Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа по психологии на тему
Рабочая программа педагога "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_sayt.docx | 206.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Стр.
2.Требования к знаниям, навыкам и умениям учащихся
1класс 5-6
2класс 6-7
3класс 7-8
4класс 8-10
3.Учебно-тематическое планирование
1а класс 11
1б класс 12
2а класс 13
3а класс 14
4а класс 15
4б класс 16
4в класс 17
7б класс 18
4.Календарно-тематическое планирование
1а класс 19-23
1б класс 24-27
2а класс 28-31
3а класс 32-35
4а класс 36-39
4б класс 40-42
4в класс 43-46
7б класс 47-50
5.Обеспечение 51
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога-психолога по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе Программы коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», разработанной в соответствии с региональным базисным учебным планом (2005), Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» на 2015-2016 учебный год и рассчитана на учащихся, имеющих дефекты развития в моторной и сенсорной сферах, психических процессов и социально-эмоционального развития.
Одним из вариантов психолого-педагогического сопровождения учащихся в учебном плане является реализация коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и сенсорные процессы.
Психомоторика – совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Психомоторика имеет определенную специализацию:
-произвольные моторные процессы: движения, действия, поступки;
-сенсорные процессы, решающие задачи отражения и регуляции
предметных свойств в окружающей действительности.
Развитие моторной системы тесно связано с развитием сенсорного опыта
Сенсорные системы (визуальная, слуховая, вестибулярная, соматическая)
и двигательную функцию необходимо рассматривать как единое целое.
Сенсомоторная сфера лежит в основе развития познавательных функций, восприятия поступающей информации, накопления социоэмоционального опыта. Поэтому сенсомоторная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду.
Курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» наиболее востребован начальной школой, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
Целью программы является расширение психосоциальной и эмоциональной компетентности обучающихся через обогащение и развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
1.Создание оптимальных условий для развития сенсомоторных процессов; обогащение сенсорного опыта с учетом индивидуальных психофизических особенностей учащихся.
2. Совершенствование общей и ручной моторики.
3.Коррекция психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), обеспечивающих детям успешность всех компонентов учебно-познавательной деятельности.
4.Развитие личности учащегося с интеллектуальной недостаточностью через двигательную, социоэмоциональную, познавательную и волевую сферы.
Данный курс предлагается для учащихся начальных классов и рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю в каждом классе; на 34 часа по 1 часу в неделю в 7 классе для детей с глубокой степенью умственной отсталости. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени на подгруппу или на одного учащегося при проведении индивидуальных занятий.
Численность группы не более 5-6 человек. Коррекционно-развивающая работа по реализации программы строится на основе диагностики (комплектование подгрупп для занятий с учетом структуры дефекта, уровня психомоторного и сенсорного развития; контроль над усвоением программы учащимися осуществляется на основе динамического наблюдения и исследования уровня развития основных параметров программного материала).
Коррекционно-развивающая работа предусматривает также систему тренинговых и игровых занятий, составной частью которых являются дидактические игры и упражнения для комплексного сенсомоторного развития учащихся начальной школы.
Структура содержания программы представлена 4 блоками:
-двигательная сфера;
-сенсорная сфера;
-коррекция психических процессов;
-социально-эмоциональное развитие.
Принципы построения программы.
Коррекционная направленность предусматривает преодоление недостатков психофизического развития учащихся посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования;
Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей работы;
Принцип комплексного подхода способствует развитию сенсомоторных и познавательных процессов эмоционально-волевой сферы и личности учащегося в целом;
Преемственность обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся.
Основные требования к знаниям, навыкам и умениям учащихся.
1 класс.
Учащиеся должны знать:
-названия частей тела (15-20);
-помещения в школе ( свой класс, медицинский кабинет, туалет, столовая);
-2-3 пальчиковые игры;
-2-3 подвижные игры.
Учащиеся должны уметь:
-называть и показывать различные части своего тела;
-свободно владеть своим телом;
-правильно держать ручку, карандаш, копировать и обводить несложные
изображения.
Сенсорная сфера.
Учащиеся должны знать:
-геометрические формы, цвет, величину;
-правую, левую стороны;
-части суток, дни недели, времена года, название текущего месяца;
-неречевые звуки;
Учащиеся должны уметь:
-различать предметы по цвету и величине;
-выделять части и соединять их в целое;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги;
-последовательно называть дни недели, части суток;
-различать неречевые звуки.
Формирование общей чувствительности.
Учащиеся должны знать:
-название качеств и свойства предметов на основе тактильных ощущений;
Учащиеся должны уметь:
-соблюдать правила гигиены;
-обследовать свойства предметов (поверхность, вес, температуру);
-различать предметы по вкусу и запаху.
Коррекция психических процессов.
Учащиеся должны уметь:
-действовать одновременно с 2-3 предметами;
-сохранять внимание при выполнении работы (до 6 минут)
-переходить от одного вида деятельности к другому;
-запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной
инструкции;
-сравнивать 2 предмета, находить в них сходства и различия;
-делать простейшие обобщения, классифицировать предметы наглядно-
демонстративного характера.
Социально-эмоциональное развитие.
Учащиеся должны знать и уметь:
-отличительные особенности своей внешности;
-распознавать по внешним признакам эмоциональные состояния человека,
обозначать их словом;
-знать и применять правила поведения в школе, других общественных
местах.
2 класс
Двигательная сфера.
Учащиеся должны знать:
-названия частей тела (20-25);
-расположение кабинетов директора, зам. директора, физкультурного зала,
кабинетов педагога-психолога и учителя-логопеда;
-3-4 пальчиковые игры;
-3-4 подвижные игры.
Учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в схеме собственного тела;
-выполнять выразительные движения различными частями тела;
-ориентироваться в пространстве, использовать пространственные
характеристики;
-ощущать напряжение и расслабление пальцев рук;
-рисовать и обводить по трафарету орнамент из геометрических форм.
Сенсорная сфера.
Учащиеся должны знать:
-эталоны геометрических фигур;
-параметры величины, целое больше части;
-названия пространственных отношений;
-измерение меры времени;
-неречевые и речевые звуки.
Учащиеся должны уметь:
-группировать предметы по форме, величине;
-делить целое на равные 2-4 части;
-располагать предметы по вертикали и горизонтали;
-определять время по часам;
-воспроизводить ритмический рисунок.
Формирование общей чувствительности.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изучаемых предметов.
Учащиеся должны уметь:
-узнавать свойства предметов по поверхности, весу, температуре;
-определять на вкус и по запаху продукты питания, цветы.
