Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
презентация к уроку по психологии на тему
Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного общения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_attestatsiya.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Николаева Ирина Васильевна МКОУ « Дзержинская специальная коррекционная школа » Должность: учитель Образование: высшее Горьковский государственный педагогический институт иностранных языков, 1978 г. Специальность: учитель немецкого и английского языков. Переподготовка: Горьковский государственный педагогический институт по специальности « Практическая психология » (народное образование)1989г. Специальность: практический психолог образования. Стаж работы: педагогический стаж 35 лет по специальности учитель 17 лет стаж в данном учреждении 17 лет Грамоты: Почетная грамота УО администрации г.Дзержинска, 2004 г. Почетная грамота министерства образования Нижегородской области, 2010г. Профессиональное кредо: Не заставить, а увлечь, не сломать, а показать дорогу, по которой интересно и легче идти вместе. Сайт:
Тема презентации Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) Требования к социально-адаптационным возможностям лиц с ОВЗ Приоритетный национальный проект « Образование » Программа развития МКОУ « Дзержинская специальная коррекционная школа « Школа социализации » Современные подходы к организации коррекционной работы.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования . Театрализованная игра Позитивное влияние на психическое состояние ребенка. Устранение проявлений негативного психоэмоционального напряжения Формирование навыков коллективного взаимодействия и общения Формирование адекватного восприятия окружающего мира Формирование коммуникативных навыков
Теоретическое обоснование личного вклада педагога И.Г. Вечканова « ….театрализованная игра – это деятельность, моделирующая социальные отношения». Сухомлинский «Сказка развивает внутренние силы ребенка, в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет социально-нравственный опыт ребенка». Р.Р. Калинина, О.Л. Князева, В.М. Минаева, Р.Б. Стеркина, Л.Б. Фесюкова, М.Н. Чистякова «… В театрализованных играх дети знакомятся с выражением эмоций и обучаются адекватному их воспроизведению» Б.М.Теплов «…театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. Л.С.Выготский «….. театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, которая, является корнем всякого детского творчества. Б. М. Теплов . Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Д.Б. Эльконин . «В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном воздействии на окружающих, у него формируются первые «моральные инстанции», и на этой основе начинает формироваться оценка собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя.»
Цели и задачи педагогической деятельности. Цель – создание необходимой благоприятной среды в образовательном учреждении и общего эстетического пространства, которые способствуют эмоциональному, интеллектуальному и нравственному развитию учащихся и воспитывают социально адаптированную личность средствами театрализованной деятельности.
Задачи формировать коммуникативные навыки через активизацию и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи, мелодико-интонационной стороны речи, темпа и выразительности речи; развивать эмоционально - волевую сферу; развивать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формировать опыт нравственного поведения.
Ведущая педагогическая идея Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного общения со сверстниками.
Структура занятий включает в себя следующие элементы - Ритмическая разминка; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления; - упражнения на развитие согласованности речи и движения; - упражнения на развитие дыхание и голоса; - упражнения на развитие речевых и мимических движений; пение; - упражнение на развитие творческих способностей и воображения; - упражнения направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя, на формирование правильного произношения и развитие фонематических процессов; - упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; - подвижная игра; - релаксация (успокоение, расслабление). Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Этапы работы над сказкой I этап 1. Чтение сказки. 2. Беседа по содержанию.
II этап 1. Рассказывание сказки по ролям. 2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. 3. Создании материальной части спектакля (изготовление реквизита, костюмов, декораций). III этап 1. Работа с артистами: а) выразительное чтение; б) игровые движения; в) мимика. 2. Индивидуальная работа по ролям. 3. Закрепление. IV этап 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля. 2. Генеральная репетиция V этап Премьера.
Результативность деятельности В рамках педагогического исследования были использованы следующие методики: методика на выявление уровня развития коммуникативных умений А.А.Карелина методика «Сюжетные картинки» (модифицированная) Р.Р.Калининой; методика «Неоконченные рассказы» Т.П.Гавриловой.
