Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)
рабочая программа

Розанчугова Наталья Викторовна

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_korrektsionnye_zanyatiya_2_klass.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская школа № 3»

                                                                                          Утверждаю:

                                                                                          Директор школы

                                                                                                              /И.Л. Шадрина

                                                                                              Приказ №                   от

                                                                                         «        »                201_г.

Рабочая программа

Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий

на учащегося 2 класса Сотникова Кирилла (вариант 3.2)

                                                                        Разработала:

                                                                        Учитель – дефектолог

                                                                        КГБОУ « Ачинская школа №3»

                                                                        Розанчугова Н.В.

Ачинск

1.    Пояснительная записка к учебному курсу

«Индивидуальные коррекционные занятия»

Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 3.2), в соответствии с

-  требованиями ст.14, 32 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»,

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15»).

        Большую роль в процессе учебной деятельности школьников, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, память, мышление, наблюдение, восприятие. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у ребенка формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у ребенка формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у ребенка формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у ребенка, а именно: повышения самооценки, развиваются мыслительные процессы. Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач

1.1. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий, коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся с патологией зрения.

Основные задачи курса:

-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное.

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, воображения;

-развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

-развивать артикуляционную моторику.

-обогащать и активизировать словарный запас ребенка, развивать коммуникативные навыки.

   2. Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана:

 

2 класс

Количество часов в году

34

2 класс

Количество часов в неделю

1

                         

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана:

 

2 класс

Количество часов в году

34

2 класс

Количество часов в неделю

1

                     

3. Содержание учебного предмета:

         Задания отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных, авторов и переработаны с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

 Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.

Задания, развивающие память

           Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и тактильной памяти. Участвуя в играх, школьник учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащийся осмысливает и прочно сохраняет в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у ребенка увеличивается объем тактильного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

выстраивание композиций из геометрических тел;

выбор предметов идентичных друг другу.

Представление образов с помощью тактильного восприятия.

Задания, развивающие мышление

         Приоритетным направлением является развитие мышления. С этой целью  приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

   Требования к уровню подготовки учащихся

  — приобретение школьником социальных первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.

4. Содержание учебного предмета:

         Задания отобраны из учебной и педагогической литературы отечественных, авторов и переработаны с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

 Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь.

Задания, развивающие память

           Включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и тактильной памяти. Участвуя в играх, школьник учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащийся осмысливает и прочно сохраняет в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у ребенка увеличивается объем тактильного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

выстраивание композиций из геометрических тел;

выбор предметов идентичных друг другу.

Представление образов с помощью тактильного восприятия.

Задания, развивающие мышление

         Приоритетным направлением является развитие мышления. С этой целью  приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

   Требования к уровню подготовки учащихся

  — приобретение школьником социальных первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Курс имеет безотметочную систему прохождения материала.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные и метапредметные результаты

Формирование у учащихся ряда личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия:

Формирование внутренней позиции учащихся на уровне положительного отношения к школе и к познавательной деятельности:

личностное самоопределение в учебной, социально-бытовой деятельности;

мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, (на основе владения рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля); осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, плоскопечатным шрифтом об окружающем мире и о себе самом; использовать знаков символические средства, в том числе модели и схемы; строить сообщения в устной и письменной форме.

6. Содержание учебного предмет

1

Коррекция психического развития

2

Коррекция временных представлений, устный и письменный счет.

7. Календарно-тематическое планирование по индивидуальным  

коррекционным занятиям.

 2 класс.

«Коррекция психического и речевого развития».

Тема

Стандарт

Коррекция психического развития

1.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Внимание

2.

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

Внимание

3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Внимание

4.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Внимание

5.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

слуховая память

6.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

слуховая память

7.

Тренировка осязания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Осязание

8.

Тренировка осязания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Осязание

9.

Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Логическое мышление

10.

Поиск закономерностей. Развитие логического мышления. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Логическое мышление

11.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Воображение

13.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек.

