Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)
рабочая программа
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_korrektsionnye_zanyatiya_2_klass.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю:
Директор школы
/И.Л. Шадрина
Приказ № от
« » 201_г.
Рабочая программа
Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий
на учащегося 2 класса Сотникова Кирилла (вариант 3.2)
Разработала:
Учитель – дефектолог
КГБОУ « Ачинская школа №3»
Розанчугова Н.В.
Ачинск
1. Пояснительная записка к учебному курсу
«Индивидуальные коррекционные занятия»
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.2), в соответствии с
- требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, память, мышление, наблюдение, восприятие. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у ребенка формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у ребенка формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у ребенка формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у ребенка, а именно: повышения самооценки, развиваются мыслительные процессы. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач
1.1. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся с патологией зрения.
Основные задачи курса:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное.
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
-развивать артикуляционную моторику.
-обогащать и активизировать словарный запас ребенка, развивать коммуникативные навыки.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана:
| 2 класс |
Количество часов в году | 34 |
2 класс | |
Количество часов в неделю | 1 |
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана:
| 2 класс |
Количество часов в году | 34 |
2 класс | |
Количество часов в неделю | 1 |
3. Содержание учебного предмета:
Задания отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных, авторов и переработаны с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и тактильной памяти. Участвуя в играх, школьник учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащийся осмысливает и прочно сохраняет в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у ребенка увеличивается объем тактильного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
выстраивание композиций из геометрических тел;
выбор предметов идентичных друг другу.
Представление образов с помощью тактильного восприятия.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Требования к уровню подготовки учащихся
— приобретение школьником социальных первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.
4. Содержание учебного предмета:
Задания отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных, авторов и переработаны с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.
Задания, развивающие память
Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и тактильной памяти. Участвуя в играх, школьник учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащийся осмысливает и прочно сохраняет в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у ребенка увеличивается объем тактильного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
выстраивание композиций из геометрических тел;
выбор предметов идентичных друг другу.
Представление образов с помощью тактильного восприятия.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Требования к уровню подготовки учащихся
— приобретение школьником социальных первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные и метапредметные результаты
Формирование у учащихся ряда личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия:
Формирование внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к школе и к познавательной деятельности:
личностное самоопределение в учебной, социально-бытовой деятельности;
мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, (на основе владения рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, плоскопечатным шрифтом об окружающем мире и о себе самом; использовать знаков символические средства, в том числе модели и схемы; строить сообщения в устной и письменной форме.
6. Содержание учебного предмет
1 | Коррекция психического развития |
2 | Коррекция временных представлений, устный и письменный счет. |
7. Календарно-тематическое планирование по индивидуальным
коррекционным занятиям.
2 класс.
«Коррекция психического и речевого развития».
№ | Тема | Стандарт |
Коррекция психического развития | ||
1. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | Внимание |
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. | Внимание |
3. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Внимание |
4. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Внимание |
5. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | слуховая память |
6. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | слуховая память |
7. | Тренировка осязания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Осязание |
8. | Тренировка осязания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Осязание |
9. | Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Логическое мышление |
10. | Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Логическое мышление |
11. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | Воображение |
13. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. | Воображение |
14. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Быстрота реакции |
15. | Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Быстрота реакции |
Коррекция временных представлений, устный и письменный счет. | ||
16. | Определение и уточнение временных представлений | Дни недели, части суток |
17. | Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета. | Осень, зима |
18. | Уточнение пространственных взаимоотношений. | Человек и части его тела |
19. | Устный счет в пределах 15. Письмо цифры 1- 6 (Брайля) | Время. |
20. | Письмо Знаков арифметических действий (Брайля). | «Путешествие по цифровой лексике» |
21. | Определение временных представлений. Устный счет до 15. Письмо цифры 1 - 6 (Брайля) | Дни недели, части суток, месяцы. |
22 | Геометрические фигуры. Работа с линейкой приборе «Школьник».. | Месяцы по временам года. |
23. | Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета. | «Путешествие по цифровой лексике» |
24. | Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1-6 (Брайля) | Время суток, смена частей суток, последовательность: утро, день, вечер, ночь. |
25. | Определение и уточнение временных представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1 - 7 (Брайля) | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
26. | Расположение предметов в пространстве. Работа с тростью. | Определение правой и левой сторон относительно себя, расположение частей своего тела. |
27. | Геометрический материал. Рисование геометрических фигур в приборе «Школьник». | Плоские фигуры. |
28. | Расположение предметов в пространстве. Работа с тростью. | Расположение предметов в пространстве, на плоскости относительно себя. |
29. | Определение и уточнение временных представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1,2,3, 4, 5,6,7,8. (Брайля) | Рано, поздно, вовремя. |
30. | Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета. | Далеко - близко. Время. |
31. | Геометрический материал. Работа с линейкой приборе «Школьник». | Объемные фигуры |
32. | Определение и уточнение временных представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1,2,3, 4, 5,6,7,8,9,10. (Брайля) | Давно, недавно. Молодой, моложе, старый, старше. |
33. | Закрепление | |
34. | Итоговый урок |
8. Материально – техническое обеспечение:
- Людмила Фомина. Подготовка незрячих дошкольников обучению письму и чтению по системе Брайля Из опыта работы.
- Вместе пишим и читаем по Брайлю. Пособие для изучения системы брайля. ООО «ИПТК «ЛОГОС»ВОС» МОСКВА – 2002.
- Геометрический материал.
- Математический набор.
- Шаблоны для переноса рисунка.
- Колодка шеститочия.
- Тетрадь для письма по Брайлю.
- Грифель для письма по Брайлю.
- Прибор для письма по Брайлю.
- Прибор для рельефного рисования «Школьник»
- Линейка тактильная.
9. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Слепой ребенок научится: понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; правильно пользоваться приборами системы Брайля. Он получит представления о частях суток, их названиях, последовательности; о порядке следования дней недели; о месяцах года и порядке их следования; о времени года, их характерных признаках;
Ребенок научится устному счету, письму цифр по системе Брайлю, рисованию и черчению в приборе для рельефного рисования «Школьник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 5 класса с ОВЗ(ЗПР)
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе – 2 часа в неделю. На занятия отводится 20 минут.Целью данной программы являет...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 8 класса с ОВЗ
Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, п...
Рабочая программа :Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2.
Рабочая программаПредмет: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2....
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
Рабочая программа...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 3 класс надомное обучение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 3 класс индивидуальное обучение...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс, вариант обучения 7.2
Данная рабочая программа поможет организовать учителю-дефектологу коррекционно-развивающие занятия с учащимися 4 класса, вариант обучения 7.2...
рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)
Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....