Сравнение результатов методик «Сюжетные картинки», «Неоконченные рассказы» по результатам констатирующего и контрольного экспериментов 3а класс 2014-2015 учебный год методика «Сюжетные картинки» методика «Неоконченные рассказы»
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Уровень развития коммуникативных умений (с использованием методики Карелина А.А.) 3а класс 2014-2015 учебный год Умение принимать Умение взаимодействовать Умение преодолевать и передавать с партнером в процессе эмоциональные барьеры информацию совместной деятельности в межличностном общении
Сравнение результатов методик «Сюжетные картинки», «Неоконченные рассказы» по результатам констатирующего и контрольного экспериментов 3а класс 2013-2014 учебный год методика «Неоконченные рассказы» методика «Сюжетные картинки»
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Уровень развития коммуникативных умений (с использованием методики Карелина А.А.) 3а класс 2013-2014 учебный год Умение принимать Умение взаимодействовать Умение преодолевать и передавать с партнером в процессе эмоциональные барьеры информацию совместной деятельности в межличностном общении
Результаты деятельности Внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: - показ спектаклей, художественных номеров; - участие в школьных, городских конкурсах, фестивалях детского творчества. Внутренним результатом деятельности станет устойчивость развития познавательных процессов и личностных качеств детей: - навыки сотрудничества; - стремление к самореализации; - трудолюбие; - толерантность; - способность к адекватной самооценке; - развитие коммуникативной сферы.
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности Выступления перед учащимися и родителями школы Выступления на Городском Фестивале творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка»; с 2009 года Участие в Первом Фестивале самодеятельных театральных коллективов «Эксклюзив» 2012 год; Участие в городском конкурсе литературно-музыкальных композиций «Служу России» 2014 год; I место в военно-патриотической игре «Военная тайна» в рамках проекта «Игры разума» Клуб инвалидов «Вера» 2015 год; II место в Городском конкурсе чтецов стихов, посвященных юбилею Ленинского комсомола 21.10.20013; Участие в Городском конкурсе чтецов «Классика детям и юношеству» 2014год; Выступление в «Детском саду №92» компенсирующего вида в рамках Декады инвалидов; Выступления на педагогическом совете школы; Выступление на ШМС учителей начальной школы и гуманитарного цикла; Городской семинар педагогов-психологов, работающих с детьми с ОВЗ 27.03.2014год; Городской семинар «Социализация обучающихся в условиях специальной коррекционной школы»; Публикации в СМИ : « Практика школьного воспитания» № 3 2014 год; Дистанционный образовательный ресурс : Академия педмастерства 12.09.2015 год.
Литература Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002. Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001. Русанов В.Л.Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками: Учебно – методическое пособие/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. – СПб. : КАРО, 2009. – 256с. Л. М. Шипицына, Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб. : Издательство «Союз», 2004. – 336с. ; Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.:Просвещение, 2008. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис,2009. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. М., 2003г. №5- стр.29-35. «Игровые театральные формы: особенности их использования в работе с детьми». Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. Обнинск, 1997 Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1989. Толстикова М.А. Сказка в цвете // Знание-сила. 2002. №1.с. 29–32. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996 год Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль., 1996 г Синицын Е. Умные сказки.- М., 1998 год Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков ., 1996 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование. Коррекционный курс "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" (на примере 2 класса)
Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин; на каждый класс учебным планом выделены 2 занятия в неделю. Структура занятий предусматривает со...
Самоанализ по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Результаты реализации АООП, программа коррекционной работы....
Конспект открытого занятия 3а класса по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов».
Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов»....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...
Статья "Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Наблюдения за контингентом воспитанников школы, имеющих ОВЗ, показывает, что неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического поражения...
Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Статья Особенности формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ в рамках коррекционного курса: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...
Конспект занятия коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Методическая разработка...