Коррекционно-развивающая программа для учащихся 5го класса «В мире с собой и окружающими»
рабочая программа по психологии на тему
У детей с интеллектуальным недоразвитием, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах, часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в поведении. Отмечается своеобразие коммуникативной активности детей с интеллектуальным недоразвитием, которое заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5kl.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
для учащихся 5го класса
«В мире с собой и окружающими»
Пояснительная записка
У детей с интеллектуальным недоразвитием, находящихся на воспитании в интернатных учебных заведениях и детских домах, часто наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы, отклонения в поведении. Отмечается своеобразие коммуникативной активности детей с интеллектуальным недоразвитием, которое заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата.
Эмоции детей развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны. По внешним эмоциональным проявлениям дети не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать на них. Возможны немотивированные колебания настроения – капризность, плаксивость. Наблюдаются возбудимость, вспыльчивость, импульсивность в поведении. Для данных детей характерны агрессивность, нарушения самооценки, неуверенность в себе, негативизм по отношению к окружающим. Отмечаются трудности в общении с окружающими. Данные нарушения свидетельствуют о необходимости психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
Цели и задачи программы:
- Повышение компетентности в сфере общения, совершенствование коммуникативных навыков
- Осознание своих ощущений и переживаемых чувств
- Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения
- Развитие и совершенствование способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции
- Формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- Развитие навыков уверенного поведения
- Познание своих сильных и слабых сторон
- Развитие навыков рефлексии
- Снижение эмоционально - психического напряжения
Структура занятия:
1. Разминка (установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга)
2. Коррекционно-развивающий этап (достижение понимания между членами группы – это осознание взаимных интересов, переживаний, личностных особенностей; установление отношений сотрудничества; обучение социально приемлемым способам совладения с агрессией, гневом, раздражением; положительное реагирование на негативные эмоции).
3. Релаксация (снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов)
4. Подведение итогов (получение обратной связи от участников группы, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего)
5. Ритуал прощания (закрепление позитивного настроя членов группы, создание атмосферы единства)
Ожидаемые результаты:
· Повышение целенаправленной активности, психического тонуса
· Снижение эмоционального напряжения
· Улучшение самоконтроля и саморегуляции
· Формирование адекватной самооценки
· Терпимость, доброе отношение друг к другу
· Повышение интереса к совместной деятельности в свободное от уроков время
· Повышение интереса к психологическим занятиям
Программа рассчитана на детей от 10 до 12 лет. Продолжительность занятий 30 минут.
Программа реализуется в течение учебного года (2 раза в неделю). Всего 64 занятия.
До 15 сентября проводится диагностическая работа.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, упражнения подобраны в соответствии с возрастом и с учетом психологических особенностей детей. Методы, используемые в психологической деятельности: игры – упражнения, сюжетно-ролевые игры, релаксационные упражнения, рисуночная техника, беседа, диагностические методики.
№ | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание | Кол-во часов, дата пров. |
1. | «Познакомимся поближе» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «Поздоровайся» 2. Упражнение «Молекулы» 3. Упражнение «Верблюд» 4. Упражнение «Надпись на футболке» 5. Упражнение «Паровозик» 6. Релаксация «На полянке» 7. Подведение итогов (участники группы, сидя в круге, характеризуют свое настроение, обмениваются впечатлениями о занятии, о том, что понравилось, что нет) 8. Ритуал прощания «Круг любви» | 1 |
2. | «Мое имя» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «Я рад общаться с тобой» 2. Упражнение «Снежный ком» 3. Упражнение «Мое имя» (в кругу) 4. Упражнение «Рисуем имя» 5. Беседа «Что означают наши имена» 6. Упражнение «Муравьиная тропа» 7. Упражнение «Постройте букву» 8. Релаксация «Воздушные шарики» 9. Подведение итогов 10. Ритуал прощания «Круг любви» | 1 |
3-4 | «Кто я? Какой я?» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, сформировать положительное отношение к себе, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Развитие способности принимать друг друга - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов | 1. Разминка «Я рад общаться с тобой» 2. Упражнение «Коленочки» 3. Упражнение «Мой цветок волшебства» 4. Упражнение «Кто я?» 5. Упражнение «Горячий стул» 6. Игра «Ассоциации» 7. Методика «Самооценка» 8. Релаксация «На полянке» 9. Подведение итогов 10. Ритуал прощания «Круг любви» | 2 |
