«Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление.
план-конспект по психологии по теме

Ожиганова Олеся Сергеевна

Конспект открытого занятия

«Образ вашего «Я». Путь к себе».

Самопознание, самооценка, её выявление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._obraz_vashego_ya._put_k_sebe.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Образ вашего «Я». Путь к себе».

Самопознание, самооценка, её выявление.

Цель: исследование качеств своей Личности.

Задачи: 1. Расширение представлений подростков о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

                  2. Формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;

       3. Способствование формированию адекватной самооценки, побуждение подростков к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Ход мероприятия

Психолог: Здравствуйте дети. Тема нашего занятия «Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление.

Психолог: Итак, Скоро вы окончите школу, и вам придётся выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум.

– Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас уже точно знает, свои планы и в последующие 2 – 3 года?

Кто-то сделает или уже сделал этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет.

Вы знаете много формул, теорем, правил, законов, можете решить трудные задачи и давать оценки литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я ? какой я ? каким хочу быть? что думают обо мне другие?

Сегодня мы и будем учиться вместе с вами отвечать на эти вопросы.

Погружение в мир своего Я».

Психолог: Перед вами лист с предложениями. Вам необходимо будет дописать их опираясь на свои чувства, эмоции, собственные мысли. Затем каждый из вас поделиться своими ответами. На выполнение задания отводится 5 минут. Все поняли что нужно будет делать? Тогда приступайте.

Перечислите, пожалуйста, 3 – 5 присущих вам качеств, за которые вы больше всего цените себя и считаете достойным любви и восхищения.

● Закончите, пожалуйста, следующие предложения:

«Я с гордостью могу сказать о себе …»;

«У меня хорошо получается …»;

«У меня хорошо развиты способности к …»;

«Мне всегда удаётся …»

● Напишите своё имя, а рядом с ним – ассоциации, которые оно у вас вызывает.

● Выберите то настроение, которое присуще на данный момент:

Я испытываю чувство лёгкой грусти;

Я бодр и жизнерадостен;

Я ощущаю глубокое чувство вины;

Я спокоен и счастлив;

Я ликую и готов обнять весь мир;

Я в гневе;

Я никому не нужен, одинок и нечестен.

Воспитанники  выполняют задания психолога .

Психолог: Теперь каждый из Вас продолжит фразу по очереди: Отвечая на вопросы, я понял(а), что …»

Упражнение «Десять Я»

Психолог: У вас на отдельном листе написано 10 раз буква Я. Вам необходимо будет дать определение этим Я, рассказывая о себе и своих качествах.

 Затем вы должны проранжировать свои десять Я по степени их значимости для ученика.

Психолог: Каждый человек уникален, по-своему неповторим. Сегодня мы поговорим с вами именно о вашей уникальности, о том, что в каждом из вас множество разнообразных качеств Личности, которые и делают вас неповторимыми.

– Как вы думаете, что такое личность? Индивидуальность в  чём различие индивидуальности и Личности?

Индивидуальность – яркая, оригинальная, творческая. В ней мы ценим её самобытность.

Личность – сильная, независимая, энергичная. В ней мы ценим самостоятельность, силу.

Психолог: Мы в прошлый раз выполнили тест «Ваша индивидуальность». Предлагаю посмотреть результаты теста, что позволит вам узнать насколько вы индивидуальны.

Давайте теперь вернемся к Личности!

Психолог: Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе» благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам. Самостоятельность обнаруживает себя через инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать своё поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.

Но самое главное в формировании Личности – это тяга к познанию.

 Именно с познания самого себя начинается определение человека, как Личности. Человек должен знать: каков он? Кто он? Знает ли он сам себя? К чему он стремится? О чём мечтает?

Великий немецкий поэт И. В. Гёте утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Психолог:  А можете ли вы, ребята, считать себя умными людьми?

– Что вы знаете о себе? Или что можно узнать о себе? (Свои физические возможности, состояние здоровья. Свои таланты, способности: умные и творческие; свой характер, темперамент, волю; свои вкусы, привычки; свои сильные и слабые стороны).

– А как вы считаете, зачем нужно узнавать о себе?

Психолог: Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.

