занятие для педагогов
методическая разработка по психологии на тему
Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_pedagogov.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов.
«Учитель – экспериментатор – это…»
Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента.
Материалы: листы бумаги, маркеры, колокольчик, магнитофон, записи музыки.
Ход занятия.
Приветствие.
Разминка «Качества».
-Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества.
-Тема нашего сегодняшнего занятия: «Учитель-экспериментатор – это…». Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента. Так как тема методической работы школы «Исследовательская деятельность учащихся и развитие их творческих способностей», то как можно говорить об этом не затрагивая творческую деятельность учителя.
- На занятии мы будем руководствоваться принятыми нами правилами работы в группе.
Правила группы:
- Общение по принципу «здесь и теперь». Говорим о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждаем то, что происходит снами в группе.
- Все активны.
- Взаимная вежливость.
- Безоценочность суждений.
- Искренность.
- Доверительный стиль общения.
- Я хочу предложить вашему вниманию одну притчу, послушайте, пожалуйста.
Притча «Наберись смелости – сделай попытку».
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа умных и мудрых людей мужей обступила его. «О вы, подданные мои, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку. «Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?». Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут его открыть. Раз уж мудрые терпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признать, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них.
Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем пытался различными способами сдвинуть его с места и, наконец одним рывком дернул его. О чудо, замок открылся! Он был просто не полностью защелкнут. Надо было только попытаться понять, в чем дело, и смело действовать.
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что не полагаешься на то, что видишь и слышишь, а надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Обсуждение.
- Таковы были слова царя. А, что вы можете сказать относительно данной притчи?
- Пробовать нужно. Если у ребенка есть желание пробовать, что-то делать, исследовать, изучать, то роль педагога направить ребенка с его желаниями и потребностями что-то изучать, что-то творить в нужное русло.
- Результатов достигает тот человек, кто не боится пробовать, изучать, экспериментировать, пытаться что-то сделать.
Упражнение «Ассоциации».
- Когда вы слышите слово «эксперимент», то какие ассоциации у вас возникают. (Ответы записываются на ватмане).
В толковом словаре Ожегова слово «эксперимент – это попытка сделать, предпринять что-нибудь новое, ранее не испытанное.
Упражнение «Качества экспериментатора».
- Давайте с вами попробуем определить, какими качествами должен обладать учитель-экспериментатор. Но сначала назовем качества, которыми должен обладать человек занимаясь любой творческой, проектной деятельностью.
(Качества записываются на отдельных листах, затем прикрепляются к доске).
Варианты качеств
Коммуникабельность
Готовность к диалогу
Гуманность
Самоконтроль поведения
Оптимизм
Уверенность в себе
Эмпатийность
Толерантность
Стремление к самосовершенствованию
Искренность
Эрудиция
Креативность
- Сейчас мы разделимся на две команды, по цвету бейджиков.
- Из данного списка выберите шесть наиболее важных на ваш взгляд качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор и расположите их по степени значимости на импровизированном человеке-экспериментаторе, относительно частей его тела. И аргументируйте выбор качеств и их расположение. На обсуждение вам отводится три минуты, сигналом к началу и окончанию обсуждения будет звонок школьного колокольчика.
- Давайте посмотрим, что у нас получилось.
(По окончании обсуждения представители команд показывают получившийся результат, аргументируя свою точку зрения).
Решение проблемных ситуаций.
- В ходе экспериментально-проектной деятельности педагог сталкивается с определенными проблемами. Давайте рассмотрим наиболее актуальные проблемы. Я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, выход из которой нужно предложить за отведенное время – 5 минут.
- В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-ом месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?
- Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах и маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?
Обсуждение (обмен мнениями).
- Каждое мнение имеет право быть, я надеюсь что данные проблемы вас заинтересовали и возможно у кого-то из вас появится желание создать проект по решению одной из этих ситуаций.
Упражнение «Дружественная ладошка».
Участникам раздаются листы бумаги.
- Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.
(По окончании занятия каждый забирает себе на память свою ладошку).
Подведение итогов.
- По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор – это…
-личность с развитыми качествами (перечислить качества);
-учитель-экспериментатор способен решать возникающие не его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но и интересы школьника;
-это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха…
-он экспериментирует и не боится получить отрицательный результат, так как отрицательный результат это тоже результат, который побуждает человека искать новые пути решения задач.
Прощание. «Аплодисменты по кругу»
Правила группы:
- Общение по принципу «здесь и теперь». Говорим о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждаем то, что происходит снами в группе.
- Все активны.
- Взаимная вежливость.
- Безоценочность суждений.
- Искренность.
- Доверительный стиль общения.
Ситуация №1
В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-ом месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?
Ситуация №2
Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах и маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с педагогами "Профилактика синдрома профессионального вгорания"
Занятие для педагогов проводится в целях оказания помощи при появлении первых признаков синдрома професионального выгорания педагога. Кратко знакомятся преподаватели с симптомами, факторами и гр...
Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей. Занятие с педагогами в Школе педагогического мастерства
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспит...
Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...
Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).
Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...
Занятие для педагогов в рамках школы педагогической культуры По теме: «Психологический анализ организации занятий в учреждении дополнительного образования»
Психологический анализ занятия, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение, прежде всего для самопознания, саморазвития педагога, проводившего занятие. В процессе и резул...