5-6. | «Мои сильные и слабые стороны» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие доверительных отношений в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов | 1. Разминка «Я рад общаться с тобой» 2. Упражнение «Восковая палочка» 3. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне» 4. Беседа «Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В. О. Ключевский) 5. Методика «Волшебное психологическое зеркало» 6. Релаксация «Воздушные шарики» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Круг любви» | 2 |
7-8 | «Вредные привычки» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Формирование у учащихся представлений о вредных привычках - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
| 1. Разминка «Имя в движении» 2. Упражнение «Кто присел?» (на колени с закрытыми глазами) 3. Упражнение «Вредные привычки» (обсуждение, коллаж) 4. Упражнение «Я - это Я» 5. Релаксация «Синее озеро» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Круг любви» | 2 |
9. | «Я и мое здоровье» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Формирование мотивации к сохранению здоровья, осознание вреда факторов, разрушающих здоровье - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
| 1. Разминка «Имя в движении» 2. Беседа «Будь здоров!» 3. Упражнение «Закончи предложение: «Быть здоровым для меня это означает…» 4. Упражнение «Что я знаю и чего не знаю» 5. Игра «На мое здоровье влияют…»(мяч) 6. Упражнение «Карта здоровья» 7. Релаксация «Порхание бабочки» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Круг любви» | 1 |
10-11. | «Пойми меня» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, способов выразительного поведения (мимики, пантомимики) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Имя в движении» 2. Упражнение «Волшебный мяч» 3. Упражнение «Делай как я» 4. Упражнение «Найди пару» 5. Совместный рисунок 6. Релаксация «Порхание бабочки» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Ладошка» | 2 |
12-13. | «Я многое могу» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя и других, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Развитие тактильного контакта, взаимопонимания - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально – психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Имя в движении» 2. Упражнение «Волшебный мяч» 3. Упражнение «Гадкий утенок» 4. Упражнение «Скульптор» 5. Упражнение «Скалолаз» 6. Упражнение «Танец победителей» 7. Релаксация «Порхание бабочки» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Ладошка» | 2 |
14-15. | «Рука помощи» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого, сопереживания - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Формирование и развитие доверительных отношений в группе - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «… имя» 2. Упражнение «Нас объединяет» 3. Упражнение «Путаница» 4. Упражнение «Переправа» 5. Упражнение «Найди нужные слова утешения» (проблемная ситуация) 6. Релаксация «Облака» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Водопад любви» | 2 |
16-17. | «Я среди людей» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Развитие тактильного контакта, взаимопонимания - повышение сплоченности группы - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Ласковое имя» 2. Упражнение «Молекулы» 3. Тест «Приятно ли со мной общаться» 4. Упражнение «Групповой танец» 5. Релаксация «Радуга» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Слово на прощание» | 2 |
18-19. | «Мои поступки» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Развитие тактильного контакта - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности; осознание различных способов взаимодействия - Способствовать самораскрытию, самопознанию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Формирование конструктивных способов взаимодействия, осознание и проигрывание моделей уверенного, неуверенного, грубого поведения - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Части тела» 2. Упражнение «Встреча на мосту» 3. Упражнение «Зубы и мясо» 4. Обсуждение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение» 5. Упражнение «Как я ориентируюсь в разных ситуациях» (проблемные ситуации) 6. Игра «Вопрос-ответ» 7. Релаксация «Облака» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Слово на прощание» | 2 |
20. | «Почему люди ссорятся» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Развитие тактильного контакта - Определить особенности поведения в конфликте - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов | 1. Разминка «Части тела» 2. Упражнение «Тропинка» 3. Упражнение «Дерево ссор» (запись причин; коллаж) 4. Упражнение «Отдай предмет» 5. Упражнение «Толкалки без слов» 6. Релаксация «Красивая поляна» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Ладошки» | 1 |
21-22. | «Конфликтны ли вы?» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Дать возможность учащимся проанализировать эмоции и чувства, возникающие в конфликтной ситуации - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Определение степени собственной конфликтности - Развитие эмоционального принятия себя - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
| 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Выйти по числу пальцев» 3. Упражнение «Настойчивость - сопротивление» 4. Методика «Конфликтный ли вы человек?» 5. Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…)) 6. Релаксация «Красивая поляна» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Жест» | 2 |
