ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ МИРА»
рабочая программа по теме
Данная образовательная программа «Искусство в познании мира» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.
Программа создана на основе наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления и чувства служат материалом для создания системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе природный талант. За основу взята программа Л.А. Антипиной, руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска, концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова и В.Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития ребенка.
Программа «Искусство в познании мира» рассчитана на обучение в течение одного года, но может быть продолжена во взаимосвязи с темами: «Искусство в познании человека», «Искусство в познании народов». Рассчитана на учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_okr_mir_1-2_.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Зеленоградское окружное управление образования
Департамента образования города Москвы
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 854
Согласовано: Утверждена решением педагогического
Зам. начальника ЗелОУО (методического) совета школы
«_____»____________________2009г. Протокол №_______от_________ 2009г.
__________________Черненко Г.М. Директор школы______Курсаков А.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ МИРА»
Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 7-8 лет
Согласовано по содержанию. Методист ОМЦ по ИЗО:_____Белорукова О.Н.
Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Специалист по воспитательной работе ЗелОУО: ______ Бизякин С.Л.
Зеленоград 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3
П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН..............................................................7
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 8
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................... ...11
V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 12
I. Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
Данная образовательная программа «Искусство в познании мира» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.
Программа создана на основе наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления и чувства служат материалом для создания системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе природный талант. За основу взята программа Л.А. Антипиной, руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска, концепция универсального механизма таланта психологов И.Акимова и В.Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития ребенка.
Программа «Искусство в познании мира» рассчитана на обучение в течение одного года, но может быть продолжена во взаимосвязи с темами: «Искусство в познании человека», «Искусство в познании народов».
В структурную основу программы положены единые законы, по которым живет и развивается мир природы, мир искусств и человек. Основное направление программы – научить детей наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы в своих работах, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания, помочь осмыслению бережного отношения к природе.
Программа «Искусство в познании мира» представлена в форме тематических разделов, главная задача которых показать направление творческого поиска детей, стратегию познания ими окружающего мира и его системного видения, воспитания любви к природе через изобразительную деятельность.
Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству.
Занятия по данной программе способствуют развитию не только знаний о природе и искусстве, но и умений по работе кистью, художественного мышления, чувства композиции.
Значимость природы в жизни человека - главный смысловой стержень программы. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Содержание задач и заданий программы «Искусство в познании мира» направлено на сохранение в процессе обучения самого дорогого достояния человека - его самобытности через возможность свободного выбора цели, пути и способа решения поставленной перед ним проблемы. Знания, которые предлагаются ребенку даются в форме принципов, а не в виде готовых, не подлежащих обсуждению рецептов. Визуальный, чувственный, творческий и интеллектуальный опыт ребенка подводит его к открытию и пониманию законов, на которые опирается творческая деятельность.
Дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Свои чувства они тренируют и совершенствуют свои через взаимодействие с природой, творчество. Радости и горести, встречи с прекрасным и безобразным, открытия и разочарования - все для них становится материалом для творчества, переплавляется в драгоценный опыт души. Ведь каждый человек приходит в мир, чтобы через радости и страдания, взлеты и падения совершенствовать свою живую душу и мир вокруг.
Значительная часть заданий программы «Искусство в познании мира» напрямую обращена к формированию творческого начала. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в изобразительном искусстве. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.
Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать окружающий их мир и видеть результат своей работы.
2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития личности ребенка через общение с миром природы, его нравственно-этического самосовершенствования и формирования культуры мышления, развития художественного вкуса и трудовых навыков.
Основные задачи программы:
1. Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы.
2. Вызвать интерес к изобразительной деятельности.
3. Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
деятельности и в искусстве.
4. Способствовать осознанию ребенком того, что созидающая природа и сози-
дающий человек использует единые принципы, методы и законы творчества.
3. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.
Обучающие задачи:
• Познакомить детей с миром природы, растительным и животным миром, работой «мастера изображения»;
• Научить ребенка приемам и навыкам изобразительной деятельности.
Развивающие задачи:
• Развивать творческие способности у детей;
• Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук;
• Развивать конструктивные навыки и умения;
• Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе, своему труду;
• Воспитывать трудолюбие и усидчивость;
• Побуждать детей участвовать в коллективной работе;
• Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;
3. Отличительные особенности программы:
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.
Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, средствами выразительности.
Программа обучения включает тематически блоки:
«Живая душа природы. Истоки творчества»
«Искусство созерцания»
«Наши соседи по планете»
«Рождение природы»
Темы блока «Живая душа природы. Истоки творчества» дают представление ребенку о том, что побуждает человека к творчеству. Истоки творчества находятся там, где возникает эмоциональный отклик, порождающий чувство, которое побуждает к творческому процессу. Откликаясь на явления природы, жизни, человек пользуется языком и инструментами того вида искусства, которым владеет. Он выражает свои чувства, мысли, побуждения, пользуясь как материалом: словом и музыкой речи, если он писатель и поэт, звуком и тишиной, если он композитор, линией, цветом, светом, объемом, фактурой, если он художник или скульптор. Творчество способствует осознанию себя носителем сил добра и созидания, активным инструментом гармонии.
Тематический блок «Искусство созерцания» способствует осознанию удивительной красоты растительного мира нашей страны, мира насекомых, пониманию того, что очень многое в природе мы просто не замечаем, но рядом с нами существует удивительный мир, который можно увидеть и изобразить. Важно осознание ребенком своих потенциальных возможностей, подведение ребенка к пониманию того, что природа и человек используют единые принципы, методы и универсальные законы творчества; в человеке есть все, чтобы свободно творить и понимать искусство и природу.
Темы третьего блока «Наши соседи по планете» дают представления ребенку об удивительном мире живых существ, живущих рядом с нами: домашних животных, птиц и зверей, обитателей морей и океанов.
Четвертый блок «Рождение природы» направлен на осознание ребенком
ежегодного возрождения природы весной, рождение первоцветов, цветение деревьев, удивительную красоту садов. Тема «Искусство как машина времени» поможет ребенку осознать себя равноценной частью человечества, наследником огромного духовного богатства, будет способствовать формированию широты представлений о природе и ее отражении в искусстве.
Искусство - чудесный инструмент, дарующий человеку свободу мысленного передвижения во времени и пространстве, открывает волшебную дверь в миры фантазии, дарует возможность проникновения в душу природы, рождению при общении с ней новых чувств, представлений.
Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы ребенок ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в изобразительном искусстве; индивидуальный подход поможет каждому ребенку выбрать особый
вариант задания, доступный его уровню и возрасту;
Программа рассчитана на период обучения - 1 год, но
при необходимости и при желании детей период может быть продлен.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на детей 7-8 лет. При некоторой корректировке методик и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей более младшего или старшего возраста.
Группа формируется без предварительного отбора, из детей начальной школы.
Занятия групповые:
Группа - 15 чел.
5. Режим занятий:
• общее количество часов в год – 144 ч.;
• количество часов и занятий в неделю - 2 раза в неделю по 2 ч.;
6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний детей о природе, растительном и животном мире, художниках, отражающих мир природы в своих произведениях.
По окончании первого года обучения ребенок должен знать:
- основные виды, жанры, инструменты изобразительного искусства, возможности языка и выразительных средств изобразительного искусства;
- основные особенности мира природы, различных представителей растительного и животного мира.
должен уметь:
- передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
- ощущать эмоциональную окраску произведений искусства, стремиться понимать, какое чувство оно выражает, что изображает;
В течение учебного года дети будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.
В конце учебного года ими выполняется выставочная работа, по качеству исполнения которой определяется успешность ребенка, уровень приобретенных им умений и навыков.
