мальчика и   6 девушек, средний возраст – 15 лет.

Теоретическая практическое значимость исследования заключается в том, что расширено представление о психологическом содержании понятия  жизненное предназначение подростков с девиантным поведением.  Составленную программу тренинга можно использовать  психологам, социальным педагогам для формирования представлений о жизненном предназначении у подростков с девиантным поведением.  

Работа состоит  из введения,  двух  глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 61 источник и приложения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 11

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Общие положения: тренинг  предназначен, в первую очередь, для групповой работы с подростками, имеющими девиантное поведение, что бы помочь сформировать им представление о своем жизненном предназначении.

 В основе работы лежат следующие предпосылки:

  • переосмысление своего жизненного предназначения способствует коррекции девиантного поведения у подростков;

Цель работы: через развитие всех компонентов жизненного предназначения – потребностно - мотивационного, эмоционального, ценностно-смыслового, поведенческого и оценочного - способствовать формированию представлений о жизненном предназначении подростков с девиантным поведением.

Задачи:

1. Мотивировать подростков с девиантным поведением на самопознание и исследование собственных чувств.

2. Помочь подросткам с девиантным поведением в овладении способами выражения эмоций, навыками общения со сверстниками.

3. Развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненные цели.

4. Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результаты в области трудоустройства.

5. Повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.

Теоретической основой для создания программы послужили работы отечественных и зарубежных авторов: методология системного подхода (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин и др.); теория жизненного пути и психологическая концепция исследования личности в качестве субъекта жизни (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, В.И. Ковалёв, Т.Н. Березина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); особенности восприятия времени с позиции причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров и др.); теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.)

Структура программы. Программа состоит 18 занятий (по 1-1.5 часа каждое).

1. Знакомство и первоначальная формулировка проблемы

2. Что я знаю о мире профессий и как правильно выбирать профессию

3. Формирование представлений о собственном характере, темпераменте и интеллектуальных способностей

4. Развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненный цели

5. Построение адекватной самооценки

6. Развитие способности к эмпатии

7. Завершение работы группы

Занятия с группой проводятся 1-2 раза в неделю.

Участники тренинга. Тренинг рассчитан на подростков, имеющих девиантное поведение, возраст 14-16 лет, число человек в группе - 15.

Помещение и необходимые материалы. Для проведения занятий требуется отдельное помещение с удобными креслами, столом. Также необходимы кассеты с записями музыки, магнитофон, белая и цветная бумага разного формата, краски, фломастеры, кисти.

Структура занятий. Каждое занятие разделено па этапы: разминка, упражнения на групповое сплочение, обучающие упражнения, упражнения на рефлексию и самопринятие, подведение итогов и анализ домашнего задания. Для решения задач жизненного предназначения и профессионального самоопределения тренинговый цикл включает следующие блоки:

  1. Я и Я сам,
  2. Я и другие люди,
  3. Проекция будущего,
  4. Мои сильные и слабые стороны,
  5. Исследование собственных ресурсов для решения проблем,
  6. Получение обратной связи от группы.

Методы работы. В работе используются традиционные методы групповой психологической работы — психогимнастика, упражнения на групповую сплоченность, ролевые игры, групповые дискуссии, диагностические задания.

Оценка эффективности тренига.

Задачи тренинга считаются решенными, если участники отмечают следующие изменения:

- переосмысление себя, своих жизненных целей;

- повышение уверенности в себе;

- повышение уверенности в своих способностях;

- формирование целей и задач на будущее;

- вера в осуществимость своего жизненного предназначения;

- осознанность своего жизненного предназначения;

- формирование потребности в саморазвитии.

Можно дополнить субъективные оценки участников объективными оценками на основании сравнения первоначальных результатов тестирования представлений о жизненном предназначении и соответствующих результатов на момент завершения работы.

День 1.

Цели:

  • знакомство участников, запоминание имен,
  • формирование представлений о жизненных перспективах,

Упражнение  «Снежный ком».

Каждый участник называет имя и придумывает эпитет начинающийся на ту же букву, что и его имя. Следующий участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, а затем свои.

Упражнение «Карта жизненного пути».

