Отчет психолога
учебно-методический материал по психологии на тему
Анализ работы педагога-психолога за год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_o_rabote_psihologa_za_2014-_15_uch._god.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о работе педагога-психолога МБОУ КСОШ № 32,
за 2014-2015 учебный год
Цель работы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности
Поставленные задачи:
- Выявление причин неуспеваемости.
- Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
- Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений.
- Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-10 классов в профессиональном самоопределении
- Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9,11 классов при подготовке к экзаменам
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Статистический отчет
В МБОУ КСОШ № 32 количество 1-4 классов – 7, количество 5-8 классов – 8, количество 9 классов – 2, количество 10 классов – 1, количество 11классов -1.
Общее количество учащихся в 1-11 классов: 300 человек.
Количество проведенных мероприятий за 2014-2015учебного года:
| Учащиеся 1-11 классов (кол-во мероприятий) | Педагоги (кол-во мероприятий) | Родители (кол-во мероприятий) | |
Консультации | 130 | 9 | 18 | |
Просвещение | 60 | 46 | 10 | |
Коррекционно-развивающая работа | Индивид. | Групповое |
|
|
37 | 18 | 2 | 7 | |
Диагностика | Индивид. | Групповое |
|
|
56 | 128 |
|
|
Консультативное направление
За 2013-2014 учебный год было проведено 130 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а также 9– для педагогов школы, и 18 консультаций для родителей учащихся.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные, и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме. Кроме того, родителям давались рекомендации - особенности взаимодействия с ребенком и способы преодоления трудностей. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения. В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
- трудности обучения
- консультации по результатам групповой диагностики
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- прояснение и уточнение запроса;
- сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
- диагностика нарушений;
- рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
- составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию клиентов на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны родителей. В 2014-2015 учебном году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
Диагностическое направление.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, уровня сформированности УУД у учащихся 1-4 классов), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:
- Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
- Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
- Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
- Социометрия
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии»)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1, 5, 10 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период было проведено 60 групповых коррекционно-развивающих занятий. Основной контингент – учащиеся 1, 5 классов. В 9, 10 классах коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6 и 8 классов. Проведено 34 индивидуальных занятия.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- развитие внимания, памяти
- коррекция эмоционально волевой сферы
- работа с агрессией
- развитие коммуникативных навыков
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Однако стоит обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9,11 классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность» учащихся в связи с подготовкой к экзаменам
Выводы. Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В следующем году необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы коррекционно-развивающей работы.
Просветительская деятельность.
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение тематических классных часов для учащихся 6, 5,7, 8 –х классов. Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
- Стратегии поведения в конфликте
- Психология общения
- Психология влияния и психология рекламы
- Самопрезентация
- Психологическая подготовка к экзаменам
- Способы снятия стресса
- Мир труда и профессий
2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 19 выступлений для родителей учащихся 1,5,7, 9 –х классов . Темы проведенных выступлений: «Адаптация учащихся 1,5 классов к школе», « Профессиональное самоопределение подростков» , «Психологические особенности возрастных периодов», «Готовимся к школе» (в ДОУ ), «Стили родительского воспитания», «Ответственность за воспитание», «Профилактика ПАВ», «Профилактика школьной дезадаптации», «Особенности переходного возраста», «Психологическая готовность к ЕГЭ».
В целом все выступления прошли успешно. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультационной помощью.
3) Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними. Задачами данного вида просветительской деятельности является: 1) повышение психологической грамотности; 2) осознание педагогами своей роли в формировании и преодолении трудностей ребенка; 3) побуждение взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком.
В целом реализацию данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей работе над проблемами.
4) Выступления на методическом объединении педагогов-психологов . Тема выступлений «Психолого-педагогические условия самореализации школьников». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности и ответить на вопрос почему существует такая проблема?..
5) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 8,9 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.
Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- а) разработка классных часов для учащихся; г) разработка выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей
- Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей
- Оформление документации педагога-психолога
- Посещение конференций и методических объединений в целях самообразования
Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
***
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет педагога-психолога
Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Отчет о работе педагога - психолога за 2013-2014 уч.год
Результаты работы педагога- психолога за 2013-2014 уч.год...
Годовой отчет о работе педагога-психолога МАОУ СОШ № 7 г.Усть-Катава Юдиной Е.С. за 2013-2014 учебный год
Годовой отчет о работе педагога-психолога за 2013-14 учебный год...
Годовой отчет психолога за 2015-2016 уч.год.
Годовой отчет психолога....