II. Учебно-тематический план
занятий в кружке «Искусство в познании мира»
Тема года: «Знакомство с миром природы»
№ темы | № уро- ков | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе: | ||||
Теор. | Практ. | |||||||
Раздел 1. Введение. 2 ч. | ||||||||
1.1. | 1-2 | Беседа. Мир природы вокруг нас. | 2 | 2 | ||||
Раздел 2. Живая душа природы. Истоки творчества. 20 ч. | ||||||||
2.1. | 3-4 | Живой цвет природы. | 2 | 1 | 1 | |||
5-6 | Живописный мазок. Море в разных состояниях. | 2 | 2 | |||||
2.2. | 7-8 | Теплые и холодные краски природы. | 2 | 1 | 1 | |||
9-10 | Рисуем осенний пейзаж. | 2 | 2 | |||||
2.3. | 11-12 | Характер деревьев. | 2 | 1 | 1 | |||
13-14 | Сказка про дерево. Композиция из листьев. | 2 | 2 | |||||
2.4. | 15-16 | Характер ручьев и рек. Ветер. Линия. | 2 | 1 | 1 | |||
17-18 | Рисуем облака. | 2 | 2 | |||||
2.5. | 19-20 | Душа и настроение природы. | 2 | 1 | 1 | |||
21-22 | Рисуем музыку. | 2 | 2 | |||||
Раздел 3. Выразительные возможности художественных материалов. 28 ч. | ||||||||
3.1. | 23-24 | Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш. | 2 | 1 | 1 | |||
25-26 | Пастель и цветные мелки. Цветы | 2 | 2 | |||||
27-28 | Масляная пастель. Сказочный город. | 2 | 2 | |||||
29-30 | Рисуем углем. Красота линий и пятен. | 2 | 2 | |||||
31-32 | Цветная ручка, миниатюра. | 2 | 2 | |||||
3.2. | 33-36 | Акварель. Прозрачность и легкость. | 4 | 1 | 3 | |||
37-40 | Гуашь. Насыщенность и декоративность. | 4 | 4 | |||||
41-42 | Монотипия. | 2 | 2 | |||||
43-44 | Акватипия | 2 | 2 | |||||
3.3. | 45-46 | Выразительные возможности аппликации | 2 | 1 | 1 | |||
47-48 | Выразительные возможности бумаги. | 2 | 2 | |||||
3.4 | 49-50 | Для художника любой материал может стать выразительным. | 2 | 2 | ||||
Раздел 4. Искусство созерцания. 28 ч. | ||||||||
4.1. | 51-52 | Маленькие шедевры природы. | 2 | 1 | 1 | |||
53-54 | Грибы в лесу (композиция, цвет). | 2 | 2 | |||||
4.2. | 55-56 | Удивительное кружево. | 2 | 1 | 1 | |||
57-60 | Рисуем паутинку(орнамент в круге). | 4 | 4 | |||||
4.3. | 61-62 | Тайны орнаментов (элемент орнамента). | 2 | 1 | 1 | |||
63-64 | Орнамент в нашем доме (ритм) . | 2 | 2 | |||||
4.4. | 65-66 | Тайны творений природы. Тайна полета. | 2 | 1 | 1 | |||
67-68 | Рисуем птичье оперенье (цвет). | 2 | 2 | |||||
4.5. | 69-70 | Тайна бабочки (ось симметрии). | 2 | 1 | 1 | |||
71-72 | Жуки и пауки (симметрия) | 2 | 2 | |||||
4.6. | 73-74 | Тайна цветов и снежинок. | 2 | 1 | 1 | |||
75-78 | Рисуем снежинки на елку, делаем их из бумаги. | 4 | 4 | |||||
Раздел 5. Наши соседи по планете. 36 ч. | ||||||||
5.1. | 79-80 | Хозяева неба — птицы. | 2 | 1 | 1 | |||
81-84 | Образ птиц украшает наш дом. | 4 | 4 | |||||
5.2. | 85-86 | Хозяева леса – звери. | 2 | 1 | 1 | |||
87-90 | Звери в сказках. Их характер. | 4 | 4 | |||||
5.3. | 91-92 | Домашние животные. Котенок. | 2 | 1 | 1 | |||
93-96 | Рисуем домашних животных. | 4 | 4 | |||||
5.4. | 97-98 | Подводный мир. | 2 | 1 | 1 | |||
99-102 | Витраж «Золотая рыбка» | 4 | 4 | |||||
5.5. | 103-104 | Жизнь луговых трав «Портрет растений». | 2 | 1 | 1 | |||
105-108 | Рисуем Машеньку среди ромашек. | 4 | 4 | |||||
5.6. | 109-110 | Хозяева травяных джунглей – насекомые. | 2 | 1 | 1 | |||
111-114 | Рисуем композицию «Мир насекомых» | 4 | 4 | |||||
Раздел 5. Красота в нашем доме, саду, парке 30ч. | ||||||||
6.1. | 115-116 | Украшения нашего дома | 2 | 1 | 1 | |||
117-120 | Наши игрушки | 4 | 4 | |||||
121-124 | Посуда в нашем доме | 4 | 4 | |||||
125-126 | Красота обоев, тканей | 2 | 2 | |||||
6.2. | 127-128 | Любимые сказки. | 2 | 1 | 1 | |||
129-132 | Создаем свою книжку. | 4 | 4 | |||||
6.3. | 133-134 | Домашний сад. Комнатные растения, создающие уют. | 2 | 1 | 1 | |||
6.4. | 135-136 | Красота садов, парков и скверов | 2 | 1 | 1 | |||
137-138 | Цветущие деревья (вишня, яблоня). | 2 | 2 | |||||
139-140 | Самые прекрасные из цветов. Ваш сад. | 2 | 2 | |||||
6.5. | 141-142 | Искусство как машина времени. | 2 | 1 | 1 | |||
143-144 | Конкурс рисунков на асфальте | 2 | 2 | |||||
Итого: | 144 | 27 | 117 |
III. Содержание дополнительной программы занятий в кружке
«Искусство в познании мира»
Тема года: «Знакомство с миром природы».