  1. Каждый участник формулирует и называет свою жизненную мечту, жизненную цель и выбранную профессию,
  2. задача участников нарисовать карту жизненного пути, т.е. нарисовать возможные препятствия и помехи на пути к достижению своих целей, а так же способы, с помощью которых эти препятствия могут быть преодолены,
  3. привязка ко времени: участники называют возможные даты событий, которые ведут к цели,
  4. каждый участник выделяет 4 основных цели на этот год,
  5. исходя из составленных целей участники составляют возможные ресурсы- материальные, личностные, временные,
  6. обсуждение полученных программ.

Упражнение. «Кто я…»

Предлагается закончить предложения:

  • я словно птичка, потому что…
  • я превращаюсь в тигра, когда,
  • я могу быть ветерком, когда….
  • я прекрасный цветок…
  • я интересная книжка…
  • я песенка….
  • я, чувствую, что я скала…

Упражнение. «Фильм о своей будущей профессии».

Представьте, что вы – режиссер. Какой фильм о своей будущей профессии вы бы сняли? В каком жанре (комедия, мелодрама, боевик). Каких актеров пригласили бы на главные роли? О чем этот фильм? Напишите сценарий этого фильма (20-30мин). В конце каждый должен рассказать о своем фильме: что показалось сложным при составлении сценария, какие чувства возникали при составлении сценария?

День 2.

Цели:

  • разминка, снятие социальной дистанции
  • формирование информационного пространства

Упражнение «Мои права».

В начале занятия говорится о том, что от соблюдения прав зависит уверенность человека в себе. Каждый участник говорит о своих правах. Принятые предложения фиксируются на доске. Далее идет знакомство детей с другими разработанными. Например, у детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут воспользоваться, как механизмом защиты при разрешении конфликтов.  За защитой своих прав мы можем полагаться только на себя. Но для этого надо знать на что имеешь право. (26, с. 67)

Вы имеете право:

  • иногда ставить себя на первое место,
  • просить о помощи и эмоциональной поддержке,
  • иметь свое собственное место,
  • предоставлять людям решать свои собственные проблемы,
  • говорить «нет»,
  • менять свои решения,
  • побыть одному, даже если другим хочется вашего общения,
  • менять свои решения

Вы не обязаны:

  • следовать за толпой,
  • делать приятное неприятным людям,
  • делать больше, чем позволяет время,
  • отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать,
  • мириться с неприятной ситуацией.

Заявляя о своих личных правах нужно помнить: они есть у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, что бы уважали ваши. Проводиться обсуждение.

Упражнение. «Полицейский и заключенный»

Группа делится на 2 команды: полицейский и заключенный. Одна из команд- заключенные-стоят во внутреннем кругу, за их спинами-полицейские. Задача заключенных – договориться с кем-либо из других заключенных о побеге. Побег считается завершенным, если одновременно удалось сбежать не менее чем двум заключенным. Заключенные считаются пойманными, если полицейский успел хлопнуть его по плечам.

 Дискуссия на тему:  «Как выбрать профессию»

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. О будущем стоит задуматься. Разрабатывая планы профессионального будущего, следует учесть профессиональные интересы и предпочтения, способности к тому или иному виду деятельности, востребованность профессии на рынке труда.  Только тогда можно рассчитывать на удачу.

  1. Как правильно выбрать профессию?

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Не всякая трудовая деятельность является профессиональной, например, уход за своими родственниками или уборка квартиры. Трудовая деятельность человека может считаться профессиональной, если он имеет специальное образование и его труд является источником дохода.

Профессиональная трудовая деятельность:

  • профессиональная подготовка: получение специальных знаний, навыков, подтверждаемых документами о профессиональном образовании: дипломы, аттестаты.
  • источник дохода: профессия – товар на рынке труда

Выбор профессии - одно из самых ответственных решений в жизни человека. Трудовая деятельность определяет положение человека в обществе, приносит доход. Люди, которые удовлетворены своей профессией, чаще всего удовлетворены и жизнью целом.

  1. Ошибки при выборе профессии.

Выбор профессии часто происходит без серьезного обдумывания. Во многих случаях полагаются на интуицию или чье – то мнение, увлекаются лишь внешней стороной профессии. Опрос школьников показал, что в порядке большей распространенности следующие мотивы выбора профессии:

  • престиж,
  • оплата,
  • интерес,
  • хорошие условия труда,
  • соответствие желаниям родителей,
  • с друзьями.