23-24. | «Способы выхода из конфликтной ситуации» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Определение особенностей поведения в конфликте - Познакомить со способами выхода из конфликтной ситуации - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Да и нет». Обсуждение. Проблемная ситуация «В классе» (новый ученик занял парту). Проигрывание. 3. Упражнение «Способы выхода из конфликтной ситуации» 4. Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…)) 5. Релаксация «Красивая поляна» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Ладошки» | 2 |
25-26. | «Предотвращение конфликтов» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Отработка навыка предотвращения конфликтов, поведения в конфликтной ситуации - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Представление о себе в предложении» 2. Упражнение «Разведчики» 3. Отработка навыка предотвращения конфликтов. Проблемные ситуации. (Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал; учитель поставил несправедливо заниженную отметку; одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять) 4. Упражнение «Петухи» 5. Релаксация «На озере» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Жест» | 2 |
27. | «Неконфликтная личность» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Развитие тактильного контакта, взаимопонимания - Отработка навыка поведения в конфликтной ситуации - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей и соотнести с качествами «неконфликтной личности» (т. е. личности, способной к эффективному взаимодействию), раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Парные толкалки» 3. Упражнение «Сила власти» 4. Упражнение «Неконфликтная личность» 5. Релаксация «На озере» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Ладошки» | 1 |
28. | «Умение слушать» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и окружающими, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Пойми меня» 3. Тест «Умеете ли вы слушать?» 4. Беседа «Что мешает слушать других людей» 5. Игра «Испорченный телефон» 6. Релаксация «На реке» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Слово на прощание» | 1 |
29-30. | «Умей договориться» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Помочь детям понять, как влияют на эффективность коллективной работы модели поведения, продемонстрированные каждым ее участником. Показ ребенку примера эффективного поведения во время коллективной деятельности. - Формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать другого, работать вместе над поставленной задачей). Развитие умения работать в паре, группой. - Расширение представлений учащихся о себе, формирование навыков рефлексии, развитие умения оценивать себя, свое поведение - Формирование, укрепление уверенности в собственных силах, используя визуальные образы. - Формирование и развитие навыков саморегуляции, используя релаксационные техники. Снятие психического напряжения.
| 1. Разминка "Здравствуйте" с разными оттенками интонаций 2. Упражнение «Паутина» 3. Коллективная аппликация 4. Упражнение «Список» 5. Упражнение «Близнецы» 6. Релаксация «На озере» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Жест» | 2 |
31. | «Нужна ли агрессия» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Формирование собственного представления и отношения к агрессии - Определить особенности агрессивного поведения - Способствовать самораскрытию, осознанию свих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Улыбка» 2. Упражнение «Кричалки, шепталки, молчалки» 3. Беседа «Агрессия. Понятия: сердитость, злость, гнев. Нужна ли агрессия?» Притча о змее. 4. Упражнение «Агрессивное существо» 5. Упражнение «Переманивания» 6. Релаксация «На реке» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
32. | «Когда я зол» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Формирование конструктивных способов взаимодействия - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Здравствуйте» (с разной интонацией) 2. Упражнение «Койот и кролик» 3. Упражнение «Как я зол» 4. Проблемные ситуации (взяли без спроса плеер и сломали; обвинили в том, чего ты не делал, и накричали напрасно) 5. Упражнение «Продолжи предложение «Когда я зол…» 6. Упражнение «Рецепт агрессивности» 7. Релаксация «На реке» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
33-34. | «Что делать со злостью и агрессией» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Формирование конструктивных способов взаимодействия - Выработка приемлемого способа разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка « От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Бабочка-ледышка» 3. Упражнение «Лист гнева» 4. Беседа «Способы снятия агрессии» 5. Упражнение «Договор о поведении» 6. Упражнение «Спустить пар» (дети говорят друг другу, что им мешает или на что он сердится) 7. Упражнение «Стеклянная стена» (сдвинуть с места) 8. Релаксация «На реке» 9. Подведение итогов 10. Ритуал прощания «Жест» | 2 |
35-36. | «Освободись от негативных чувств» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов
| 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Выйти по числу пальцев» 3. Упражнение «Самый маленький шарик» (кто сомнет лист бумаги в самый маленький шарик) 4. Упражнение «Мусорное ведро» 5. Упражнение «Бумажный дождь» 6. Упражнение «Постройтесь по…» (росту, по цвету волос, дням рождения (январь…)) 7. Релаксация «На озере» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Ладошки» | 2 |