Коррекция психических процессов.
Учащиеся должны уметь:
-действовать одновременно с 3-4 предметами;
-заниматься одним видом деятельности в течение 7-8 минут;
-запоминать предметы, действия, звуки;
-уметь классифицировать предметы, сравнивать, делать элементарные
обобщения.
Социально-эмоциональное развитие.
Учащиеся должны знать и уметь:
-выделять отличительные особенности внешности других детей;
-определять по внешним признакам эмоциональное состояние человека,
называть их словом;
-определять качества личности.
3 класс.
Двигательная сфера.
Учащиеся должны знать:
-названия различных частей тела (около 30);
-расположение кабинетов школы, классов;
-4-5 пальчиковых игр;
-4-5 подвижных игр.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в схеме собственного тела и других людей;
-координировано выполнять движения руками и ногами, свободно
ориентироваться по школе, в схемах своих передвижений;
-использовать элементы расслабления;
-согласовывать действия 2-мя руками при рисовании.
Сенсорная сфера.
Учащиеся должны знать:
-основные цвета и их оттенки;
-основные понятия пространственных отношений;
-порядок месяцев в году, течение времени, номера месяцев от начала года
до кон
Учащиеся должны уметь:
-различать основные цвета и их оттенки;
-сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, называть их по
возрастающей и убывающей величине;
-из нескольких геометрических форм составлять фигуры большего
размера;
-определять время по часам;
-выполнять действия по звуковому сигналу;
Формирование общей чувствительности.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов.
Учащиеся должны уметь:
-определять поверхность, вес, температуру предмета;
-узнавать по запаху и на вкус продукты питания.
Коррекция психических процессов.
Учащиеся должны уметь:
-удерживать внимание на 4-6 предметах;
-заниматься одним видом деятельности в течение 8-9 минут;
-запоминать предметы, действия, звуки на основе приемов заучивания,
сходства и различия в предметах;
-классифицировать предметы и явления, устанавливать их общие и
отличительные свойства.
Социально-эмоциональное развитие.
Учащиеся должны знать и уметь:
-заботиться о своей внешности, поддерживать чистоту и опрятность;
-определять эмоциональные состояния человека;
-использовать простые способы выхода из конфликтных ситуаций
самостоятельно или с помощью.
4 класс.
Двигательная сфера.
Учащиеся должны знать:
-названия частей своего тела и других людей;
-расположение помещений в школе;
-5-6 пальчиковых игр;
-5-6 подвижных игр;
-несколько скороговорок, стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в схеме собственного тела и других людей;
-выполнять произвольные движения;
-составлять схемы своих передвижений;
-пользоваться элементами расслабления ;обводить контуры, штриховать
изображения обеими руками.
Сенсорная сфера.
Учащиеся должны знать:
-различия предметов по форме, цвету, величине;
-целое больше части, а часть меньше целого;
-время по часам.
Учащиеся должны уметь:
-группировать предметы по форме, цвету, величине, толщине;
-делить целое на 4-6 частей;
-ориентироваться в ближнем и дальнем пространстве;
-определять время по часам;
-сравнивать звуки по высоте, тембру и темпу.
Формирование общей чувствительности.
Учащиеся должны знать:
-названия и свойства изученных предметов.
Учащиеся должны уметь:
-различать предметы по весу, температуре, поверхности;
-распознавать по запаху и определять на вкус продукты питания.
Коррекция психических процессов.
Учащиеся должны уметь:
-удерживать внимание на 6-8 предметах;
-заниматься одним видом деятельности в течение 10 минут и более;
-использовать установку при запоминании материала;
-устанавливать самостоятельно сходства и различия в предметах;
-классифицировать предметы и явления, устанавливать между ними
различия.
Социально-эмоциональное развитие.
Учащиеся должны знать и уметь:
-проявлять доброжелательность по отношению к другим людям;
-понимать настроение другого человека и принимать его позиции;
-самостоятельно использовать простые способы решения конфликтных
ситуаций.
Учебно-тематический план 1а класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с названиями частей тела | 2 |
2 | Развитие умения ориентироваться в своем теле | 3 |
3 | Развитие умения ориентироваться в своем теле и окружающем пространстве. | 3 |
4 | Обучение элементам расслабления. | 3 |
5 | Овладение элементами движения | 3 |
6 | Ориентировка на листе бумаги. | 3 |
7 | Развитие ручной моторики и зрительно - двигательной координации. | 3 |
8 | Ориентировка в помещении школы | 3 |
9 | Развитие восприятия света | 3 |
10 | Развитие восприятия формы предметов. | 3 |
11 | Развитие восприятия величины предметов. | 3 |
12 | Формирование целостного образа предметов. | 3 |
13 | Временные представления. | 3 |
14 | Развитие неречевого слуха. | 3 |
15 | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
16 | Развитие чувства тяжести. | 3 |
17 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 |
18 | Развитие внимания. | 2 |
19 | Развитие памяти . Способы запоминания. | 2 |
20 | Развитие наглядно-образного мышления. | 2 |
21 | Знакомство с языком мимики и жестов. | 3 |
22 | Я и моя внешность. | 2 |
23 | Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг). | 2 |
24 | Знакомство с правилами этикета. | 3 |
25 | Ты и твои друзья | 2 |
Учебно-тематический план 1б класс (66 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с названиями частей тела | 2 |
2 | Развитие умения ориентироваться в своем теле | 2 |
3 | Обучение элементам расслабления | 3 |
4 | Овладение элементами движения | 4 |
5 | Ориентировка на листе бумаги. | 5 |
6 | Развитие ручной моторики и зрительно - двигательной координации. | 5 |
7 | Ориентировка в помещении школы | 3 |
8 | Развитие восприятия цвета. | 4 |
9 | Развитие восприятия формы предметов. | 3 |
10 | Развитие восприятия величины предметов. | 3 |
11 | Временные представления. | 3 |
12 | Развитие неречевого слуха. | 3 |
13 | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
14 | Развитие чувства тяжести. | 3 |
15 | Развитие чувства обоняния и вкуса | 3 |
16 | Развитие внимания. | 3 |
17 | Развитие наглядно-образного мышления. | 8 |
18 | Знакомство с языком мимики и жестов. | 2 |
19. | Я и моя внешность. | 2 |
20. | Ты и другие в зеркале (плач, смех,). | 2 |
21. | Знакомство с правилами этикета. | 3 |
Учебно-тематический план 2 а класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Ориентировка в схеме собственного тела и название частей тела. | 3 |
2 | Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела. | 3 |
3 | Различение основных направлений пространства относительно собственного тела. | 2 |