При выборе профессиональной деятельности необходимо учитывать интересы и склонности.

Интерес - значимость, проявляющаяся в положительном эмоциональном отношении к чему - либо.

Склонности - постоянная потребность, расположение к чему – либо.

Склонности и интересы можно обозначить словом «ХОЧУ».

 Так же при выборе профессии необходимо учитывать способности – знания, умения и навыки, специальные способности (технические, математические, организаторские). Если при выборе профессии не учитывать свои способности, то в дальнейшем, возможно, предстоит тратить дополнительные усилия для выполнения работы. Способности, важные для выполнения профессиональной деятельности, условно можно выразить словом «МОГУ».

Схема выбора профессии:

  • ХОЧУ: склонности, интересы, желания
  • МОГУ: умения, навыки, способности
  • НАДО: возможность трудоустройства.

Т.о. профессия должна быть: интересна и привлекательна, соответствовать вашим способностям, пользоваться спросом на рынке труда. (51, с. 24)

День 3

Цели:

  • разминка, снятие социальной дистанции,
  • развитие способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей,
  • формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств, умение представить себя

Упражнение «Символика».

 Каждому из участников необходимо придумать 3 символических атрибута:

  • псевдоним
  • именной отличительный знак (нарисован на листке)
  • девиз (краткий и образный).

В конце необходимо обменяться листочками, обсудить их и попытаться дать каждому личную характеристику. Кроме того, оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты. По пятибалльной системе поставить оценку каждому участнику, затем подсчитывается суммарный балл и устанавливается,  кто смог лучше выразить себя.

Упражнение «Угадай человека».

Доброволец выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, ему дается три попытки отгадать, кого загадала группа, ему можно задать три вопроса: с кем или чем ассоциируется данный человек:

  1. с каким праздником,
  2. с каким животным или растением,
  3. с каким предметом или явлением природы.

В обсуждении важно выяснить: насколько трудно было дать определенную характеристику, насколько трудно было отгадать загаданного человека.

 Упражнение «Ассоциации». Водящий выходит за дверь, остальные участники группы загадывают какую-либо профессию. Водящий входит и пытается отгадать эту профессию, задавая вопросы на ассоциации:

  • какого цвета эта профессия,
  • на какую погоду похожа эта профессия,
  • какой запах у этой профессии.

При этом водящий должен загадать заранее заданное число вопросов по кругу.

По кругу необходимо назвать положительные и отрицательные качества на первую букву своего имени. Обсуждение: легко или трудно было найти качества, положительные или отрицательные быстрее приходили на ум.

Упражнение «Мои личные качества».

Дается инструкция: «Ваши учителя жалуются на то, что вы себя плохо ведете и что у вас масса плохих качеств, которые им не очень нравятся. Но мне кажется, что каждый человек вправе сам решать и давать оценку своим качествам. но как бы там ни было, у нас у всех, вероятно есть такие качества, которые нам помогают или, наоборот, мешают жить. Поэтому сейчас предлагаю сыграть в игру «Волшебный базар». Возьмите лист бумаги и вверху большими буквами напишите фломастером «Куплю», ниже разборчиво качества, которые вы хотели бы приобрести. Приколите этот листок булавкой на грудь. теперь возьмите маленькие листочки и на каждом напишите по одному качеству, которое хотели бы продать. Итак, вы на «волшебном базаре». Походите по рынку, присмотритесь к товару, выясните кто чем торгует. Вы можете обменять свой товар на одно, два или три качества. (2, с. 95)

День 4

Цели:

  • снятие напряжения и скованности,
  • развитие умения видеть в людях отличительные особенности,
  • расширить у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Разминка.

Участники становятся в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.  Тренер считает и на каждый счет участники должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону. Вопросы: «Что помогало группе, что мешало группе».

Упражнение «Какой я».

Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к товарищам на выбор: они напишут на листе ответы на вопросы - какой это человек во взаимоотношениях с другими. Какой у него характер, умеет ли он добиваться поставленных целей. Участники высказываются: насколько трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища (3, с. 58).

Упражнение «Профессия на букву».

Процедура упражнения:

  • «Сейчас будет названа какая – то буква. Наша задача показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е., показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву»
  • участники по очереди называют профессии, если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессию и суметь ответить на уточняющие вопросы. Желательно больше 5-7 букв не предлагать. При проведении игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы.

