Технологии в используемые в работе педагога-психолога.
картотека по психологии на тему
5 необходимых технологий.
1. Педагогика сотрудничества.
2. Личностно-ориентированные технология.
3. Игровая технология.
4.Здоровьесберегающая технология.
5. Психодиагностическая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx | 16.89 КБ |
igrovaya_tehnologiya.docx | 16.1 КБ |
lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya.docx | 26.53 КБ |
pedagogika_sotrudnichestva.docx | 24.58 КБ |
psihodiagnosticheskaya_tehnologiya.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая технология.
Цель программы – показать возможности здоровьесберегающих технологий в улучшении общего состояния здоровья и в процессе учебной деятельности.
Задачи:
- воспитывать культуру здоровья,
- создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни;
- учить детей использовать полученные на занятиях знания и умения в повседневной жизни.
Занятие 1
Упражнение Цвет моего настроения»
По кругу передается мяч, и каждый участник называет цвет, который соответствует его настроению.
Упражнение Дыхание ноздрями».
Дышать по очереди одной ноздрей 3 раза, затем другой 3 раза.
Упражнение «Шарик».
Сесть на коврик. Ведущий: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух – будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:
«Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем»
Релакс-упражнение «Путешествие в мир фантазии»: «Ты на большом широком лугу…»
Инструкция: «Слушайте меня внимательно и выполняйте то, о чём я вас буду просить. Сядь удобно и закрой глаза. Представь, что ты на большом широком лугу. Прекрасный теплый летний день. Ты чувствуешь, как солнечные лучики целуют твои руки, ноги, спину. Тебе приятно смотреть на чудесный, роскошный зеленый ковёр. Ты с удовольствием слушаешь гомон птиц, которые рассказывают друг другу новости…И вдруг твое внимание привлекает какой-то цветок. Ты рассматриваешь его. Какой у него стебель, листья. Это чудесный цветок. Ты рассматриваешь его внимательно и отмечаешь, какие приятные чувства он у тебя вызывает… Ты с нежностью дотрагиваешься до него, будто гладишь…Ты чувствуешь себя спокойно… Тебе хорошо и приятно... Побудь в этом состоянии…Это место на лугу только твоё, его никто не знает, кроме тебя…Но вот пора возвращаться. Ты всегда можете прийти сюда, когда тебе будет грустно. Твое дыхание становится глубоким и энергичным. Ты отдохнул и чувствуешь прилив сил. Открой глаза, потянись. Вы вернулись из своего путешествия».
Упражнение «Солнышко».
Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержать дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втянуть живот и потянуться вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна.
Упражнение «Звуки».
Произносить звук « а-а-а» 3 раза. Этот звук снимает боль, оказывает мощное действие на весь организм, способствует насыщению тканей мозга.
Упражнение Цвет моего настроения».
Предварительный просмотр:
-это качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствию социальным нормам.
Цели: дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие.
Задачи: обучить, развить, формировать.
Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.
Упражнение1: "Проследи за направлением".
Решение такого типа заданий предъявляет повышенные требования к
устойчивости внимания при восприятии сложных объектов (различных пере-
путанных линий, дорожек, лабиринтов и т.п.). Отвлекающими здесь являются точки пересечения. Именно в таких местах внимание ребенка может"перескочить" на пересекающуюся или другую линию.
Такого типа задачи могут решаться на двух уровнях:
1) с помощью указки;
2) без указки (глазами).
Второй уровень намного сложнее, часто к нему можно приступать
только после тренировки с указкой.
Упражнение 2: "Сравни две картинки".
В задачах этой серии ребенку предлагаются два рисунка: надо определить чего не хватает, либо что новое появилось на втором рисунке.
Этого типа задачи диагностируют внимание и кратковременную память при сравнительном восприятии двух наборов предметов, умение спланировать
свои действия. Если ребенок затрудняется в выполнении такого типа заданий, психолог объясняет, что нужно вначале выбрать на первом эскизе какой-то один объект, а затем проверить, есть ли он на другом.