4 | Овладение выразительными движениями. | 2 |
5 | Элементы расслабления. | 2 |
6 | Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета. | 3 |
7 | Ориентирование на листе бумаги. | 3 |
8 | Развитие ручной моторики и зрительно- двигательных координаций. | 3 |
9 | Различение основных цветов и их оттенков. | 3 |
10 | Группирование предметов по форме. | 3 |
11 | Группирование предметов по величине. | 3 |
12 | Формирование целостного образа предмета. | 3 |
13 | Ориентировка во времени. | 3 |
14 | Развитие речевых и неречевых звуков. | 3 |
15 | Развитие тактильно - двигательного восприятия и термического чувства. | 3 |
16 | Развитие барического чувства. | 3 |
17 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 2 |
18 | Развития внимания. | 2 |
19 | Развитие памяти. | 2 |
20 | Сравнение предметов и установление между ними Сходства и различия по 2-3 признакам. | 3 |
21 | Обобщающие понятия. | 3 |
22 | Ты и другие в зеркале. | 3 |
23 | Язык эмоций (радость, грубость, обида, страх, гнев, спокойствие) | 3 |
24 | Один и вместе с друзьями. | 3 |
25 | Учимся честно говорить о поступке. | 3 |
Учебно-тематический план 3 а класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Ориентирование в схеме собственного тела и частей тела других людей. | 2 |
2 | Ориентирование в основных направлениях пространства относительно собственного тела. | 3 |
3 | Ориентирование в основных направлениях пространства относительно определённого предмета. | 3 |
4 | Ориентирование на листе бумаги (левее,правее,выше,ниже) | 3 |
5 | Развитие ручной моторики и зрительно - двигательной координации. | 3 |
6 | Узнавание в окружающих предметах форм знакомых геометрических фигур. | 3 |
7 | Сравнение двух предметов по величине (длине ,ширине ,высоте ) | 3 |
8 | Формирование целостного образа. | 3 |
9 | Ориентировка во времени. | 2 |
10 | Развитие слухового восприятия. | 2 |
11 | Развитие тактильно- двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
12 | Развитие барического чувства. | 3 |
13 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 |
14 | Развития внимания. | 2 |
15 | Развитие памяти. | 2 |
16 | Сравнение предметов и установление между ними Сходства и различия по3-4 признакам. | 3 |
17 | Обобщение и классификация. | 3 |
18 | Каждый человек привлекателен. | 2 |
19 | Фоторобот. | 2 |
20 | Как мы выражаем свои чувства. | 3 |
21 | Маски эмоций. | 3 |
22 | Что тебя огорчает или чему ты радуешься. | 3 |
23 | Ссора и примирение. | 3 |
24 | Взаимопомощь. | 3 |
25 | Порадуй своего друга. | 2 |
Учебно-тематический план 4 а класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Ориентирование в схеме собственного тела и других людей. | 2 |
2 | Ориентирование в окружающем пространстве. | 2 |
3 | Координация и произвольность в движениях. | 3 |
4 | выразительные движения , элементы расслабления. | 2 |
5 | Ориентирование на листе бумаги | 3 |
6 | Развитие ручной моторики и зрительно - двигательной координации. | 3 |
7 | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету , величине. | 3 |
8 | Определение на глаз величины предметов. | 3 |
9 | Различение основных цветов по светлоте. | 2 |
10 | Конструирование сложных форм. | 3 |
11 | Временные представления. | 3 |
12 | Развитие слухового восприятия. | 2 |
13 | Развитие тактильно - двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
14 | Развитие барического чувства. | 3 |
15 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 |
16 | Развития внимания. | 2 |
17 | Развитие памяти. | 2 |
18 | Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне. | 3 |
19 | Каждый человек привлекателен. | 3 |
20 | С кем ты хочешь подружиться. | 3 |
21 | Учимся понимать чувства других людей. | 3 |
22 | Несовпадение настроений. | 3 |
23 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. | 3 |
24 | Учимся доброжелательности. | 3 |
25 | Делаем вместе. | 2 |
Учебно-тематический план 4 б класс (66 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство с названиями частей тела. | 3 |
2 | Ориентировка в помещении школы. | 3 |
3 | Овладение элементами движения. | 6 |
4 | Ориентировка на листе бумаги. | 3 |
5 | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 7 |
6 | Развитие восприятия цвета. | 4 |
7 | Развитие восприятия формы предметов. | 4 |
8 | Развитие восприятия величины предметов | 4 |
9 | Формирование целостного образа предмета. | 4 |
10 | Временные представления. | 3 |
11 | Развитие неречевого слуха. | 3 |
12 | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
13 | Развитие чувства тяжести . | 3 |
14. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 |
14 | Развитие внимания. | 2 |
15 | Развитие памяти. | 2 |
16 | Развитие наглядно-действенного мышления. | 9 |
Учебно-тематический план 4 в класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Ориентирование в схеме собственного тела и других людей. | 2 |
2 | Ориентирование в окружающем пространстве. | 2 |
3 | Координация и произвольность в движениях. | 3 |
4 | выразительные движения , элементы расслабления. | 2 |
5 | Ориентирование на листе бумаги | 3 |
6 | Развитие ручной моторики и зрительно - двигательной координации. | 3 |
7 | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету , величине. | 3 |
8 | Определение на глаз величины предметов. | 3 |
9 | Различение основных цветов по светлоте. | 2 |
10 | Конструирование сложных форм. | 3 |
11 | Временные представления. | 3 |
12 | Развитие слухового восприятия. | 2 |
13 | Развитие тактильно - двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 |
14 | Развитие барического чувства. | 3 |
15 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 |
16 | Развития внимания. | 2 |
17 | Развитие памяти. | 2 |
18 | Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне. | 3 |
19 | Каждый человек привлекателен. | 3 |
20 | С кем ты хочешь подружиться. | 3 |
21 | Учимся понимать чувства других людей. | 3 |
22 | Несовпадение настроений. | 3 |
23 | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. | 3 |
24 | Учимся доброжелательности. | 3 |
25 | Делаем вместе. | 2 |
Учебно-тематический план 7 б класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Название частей тела. Название пальцев рук. | 1 |
2 | Развитие умения ориентироваться в своем теле. | 1 |
3 | Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве. | 2 |
4 | Обучение элементам расслабления. | 1 |
5 | Овладение элементами движения. | 1 |
6 | Ориентировка на листе бумаги. | 2 |
7 | Развитие ручной моторики и зрительно – двигательной координации. | 2 |
8 | Развитие восприятия цвета. | 2 |
9 | Развитие восприятия формы предметов. | 2 |
10 | Развитие восприятия величины предметов. | 1 |
