«Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление.
план-конспект по психологии по теме
Конспект открытого занятия
«Образ вашего «Я». Путь к себе».
Самопознание, самооценка, её выявление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._obraz_vashego_ya._put_k_sebe.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Образ вашего «Я». Путь к себе».
Самопознание, самооценка, её выявление.
Цель: исследование качеств своей Личности.
Задачи: 1. Расширение представлений подростков о самопознании, саморазвитии, самоопределении;
2. Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;
3. Способствование формированию адекватной самооценки, побуждение подростков к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.
Ход мероприятия
Психолог: Здравствуйте дети. Тема нашего занятия «Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление.
Психолог: Итак, Скоро вы окончите школу, и вам придётся выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум.
– Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас уже точно знает, свои планы и в последующие 2 – 3 года?
Кто-то сделает или уже сделал этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет.
Вы знаете много формул, теорем, правил, законов, можете решить трудные задачи и давать оценки литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я ? какой я ? каким хочу быть? что думают обо мне другие?
Сегодня мы и будем учиться вместе с вами отвечать на эти вопросы.
Погружение в мир своего Я».
Психолог: Перед вами лист с предложениями. Вам необходимо будет дописать их опираясь на свои чувства, эмоции, собственные мысли. Затем каждый из вас поделиться своими ответами. На выполнение задания отводится 5 минут. Все поняли что нужно будет делать? Тогда приступайте.
Перечислите, пожалуйста, 3 – 5 присущих вам качеств, за которые вы больше всего цените себя и считаете достойным любви и восхищения.
● Закончите, пожалуйста, следующие предложения:
«Я с гордостью могу сказать о себе …»;
«У меня хорошо получается …»;
«У меня хорошо развиты способности к …»;
«Мне всегда удаётся …»
● Напишите своё имя, а рядом с ним – ассоциации, которые оно у вас вызывает.
● Выберите то настроение, которое присуще на данный момент:
Я испытываю чувство лёгкой грусти;
Я бодр и жизнерадостен;
Я ощущаю глубокое чувство вины;
Я спокоен и счастлив;
Я ликую и готов обнять весь мир;
Я в гневе;
Я никому не нужен, одинок и нечестен.
Воспитанники выполняют задания психолога .
Психолог: Теперь каждый из Вас продолжит фразу по очереди: Отвечая на вопросы, я понял(а), что …»
Упражнение «Десять Я»
Психолог: У вас на отдельном листе написано 10 раз буква Я. Вам необходимо будет дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.
Затем вы должны проранжировать свои десять Я по степени их значимости для ученика.
Психолог: Каждый человек уникален, по-своему неповторим. Сегодня мы поговорим с вами именно о вашей уникальности, о том, что в каждом из вас множество разнообразных качеств Личности, которые и делают вас неповторимыми.
– Как вы думаете, что такое личность? Индивидуальность в чём различие индивидуальности и Личности?
Индивидуальность – яркая, оригинальная, творческая. В ней мы ценим её самобытность.
Личность – сильная, независимая, энергичная. В ней мы ценим самостоятельность, силу.
Психолог: Мы в прошлый раз выполнили тест «Ваша индивидуальность». Предлагаю посмотреть результаты теста, что позволит вам узнать насколько вы индивидуальны.
Давайте теперь вернемся к Личности!
Психолог: Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Но самое главное в формировании Личности – это тяга к познанию.
Именно с познания самого себя начинается определение человека, как Личности. Человек должен знать: каков он? Кто он? Знает ли он сам себя? К чему он стремится? О чём мечтает?
Великий немецкий поэт И. В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
Психолог: А можете ли вы, ребята, считать себя умными людьми?
– Что вы знаете о себе? Или что можно узнать о себе? (Свои физические возможности, состояние здоровья. Свои таланты, способности: умные и творческие; свой характер, темперамент, волю; свои вкусы, привычки; свои сильные и слабые стороны).
– А как вы считаете, зачем нужно узнавать о себе?
Психолог: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.
– А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (Узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).
– Что же такое самооценка?
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.
Различают частную и общую самооценку.
• Частная самооценка – это, например, оценка своей внешности, различных черт характера.
• Общая самооценка – одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
• Самооценка правильная (адекватная) – когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности, собой представляет. Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.
• Самооценка заниженная – когда человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное недооценивание себя субъектом.
• Самооценка завышенная – когда человек переоценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть. Это неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.
– А как вы думаете, ребята, какая из перечисленных самооценок является наименее верной?
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и жизнь окружающих людей. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнаёт о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Итак, какое оно ваше собственное Я?
Понятие «Я» – очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения.
Каждый из нас постоянно употребляет местоимение «Я»; это «Я» работает, думает, принимает решения.
Но кто такой этот «Я», как он выглядит, как может поступать в той или иной ситуации, насколько он умён, решителен, справедлив?
Различают несколько «Я» – (7):
• «Я реальное» – то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент;
• «Я динамическое» – каким человек хочет стать;
• «Я фантастическое» – каким человек видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно;
• «Я будущее» – каким человек может стать;
• «Я идеализированное» – каким человеку приятно было бы себя видеть;
• «Я представляемое» – целый ряд воображаемых «Я», каким человек представляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».
• «Образ-Я» или «Я»-концепция – совокупность всех о себе представлений.
Наш внутренний человек, образ «Я» многогранен, он проявляет сам себя в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному:
▪ на уроке вы можете быть – «тихим и скромным учеником»,
дома – «грозой семьи»,
▪ на улице – «хорошим другом»,
Одно «Я» у нас – внешнее (физическое), а есть ещё «Я» – внутреннее (психическое).