Упражнение 3: "Дополнение картинок".
Ребенку предлагаются рисунки, на которых пропущена какая-либо
часть. Испытуемый внимательно смотрит на картинку и говорит, что имен-
но на ней пропущено.
Упражнение развивает зрительную наблюдательность, способность выделять измененные признаки.
Упражнение 4: "Корректура".
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста одну из часто встречающихся букв, например "о" или "е". Успешность оценивается по времени выполнения и по количеству допущенных ошибок.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу можно
изменить; одну букву зачеркивать вертикальной чертой, другую - горизонтальной.
Задание можно усложнять.
Упражнение 5: "Наблюдательность".
Детям предлагается по памяти подробно описать то, что они видели
много раз: школьный двор, путь из дома в школу и т.п. Кто-то описывает
вслух, а остальные дополняют. Тренируется внимание и зрительная па-
мять.
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированные технологии.
-это воспитательная система, где ребёнок является высшей ценностью и ставится в центре воспитательного процесса.
Задачи: раскрыть индивидуальность ребёнка.
Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена для отработки конкретных навыков и умений педагогов по установлению эффективных контактов с воспитанниками, ее назначение — начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов, актуализировать изменение педагогической позиции с субъект-объектных на субъект-субъектные отношения с детьми.Материалы тренинга могут быть использованы педагогами-психологами в работе с педагогами дошкольных образовательных учреждений, начального школьного звена, а также отчасти в процессе психологического консультирования и работы с родителями.
Цель
Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.
Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.
Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Материалы и оборудование
Магнитофон, записи спокойной, легкой и желательно экзотической музыки, желателен музыкальный инструмент, например фортепиано;
мольберт, удобный для крепления бумаги размером А1;
листы бумаги размером А1 для записей «памяти группы»;
маркеры двух-трех цветов для ведения «памяти группы»;
скрепки, кнопки, булавки — в достаточном количестве;
средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, клей, кисточки, скотч, ножницы, линейки, старые журналы с картинками (которые не жалко вырезать) и др.;
много бумаги формата А4;
бланки для самодиагностики «Психологический портрет учителя» (по числу членов группы плюс запасные);
бланки «Обратная связь» (на каждого по три плюс запасные);
карманное зеркало, настольное зеркало;
все для чаепития.
Организация тренинга
Программа рассчитана на 15 часов — три дня по пять часов (с перерывом через 2—2,5 часа на 15 минут для чаепития). Желательно проводить работу три дня подряд, что будет способствовать достаточно полному погружению в содержание программы. Программа рекомендуется для работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, учителями, воспитателями, учителями-логопедами, психологами.
Упражнения, предполагающие анализ личностных качеств, адаптируются в зависимости от специфики педагогической специализации участников тренинга (например, упражнение «Личность учителя», «Личность логопеда», «Личность психолога», «Личность воспитателя»)
— создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
— ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
— сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчеркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность и на формирование личностных качеств воспитанников;
— начать освоение активной позиции самопознания и развития способности производить значимые изменения в своем отношении к профессии;
— способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.
Приветствие «Смысл моего имени»
Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность. Для того чтобы имена запомнились, после представления можно сыграть в «Снежный ком».
Правила работы в группе
После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.
1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости). Например, может появиться такое правило: опоздавшие выполняют задание, придуманное группой, — песни, танцы, стихи и пр. Как раз для этого могут пригодиться записи экзотической музыки.
Игра «Поменяйтесь местами...»
Для того чтобы выполнить следующее упражнение, необходимо разбиться на подгруппы. Это можно сделать с помощью игры «Поменяйтесь местами». Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Например, меняются местами те, кто:
— работает всю жизнь в одном учреждении;
— работает в настоящее время по новой программе;
— любит свою работу;
— работает педагогом уже больше 10 лет;
— мечтал быть педагогом с детства и т.д.