– А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (Узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно вести себя с окружающими, не браться за невыполнимые дела, правильно определить цель в жизни).

– Что же такое самооценка?

Самооценка  –  это  оценка  личностью  самой   себя,   своих   возможностей, способностей, качеств и места среди других  людей.  Самооценка  относится  к фундаментальным  образованиям   личности.   Она   в   значительной   степени определяет её активность, отношение к себе и другим людям.

Различают частную и общую  самооценку.

•        Частная  самооценка – это, например, оценка своей внешности, различных черт  характера.

•        Общая самооценка – одобрение   или   неодобрение,   которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и  неадекватно  (завышать  либо занижать свои успехи, достижения).

Самооценка – отношение  человека  к  своим  способностям,  возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.

•        Самооценка  правильная  (адекватная) – когда мнение человека  о  себе  совпадает  с  тем,  что  он  в действительности,  собой  представляет. Это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

•        Самооценка заниженная – когда  человек  недооценивает  себя  по  сравнению  с  тем,  что  он  в действительности  есть.  Это неадекватное недооценивание себя субъектом.

•        Самооценка  завышенная – когда  человек  переоценивает  себя  по  сравнению  с  тем,  что  он  в действительности есть. Это неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

– А как вы думаете, ребята, какая из перечисленных самооценок является наименее верной?

Неадекватная самооценка  осложняет  жизнь  не  только  тех,  кому  она свойственна, но и жизнь окружающих людей. Конфликтные ситуации,  в  которых  оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно  для  установления  отношений  с ним, для нормального общения.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней  отражается то, что человек узнаёт о себе  от  других,  и  его  собственная  активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Итак, какое оно ваше собственное Я?

Понятие «Я» – очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение «Я»; это «Я» работает, думает, принимает решения.

Но кто такой этот «Я», как он выглядит, как может поступать в той или иной ситуации, насколько он умён, решителен, справедлив?

Различают несколько «Я» – (7):

•        «Я реальное»  – то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент;

•        «Я динамическое» – каким человек хочет стать;

•        «Я фантастическое» – каким человек видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно;

•        «Я будущее» –  каким человек может стать;

•        «Я идеализированное» –  каким человеку приятно было бы себя видеть;

•        «Я представляемое» – целый ряд воображаемых «Я», каким человек представляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».

•        «Образ-Я» или «Я»-концепция – совокупность всех о себе представлений.

Наш внутренний человек, образ «Я» многогранен, он проявляет сам себя в разных ситуациях и обстоятельствах по-разному:

▪ на уроке вы можете быть – «тихим и скромным учеником»,

дома – «грозой семьи»,

▪ на улице – «хорошим другом»,

Одно «Я» у нас – внешнее (физическое), а есть ещё «Я» – внутреннее (психическое).

•        Есть «Я» – сознательное, которое чётко можно описать словами и осознать. Например, «Я»  – высокий, красивый.

•        Есть «Я» – неосознанное (я не знаю, почему, например, люблю запах розы).

•        Есть «Я», которое думает и чувствует «про себя». Есть «Я», которое ведёт себя так или иначе («Я» – поведенческое). Может быть, нам и самим удивительно или непонятно, почему мы так поступаем.

В человеке почти всегда существуют и хорошие, и плохие качества и, соответственно, представление о себе в виде двух начал: «+Я» (хорошее доброе) и «-Я» (плохое, злое).

Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.

Психолог: Давайте перейдем к практической части

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ «Как правильно оценить?»

Психолог: Перед вами на столах лежит рассказ Наташи. Прочитайте внимательно рассказ. Затем мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

Рассказ о проблемах одной 9-цы Наташи.

Бабушка и мама считают, что Наташа – самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя к ней придираются и ставят тройки, как и её подружкам Светке и Галке, которых сама Наташа считает глупее себя. Правда, Светка и Галка так не считают и даже сказали Наташе, что она слишком высокого мнения о себе. То же самое Наташе говорил и её бывший друг Сергей, с которым она рассорилась. Наташа считает, что они все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда она всем им докажет, что они ей в подмётки не годятся!

Психолог: – Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершала, оценивая себя?

◦ Судила о себе по мнению бабушки и мамы.