Принцип обучения: от простого к сложному.
Раздел 1. Введение.
Человек склонен наделять стихии и явления природы живой душой, он способен вступать в контакт с разнообразными проявлениями природы.
Беседа об окружающей природе. Знакомство с материалами и инструментами, основными средствами выразительности.
Раздел 2. Живая душа природы. Истоки творчества.
2.1. Живой цвет природы (эксперименты по восприятию цвета).
Человек воспринимает цвет в развитии, как изменчивый процесс, зависящий от освещения, окружения, степени удаленности, от того, на объеме или плоскости цвет расположен. Если художнику удается показать развитие и изменение цвета в природе, то мертвая краска превращается в живой цвет, свет, объем, пространство, выражает настроение.
Знакомство с живописными мазками. Изображение впечатлений природы, наблюдаемых во время каникул.
2.2. Теплые и холодные краски природы.
Солнечные краски, теплые цвета и оттенки, нам не сложно, какие цвета и оттенки теплые, а какие холодные. Образные представления человека опираются на впечатления от явлений природы. Наши представления о холодных цветах связаны с красками зимы, с прохладой сумерек, с теми оттенками, которые обретает цвет, когда на него падает холодная тень.
Изображение сказочного персонажа на живописном фоне (использование теплых или холодных оттенков цвета).
2.3. Характер деревьев.
Сказки о старике как образе дерева, о надежном друге - клене. Наша способность к ассоциативному мышлению позволяет нам наделять природные явления душой, характером. Дерево может быть похожим на тоненького беззащитного ребенка, гибкую девушку-красавицу, крепкого и сильного богатыря или на скрипучего, ворчливого старика.
Изображение деревьев.
2.4. Характер ручьев и рек. Ветер.
У каждой реки и ручейка свой характер. Веселые, шаловливые ручейки похожи на любопытных детей. Реки тоже напоминают людей своим характером.
Изображение природных стихий и воды, знакомство с живописным мазком – вальс.
2.5. Душа и настроение природы.
Введение в тему начнется с экскурсии в лес или парк. Состояние природы вызывает в душе человека эмоциональный отклик. Человек наделяет мир природы душой, родственной душе человека Искусство не просто копирует формы, краски природы, а передает нюансы ее настроения. Человек - единая часть природы и живет по единым с природой законам.
Изображение осенних листьев (осеннего леса). Важно показать настроение природы и свое настроение в передаче природы. Рисование настроения, передаваемого в музыкальном произведении.
Раздел 3. Выразительные возможности художественных материалов
Здесь изучаются первоэлементы языка пластических искусств, основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Задача всех этих тем - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
3.1. Выразительные возможности графических материалов. Простой карандаш.
Здесь основная задача - знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материалов. Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели - учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображаем сказочный город масляной пастелью.
3.2. Акварель. Прозрачность и легкость.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе - живая связь красок. Изобразить пейзаж, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Гуашь. Создание декоративной работы.
3.3. Выразительные возможности аппликации
Диалог о возможностях бумаги. Выполнение аппликации, вырезок, создание композиции
3.4. Для художника любой материал может стать выразительным.