11 | Формирование целостного образа предметов. | 2 |
12 | Временные представления. | 3 |
13 | Развитие неречевого слуха. | 1 |
14 | Развитие тактильно – двигательного восприятия и термической чувствительности. | 1 |
15 | Развитие чувства тяжести. | 1 |
16 | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 1 |
17 | Развитие внимания. | 2 |
18 | Развитие памяти. | 2 |
19 | Развитие наглядно – действенного мышления. | 2 |
20 | Знакомство с языком мимики и жестов. | 2 |
21 | Знакомство с правилами этикета. | 2 |
Календарно-тематическое планирование 1а класс 68 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррект.дат | Содержание |
Двигательная сфера
1. | Знакомство с частями тела. | 2 | 01.09 02.09 | Закреплять название частей тела, правая, левая нога, стопа, колено, бедро, правая, левая рука ( кисть, локоть, плечо). Называть части тела: живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, рот, щеки, губы, подбородок). Закреплять название пальцев рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. | |
2. | Развитие умения ориентироваться в своем теле. | 3 | 08.09 09.09 15.09 | ||
3. | Развитие умения ориентироваться в своем теле и пространстве. | 3 | 16.09 22.09 23.09 | ||
4. | Обучение элементам расслабления. | 3 | 29.09 30.09 06.10 | Учить элементам расслабления (имитация стряхивания воды с пальцев, маятник). Учить владеть своим телом, вращать частями тела ( головой, плечами, кистями, предплечьями). Учить выразительным движениям (тепло, жарко, опасно). | |
5. | Овладение элементами движения | 3 | 07.10 13.10 14.10 | ||
6. | Ориентирование на листе бумаги. | 3 | 20.10 21.10 27.10 | Учить ориентироваться на листе бумаги. | |
7. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 3 | 28.10 10.11 10.11 | Укреплять кисти и пальцы рук, овладевать зрительно-двигательной координацией, используя самомассаж рук.; пальчиковая гимнастика, дидактические игры и развитие ручной моторики, пальчиковые игры с предметами, игры с скороговорками и стихами, формирование графических навыков ( штриховка, раскрашивание по трафарету геометрических форм). | |
8. | Ориентировка в помещении школы. | 3 | 17.11 18.11 24.11 | Учить ориентироваться в помещении. |
Сенсорная сфера.
9. | Развитие восприятия цвета. | 3 | 25.11 01.12 02.12 | Различать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) | |
10. | Развитие восприятия форм предметов. | 3 | 08.12 09.12 15.12 | Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания. Узнавать и показывать различные геометрические фигуры. | |
11. | Развитие восприятия величины предметов. | 3 | 16.12 22.12 23.12 | Определять разницу по величине и цвету между предметами одной и той же формы. | |
12. | Формирование целостного образа предмета. | 3 | 29.12 | Учить целостному восприятию предмета и осознанию того, что внешний вид предмета может меняться, если смотришь на него снизу, сверху, сбоку, спереди. | |
13. | Временные представления. | 3 | Учить последовательно называть: времена года, суток: утро, день, вечер, ночь. Учить последовательно называть дни недели, учить сравнивать людей по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. | ||
14. | Развитие неречевого слуха. | 2 | Различать неречевые звуки: стук, звон, гудение, жужжание, шумы и их оттенки. | ||
15. | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 | Тщательно мыть руки с мылом. Сухо вытирать их полотенцем. Трогать, ощупывать предметы только чистыми руками. Учить приемам ощупывания, касания поверхностей предметов из дерева, ткани, бумаги, различая их в гладкости, шероховатости. Упражнять в термическом чувстве: вода холодная, теплая, горячая. | ||
16. | Развитие чувства тяжести. | 2 | Учить определять предметы по весу: легкий или тяжелый, с открытыми и закрытыми глазами. | ||
17. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Учить различать по запаху ароматы 2-3 цветов, определять на вкус сладкие и горькие продукты. |
Коррекция психических процессов.
18. | Развитие внимания. | 3 | Расширять объем внимания до 2-3 предметов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы( до 6 минут). Способствовать развитию элементов произвольного внимания. | ||
19. | Развитие памяти. Способы запоминания. | 2 | Развивать непроизвольную память. Знакомить с наиболее целесообразными приемами заучивания и припоминания различного материала. | ||
20. | Развитие наглядно-образного мышления. | 2 | Способствововать формированию понятийного аппарата. Обучать сравнению 2-х предметов, находить сходства и различия по 1-2 признакам. Учить классифицировать по образцу и показу. Способствовать развитию простейших обобщений. |
Социально-эмоциональное развитие.
21. | Знакомство с языком мимики и жестов. | 3 | |||
22. | Я и моя внешность. | 2 | Осознавать характерные особенности своей внешности и предпочтения в отношениях с товарищами. | ||
23. | Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг ). | 2 | |||
24. | Знакомство с правилами этикета. | 3 | Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече и прощании. |
Календарно-тематическое планирование.
1б класс 66 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррект.дат | Содержание |
Двигательная сфера
1. | Знакомство с названиями частей тела. | 2 | 03.09 04.09 | Закреплять название частей тела: нога, стопа, колено, рука ( кисть, локоть, плечо). Называть части тела: живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, рот, щеки, губы, подбородок). Знакомить с названием пальцев рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец Научить показывать части своего тела | |
2. | Развитие умения ориентироваться в своем теле. | 2 | 10.09 11.09 | ||
3. | Обучение элементам расслабления. | 3 | 17.09. 18.09 24.09 | Учить элементам расслабления (имитация стряхивания воды с пальцев, маятник). | |
4. | Овладение элементами движения | 4 | 25.09 01.10 02.10 08.10 | Учить владеть своим телом, вращать частями тела ( головой, плечами, кистями, предплечьями). Учить выразительным движениям (тепло, жарко, опасно). | |
5. | Ориентирование на листе бумаги. | 5 | 09.10;15.10 16.10;22.10 23.10 | Учить ориентироваться на листе бумаги. | |
6. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 5 | 29.10 30.10 12.11 13.11 19.11 | Укреплять кисти и пальцы рук, овладевать зрительно-двигательной координацией, используя самомассаж рук.; пальчиковая гимнастика, дидактические игры и развитие ручной моторики, пальчиковые игры с предметами, игры с скороговорками и стихами, формирование графических навыков ( штриховка, раскрашивание по трафарету геометрических форм). | |
7. | Ориентировка в помещении школы. | 3 | 20.11 26.11 27.11 | Учить ориентироваться в помещении. |
Сенсорная сфера.