Упражнение «Чудо мастер».

 Ведущий раздает листки, на которых описано 15 чудо-мастеров, участники работают самостоятельно и выбирают 5 чудо – мастеров, чьи способности он хотел бы получить, затем участники объединяются в группы, задача каждой группы выбрать 5 наиболее нужных мастеров, которые необходимы всем (51, с. 79). После этого начинается рефлексия:

  1. почему и зачем мне нужен именно этот мастер,
  2. к каким чудесам мы стремимся,
  3. каким чудо-мастером я могу быть для других,
  4. какие настоящие профессии выполняют функции чудо-мастеров?

Примерный список профессий чудо-мастеров:

  1. знаменитый хирург, делающий пластические операции,
  2. специалист гарантирует замедление старости и жизнь до 200 лет,
  3. специалист гарантирует, что вы никогда не будите иметь неприятности с властями,
  4. разовьет ваши способности и интеллект, вы будите решать самые трудные задачи,
  5. гадалка - вы получите все ответы о своем будущем,
  6. марья-искусница - сошьет вам любую одежду по вашему вкусу,
  7. банкир – сделает так, что вы никогда не будите нуждаться в деньгах.

День 5

Цели:

  • формирование теоретических представлений о характере и темпераменте,
  • изучение собственного темперамента.

Способности человека делятся на:

  • общие (широкий круг знаний), к ним относятся трудолюбие, внимательность, целеустремленность,
  • специальные (память, внимание, черты характера).

Проведение теста Айзенка на определение типа темперамента. Обработка результатов.

        Каждый тип характера подходит для одних дел и профессий и меньше для других. Меланхолики – это часто люди искусства, зато из них получаются плохие водители. Холерики – великолепные летчики-испытатели, но они плохие счетные работники. Флегматики напротив прекрасные бухгалтера, но как правило профессии творческие им не свойственны. Сангвиники хорошие саперы, водители, инженеры. Темперамент дается человеку на всю жизнь, его не переделаешь

День 6

Цели:

  • разминка, снятие напряжения,
  •  формирование представлений о сферах трудовой деятельности. Участники делятся на группы, 
  • формирование представлений о содержании и условия труда представителей различных профессий,
  •  развить возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

Разминка «бумажные мячики»

 Участники делают из старых газет мячики. Группа делится пополам и выстраивается в линии друг напротив друга. По команде участники бросают свои мячики на противоположную сторону. Задача перебросить все мячи через границу

 Упражнение «Нужные люди».

Каждая группа должна составить список профессий, которые необходимы в какой либо одной сфере деятельности (для строительства жилого дома, для движения городского транспорта, для производства школьного учебника, для охраны общественного порядка) 30-45 мин.

В процессе обсуждения представители каждой группы подсчитывают количество профессий, необходимых для решения их задачи и обосновывают нужны они или нет.

 Упражнение «Пиктограммы».

Участники делятся на группы. Группа выбирает одну из профессий и описывает ее с помощью изображения на листе бумаги. Для характеристики профессии можно использовать только рисунки, но не разрешается буквы или цифры. Потом группы меняются изображениями, должны проанализировать и отгадать что за профессия была задумана. Игра завершается обсуждением, в ходе которого участники сообщают о своих сложностях в процессе отгадывания, сообщают какие профессии вызвали наибольшие затруднения.

Упражнение «Будущее».

 Группа набирается случайным образом – 5-7 человек, далее предлагается задание – с помощью одного из ассоциативных средств выразить отношение к слову: «будущее»: скульптура, пантомима, логическая схема, дерево. Затем идет презентация рисунков и важно, что бы на презентацию выходили все участники группы, далее идет обсуждение полученных результатов, выделение наиболее привлекательных и желаемых образов будущего, выделение проблем и задач для приближения идеального будущего.

Упражнение.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое – либо состояние или чувство, а, поймав брошенный мяч, будем называть аноним – противоположное состояние или чувство.

День 7

Цели:

  • снятие напряжения,
  • повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании жизненных и профессиональных перспектив.

 Приветствие.

 Каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все остальные будут повторять каждое предложенное приветствие. После завершения упражнения обратиться к группе с вопросом: «как вы себя чувствуете, какое из приветствий особенно запомнилось, почему?»