Главное – обратить внимание на красоту художественных материалов (гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы) и их отличия:.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.
Раздел 4. Искусство созерцания.
Способность созерцать, любоваться и восхищаться - щедрый дар природы человеку. Человек не только получает эстетическое наслаждение от гармонии мира, но и получает импульс к собственному творчеству. Способность всматриваться и подмечать помогает подойти к открытию тайн творящей природы.
4.1. Маленькие шедевры природы. Раковины, камни, плоды, цветы, птичьи перья.
Природа создала гармоничные и совершенные объекты, которые можно назвать шедеврами. Через непосредственное общение ребенка с маленьким шедевром природы, через восхищение красотой его формы, цвета, фактуры ребенок приближается к пониманию красоты и гармонии мира природы.
Изображение шедевра природы.
Изображение грибов, создании композиции.
4.2. Удивительное кружево.
Графическое изображение узоров, которыми природа покрывает свои творения. Природа покрывает свои творения узорами, которые могут рассказать о его внутренней структуре, продемонстрировать принципы роста или помогают выглядеть незаметными. Раковины, камни, мех животных, листья, стволы деревьев, собственная ладошка украшены сетью толстых и тонких линий, узором из ритмично расположенных пятнышек.
Изображение удивительных кружев обычных осенних листьев (паутинки).
Изображение паутинки и паучка.
4.3. Тайны растительных орнаментов.
Мастера, создающие орнаменты, учатся у природы (вязальщицы, вышивальщицы, расписчики и резчики по дереву и др. переносят в свои произведения элементы природы – цветов, листьев, символы солнца, воды, земли ).
Изображение растительного орнамента (пермогорская, хохломская роспись).
4.4. Тайны творений природы (существуют универсальные законы, по которым природа создает свои творения, по этим же законам живут и развиваются технологии творческого ремесла в человеческой деятельности).
Тайна полета.
Миниатюрная живопись (графика). Природа создала немало живых существ, способных к полету. Птицы, насекомые, животные, их крылья, разнообразие их форм, конструкций станут темой художественного исследования детей.
Изображение различных крыльев: птиц, стрекоз и др.
4.5. Тайна бабочки.
Упражнения на применение принципов зеркальной симметрии. Одна из тайн творящей природы - зеркальная симметрия. Этот принцип природа использовала для создания бабочки.
Изображение удивительной красоты и разнообразия бабочек.
4.6. Тайна цветов и снежинок.
Творящие силы природы используют принцип построения целого из малого элемента - модуля. Транслируя модуль или первичный мотив, природа рождает огромное разнообразие форм. Цветы и снежинки познакомят детей с принципами радиальной симметрии, а пчелиные соты - с принципом мозаичной.
Зарисовка природных объектов - цветов, снежинок, пчелиных сот.
Вырезки из бумаги.
Раздел 5. Наши соседи по планете.
Жизнь - уникальное космическое явление. На нашей густонаселенной планете рядом с людьми сосуществуют миллионы разнообразных видов животных, насекомых, растений. Все вместе мы составляем живой единый организм.
5.1. Хозяева неба — птицы.
Изображение птицы. Птицы помогали человеку осуществить древнюю мечту о свободном полете. Наши представления о свободе связаны ассоциативно с птицами.
Изображение многообразия птиц в природе – коллективная работа.
5.2. Хозяева леса – звери.
Изображение животного. Животный мир - это живая душа природы. Когда на нас смотрят глаза дикого зверя, это на нас смотрит лес, тайга.
Изображение зверей – композиция «Жизнь зверей».
5.3. Домашние животные.
Наши домашние животные - это звено, которое соединяет нас с миром природы. Животные используют особый язык общения. Звуки, которые издают животные, мимика, пластика их тел могут рассказать внимательному человеку, о том, что животное чувствует, переживает, каков его характер. Наши любимцы учат нас языку животного мира. Наша любовь к ним - это любовь к природе. Подготовить устный рассказ о неповторимых особенностях твоего любимца.
Композиция «Мы и наши питомцы».
5.4. Подводный мир.
Океан - колыбель жизни.
Создание композиции «Мой аквариум», «Морские глубины».