37. | «Обиды» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Обучение конструктивным способам избавления от обиды - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, осознание своего имени, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Магнит» 3. Упражнение «Продолжи предложение» («Я обижаюсь, когда…») 4. Упражнение «Обидься…»(уверенно, неуверенно, грубо, трусливо) 5. Упражнение «Рисуем обиду» 6. Упражнение «Как перестать обижаться» 7. Релаксация «На озере» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
38. | «Критика» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Отработка навыков правильного реагирования на критику - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества, повышение сплоченности группы - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка « От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Постройте цифру» 3. Упражнение «Что звучит обидно?» (игра с мячом). Обсуждение. 4. Упражнение на «Я - сообщение» 5. Упражнение «Корзина цветов» 6. Релаксация «Красивая поляна» 7. Подведение итогов 8. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
39. | «Как справиться с плохим настроением» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния - Развитие способности осознавать свое состояние и находить слова для его обозначения - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Построй фигуру» 3. Упражнение «Мое настроение» 4. Упражнение «Покажи эмоцию» 5. Беседа «Как справиться с плохим настроением» 6. Упражнение «Я как природное явление» 7. Релаксация «На реке» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
40-41. | «Как уберечь себя от обмана» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Определить особенности поведения лживого, неискреннего человека - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Формирование и развитие доверительных отношений в группе - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции
| 1. Разминка «Поздоровайся …» (весело, грустно и т. д.) 2. Упражнение «Выйти по числу пальцев» 3. Беседа «Поведение лживого, неискреннего человека» 4. Проблемные ситуации. 5. Упражнение «За и против» 6. Упражнение «Доверчивое падение» 7. Упражнение «Открытые ладони» 8. Релаксация «На озере» 9. Подведение итогов 10. Ритуал прощания «Жест» | 2 |
42. | «Оценить себя и других по достоинству» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Определить особенности завистливого поведения - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «Поздоровайся как…» (учитель, обиженный ребенок, разгневанный взрослый и т. д.) 2. Упражнение «Верблюд» 3. Обсуждение притчи «Сребролюбец и завистливый» 4. Упражнение «Белая и черная зависть» 5. Упражнение «Способы избавления от зависти» 6. Упражнение «Я и ты» 7. Релаксация «На реке» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
43. | «Люди, значимые для меня» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Развитие способности принимать друг друга - Осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии | 1. Разминка «От улыбки станет всем светлей» (жест) 2. Упражнение «Приятные слова» 3. Упражнение «Идеал» 4. Тест «Настоящий друг» 5. Упражнение «Новый друг» 6. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг» 7. Релаксация «Красивая поляна» 8. Подведение итогов 9. Ритуал прощания «Жест» | 1 |
44. | «Вместе уютно» | - Создание положительного эмоционального настроя в группе - Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности - Способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей, раскрепощение членов группы - Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (образы, обратная связь) - Формирование навыков командной работы, сотрудничества - Развитие навыков рефлексии - Снижение эмоционально - психического напряжения, снятие телесных зажимов - Развитие навыков саморегуляции | 1. Разминка «Я рад общаться с тобой» 2. Упражнение «Аплодисменты» 3. Упражнение «Пять добрых слов» 4. Упражнение «День рождения» 5. Релаксация «Радуга» 6. Подведение итогов 7. Ритуал прощания «Круг любви» | 1 |
| ||||
45 | Как работать вместе слаженно. | Формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать другого, работать вместе над поставленной задачей). Развитие умения работать в паре, группой. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Близнецы» 3. Работа с правилами «Как работать вместе и не ссориться» 4. Упражнение «Карандаш» 5. Упражнение «На озере» 6. Прощание | 1 |
46-47 48-49 50-51 52-53 54-55 56-57-58. 59-60. 61-62. 63-64. | Учимся понимать друг друга. Что важно для дружбы. Психологическое пространство (формальное, неформальное общение). Как устроено общение. Завершение общения: выход из контакта. Общение в разных жизненных ситуациях. Сплочение и доверие. Портрет нашей группы Подведение итогов. | Формирование коммуникативных навыков (развитие умения слушать и слышать другого, определять состояние, настроение по выражению глаз, по мимике, по позе, жестам) 1. Формирование позитивного отношения к окружающим o Осознание учащимися важности настоящей дружбы и настоящих друзей в жизни человека o Формирование и развитие коммуникативных навыков и контактности (доброе отношение, улыбка, позволяют устанавливать и поддерживать контакт)
Формирование представлений о психологическом пространстве (расстояние друг от друга, расположение относительно друг друга, ощущения (комфортно – некомфортно, удобно – неудобноё, напряженно) Формирование представлений о том, как устроено общение (вступление в контакт, разговор, завершение общения). Формирование представлений о том, как устроено общение (выход из контакта).