 Упражнение «5 шагов».

         Процедура включает следующие этапы:

  • группе предлагается определить какую – либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое – либо учебное заведение. Эта цель выписывается на доске.
  • группе предлагается определить, что за воображаемый человек достигнет этой цели. Участники должны назвать его характеристики по следующим позициям: пол, возраст, успеваемость в школе, материальное положение, социальный статус родителей и близких.
  • каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные 5 этапов, которые обеспечили бы достижение намеченной цели.
  • Желающие выходят к доске и выписывают свои предложения.

Упражнение «Надпись на стене».

Ведущий прикрепляет карточку с названием профессии одному из участников. Остальные должны изобразить эту профессию так, что бы участник угадал, что это за профессия.

День 8

Цели:

  • снятие эмоционального напряжения,
  • творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Упражнение: «Нетрадиционное приветствие».

Каждый из участников должен поздороваться с другими следующим образом:

  • по – английски – холодное рукопожатие на расстоянии 1 метра
  • по – русски – троекратное обнимание с легким похлопыванием по спине
  • по-китайски - поклон всем туловищем со сложенными перед грудью ладонями

Упражнение «Сотворение мира».

Необходимый материал: листы, ножницы, клей, цветные фломастеры.

  • группа делиться на несколько подгрупп, каждая на листе бумаги рисует свой мир,
  • затем необходимо: описать сотворенный мир, дать всему необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности, государственный строй, сферы деятельности, предметы импорта и экспорта, приблизительная численность населения, культурные традиции ( флаг, гимн, нормы, правила, что нужно знать и уметь иностранцу, что бы попасть в государство)
  • далее идет презентация государств (рассказ о своем государстве)

Упражнение для эмоциональной разрядки участников.

Пусть каждый из вас назовет какое – либо животное. При этом все остальные внимательно слушают друг друга и запоминают, какое животное назовет каждый. Затем тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям. На протяжении всего упражнения необходимо поддерживать этот ритм. Тот, кто начинает первым, хлопает 2 раза в ладоши и говорит название своего животного, а потом, хлопнув 2 раза по коленям называет животное, которому он передает ход.

День 9

Цели:

  •  развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненные цели
  •  систематизация представлений о характеристиках профессий, формирование навыков описания профессии.

 Разминка.

Начнем сегодняшний день с того, что, бросая мяч по очереди, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч.

Профессии

Сходства

Различия

Бухгалтер

Ветеринар

Газоэлектросварщик

водитель

маляр

менеджер

Оператор кательной

парикмахер

повар

продавец

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Упражнение «Кино».

Подросткам предлагается представить, что о каждом из них снят фильм, когда им исполнилось 30 лет. У них есть возможность посмотреть этот фильм сейчас. Нужно рассказать о себе как о главном герое: как он выглядит, чем занимается, где живет, где работает, его семейное положение. В конце фильма нужно рассказать: понравился ли фильм о себе, довольны ли они успехами главного героя. Может что-то можно изменить в сценарии и каким образом это можно сделать?

 Упражнение «Сравнительный анализ».

        Материал: листы бумаги с напечатанными на них списками из 10 случайных троек названий профессий.

Процедура игры: в каждой строчке необходимо:

  • представить себе три отмеченные квадратиком профессии, выбрать профессию, которая больше всего отличается от двух остальных и отметить ее значком минус, а оставшиеся две профессии, сходные между собой, обозначить значком плюс.
  • сформулировать и записать в графу «признак отличия» признак, который отличает эту профессию от двух оставшихся, а в «признак сходства» - противоположный полюс этого признака, по которому две оставшиеся профессии сходны между собой.

Далее необходимо оформить таблицу:

Характеристики профессий

Технологические (предмет, цели, средства, условия труда)

Экономические

(оплата труда)

Педагогические

(требования к образованию, знания и навыки)

Медицинские

(требования к здоровью, санитарно-гигиенические факторы)

Психологические

(требования к способностям)

День 10

Цели:

  • помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Упражнение: «Я – идеальное, я - реальное».

Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в 2 ипостасях: Я - реальное, Я – идеальное. После этого происходит обсуждение: когда вы чувствовали напряжение: когда рисовали идеальное или реальное, как вы думаете, что необходимо предпринять, что бы эти два понятия стали едиными.