5.5. Жизнь луговых трав «Портрет растений».
То, что мы называем - травой, сродни тому, что мы называем толпой. Толпа состоит из особенных и разнообразных людей. То, что мы называем лугом, полем, состоит из разнообразных трав, имеющих индивидуальную форму, свой собственный, особенный оттенок зеленого цвета.
Изображение различных растений - лугов, полей, др.
5.6. Хозяева травяных джунглей – насекомые.
Их миллионы, незаметных и броских, пугающих и прекрасных, хищных и безобидных, совсем не похожих на нас. Стрекозы, жуки, бабочки живут рядом с нами, а мы даже не знаем их имена, а имена их очень образны: красотка-девушка, богомол, кобылка...
Композиция «Мир насекомых».
Раздел 6. Красота в нашем доме, саду, парке.
Здесь «Мастера» ведут ребенка в его квартиру, сад, идут с ним в парк или сквер и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка.
6.1.Украшения нашего дома
Игрушки - какими им быть? Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Изображение глиняных игрушек, особенностей их росписи.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская.
6.2. Любимые сказки.
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
6.3. Домашний сад. Комнатные растения, создающие уют.
Изображение комнатных растений. Коллективная работа «В магазине цветов».
6.4 Красота садов, парков и скверов
. Цветущие деревья (вишня, яблоня). Экскурсия в парк Победы, наблюдение цветущих деревьев. Изображение ветки цветущего дерева.
Самые прекрасные из цветов. Ваш сад.Композиция «Цветущий сад».
6.5. Искусство как машина времени.
Если бы вам предстояло переселение на другую, необитаемую
планету, каких бы животных, какие бы растения, какие бы шедевры природы вы захватили бы с собой в космический корабль.
Создание эскизов и конкурс рисунков на асфальте по теме: «Космический Ноев ковчег».
Конкурс рисунков на асфальте.
IV. Методическое обеспечение образовательной программы.
Основой организации образовательного процесса являются личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.
Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить ребенка перед выбором: объектов изображения, материалов, вариантов композиции, перспективы, цветового решения, сложности задания и т.д.
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить детей приемам самостоятельной работы.
Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с окружающим миром природы, разнообразием растительного и животного мира.
С целью более широкого ознакомления детей с миром природы, разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие видов животного и растительного мира, красоты природы – от узоров камней до цветущих садов.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изобразительной деятельности, дети стараются передавать в рисунках красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью линий, колорита, цвета, света, характера форм и фактуры.
На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.
Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии природы, возможностях языка изобразительного искусства, после чего дети приступают к практическому выполнению работы.
В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. Во время занятий обязательно устраиваются перерывы для отдыха. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.
V. Условия реализации программы:
Для успешной работы по программе необходимо:
• хорошо освещенный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;
• оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;
• инструменты: колонковые кисти, баночки с водой, и др.;
• материалы (краски, бумага, и т. д.);
• методические и наглядные пособия по изобразительному искусству.
VI. Литература.
- Жизнь растений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1974-1982;
- Дорожин Ю. Простые узоры и орнаменты. – М.: «Мозаика-синтез», 2005;
- Дорофеева А. Разноцветные узоры. - М.: «Мозаика-синтез», 2005;
- Дорожин Ю. Узоры Северной Двины. – М.: «Мозаика-синтез», 2006;
- Дорожин Ю. Лубочные картинки. – М.: «Мозаика-синтез», 2006;
- Жизнь животных: В 7 т. – М.: Просвещение, 1983-1989;
- Фауна мира: Млекопитающие: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1990;
- Фауна мира: Птицы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1991;
- Книги серии: «Животный мир планеты» издательства «Мир»;
- Энциклопедия для детей. «Биология» - М.: 2002 г.;
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы;
- Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8 классы;
- Учебные пособия по изображению растений и животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Авторская программа дополнительного образования детей "Искусство вокруг нас"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, ж...
Программа дополнительного образования детей "Искусство эпистолярия"
Программа дополнительного образования детей...
Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".
Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....
Методическая разработка: Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художественного чтения»
Диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса. Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художеств...
Познание мира. Познание самого себя.
Что я такое? С тех пор как существуют люди, они отвечают на это не словами, то есть орудием разума, а всей жизнью....