Отчет психолога
учебно-методический материал по психологии на тему

Анализ работы педагога-психолога за год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ КСОШ № 32,

за 2014-2015 учебный год

Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности

Поставленные задачи:

  1. Выявление причин неуспеваемости.
  2. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
  3. Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений.
  4. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-10 классов в профессиональном самоопределении
  5. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9,11 классов при подготовке к экзаменам
  6. Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась  по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.

Статистический отчет

В МБОУ КСОШ № 32  количество 1-4  классов – 7, количество 5-8 классов – 8, количество 9 классов – 2, количество 10 классов – 1, количество 11классов -1.

Общее количество учащихся в 1-11 классов: 300 человек.

Количество проведенных мероприятий за  2014-2015учебного года:

 

Учащиеся 1-11 классов (кол-во мероприятий)

Педагоги (кол-во мероприятий)

Родители (кол-во мероприятий)

Консультации

130

9

18

Просвещение

60

46

10

Коррекционно-развивающая работа

Индивид.

Групповое

 

 

37

18

Диагностика

Индивид.

Групповое

 

 

56

128

 

 

Консультативное направление

За 2013-2014 учебный год  было проведено 130 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 9– для педагогов школы, и 18 консультаций  для родителей учащихся.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:  а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные,  и уточняется запрос;  б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.  Кроме того, родителям давались рекомендации - особенности взаимодействия с ребенком и способы  преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:

  1. трудности в общении со сверстниками
  2. эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
  3. трудности обучения
  4. консультации по результатам групповой диагностики

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса;
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  3. диагностика нарушений;
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью  клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В 2014-2015  учебном году  необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

Диагностическое направление.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, уровня сформированности УУД  у учащихся 1-4  классов), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:

  1. Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
  2. Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
  3. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
  4. Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
  5. Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
  6. Социометрия
  7. Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии»)

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием  проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Коррекционно-развивающее направление

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1, 5, 10 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период  было проведено 60  групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 1, 5 классов. В 9, 10 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6 и 8 классов. Проведено 34 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • развитие внимания, памяти
  • коррекция эмоционально волевой сферы
  • работа с агрессией
  • развитие коммуникативных навыков

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9,11 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность» учащихся в связи с подготовкой к экзаменам

Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

В следующем  году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности  реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение тематических классных часов для учащихся 6, 5,7, 8 –х  классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы классных часов:

  1. Стратегии поведения в конфликте
  2. Психология общения
  3. Психология влияния и психология рекламы
  4. Самопрезентация
  5. Психологическая подготовка к экзаменам
  6. Способы снятия стресса
  7. Мир труда и профессий

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 19 выступлений для родителей учащихся 1,5,7, 9 –х  классов . Темы проведенных выступлений: «Адаптация учащихся 1,5 классов к школе», « Профессиональное  самоопределение подростков» , «Психологические особенности возрастных периодов», «Готовимся к школе» (в ДОУ ), «Стили родительского воспитания», «Ответственность за воспитание», «Профилактика ПАВ»,  «Профилактика школьной дезадаптации», «Особенности переходного возраста», «Психологическая готовность к ЕГЭ».

В целом все выступления прошли успешно. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.

3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком.

В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.

4) Выступления на методическом объединении педагогов-психологов . Тема выступлений «Психолого-педагогические условия самореализации школьников». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности и ответить на вопрос почему существует такая проблема?..

5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. а) разработка классных часов для учащихся; г) разработка выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
  2. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
  3. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
  4. Оформление документации педагога-психолога
  5. Посещение конференций и методических объединений в целях самообразования

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

***

Анализируя всю проведенную за истекший период  работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет педагога-психолога

Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

Отчет о работе педагога - психолога за 2013-2014 уч.год

Результаты работы педагога- психолога за 2013-2014 уч.год...

Годовой отчет психолога за 2015-2016 уч.год.

Годовой отчет психолога....