8. | Развитие восприятия цвета. | 4 | 03.12 04.12 10.12 11.12 | Соотносить цвета и различать основные цвета (красный, белый, черный) | |
9. | Развитие восприятия форм предметов. | 3 | 17.12 18.12 24.12 | Учить различать форму предмета при помощи зрительного восприятия и осязания. Узнавать и показывать различные геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник). | |
10. | Временные представления. | 3 | 25.12 | Учить узнавать и называть времена года, узнавать и называть время суток: день, ночь; | |
11. | Развитие неречевого слуха. | 3 | Различать неречевые звуки: стук, звон, гудение, жужжание, шумы и их оттенки. | ||
12. | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 | Тщательно мыть руки с мылом. Сухо вытирать их полотенцем. Трогать, ощупывать предметы только чистыми руками. Учить приемам ощупывания, касания поверхностей предметов из дерева, ткани, бумаги, различая их в гладкости, шероховатости. Упражнять в термическом чувстве: вода холодная, теплая, горячая. | ||
13. | Развитие чувства тяжести. | 3 | Учить определять предметы по весу: легкий или тяжелый, с открытыми и закрытыми глазами. | ||
14. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Учить различать по запаху ароматы 2-3 фруктов, определять на вкус сладкие и горькие, кислые продукты. |
Коррекция психических процессов.
15. | Развитие внимания. | 3 | Расширять объем внимания до 2 предметов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы. Способствовать развитию элементов произвольного внимания. | ||
16. | Развитие наглядно-образного мышления. | 8 | Способствововать формированию понятийного аппарата. Способствовать развитию простейших обобщений. |
Социально-эмоциональное развитие.
17. | Знакомство с языком мимики и жестов. | 2 | |||
18. | Я и моя внешность. | 2 | Осознавать характерные особенности своей внешности и предпочтения в отношениях с товарищами. | ||
19. | Ты и другие в зеркале (плач, смех, испуг ). | 2 | Знакомство с эмоциями. Узнавание эмоциональных состояний | ||
20. | Знакомство с правилами этикета. | 3 | Способствовать освоению основных правил этикета при обмене приветствиями при встрече и прощании. |
Календарно-тематическое планирование. 2а класс 68 часов
Двигательная сфера.
1. | Ориентирование в схеме собственного тела и название частей тела. | 3 | 02.09 03.09 09.09 | Умение ориентироваться в схеме собственного тела, называть части тела, используя термины: руки-правя, левая; грудь-впереди, спина-сзади. | |
2 . | Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела. | 3 | 10.09 16.09 17.09 | ||
3. | Различение основных направлений пространства относительно собственного тела. | 2 | 23.09 24.09 | Учить ориентироваться в окружающем, используя пространственные характеристики: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади. | |
4. | Овладение выразительными движениями. | 2 | 30.09 01.10 | Закреплять умения использовать выразительные движения при выполнении различных этюдов и упражнений на основе мимики и пантомимики. | |
5. | Элементы расслабления. | 2 | 07.10 08.10 | Учить элементам расслабления. | |
6. | Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета. | 3 | 14.10 15.10 21.10 | Учить ориентироваться в окружающем, используя пространственные характеристики: вверху, внизу, справа, слева. | |
7. | Ориентирование на листе бумаги. | 3 | 22.10 28.10 29.10 | ||
8. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 3 | 11.11 12.11 18.11 | Формировать и развивать ручную моторику, зрительно-двигательную координацию, графические навыки* штриховка и рисование, обводка по трафарету геометрических фигур, несложного орнамента, графические диктанты. Усваивать действия по образцу. |
Сенсорная сфера.
9. | Различение основных цветов и их оттенков. | 3 | 19.11 25.11 26.11 | Группировать предметы по цвету. Различать основные цвета и оттенки. | |
10. | Группирование предметов по форме. | 3 | 02.12 03.12 09.12 | Узнавать и называть геометрические фигуры и тела. Группировать предметы по форме. | |
11. | Группировать предметы по величине. | 3 | 10.12 16.12 17.12 | Знать основные параметры величин: большой, маленький, высокий, низкий. Тонкий, толстый. Группировать предметы по величине. | |
12. | Формирование целостного образа предмета. | 3 | 23.12 24.12 | Учить делить круг, квадрат. Прямоугольник на 2-4 равные части. Сравнивать целое и часть. Целое больше части, часть меньше целого. Картинки-половинки, четвертинки. | |
13. | Ориентирование во времени. | 3 | Закреплять последовательность времен года, частей суток, дней недели. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. | ||
14. | Развитие слухового восприятия. | 3 | Различать речевые и неречевые звуки. Учить прислушиваться к неречевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию. | ||
15. | Развитие барического чувства. | 3 | Различать по весу 3 дощечки, вес которых 24, 18, 12 г. | ||
16. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 2 | Упражнять в различении по запаху ароматы цветов, приправ: гвоздика. ванилин. Определять на вкус сладкие, горькие, соленые продукты. |
Коррекция психических процессов.
17. | Развитие внимания. | 2 | Расширять объем внимания до 3-4 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы (до 7-8 минут). Формировать элементы произвольного внимания. Воспитывать навыки самоконтроля. | ||
18. | Развитие памяти. | 3 | Способствовать развитию произвольной памяти. Учить различным приемам заучивания и припоминания материала. | ||
19 . | Сравнение предметов и установление между ними признаков сходства и различия. | 3 | Формировать понятийный аппарат. Сравнивать предметы и устанавливать сходства и различия по 2-3 признакам. | ||
20. | Обобщающие понятия. | 3 | Учить классифицировать предметы по словесной инструкции, уметь делать элементы обобщения. Обозначать группу предметов обобщающим словом. |
Социально-эмоциональное развитие.
21. | Ты и другие в зеркале. | 3 | Знакомить с отличительными особенностями внешности других детей. | ||
22. | Язык эмоций: радость, грусть, обида, страх, гнев, спокойствие. | 3 | Продолжать знакомить с эмоциональными состояниями человека: радость-грусть, страх, гнев, терпимость, сочувствие, удивление. | ||
23. | Один и вместе с друзьями. | 3 | Познакомить с эмоционально значимыми качествами человека: правдивость, доброта, терпимость, сочувствие. Отрицательные качества: лживость, жадность, трусость. | ||
24. | Учимся честно говорить о проступке. | 3 |
Календарно-тематическое планирование. 3а класс 68 часов.