◦ Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

◦ Сравнивала себя не с сильными, а с более слабыми учениками. Требовательно относилась к другим, а к себе – снисходительно.

◦ Не прислушивалась к критике.  Три человека ей говорили одно и то же, а она вывод не сделала. Поругалась с друзьями, которые ей говорили о её недостатках.

 ◦ Ставила себе нереальные цели.

Психолог: К сожалению, в подростковой среде такие случаи нередки. Почему так происходит? Героиня рассказа так же,  как и многие ребята, была не знакома с правилами «Как оценить себя?»

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПАМЯТКА) – «Как правильно оценить себя?»

• Судите о себе по делам.

• Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

• Тот, кто вас критикует – ваш друг.

• Критикует один – задумайтесь.

• Критикуют два – проанализируйте своё поведение.

• Критикуют три – переделывайте своё поведение.

        Строго относитесь к себе и мягко – к другим.

Психолог:  А как же можно узнать человека с правильной самооценкой?

На доске – таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Ваша задача собрать по 4 признака людей с разной самооценкой..

Психолог: Познать себя совсем непросто.

♦ Часто человек оценивает себя несколько выше, чем он есть на самом деле – в таких случаях его отношения с друзьями и близкими ему людьми строятся неправильно.

«Он много о себе мнит!» – как правило, говорят о таком человеке.

♦ Если человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность –неуверенность в себе.

СОВЕТЫ людям с разной самооценкой:

•        Человеку с завышенной самооценкой – быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.;

•        Человеку с заниженной самооценкой – заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.;

•        Человеку с объективной самооценкой – не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.

Упражнение «Качества личности»

Психолог: Для следующего задания необходимо разиться на 2 группы Каждый участник одной группы называет положительное качество Личности, а каждый игрок другой группы  в противовес называет отрицательное качество Личности. (Например, добрый – злой, щедрый – жадный и т. д.)

Следующее упражнение «Я – такой и есть!»

Психолог: Каждый из вас получил бланк, на котором нарисованы четыре окружности, в центре которых написана буква «Я». Это буква обозначает каждого из вас.

Задача каждого из вас отвечать искренне и честно перед самим собой:

▪ в первом круге записать те качества вашей Личности, которые проявляются ежедневно;

▪ во втором круге – те качества, которые проявляются часто, но не каждый день;

▪ в третьем круге – те качества, которые проявляются редко;

▪ в четвёртом круге – те качества, которых у вас нет, но вы хотели бы их приобрести.

Психолог:  После выполнения задания, прошу ребят выбрать себе в пару того,  кому каждый доверяет. Обсудите полученные результаты.

– Какие качества у вас сходны, какие различны?        

– Подумайте над качествами, которые вы записали в 4-ом круге. Что вам нужно предпринять, чтобы эти качества стали частью вашей Личности.

Психолог:  Кто из вас в первом круге написал: доброжелательность (умение говорить комплименты); приветливость (здороваться со всеми); забота по дому; прилежание, старательность, усердие (это всё касается учёбы).

А кто написал в этом же первом круге: лень; грубость; раздражительность; несдержанность;  упрямство?

УПРАЖНЕНИЕ «Сравниваем самооценку свою и окружающих».

Психолог: Вызываю нескольких ребят и прошу их на листках бумаги в два столбика написать по 3 своих положительных и по 3 своих отрицательных качества.

Задача всех остальных участников: называть по 3 положительных и отрицательных качества, присущих, по их мнению, каждому человеку.

После того, как выскажутся все желающие, каждый подросток, написавший свои качества, сравнивает свою самооценку и оценку, данную окружающими людьми.

Психолог: Скажите, пожалуйста, каким стал для вас сегодня занятие, не был ли он совсем бесполезным?

Психолог: Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"

Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и  развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит  формы ...

"Путь к себе" кл-час

Классный час с учащимися "Путь к себе" Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.Публий Сир. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоо...

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

ПАМЯТКА "Учись контролировать себя” (схема самооценки)

Чем эта схема может быть тебе полезной? Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто умеет проверить свою работу и...

Путь к себе. Самооценка

Социализация воспитанников. Исследование качеств своей личности....

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Классный час "Моя самооценка или путь к себе"

Проблемный диалог с элементами игровых технологий...