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. Таким образом, участники меняются местами, а затем четверо сидящих рядом становятся членами одной малой группы.
Упражнение «Личность педагога»
(Проводится в малых группах по 4 человека)
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.
Примерные качества
Гибкость,
стремление к самоактуализации,
доброжелательность,
умение брать ответственность на себя,
коммуникабельность,
направленность на личность другого человека,
принятие себя,
уважение чужого мнения,
организаторские способности,
умение видеть на несколько шагов вперед,
креативность,
эмпатийность.
Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:
С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?
Что вы сами предлагаете добавить?
Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?
Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
Игра «Ладони и колени»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, т.е. теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Тест «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»
(Дается в приложении)
Цель: помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Самотестирование проходит на основе принципа конфиденциальности: педагогам раздаются индивидуальные бланки для ответов, которые с этого момента являются их собственностью, а для интерпретации шкал ведущим зачитываются все возможные варианты результатов (даются в приложении).
Материалы: бланки для самодиагностики.
После зачитывания обработки результатов группа приглашается к обсуждению, содержанием которого становятся не результаты самотестирования, а мысли и чувства, возникшие в связи с результатами самотестирования.
Вопросы для обсуждения
Какие ощущения вызвало у вас предстоящее самотестирование (предстоящие результаты)?
Совпадает ли полученная картина с вашими представлениями о себе?
Какой характер имеют эти расхождения?
Информация по какой из шкал для вас является более значимой?
Насколько объективно, на ваш взгляд, этот тест может отразить психологический портрет педагога?
По окончании обсуждения участники получают задание:
«Сформулируйте, пожалуйста, вопрос, который вы задали бы сами себе по поводу полученных результатов самотестирования».
На это задание отводится 2 минуты, после чего предлагается задать этот вопрос любому другому члену группы. Ответы других помогут более подробно разобраться в вопросе и посмотреть на проблему еще с одной точки зрения.
Игра «Джунгли»
Материалы: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке стула.
Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью, а также для поддержания работоспособности группы проводится такая игра.
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3–4 человека.
После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам, крокодилам и верблюдам.
Следующее упражнение проходит в образованных подгруппах.
Упражнение «Мои сильные стороны»
(Проводится в малых группах по 3 человека)
Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников.
После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.
Общее время работы микрогрупп — 15 минут.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?
Идея, выносимая на обсуждение
Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах детей. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед воспитанниками, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности детей.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется — выходит из игры.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение «Объявление»
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т.д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами этого специалиста.
Домашнее задание
Вспомнить ситуации из своего детства:
— яркое переживание чувства собственной значимости, счастья, надежности и т.п., возникшего после контакта с взрослым (другим ребенком);
— ситуацию, когда вы пережили чувство несправедливости, обиды и т.п., причиненной вам конкретным взрослым (другим ребенком).
Вопросы
1. Какие чувства вы испытывали?
2. Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими?
3. Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему?
4. Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания детства помогали или мешали общению с другими людьми.
5. Есть ли разница в восприятии этого события вами — ребенком и вами — взрослым.
Упражнение «Подарок»
Первый день тренинга заканчивается упражнением «Подарок». Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», т.е. сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Анкетирование «Обратная связь»
Завершением каждого занятия является заполнение анкеты «Обратная связь». Бланки анкет желательно приготовить заранее. (Дается в приложении.)
Завершение дня. Ведущий перечисляет, что каждому необходимо принести для занятия: небольшое карманное зеркало, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительный просмотр:
Педагогика сотрудничества.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: биосоциои психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная .
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая .
Целевые ориентации:
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Учимся сотрудничеству в играх и упражнениях
Неожиданные картинки
(с 6 лет)
Цели: "Неожиданные картинки" — пример прекрасной коллективной работы для маленьких детей. Во время этой игры они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)
По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.
Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.
Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.
Анализ упражнения:
— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?
— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?
— Какой рисунок тебе нравится больше всего?
— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?
Небоскреб
(с 6 лет)
Цели: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.
Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка. Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.
Инструкция: Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.
Время от времени измеряйте высоту получающегося небоскреба. Было бы хорошо, если бы Вы могли комментировать действия и стратегию детей. В первую очередь поддерживайте все, что направлено на сотрудничество детей друг с другом.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?
Картонные башни
(с 6 лет)
Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду. Есть два варианта игры:
Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.
Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.
Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.
Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме тога каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.
Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.
Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.
— Хватило ли твоей группе материала?
— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?
83
— Как работала ваша группа?
— Кто из детей в вашей группе начал строительство?
— Был ли у вас ведущий?
— Все ли дети участвовали в игре?
— Какое настроение царило в вашей группе?
— Как ты чувствовал себя в ходе работы?
— Что самое приятное было в вашей работе?
— Как вы понимали друг друга?
— Доволен ли ты своей работой в группе?
— Ты был хорошим членом команды?
— Сердился ли ты на кого-нибудь?
— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?
— Какая башня тебе нравится больше всего?
— Доволен ли ты башней своей команды?
— От чего зависит работа в такой команде?
Распускающийся бутон
(с 9 лет)
Цели: Эта игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточно трудна. В ней детям необходимо удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действия с действиями других детей.
Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.
После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.
Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одному ребенку.
Анализ упражнения:
— Насколько тебе понравилась эта игра?
— Как твоя группа справилась с этим заданием?
— Быстро ли вы смогли подняться?
— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?
— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?
— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?
Конфета в бутылке
(с 10 лет)
Цели: В этой игре для достижения результата детям необходимо точно согласовывать друг с другом тонкие движения рук. Игра проводится в группе из трех человек.
Материалы: Каждой тройке детей понадобится одна литровая пластиковая бутылка из-под воды, одна конфета) в фантике и 2,5 метра шерстяной пряжи. Для каждой тройки свяжите-узлом три отрезка шерстяной нити по 50 сантиметров с одним отрезком длиной в 1 метр. Привяжите к свободному концу самой длинной нити конфету, завернутую в фантик.
Инструкция: Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих обсуждений.
А теперь я расскажу, какую именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные между собой веревочки. На длинной нити висит конфета. Каждый из вас должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться к ней руками. Как только вы выполните задание, громко прокричите: "У нас получилось!"
По завершении попросите детей вкратце рассказать, удалось ли им сделать так, чтобы они выполняли работу все вместе? После этого можно составить новые тройки, может быть, из детей, которые до этого меньше всего взаимодействовали друг с другом.
Вы можете заметно усложнить выполнение этой задачи. Для этого можно предложить такой вариант игры. Каждый ребенок получает дополнительную ленту и обматывает ее вокруг головы. Короткие нити привязываются к этим лентам, чтобы дети выполняли совместную задачу уже не руками, а головами.
Анализ упражнения:
— У вас была хорошая команда?
— Что для тебя было самым тяжелым в этой игре?
— Как вы договаривались друг с другом?
— Что привело вас к успеху?
Сиамские близнецы
(с 6 лет)
Цели: Чтобы дети смогли по-настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве. Им поможет в этом знакомство с более простыми играми на кооперацию из начала этой главы. ч
Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.
Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово "сотрудничать"? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?
Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть.
В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели "вприглядку" учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.
Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.
Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.
Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.
Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.
Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.
У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки "слепого" игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.
Анализ упражнения:
— Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?
— Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?
— Как вы распределили между собой, кто какие части картины будет рисовать?
— Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?
— Что было для тебя труднее всего?
— Что тебе больше всего понравилось?
— Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?
— Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?
Предварительный просмотр:
Психодиагностика. Классификация психодиагностических методик. Компьютерная психодиагностика. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в работе педагога-психолога
В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту, активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...
Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в работе педагога-психолога
Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в работе педагога-психолога...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...