Самоанализ занятия по арт-терапии.
статья по психологии на тему

Мохото Алена Геннадьевна

Самоанализ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия по арт-терапии

педагога - психолога I квалификационной категории Мохото А.Г.

Тукаевский муниципальный район МБОУ «Бетькинская СОШ»

   Уважаемые   члены комиссии,  вы посмотрели занятие по арт-терапии в группе детей 11-12 лет. Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей: в этом возрасте  учащиеся больше всего хотят входить в ту или иную группу, считаться ее полноправными членами, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка и трудностями в общении.  Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть — как все». Подросток еще испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей «детскости» — он стесняется и игры. Но  нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда невозможно, лишь в этом случае обучающиеся проявляют устойчивый интерес к работе, самостоятельность, творчески решают поставленные на занятиях задачи. Используя методы и приемы арт-терапии в работе с подростками, мы способствуем выражению эмоций и чувств, связанных с переживаниями их проблем, самого себя;  активному поиску новых форм взаимодействия с миром; подтверждению своей индивидуальности, неповторимости и значимости;  повышению адаптивности в постоянно меняющемся мире.

Тема занятия: «Автопортрет»

Цель: способствовать  раскрытию своего «Я», разгадыванию характеров с опорой на художественное изображение.

Для достижения данной цели решались следующие задачи: 

1.Развитие умения адекватно анализировать и определять свои личные особенности и черты характера  других людей.

2. Формирование  стремления к самосовершенствованию.

3. Побуждение подростков задуматься о собственных жизненных ценностях.

4. Создание положительного эмоционального фона.

    Занятие по типу – комплексное.

    Содержание занятия строилось на принципах:

- научности: способствующий выработке логики мышления, умению      

  концентрировать внимание.  

- технологичности: в основе технология арт-терапии;

- доступности: соответствие материалов занятия его содержанию;

- наглядности:  использование информационно-коммуникативных технологий;

- педагогического сотрудничества: строятся отношения педагог – воспитанники, воспитанник – воспитанник;

     Занятие основано на использовании методик арт-терапии: музыко-терапия (звуко-терапия), игровая терапия, техника коллажа, которая опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Применялись элементы информационно-коммуникативной технологии: использование мультимедийного оборудования при  показе видео ряда.

     На занятии  применялись различные методы и приемы:

а) словесные: объяснение (комментарий к видеоряду),  диалог;

б) наглядные: показ видеоряда, демонстрация коллажей;

в) практические: изготовление коллажа - самостоятельная работа;

г) проблемно - поисковые (игра «Узнай, что это»,  самостоятельное выполнение творческого задания;

д) методы поощрения (одобрение, позитивный настрой), создание ситуации успеха;

е) самоконтроля: самостоятельная работа,  рефлексия собственной деятельности;

Организационная часть включала приветствие с помощью приема звуковой (музыкальной) имитации, что создало положительный эмоциональный настрой.

Интерес к предстоящей работе был вызван постановкой цели: через участие в игре «Угадай, что это», необходимостью рассмотреть предмет со всех сторон, чтобы узнать о нем больше, как и о человеке - рассказать о себе больше.

     Основная часть опирается на применение техники коллажа, где изобразительное средство становится средством моделирования и осознания себя.  Результативным аспектом на занятии стало описание человека средствами изображения – создание коллажа «Автопортрет».

     Коммуникация была организована посредством упражнения «Попробуй рассказать о друге».

     Рефлексия предполагала эмоциональную оценку: понравилось ли на занятии,  если нет, то почему; смысловую  оценку: почему важно, о чем мы сегодня говорили, зачем мы это делали? А так же формулирование вывода: нельзя судить о ком-то или о чем-то с одной стороны.

Для успешной организации занятия, была создана особая атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Деятельность  четко организована, рационально использовано время занятия, поощрялось  творчество при решении задач.

Учащиеся на занятии отличались высокой степенью организованности, активности, работы были выполнены в соответствии поставленной цели. Обратная связь осуществлялась посредством  диалога педагога с учащимися.

В конце занятия участники представили  и  обосновали свои автопортреты: отразили индивидуальные особенности, выразили степень удовлетворенности занятием и  своей деятельностью.

 Были недочеты:…

Цель занятия достигнута. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Осенний листик", самоанализ занятия.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Светлячок»Занятие в объединении «Бусинка за бусинкой» по теме:«Осенний листик»Дата: 12 ноября 2013Время: 13.00– 13.45Мес...

Конспект занятия по арт терапии "скульптура моего настроения"

Занятия изобразительным искусством помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, науч...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Конспект занятия по песочной терапии

Упражнения направлены на снижение психоэмоционального напряжения....

План занятия по арт-терапии. Тема «Граттаж».

План занятия по арт-терапии Тема «Граттаж»....

Занятие по арт–терапии с дошкольниками "Путешествие в мир сказки".

Занятие с детьми дошкольного возраста средней и старшей группы на формирование способностей к сотрудничеству и навыков позитивной коммуникации, снятия психоэмоционального напряжения, сплочение детей, ...