Воображение

14.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Быстрота реакции

15.

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Быстрота реакции

Коррекция временных представлений, устный и письменный счет.

16.

Определение и уточнение временных   представлений

Дни недели, части суток

17.

Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета.

Осень, зима

18.

Уточнение пространственных взаимоотношений.    

Человек и части его тела

19.

Устный счет в пределах 15. Письмо цифры 1- 6 (Брайля)

Время.

20.

Письмо Знаков арифметических действий (Брайля).

«Путешествие по цифровой лексике»

21.

Определение временных представлений. Устный счет до 15. Письмо цифры 1 - 6 (Брайля)

Дни недели, части суток, месяцы.

22

Геометрические фигуры. Работа с линейкой приборе «Школьник»..

Месяцы по временам года.

23.

Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета.

«Путешествие по цифровой лексике»

24.

Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1-6 (Брайля)

Время суток, смена частей суток, последовательность: утро, день, вечер, ночь.

25.

Определение и уточнение временных   представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1 - 7 (Брайля)

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

26.

Расположение предметов в пространстве. Работа с тростью.

Определение правой и левой сторон относительно себя, расположение частей своего тела.

27.

Геометрический материал. Рисование геометрических фигур в приборе «Школьник».

Плоские фигуры.

28.

Расположение предметов в пространстве. Работа с тростью.

Расположение предметов в пространстве, на плоскости относительно себя.

29.

Определение и уточнение временных   представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1,2,3, 4, 5,6,7,8. (Брайля)

Рано, поздно, вовремя.

30.

Решение задач в одно действие. Закрепление прямого и обратного устного счета.

Далеко - близко. Время.

31.

Геометрический материал. Работа с линейкой приборе «Школьник».

Объемные фигуры

32.

Определение и уточнение временных   представлений. Устный счет в пределах 20. Письмо цифры 1,2,3, 4, 5,6,7,8,9,10. (Брайля)

Давно, недавно. Молодой, моложе, старый, старше.

33.

Закрепление

34.

Итоговый урок

8. Материально – техническое обеспечение:        

  • Людмила Фомина. Подготовка незрячих дошкольников обучению письму и чтению по системе Брайля Из опыта работы.
  • Вместе пишим и читаем по Брайлю. Пособие для изучения системы брайля. ООО «ИПТК «ЛОГОС»ВОС» МОСКВА – 2002.
  • Геометрический материал.
  • Математический набор.
  • Шаблоны для переноса рисунка.
  • Колодка шеститочия.
  • Тетрадь для письма по Брайлю.
  • Грифель для письма по Брайлю.
  • Прибор для письма по Брайлю.
  • Прибор для рельефного рисования «Школьник»
  • Линейка тактильная.

9. Планируемые результаты освоения учебного предмета

     Слепой ребенок научится: понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; правильно пользоваться приборами системы Брайля. Он получит  представления о частях суток, их названиях, последовательности; о порядке следования дней недели; о месяцах года и порядке их следования; о времени года, их характерных признаках;

Ребенок научится устному счету, письму цифр по системе Брайлю, рисованию и черчению в приборе для рельефного рисования «Школьник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 5 класса с ОВЗ(ЗПР)

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе – 2 часа в неделю. На занятия отводится 20 минут.Целью данной программы являет...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий с логопедом для учащихся 8 класса с ОВЗ

Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию речевой деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, п...

Рабочая программа :Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2.

Рабочая программаПредмет: Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Модуль 2....

Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 3 класс надомное обучение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» 3 класс индивидуальное обучение...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 4 класс, вариант обучения 7.2

Данная рабочая программа поможет организовать учителю-дефектологу коррекционно-развивающие занятия с учащимися 4 класса, вариант обучения 7.2...

рабочая программа по коррекционно - развивающим занятиям в 3 классе (2 вариант)

Ученик с ТМНР. В программе представлены коррекционные курсы по сенсорному развитию, предметно - практические действия....