Упражнение: «Чемодан в дорогу»

Каждый из участников должен назвать по одному качеству, которое, на их взгляд помогает и мешает.

Упражнение: «Волшебная рука»

Каждый участник на листке пишет свое имя, затем обводит руку карандашом. На каждом пальце предлагается написать какое- либо свое качество, затем «ладошки» пускаются по кругу, другие участники могут написать другие качества, которые присущи тому, чья ладошка. В обсуждении необходимо ответить на вопросы: что нового ты узнал о себе, акцент при обсуждении делается на том, что есть доля правды о нас и в том, как мы себя воспринимаем, и в том, как видят нас другие.

День 11

Цели:

  • составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результаты в области трудоустройства.
  •  развитие умения планировать свои дела.
  •  развитие наблюдательской сенситивности.

Рефлексивная игра: «Что, Кто, Как, Где, Когда»

  • каждому участнику составить для себя список желаемых результатов в области трудоустройства и расположить его в порядке убывания значимости каждого. Можно добавить желания, не связанные напрямую  с трудоустройством,
  • выбрать из списка первоочередное желание и составить программу его достижения на основе следующих правил:

- сформулировать результат в позитивном ключе: «что у меня будет», «что я хочу иметь»

- результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении.

- представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат

- продумать последствия достижения желаемого результата ( что будет, если это будет)

  •  обсуждение результатов в группе.

Упражнение «цели и дела».

Участникам за 2 минуты предлагается написать планы, как можно провести ближайший вечер: необходимо написать как можно больше вариантов. Варианты зачитываются и выбирается наиболее часто встречающийся, выбираются наиболее часто встречающиеся. Затем определяется сколько времени они готовы потратить на выполнение этих дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

Упражнение.

Инструкция: нам нужен доброволец, который хочет проверить свою чувствительность, он должен повернуться ко всем спиной и закрыть глаза. Далее несколько человек становятся за спиной добровольца. Сейчас они будут класть руки на спину добровольца. Каждый раз число рук будет разным. Задача добровольца почувствовать, сколько рук прикасается к его спине.

День 12

Цели: 

  • формирование представлений о необходимости соответствия между выбираемой профессией и личностью человека, закрепление знаний о многообразии профессий,
  •  исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата.

Сегодняшний день начнем с того, что будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим учеником надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер.

Упражнение «Угадай – ка».

Водящий составляет список из 5 профессий в порядке привлекательности для себя и передает ее ведущему. Остальные участники делятся на группы. Каждая группа должна записать те пять профессий, которые по ее мнению наиболее соответствуют интересам водящего. Таким образом, группа должна отгадать как можно больше профессий, которые были выбраны главным героем. В конце определяется группа – победитель, которая отгадала наибольшее количество профессий. В обсуждении участники говорят, почему они выбрали именно эти профессии и насколько они соответствуют интересам, характеру и способностям главного героя.

Игра «Пиратский бриг».

Участники путем жеребьевки разбирают роли:

  • капитана – вправе обрывать речь любого,
  • старшего помощника – вправе обрывать речь любого, кроме капитана,
  • штурмана – кроме капитана и старпома,
  • боцмана – всех, кроме первых трех,
  • матроса – всех, кроме капитана,
  • кочегары – всех, кроме капитана и старпома,
  • юнги – их обрывают все, они –никого.

Нарушивший правила переводится в юнги, юнга – выбрасывается за борт.

Задача – договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, кому и как будет распределяться добыча. В ходе анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям сложно выполнять роли, предполагающие подчинение, и наоборот.

День 13

Цели:

  • развитие способности к эмпатии, понимание мимики
  • расширить представления о сенсорно воспринимаемых сигналах.

Упражнение «Побег из тюрьмы».

Участники делятся на 2 шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: первая шеренга играет роль преступников, вторая – сообщники, которые пришли в тюрьму, для того, что бы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая перегородка. За короткое свидание сообщники с помощью жестов и мимики должны рассказать преступникам как будут спасать их из тюрьмы. После окончания игры «преступники» рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Рисунок «Моя будущая профессия». Обсуждение

Упражнение.

Инструкция: «Закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков.» Через одну- две минуты все открывают глаза и перечисляют все, что удалось услышать, указав, если возможно источник звука.