• Есть «Я» – сознательное, которое чётко можно описать словами и осознать. Например, «Я» – высокий, красивый.
• Есть «Я» – неосознанное (я не знаю, почему, например, люблю запах розы).
• Есть «Я», которое думает и чувствует «про себя». Есть «Я», которое ведёт себя так или иначе («Я» – поведенческое). Может быть, нам и самим удивительно или непонятно, почему мы так поступаем.
В человеке почти всегда существуют и хорошие, и плохие качества и, соответственно, представление о себе в виде двух начал: «+Я» (хорошее доброе) и «-Я» (плохое, злое).
Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.
Психолог: Давайте перейдем к практической части
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «Как правильно оценить?»
Психолог: Перед вами на столах лежит рассказ Наташи. Прочитайте внимательно рассказ. Затем мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации.
Рассказ о проблемах одной 9-цы Наташи.
Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя к ней придираются и ставят тройки, как и её подружкам Светке и Галке, которых сама Наташа считает глупее себя. Правда, Светка и Галка так не считают и даже сказали Наташе, что она слишком высокого мнения о себе. То же самое Наташе говорил и её бывший друг Сергей, с которым она рассорилась. Наташа считает, что они все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда она всем им докажет, что они ей в подмётки не годятся!
Психолог: – Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершала, оценивая себя?
◦ Судила о себе по мнению бабушки и мамы.
◦ Учебные неудачи объясняла придирками учителей.
◦ Сравнивала себя не с сильными, а с более слабыми учениками. Требовательно относилась к другим, а к себе – снисходительно.
◦ Не прислушивалась к критике. Три человека ей говорили одно и то же, а она вывод не сделала. Поругалась с друзьями, которые ей говорили о её недостатках.
◦ Ставила себе нереальные цели.
Психолог: К сожалению, в подростковой среде такие случаи нередки. Почему так происходит? Героиня рассказа так же, как и многие ребята, была не знакома с правилами «Как оценить себя?»
РЕКОМЕНДАЦИИ (ПАМЯТКА) – «Как правильно оценить себя?»
• Судите о себе по делам.
• Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
• Тот, кто вас критикует – ваш друг.
• Критикует один – задумайтесь.
• Критикуют два – проанализируйте своё поведение.
• Критикуют три – переделывайте своё поведение.
Строго относитесь к себе и мягко – к другим.
Психолог: А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?
На доске – таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Ваша задача собрать по 4 признака людей с разной самооценкой..
Психолог: Познать себя совсем непросто.
♦ Часто человек оценивает себя несколько выше, чем он есть на самом деле – в таких случаях его отношения с друзьями и близкими ему людьми строятся неправильно.
«Он много о себе мнит!» – как правило, говорят о таком человеке.
♦ Если человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность –неуверенность в себе.
СОВЕТЫ людям с разной самооценкой:
• Человеку с завышенной самооценкой – быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.;
• Человеку с заниженной самооценкой – заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.;
• Человеку с объективной самооценкой – не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.
Упражнение «Качества личности»
Психолог: Для следующего задания необходимо разиться на 2 группы Каждый участник одной группы называет положительное качество Личности, а каждый игрок другой группы в противовес называет отрицательное качество Личности. (Например, добрый – злой, щедрый – жадный и т. д.)
Следующее упражнение «Я – такой и есть!»
Психолог: Каждый из вас получил бланк, на котором нарисованы четыре окружности, в центре которых написана буква «Я». Это буква обозначает каждого из вас.
Задача каждого из вас отвечать искренне и честно перед самим собой:
▪ в первом круге записать те качества вашей Личности, которые проявляются ежедневно;
▪ во втором круге – те качества, которые проявляются часто, но не каждый день;
▪ в третьем круге – те качества, которые проявляются редко;
▪ в четвёртом круге – те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.
Психолог: После выполнения задания, прошу ребят выбрать себе в пару того, кому каждый доверяет. Обсудите полученные результаты.
– Какие качества у вас сходны, какие различны?
– Подумайте над качествами, которые вы записали в 4-ом круге. Что вам нужно предпринять, чтобы эти качества стали частью вашей Личности.
Психолог: Кто из вас в первом круге написал: доброжелательность (умение говорить комплименты); приветливость (здороваться со всеми); забота по дому; прилежание, старательность, усердие (это всё касается учёбы).
А кто написал в этом же первом круге: лень; грубость; раздражительность; несдержанность; упрямство?
УПРАЖНЕНИЕ «Сравниваем самооценку свою и окружающих».
Психолог: Вызываю нескольких ребят и прошу их на листках бумаги в два столбика написать по 3 своих положительных и по 3 своих отрицательных качества.
Задача всех остальных участников: называть по 3 положительных и отрицательных качества, присущих, по их мнению, каждому человеку.
После того, как выскажутся все желающие, каждый подросток, написавший свои качества, сравнивает свою самооценку и оценку, данную окружающими людьми.
Психолог: Скажите, пожалуйста, каким стал для вас сегодня занятие, не был ли он совсем бесполезным?
Психолог: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
"Путь к себе" кл-час
Классный час с учащимися "Путь к себе" Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.Публий Сир. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоо...
Классный час в 10 классе «Путь к себе»
Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....
ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)
Чем эта схема может быть тебе полезной? Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и...
Путь к себе. Самооценка
Социализация воспитанников. Исследование качеств своей личности....
Путь к успеху как путь к себе
материал предназначен для учащихся 8 классов...
Классный час "Моя самооценка или путь к себе"
Проблемный диалог с элементами игровых технологий...