Двигательная сфера.
1. | Ориентировать в схеме собственного тела и частей тела других. | 2 | 01.09 02.09 | Уметь ориентироваться в схеме собственного тела. Называть части тела, используя термины: руки -правая , левая; грудь -впереди, спина –сзади. | |
2. | Ориентирование в основных направлениях пространства относительно собственного тела. | 3 | 08.09 09.09 15.09 | Учить ориентироваться по схеме своих движений. | |
3. | Ориентирование в основных направлениях пространства относительно определенного предмета. | 3 | 16.09 22.09 23.09 | Учить ориентироваться в пространстве, используя характеристики: сверху -снизу, справа –слева. | |
4. | Ориентирование на листе бумаги (левее -правее, выше -ниже.) | 3 | 29.09. 30.09 06.10 | ||
5. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 3 | 07.10 13.10 14.10 | Совершенствовать движения пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, согласованные действия двумя руками: рисование штрихом по контуру поочередно правой, левой, двумя руками. |
Сенсорная сфера.
6. | Узнавание в окружающих предметах форм знакомых геометрических фигур. | 3 | 20.10 21.10 27.10 | Учить узнавать в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Раскладывать предметы разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке. | |
7. | Сравнивание 2-х предметов по величине: длине, ширине, высоте. | 3 | 10.11;11.11 17.11 | ||
8. | Формирование целостного образа предмета. | 3 | 18.1124.11 25.11 | Учить составлять из нескольких геометрических форм фигуры большего размера. | |
9. | Ориентирование во времени. | 2 | 01.12 02.12 | Назвать по порядку месяцы в году. Определять время по часам. Время прошедшее, будущее. | |
10. | Развитие слухового восприятия. | 2 | 08.12 09.12 | Учить прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать и различать их. Уметь действовать по слуховому сигналу. | |
11. | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 | 15.12 16.12 22.12 | Учить определять поверхности. Находить различие в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях. Различать эти признаки в реальной обстановке. Развивать термическое чувство в окружающей обстановке. | |
12. | Развитие барического чувства. | 3 | 23.12 29.12 | Определять по весу предметы из дерева, стекла, металла. Совершенствовать умение различать вес различных предметов. | |
13. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Самостоятельно распознавать ароматы цветов, приправ, напитков. Определять вкус: сладкий -горький, соленый -кислый. |
Коррекция психических процессов.
14. | Развитие внимания. | 2 | Расширять объем внимания до 6-8 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 10 минут. Совершенствовать навыки произвольного внимания, развивать навыки самоконтроля. | ||
15. | Развитие памяти. | 3 | Упражнять в развитии сенсорной памяти. Совершенствовать приемы заучивания и припоминания различного материала. | ||
16. | Сравнение предметов и установление между ними сходства и различия по 3-4 признакам. | 3 | . | ||
17 . | Обобщение и классификация. | 3 | Побуждать учащихся использовать обобщающие слова. |
Социально-эмоциональное развитие.
18. | Каждый человек привлекателен. | 2 | Формировать положительное отношение к своей внешности, поддерживать адекватную самооценку. | ||
19. | Фоторобот. | 2 | |||
20. | Как мы выражаем свои чувства. | 3 | Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения, эмоциональные состояния друг друга и понимать настроение другого человека. | ||
21. | Маски эмоций. | 3 | |||
22. | Что тебя огорчает и чему ты радуешься. | 3 | |||
23. | Ссора и примирение. | 3 | Формировать понятие о причинах ссор, учить простым способам выхода из конфликта. | ||
24. | Взаимопомощь. | 3 | |||
25. | Порадуй друга. | 2 |
Календарно-тематическое планирование. 4а класс 68 часов.
Двигательная сфера.
1. | Ориентировать в схеме собственного тела и других людей. | 2 | 03.09 07.09 | Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и других людей. | |
2. | Ориентирование в окружающем пространстве. | 2 | 10.09 14.09 | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, продолжать использовать схемы в процессе движения. | |
3. | Координация и произвольность в движениях. | 3 | 17.09 21.09 24.09 | Закреплять произвольные движения рук, ног, туловища, кистей. Побуждать к созданию собственных произвольных движений. | |
4. | Выразительные движения, элементы расслабления. | 2 | 28.09 01.10 | Использовать навыки выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления. | |
5. | Ориентирование на листе бумаги. | 3 | 05.10; 08.10;12.10 | ||
6. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 3 | 15.10 19.10 22.10 | Совершенствовать умения и навыки ручной моторики, зрительно-двигательной координации в графических действиях. Проявлять самостоятельность в действиях по образцу, рисовании, обводке контуров обеими руками. |
Сенсорная сфера.
7. | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине. | 3 | 26.10 29.10 09.11 | Сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине. Определять на глаз величину предметов: длиннее -короче, выше-ниже, шире-уже. Различать основные цвета по светлоте. | |
8. | Определение на глаз величины предметов. | 3 | 12.11 16.11 19.11 | ||
9. | Различение предметов по светлоте. | 2 | 23.11 26.11 | ||
10. | Конструирование сложных форм. | 3 | 30.11 03.12 07.12 | Учить сюжетному конструированию, используя пазлы. | |
11. | Временные представления. | 3. | 10.12 14.12 17.12 | Совершенствовать представления о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Определять время по часам, возраст людей, последовательность событий. | |
12. | Развитие слухового восприятия. | 2 | 21.12 24.12 | Учить различать и воспроизводить звуки. | |
13. | Развитие тактильно-двигательной и термической чувствительности. | 3 | 28.12 | Совершенствовать умение обследовать различные предметы с целью дифференциации их фактуры и температурных ощущений. | |
14. | Развитие барического чувства. | 3 | Совершенствовать умение различать вес различных предметов. | ||
15. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Самостоятельно распознавать ароматы цветов, приправ, напитков. Определять вкус: сладкий-горький, соленый-кислый. |
Коррекция психических процессов.
16. | Развитие внимания. | 2 | Расширять объем внимания до 6-8 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 10 минут. Совершенствовать навыки произвольного внимания, развивать навыки самоконтроля. | ||
17. | Развитие памяти. | 2 | Упражнять в развитии сенсорной памяти. Совершенствовать приемы заучивания и припоминания . | ||
18. | Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне. | 3 | Побуждать учащихся устанавливать сходства и различия по 3- 4признакам. Классифицировать предметы и явления. Устанавливать элементарные различия. Обобщать на вербальном уровне. |
Социально-эмоциональное развитие.