Формирование и закрепление представлений о том, как устроено общение. Формирование взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия. Закрепление навыков общения. Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге | 1. Приветствие 2. Упражнение «Магнитофон» 3. Упаражнение «Волшебная лесенка (легко - трудно)» 4. Работа с рисунками «Определи, кому принадлежат фразы», «Найди 5 отличий в настроении мальчиков», «Догадайся, какая девочка веселая, грустная, сердитая », «Найди 5 отличий в настроении мальчиков» 5. Упражнение «На озере» 6. Прощание 1. Приветствие «Имя в движении» 2. Продолжи предложения (Настоящий друг – это; Друзья всегда…; Я могу дружить с такими людьми, которые…; Со мной можно дружить, потому что…) 3. Упражнение «Что важно для дружбы» (коллаж) 4. Этюд «Два друга» 5. Рисунок «Мой друг» 6. Упражнение «Волшебные снежинки» 7. Прощание 1. Приветствие 2. Упражнение «Постройтесь по…» 3. Беседа «Психологическое пространство» 4. Упражнение «Рассмотри рисунки. Предположи, в какой ситуации Маше и Пете удобнее разговаривать» 5. Упражнение «Поговори со мной» (в парах) 6. Упражнение «Волшебные снежинки» 7. Прощание 1. Приветствие 2. Упражнение «Атомы» 3. Беседа «Как устроено общение» (схема) 4. Диалог « Разговор по телефону» (1, 2: сравнение). Работа со схемой. Проигрывание. 5. Упражнение «Движения» 6. Упражнение «Волшебные снежинки» 7. Прощание 1. Приветствие «Добрые слова» 2. Работа над стихотворением «Поближе узнаем друг друга» (Л. Рыжов) 3. Диалог. Ролевое проигрывание. 4. Упражнение «Подчеркни те слова, которые говорят при прощании» 5. Упражнение «Красивая поляна» 6. Прощание. 1. Приветствие 2. работа с текстом «Представляешь, что было вчера» 3. Беседа «Что важно для общения» 4. Ролевое проигрывание (поход в библиотеку, покупка хлеба в булочной, телефонный разговор с другом) 5. Прощание. 1. Приветствие 2. Упражнение «Скалолаз» 3. Упражнение «Передача движений» 4. Упражнение «Маятник» 5. Упражнение «Круг доверия» 6. Упражнение «На пальцах» 7. Обсуждение итогов занятия 8. Прощание 1. Приветствие 2. Рисуночная разминка «Протяни навстречу руку» 3. Упражнение «Мои ресурсы» 4. Групповая композиция «Наш сад» 5. Обсуждение итогов занятия 6. Прощание 1. Приветствие 2. Разминка «Карандаши» 3. Упражнение «Чемодан» 4. Групповая композиция «Чепуха» 5. Групповая дискуссия «Шляпы» 6. Анкета обратной связи 7. Прощание | 2 2 2 2 2 3 2
2 2 |
Использованная литература:
1. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. СПб,2007.
2. Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. М, 2006.
3. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ, 2008.
4. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПБ, 2006.
5. Петрусинский В. В. Искусство общения в играх. М., 2007.
6. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004.
7. Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ, 2007.
8. Школьный психолог. 2005, №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса Тема: «Родственные слова».
Конспект...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9 класса «Что такое конфликт?»
Предназначено для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"...
Коррекционно-развивающая программа для учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Коррекционно-развивающая программадля учащихся (2 класс) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с ЗПР Дифференциация гласных А-Я в слогах,словах и предложениях устно и на письме.
Конспект + Приложения...
Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 3 класса по формированию ЗОЖ
Конспект коррекционно - развивающего занятия с обучающимися 3 класса по програме "Волшебные сказки" с испльзованием карт Проппа...
Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной а...