Упражнение. Прошлое, настоящее, будущее.

На стул, стоящий в центре садится доброволец. Остальные некоторое время его разглядывают, изучают, ловят впечатления, возникающие при этом. Затем группа по очереди делится впечатлениями, сообщают сидящему на стуле свои домыслы и предположения о том, каким этот человек был в раннем детстве: как его называли мама и близкие, каким характером он обладал. Игрок в разговор не вступает, лишь слушает. Затем группа сообщает игроку, что ждет его в будущем, каким он будет через десять или через двадцать лет, каким он сам желает стать к этому времени, чего хочет добиться. После этого слово предоставляется подростку, сидящему на «горячем стуле». Он высказывает свое мнение к услышанному.

День 14

Цели:

  • актуализация жизненных целей,
  • актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении целей.

Упражнение «Строим город».

Всем участникам предлагается нарисовать город, в котором им хотелось бы жить. Каждое строение этого города должно носить название их мечты. Пусть в этом городе будут дворцы, парки, стадионы-все, что можно придумать и изобразить. Нужно дать название этому городу. Этот город они должны строить все вместе и каждый для себя.

Упражнение «Ящик Пандоры».

Ящик Пандоры - боги заперли в ящик все несчастья и этот ящик запрещено было открывать. Пандора нарушила запрет и приоткрыла ящик и все несчастья обрушились на людей. Задача: сделать свой ящик Пандоры. Участникам предлагается на листах написать все, что мешает им в достижении целей. Затем все эти помехи складываются в отдельный ящик и закрывается.

Упражнение на поддержание работоспособности в конце дня.

Тренер раздает карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды. Т.е. если досталась карточка с цветом «красный», то знайте, что еще у кого то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствую названным. По ходу упражнения необходимо внимательно следить за действиями остальных участников и постараться понять у кого какой цвет. В конце упражнения необходимо объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета.

День 15

Цели:

  •  развитие версионного мышления,
  • развитие креативного типа мышления.

Разминка, направленная на развитие беглости мышления.

«Сейчас мы будем бросать мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит, одно из тех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, во втором случае – животного, и в третьем – название рыбы.»

Упражнение.

«Представьте ситуацию. Вы возвращаетесь домой и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Возникшие у Вас варианты надо записать»

Упражнение.

 «Сейчас будут предложены некоторые задачи, вы, выслушав условия, займетесь поиском решения»

  • Изменив местоположение одной монеты нужно добиться, что бы равенство было верным.
  • Изменив местоположение одной цифры, надо добиться того, что бы равенство было верным: 102=100. Ответ: 10 в квадрате=100
  • Проведя в любом месте отрезок, надо добиться того, что бы равенство стало верным: V1=1

Тренер обращается к тем участникам, которые пока не нашли решения, с предложением проговаривать вслух все возникающие у них идеи. Часто во время такого проговаривания у кого – то из слушателей, не имеющих решения, оно возникает.

День 16

Цели:

  • развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения,
  • повысить уровень осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение.

«Сегодняшний день начнем с того, что каждый из нас скажет какого он цвета. При этом речь идет об отражении цвета вашего состояния. Затем необходимо рассказать, как изменялось ваше состояние в течение утренних часов с моменте как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем связаны эти изменения». В заключении своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

Игровое упражнение «День из жизни...» («Сон из жизни...»)

 (Упражнение проводится в круге.)

1. Ведущий определяет вместе с участниками, какая профессия будет рассматриваться в игре, например, фотомодель.

Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о личном трудовом дне нашего работника - фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя бы быть таким: звонок - завтрак - звонок - урок - двоечники – вопрос-ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - дом - постель.

В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе ту фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным, «ради хохмы», дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. То наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы запоминать названные существительные, советую внимательно смотр на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

2. Ведущий называет первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. Если игроков немного (6 - 8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

Обсуждение

Ведущий может спросить у участников, получился целостный рассказ или нет. Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путанным и сумбурным, то можно попросить кого-нибудь из игроков своими словами рассказать, о чем же был составленный рассказ, что в нем происходило. Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

День 17

Цели:

  • развитие у учащихся умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности,
  • повысить у игроков готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни,

Упражнение «Цепочка профессий».

Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то кую металлургу, например, повар. Следующий назовет профессию, близкую повару и т.д.

Важно, чтобы называющий сумел объяснить, в чем сходство назван профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высок температурами, с печами.

По ходу игры ведущий иногда задает уточняющие вопросы: «В чем же сходство вашей профессии с только что названной?» Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

Обсуждение

При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда обнаруживаются интереснейшие линии сходства. Например, в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом. (Пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист - сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») - артист драмтеатра - артист балета и т.д.)

Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что людям, выбирающим свой профессиональный путь, не следует ограничиваться только одним выбором, ведь очень то, что ищет человек в одной (только в одной!) профессии, может оказаться в других, более доступных.

Опыт показывает, что больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер. Например, что может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?). Если школьники находят подобные или даже более веселые сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

Упражнение: «Эпитафия». 

Участники рассаживаются в круг и ведущий “загадочным голосом” рассказывает такую примерно притчу: “Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить при мерно такие надписи: " Сулейман Бабашидзе. Родился в 18 20 году, у мер в 1858 году. Прожил 3 года...", или "Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет..." Далее ведущий может спросить у группы: "Что на Кавказе считать не умеют? Может со смыслом делались эти приписки на могильных плитах'? А с каким смыслом?". Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность, и общую ценность жизни данного человека". (Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с., где авторы разводят время паспортное (физическое) и время психологическое, наполненное тем или иным смыслом. Авторами развивается также идея "событийного подхода" в планировании и оцени жизненных и профессиональных перспектив.)

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то...— по типу "комсомольско-молодежной биографии"), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, почти не выходя из своего дома...). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими "веселыми ребятами-суперменами"...). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему...).

3. Ведущий называет первое событие, например, “наш герои окончил среднюю школу с двумя тройками”. Далее, остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры всего 6-8 человек, целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возможность назвать и по второму событию.

4. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.

5. Ведущий предлагает всем подумать и по очереди, и пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя...

6. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно...).

7. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы том игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного герои. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать смою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться остальным участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игрока оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание “еще разок попробовать”. Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать и многие, потом сами заявляют, что “все это не похоже на правду — чушь какая-то (или "...мрак какой-то")...”. Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.

8. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров...). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

9. Немало подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по-прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.

10. Можно даже предложить участникам “задание на дом”: “Если у Вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойно подумать, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни”.

1 1. Если позволяет время, после завершения игры попросить игроков на отдельных листочках выписать 15—20 основных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки — определяет сам игрок), который так же окончил школу в настоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет, после чего внизу каждый должен просто написать, сколько же он прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выполняется большинством игроком очень серьезно и заинтересованно.

День 18

Цели:

  • обобщение и систематизация приобретенных знаний, обучение правилам составления личного профессионального плана,
  • составление личного профессионального плана

Схема построения профессионального образа будущего:

  1. Дальняя профессиональная цель (мечта)
  2. Ближние профессиональные цели (этапы и пути достижения профессиональной цели)
  3. знание себя (знание своих возможностей для достижения цели)
  4. реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов)
  5. в случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям - другой профессиональный выбор.

Обсуждается каждый из факторов. Учащиеся должны сопоставить указанные моменты с той картиной, которая существует на сегодняшний день.

Упражнение.

Инструкция: «Сейчас я дам каждому из вас карточку, на которой написаны имена 3 участников группы (в карточке имена всех участников, частота включения имен в карточки приблизительно одинаковая). Сейчас необходимо дать каждому из тех, кто перечислен в карточках, характеристику, но надо стремиться к тому, что бы характеристика была весьма лаконичной и сохраняла при этом возможность узнавания этого человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"

Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Социализация подростков с девиантным поведением.

Социализации личности подростков с девиантным поведением  Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания нор...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Особенности формирования нравственных качеств у подростков с девиантным поведением

В педагогической литературе нравственные качества определяют, как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и влияют на жизненные выборы человека.Цепочка этих выборов и ...

Дополнительная общеобразовательная программа: "Профилактика употребления ПАВ подростками и подростками с девиантным поведением" 5-9 класс

Сдерживание  вовлечения  подростков  в  прием психоактивных  веществ  за  счет  пропаганды  здорового  образа  жизни, формирования...