Познавательный мотив как компонент основы самостоятельной работы
презентация к уроку по психологии на тему
Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. ( А.И.Зимняя)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательный мотив как составляющий компонент самостоятельной работы.
Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. ( А.И.Зимняя) Самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.
Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат. Данный вид работы имеет ряд требований к её проведению. Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений.
Выделим лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:
- Общеучебные умения (находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, контролировать выполняемые действия).
- Общелогические умения (выделять главное, про водить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
- Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
- Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, и др.).
Сотрудничество ученика с педагогом и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий. Однако возникает вопрос: всегда ли ученик, хорошо владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность в своих действиях. Однозначного ответа на него нет. Выполняя самостоятельно-исследовательскую работу, хорошо подготовленный ученик стремится реализовать свои возможности.
Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся. Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах: все учащиеся выполняют одно общее задание; учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей. В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.
Таким образом, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Учебная деятельность (в том числе) самостоятельная характеризуется субъективностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Она имеет определённую структуру и содержание. Внешняя структура такой деятельности, выделенная И.А.Зимней, включает такие основные компоненты, как:
мотивация;
учебные задачи в определённых ситуациях в форме задания;
учебные действия;
контроль, переходящий в самоконтроль;
оценка, переходящая в самооценку.
Рассмотрение строения учебной деятельности. в том числе самостоятельной работы начинается с его первого компонента - мотивации. Мотивация - это совокупность побудителей. Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включённого в определяемую этой мотивацией деятельность. Мотивация выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которые определяют возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности.
Переходя к определению понятий, И.А.Зимняя характеризует мотив как побуждение к деятельности, порождённое системой потребности человека. Мотивация - это: 1.совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность;
2. процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Мотивации посвящено огромное количество исследований как зарубежных учёных (З.Фрейд, К.Левин, Ж.Нюттен), так и отечественных учёных (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асеев, А.К.Маркова и др.).
Стремление к самообразованию не возникает стихийно. Оно является в большинстве случаев прямым следствием правильно поставленного семейного и школьного воспитания в предшествующий период жизни.
Если отсутствие учебно-познавательной мотивации у учащихся ставит в качестве основной проблему пробуждения учебных интересов, то наличие её снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные мотивы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий.
Однако общие методические принципы подхода к проблеме позволяют выделить три основных уровня решения проблемы, которые вполне могут быть и этапами усложняющейся деятельности по формированию познавательной мотивации.
Первый - эмпирический. В основе лежит опытное представление о необходимости формирования у детей познавательных мотивов, особенностях их становления на различных этапах урока, при проведении внеклассных мероприятий и т.д.
Второй уровень - творческий, с элементами научно-исследовательского подхода. На этом этапе деятельности усложняются задачи, которые выдвигает перед собой учитель, и как результат - усложняются требования, предъявляемые педагогом к учащимся, и объём материала для самостоятельной работы.
Третий, высший уровень решения проблемы - научно-исследовательский. Он соединяет воедино эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению интересов учащихся, их склонностей, способностей. На этом этапе, с учётом состояния здоровья учащихся, уровня их предшествующей учебной подготовки, создаются самые благоприятные условия для становления и развития учебно-познавательных мотивов учащихся. В основе творческого педагогического мышления лежит глубокое самостоятельное изучение научной педагогики, психологии, ряда смежных областей знаний, передового опыта обучения и воспитания учащихся, педагогический самоанализ, ведение дневников наблюдений за своей повседневной работой. Самостоятельно-исследовательская работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических.
Т.о, перед педагогом ставится непростая задача повышение в структуре мотивации учащегося внутренней мотивации учения – как сдвиг мотива на цель учения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная работа Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Процесс самостоятельной деятельности мотив – план (действие) – результат
Подготовка к осуществлению самостоятельной работы. Общеучебные умения Общелогические умения Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин Коммуникативные умения
Отношение к самостоятельной работе учащихся. 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Положительно 89% 50% 44% 10% отрицательно 11% 10% 12% 50% безразлично --- 40% 44% 40%
Чем привлекает самостоятельная работа 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Углубить знания 26% 10% 0% 20% Проверить знания 27% 60% 44,5% 60% Получить оценку 47% 30% 55,5% 20% Другие варианты --- --- --- ---
Виды самостоятельной работы 4 класс 5 класс 9 класс 11 класс Работа с учебником 15% 30% 11% 20% С дополнительной литературой 5% --- --- --- С таблицами 2,5% --- --- --- Решение задач, упражнений 30% 10% 11% 20% сочинения 2,5% --- 11% --- доклады 25% 10% 22% 10% Лабораторные работы --- 10% --- 40% Трудовые задания 20% 40% 45% 10%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"
В документе содержится материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...
Содоклад из опыта работы по теме: «Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе»
В связи с модернизацией Российского образования, учитель истории должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объемом исторической информации, знать понятия и термины,...
Самостоятельные работы на уроках географии (региональный компонент)
На уроках при изучении географии Республики Татарстан, молодые учителя испытывают трудности при распределении заданий для самостоятельной или практической работы на уроках. Я предлагаю работы, которые...
Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)
Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Развития познавательной активности школьников посредством организации самостоятельной работы.
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критиче...
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...