19. | Каждый человек привлекателен. | 3 | Способствовать становлению толерантности по отношению к другим учащимся, независимо от внешних качеств, недостатков. | ||
20. | С кем ты хочешь подружиться. | 3 | |||
21. | Учимся понимать чувства других людей. | 3 | Учить определять различные настроения, эмоциональные состояния друг друга по внешним признакам, понимать настроение другого и принимать его позицию. | ||
22. | Несовпадение настроений. | 3 | Развивать способность самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления. | ||
23. | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. | 3 | |||
24. | Учимся доброжелательности. | 3 | |||
25. | Делаем вместе. | 3 |
Календарно-тематическое планирование. 4б класс 66 часов.
№. | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррект.дат | Содержание |
Двигательная сфера.
1. | Знакомство с названиями частей тела. | 3 | 02.09 07.09 09.09 | Называть части тела: нога, рука, локоть, плечо, живот, спина, грудь, шея, голова, глаза, нос, рот, щеки, губы, подбородок, брови. | |
2. | Ориентировка в помещении школы. | 3 | 14.09 16.09 21.09 | Учить ориентироваться в помещении школы: свой класс, туалет, столовая, медицинский кабинет. | |
3. | Овладение элементами движения. | 6 | 23.09;28.09 30.09;05.10 07.10;12.10 | Учить владеть своим телом, вращать частями тела: головой, плечами, кистями, руками, предплечьями. | |
4. | Ориентирование на листе бумаги. | 3 | 14.10;19.10 21.10 | Учить ориентироваться на листе бумаги. | |
5. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 7 | 26.10 28.10 09.11 11.11 16.11 18.11 23.11 | Укреплять кисти и пальцы рук, овладевать зрительно-двигательной координацией. Используя массаж рук, пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры с предметами; формирование графических навыков, раскрашивание. |
Сенсорная сфера.
6. | Развитие восприятия цвета. | 4 | 25.11 02.12 07.12 09.12 | Различать цвета, соотносить предметы по цвету. | |
7. | Развивать восприятие формы предметов. | 4 | 14.12 16.12 21.12 23.12 | Узнавать и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Соотносить предметы с геометрическими фигурами. | |
8. | Развитие восприятия величины предметов. | 4 | 28.12 | Определять разницу по величине между предметами одной формы и цвета. | |
9. | Формирование целостного образа предмета. | 4 | Учить целостному восприятию предмета. | ||
10. | Формирование временных представлений. | 3 | Учить узнавать времена года, суток: Утро, день, вечер, ночь. Учить сравнивать людей по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. | ||
11. | Развитие неречевого слуха. | 3 | Различать неречевые звуки: стук, звон, гудение, шумы. | ||
12. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Определять на вкус сладкие и горькие продукты. Учить различать запах 2-3 продуктов. |
Формирование общей чувствительности.
13. | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 3 | Учить тщательно мыть руки с мылом, сухо вытирать их полотенцем, ощупывать предметы только чистыми руками; упражнять в термическом чувстве: вода холодная, горячая. | ||
14. | Воспитание барического чувства. | 3 | Учить определять предметы по весу: легкий, тяжелый. |
Коррекция психических процессов.
15. | Развитие внимания. | 2 | Развивать устойчивое внимание, отрабатывать навыки произвольного внимания. | ||
16. | Развитие памяти. | 2. | Развивать двигательную, зрительную и слуховую память. |
Формирование процессов мышления.
17. | Формирование наглядно-действенного мышления. | 9 | Игры и упражнения на формирование представлений об использовании предметов, на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в практической ситуации, на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач. |
Календарно-тематическое планирование. 4в класс 68 часов.
Двигательная сфера.
1. | Ориентировать в схеме собственного тела и других людей. | 2 | 04.09 07.09 | Уметь ориентироваться в схеме собственного тела и других людей. | |
2. | Ориентирование в окружающем пространстве. | 2 | 11.09 14.09 | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, продолжать использовать схемы в процессе движения. | |
3. | Координация и произвольность в движениях. | 3 | 18.09 21.09 25.09 | Закреплять произвольные движения рук, ног, туловища, кистей. Побуждать к созданию собственных произвольных движений. | |
4. | Выразительные движения, элементы расслабления. | 2 | 28.09 02.10 | Использовать навыки выразительности движений, осуществляя мимические, пантомимические движения. Владеть элементами расслабления. | |
5. | Ориентирование на листе бумаги. | 3 | 05.10 09.10 12.10 | ||
6. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 3 | 16.10 19.10 23.10 | Совершенствовать умения и навыки ручной моторики, зрительно-двигательной координации в графических действиях. Проявлять самостоятельность в действиях по образцу, рисовании, обводке контуров обеими руками. |
Сенсорная сфера.
7. | Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, величине. | 3 | 26.10 30.10 09.11 | Сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, величине. Определять на глаз величину предметов: длиннее -короче, выше-ниже, шире-уже. Различать основные цвета по светлоте. | |
8. | Определение на глаз величины предметов. | 3 | 13.11 16.11 20.11 | ||
9. | Различение предметов по светлоте. | 2 | 23.11;27.11 | ||
10. | Конструирование сложных форм. | 3 | 30.11;04.12 07.12 | Учить сюжетному конструированию, используя пазлы. | |
11. | Временные представления. | 3. | 11.12;14.12 18.12 | Совершенствовать представления о последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Определять время по часам, возраст людей, последовательность событий. | |
12. | Развитие слухового восприятия. | 2 | 21.12;25.12 | Учить различать и воспроизводить звуки. | |
13. | Развитие тактильно-двигательной и термической чувствительности. | 3 | 28.12 | Совершенствовать умение обследовать различные предметы с целью дифференциации их фактуры и температурных ощущений. | |
14. | Развитие барического чувства. | 3 | Совершенствовать умение различать вес различных предметов. | ||
15. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 3 | Самостоятельно распознавать ароматы цветов, приправ, напитков. Определять вкус: сладкий-горький, соленый-кислый. |
Коррекция психических процессов.
16. | Развитие внимания. | 2 | Расширять объем внимания до 6-8 объектов. Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы до 10 минут. Совершенствовать навыки произвольного внимания, развивать навыки самоконтроля. | ||
17. | Развитие памяти. | 2 | Упражнять в развитии сенсорной памяти. Совершенствовать приемы заучивания и припоминания различного материала. | ||
18. | Сравнение, группирование, классификация предметов на вербальном уровне. | 3 | Побуждать учащихся устанавливать сходства и различия по 3- 4признакам. Классифицировать предметы и явления. Устанавливать элементарные различия. Обобщать на вербальном уровне. |
Социально-эмоциональное развитие.
19. | Каждый человек привлекателен. | 3 | Способствовать становлению толерантности по отношению к другим учащимся, независимо от внешних качеств, недостатков. | ||
20. | С кем ты хочешь подружиться. | 3 | |||
21. | Учимся понимать чувства других людей. | 3 | Учить определять различные настроения, эмоциональные состояния друг друга по внешним признакам, понимать настроение другого и принимать его позицию. | ||
22. | Несовпадение настроений. | 3 | Развивать способность самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления. | ||
23. | Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях. | 3 | |||
24. | Учимся доброжелательности. | 3 | |||
25. | Делаем вместе. | 3 |
Календарно-тематическое планирование.
7 б класс 34 часа.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррект.дат | Содержание |
Двигательная сфера
1. | Знакомство с названиями частей тела. Название пальцев рук. | 1 | 04.09 | Называть части тела: нога, рука, локоть, плечо, живот, спина, грудь, шея, голова, уши, глаза, нос, рот, щеки, губы, подбородок, брови. Закреплять названия пальцев рук: большой, указательный, средний. безымянный, мизинец. | |
2. | Развитие умения ориентироваться в своем теле. | 1 | 11.09 | Учить ориентироваться в схеме своего тела, названии частей тела. | |
3. | Развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве. | 2 | 18.09 25.09 | Учить ориентироваться в помещении школы, использовать пространственные характеристики: внизу-вверху, впереди-сзади. | |
4. | Обучение элементам расслабления. | 1 | 02.10 | Учить имитации движения листьев во время ветра, стряхивания воды с пальцев рук. | |
5. | Овладение элементами движения. | 1 | 09.10 | Совершенствовать разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища , кистей. Побуждать к созданию собственных произвольных движений. | |
6. | Ориентировка на листе бумаги. | 2 | 16.10 23.10 | ||
7. | Развитие ручной моторики и зрительно-двигательной координации. | 2 | 30.10 13.11 | Совершенствовать движение пальцев рук, согласованные действия двумя руками, действия по образцу, рисование, обводка, штрихование. |
Сенсорная сфера.
8. | Развитие восприятия цвета. | 2 | 20.11 27.11 | Различать основные цвета, соотносить и группировать предметы по цвету. | |
9. | Развивать восприятие формы предметов. | 2 | 04.12 11.12 | Узнавать и показывать геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник. Соотносить предметы с геометрическими фигурами. | |
10. | Развитие восприятия величины предметов. | 1 | 18.12 | Определять разницу по величине между предметами одной формы и цвета, знать основные параметры величины: большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий. | |
11. | Формирование целостного образа предмета. | 2 | 25.12 | Учить целостному восприятию предмета, учить делить круг, квадрат на 2 части, сравнивать целое и часть, картинки – половинки. | |
12. | Формирование временных представлений. | 2 | Закреплять последовательность времен года, дней недели, частей суток. | ||
13. | Развитие неречевого слуха. | 1 | Различать неречевые звуки: стук, звон, гудение, шумы. Учить прислушиваться к неречевым звукам, соотносить их с предметами. Учить звукоподражанию. |
Формирование общей чувствительности.
14. | Развитие тактильно-двигательного восприятия и термической чувствительности. | 1 | Продолжать упражнять в обследовании поверхностей предметов: гладкий, шероховатый, мягкий, жесткий,; познакомить с термометром. | ||
15. | Воспитание барического чувства. | 1 | Учить определять предметы по весу: легкий, тяжелый с закрытыми и открытыми глазами. | ||
16. | Развитие чувства обоняния и вкуса. | 1 | Упражнять в различении по запаху приправы: укроп, чеснок, гвоздику. Определять на вкус сладкие, горькие, соленые продукты. |
Коррекция психических процессов.
17. | Развитие внимания. | 2 | Развивать устойчивость внимания при выполнении однообразной работы, отрабатывать навыки произвольного внимания. | ||
18. | Развитие памяти. | 2 | Развивать зрительную, слуховую, двигательную память, заучивание и припоминание различного материала. |
Формирование процессов мышления.
19. | Формирование наглядно-действенного мышления | 2 | Игры и упражнения на формирование представлений об использовании предметов, на формирование представлений об использовании вспомогательных средств в практической ситуации, на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач. |
Социально-эмоциональное развитие.
20. | Знакомство с языком мимики и жестов. | 2 | |||
21. | Знакомство с правилами этикета | 2 |
Обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение.
1.Вся дошкольная программа. Внимание. Память. Москва;ЗАО
«Росмэн-пресс», 2009 год.
2.Большой учебник для маленьких учеников. Графические навыки, познавательные способности, свойства предметов, время. Академия развития, 2009.С.Е.Гаврина, Р.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.
3.Веселые уроки. Развиваем память, мышление, мелкую моторику. ООО «Издательство «Фламинго» , 2010 год.
4.Игра «Забавы в картинках». Окружающий мир. Предметы. Мышление.
Зрительное восприятие. Произвольное
внимание. Память.
Цвет, форма, размер.
Изучаем понятия «Направо-налево»
Наши эмоции и чувства.
«Похожий-непохожий».
Подбери пару. 2011год.
5.Классные часы с психологом.1-4 классы. Москва, издательство «Глобус»,
2009 год.
6.Серия «Рабочие тетради дошкольника». Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. «Солнечные ступеньки» ООО «Дакота»,
2010 год.
7.Прописи. Развиваем внимание. Учимся думать. Развиваем мышление.
Учимся рисовать по штрихам. Учимся сравнивать. Москва: ООО «Континенталь-Книга», 2011 год.
8.Демонстрационные таблицы.
Методическая литература.
1.Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Нижегородский институт развития образования, 2005 год.
2.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Е.А.Стребелева Москва «Владос», 2008 год.
3.С.И.Семенака. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия. Москва, 2006 год.
4.А.Р.Маллер. Помощь детям с недостатками развития. Москва 2010 год
5.Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе. Москва, 2008 год.
6.Л.Б.Фесюкова. Воспитание сказкой. Москва «АСТ», 2010 год
7.Профилактика детской агрессивности. Издательство «Учитель» , 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
Методическая разработка в форме диагностического бланка по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида.
Бланки для диагностики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....
Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...