Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся
методическая разработка по психологии на тему
Постоянно ускоряющийся темп жизни, увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности. Старые приемы, ориентированные на простое запоминание и воспроизведение изученного материала не работают в полной мере. В настоящее время, когда особое внимание уделяется формированию у детей способности творчески решать поставленные задачи, актуальность приобретают курсы, направленные на развитие гибкости ума и креативности. И чем раньше начинается развитие, тем больших результатов достигают дети в дальнейшем. Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.
Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с интересами и склонностями, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
Цель: повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи
•Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
•Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
•Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
•Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilnogo_soprovozhdeniya.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовский областной институт повышения
квалификации работников образования
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района
Автор - составитель:
педагог – психолог
Свиридова Л. В.
2016
Пояснительная записка
Постоянно ускоряющийся темп жизни, увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности. Старые приемы, ориентированные на простое запоминание и воспроизведение изученного материала не работают в полной мере. В настоящее время, когда особое внимание уделяется формированию у детей способности творчески решать поставленные задачи, актуальность приобретают курсы, направленные на развитие гибкости ума и креативности. И чем раньше начинается развитие, тем больших результатов достигают дети в дальнейшем. Поэтому необходимо внедрение в предшкольную подготовку программы ТРИЗ, развивающей нестандартное мышление и создающей базу для последующего успешного обучения. Данная программа реализуется МДОУ Заворонежским детским садом, необходимо отладить взаимодействие с данным дошкольным заведением.
Но современное общество не только предъявляет достаточно жесткие требования к уровню подготовки работников, к их профессиональной компетентности, оно постоянно меняется, выводя на первый план различные профессии. Поэтому современные молодые люди стремятся получить несколько специальностей, таким образом, повышается их конкурентоспособность, появляется шанс стать успешным, состоявшимся профессионалом. И основная задача школы – помочь детям состояться, предоставляя качественные и разнообразные образовательные услуги.
Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.
Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с интересами и склонностями, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
Цель: повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи
•Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
•Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;
•Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;
•Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.
Программа данного курса предназначена для работы с учащимися 8-11 классов, рассчитана на 25 часов и состоит из четырех разделов. Программой отводится 6 часов в 8 классе(из низ-3 теоретических и 3 практических ), 8 часов в 9 классе (4 теоретических и 4 практических), 6 часов в 10 классе(2 теоретических и 4 практических) и 5 часов в 11 классе (3 теоретических и 2 практических). Объем часов может быть увеличен или сокращен. Все зависит от условий работы по данному курсу, от уровня подготовки ведущего педагога. Число практических занятий также может быть изменено в зависимости от потребности школьников. Теоретические семинарские занятия носят обучающий характер, цель их — закрепить знания и навыки поведения.
Данный курс может вести педагог – психолог, социальный педагог, педагог, имеющий специальную подготовку по предпрофильному обучению.
Формы проведения занятий:
• Мини- лекции с элементами дискуссий.
• Анализ проблемных ситуаций.
• Проведение диагностики и анализ результатов (с последующей индивидуальной консультацией).
• Семинарские занятия.
• Мозговой штурм
• Ролевые игры
Формируемые компетенции учащихся:
В результате работы по программе учащиеся должны:
иметь представление:
−Об своих индивидуальных и личностных особенностях, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;
−о психологических основах выбора собственного образовательного маршрута.
знать:
−цель, задачи и структуру программы предпрофильной подготовки;
−особенности профессионального самоопределения;
уметь:
−анализировать, планировать (проектировать) и оценивать
собственный образовательный маршрут;
-осуществлять самоанализ, самоконтроль стратегии личностного развития в социуме.
Участниками реализации программы являются:
- учащиеся8-11 классов;
- родители;
-педагоги;
Организационно – методическое обеспечение программы
• Периодичность: 1-2 раза в четверть.
• Продолжительность занятий: 45 минут.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла:
* предподготовительный (8-й класс),
* подготовительный (9-й класс),
* адаптационный (10-й класс)
* заключительный (11-й класс).
Психолого-педагогическое сопровождение 8-х класса (предподготовительный цикл).
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.
Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.
Задачи:
•Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.
•Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.
•Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных курсов, консультаций для учащихся по методике выбора элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся; презентацию программ элективных курсов для учащихся и их родителей.
Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников Проведение диагностической методики «Профиль»(модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.)
Анкетирование родителей учащихся 8-х классов . Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети талантливы» Де Хаан , Каф
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.
Психолого-педагогическое сопровождение 9 класса
(подготовительный цикл).
Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.
Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:
Проведение диагностических методик:
-Карта интересов
-Анкета жизненного и профессионального определения ;
-Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка»;
-Тест Холланда ;
Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.
Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.
Такая форма представления результатов исследования является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.
Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 10 класса
(профильный цикл).
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
Цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи:
1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Проведение диагностических методик:
1.Диагностика адаптации к школе учащихся
2.Опросник «Чувства в школе
3.Опросник «Отношение к учебным предметам»
4.Опросник «Черты идеального учителя»
5.Диагностики тревожности
6. Атмосфера в группе
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.
Психолого-педагогическое сопровождение 11-х класса
(заключительный цикл).
К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
Цель психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи:
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
2) проведение развивающей работы с учащимися;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью опросников:
1. “Профессиональная готовность” Чернявской.
2. Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»
Результаты исследования заносятся психологом в “Перспективную карту старшеклассника” и выдаются на совместном родительском собрании.
Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Учебно – тематический план
8 класс
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1.Давайте познакомимся! (Знакомство.) Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”. | 1 | 1 | ||
2.Дороги, которые мы выбираем. | 1 | 1 | ||
3. Проведение диагностической методики «Профиль»(модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.) | 1 | 1 | ||
4. Палитра ваших способностей. Беседа о способностях и обсуждение результатов теста Теста Р.Амтхауера. | 2 | 1 | 1 | |
5. Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети талантливы» Де Хаан , Каф ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 1 6 | 1 3 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для учащихся 8 класса
Тема 1. Давайте познакомимся! (Знакомство.)
Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”
Основные понятия: общительность, индивидуальность, импульсивность, оптимизм, самооценка, тревожность, увлеченность.
Тема 2. .Дороги, которые мы выбираем.
Основные понятия: интерес, увлечения , любитель, дилетант, профессия, трудовая деятельность человека, профессионал.
Тема 3 Проведение диагностической методики «Профиль» (модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.)
Основные понятия: направления деятельности, интерес к предмету, профессиональная направленность личности.
Тема 4. Палитра ваших способностей.
Беседа о способностях и обсуждение результатов теста Р.Амтхауера.
Основные понятия: способности, возможности, индивидуально-своеобразные особенностях личности, интеллектуальные особенности, профессиональные способности.
Тема 5. Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети талантливы»( Де Хаан , Каф.)
Основные понятия: способности, интеллектуальные, художественные, литературные, музыкальные, артистические, технические, спортивные
способности к занятиям научной работой.
Учебно – тематический план
9 класс
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. Что следует узнать о профессиях? Анкета жизненного и профессионального определения; | 2 | 1 | 1 | |
2. Мир профессий и его карта. Проведение методики « Профиль» | 1 | 1 | ||
3. Проведение Теста Холланда ; | 2 | 1 | 1 | |
4. Тест ДДО А. Климова Психологические типы профессий | 2 | 1 | 1 | |
5. Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка»; ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 1 8 | 1 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для учащихся 9класса
Тема 1. Что следует узнать о профессиях? Анкета жизненного и профессионального определения.
Основные понятия: Технологические, педагогические, медицинские характеристики, психологические, экономические характеристики профессии.
Тема 2. Мир профессий и его карта. Проведение Методики «Профиль»
Основные понятия: интерес к предмету или виду деятельности, как появились профессии, как ориентироваться в мире профессий, как можно пользоваться картой профессий;
Тема 3. Проведение теста Д. Холланда.
Основные понятия : тип профессиональной среды, реалистический или практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный или стандартный, предприимчивый , артистический тип;
Тема 4.Психологические типы профессий. Проведение теста ДДО
А. Климова
Основные понятия : психологические типы профессий, профессии типа «человек – человек», «человек – человек» , «человек- техника»,
"человек - знаковая система", "человек - художественный образ"
"человек-природа"
Тема5. Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка».
Основные понятия: траектория дальнейшего образования, жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение.
Учебно – тематический план
10 класс
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. Диагностика адаптации к обучению в старшем звене школы учащихся 10 класса | 1 | 1 | ||
2.Проведение опросников для учащихся «Отношение к учебным предметам», « Атмосфера в группе». Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии». | 1 | 1 | ||
3. В “круге Айзенка”. Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента. | 1 | 1 | ||
4. Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья. | 1 | 1 | ||
5. Функциональная ассиммерия работы полушарий головного мозга и его учет при выборе профессинальной деятельности. Определение ведущего полушария головного мозга. ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 2 6 | 1 2 | 1 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для учащихся 10 класса
Тема 1. Диагностика адаптации к обучению в старшем звене школы учащихся 10 класса.
Основные понятия: проведение опросников «Чувства в школе», «Черты идеального учителя».
Тема 2. Проведение опросников «Отношение к учебным предметам», «Атмосфера в группе». Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».
Основные понятия: интерес к изучаемым предметам, психологический климат в коллективе и возможности его улучшения.
Тема 3. В “круге Айзенка”. Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.
Основные понятия: характеристики типов темперамента, психодиагностика особенностей личности и определение своего типа нервной системы и типа темперамента. Методика Айзенка.
Тема 4. Здоровье и выбор профессии.
Основные понятия: шкала здоровья, знакомство с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий. Заполнение анкеты здоровья.
Тема 5. Функциональная ассиммерия работы полушарий головного мозга и его учет при выборе профессиональной деятельности.
Основные понятия: оперирование вербально-знаковой информацией, оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных, звуков, распознавание сложных объектов, доминирование лево- или правополушарного мышления.
Определение ведущего полушария головного мозга.
Учебно – тематический план
11 класс
Наименование разделов и тем | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Форма контроля | ||
всего | теоретических | практических | ||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
1. Как правильно выбрать себе профессию? Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ» | 1 | 1 | ||
2. Уровни профессионального образования. Формы профессионального образования. Что необходимо знать при выборе учебного заведения? | 1 | 1 | ||
3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии? “У меня все получится» | 1 | 1 | ||
4. Проведение профориентационных игр «Оптимист и скептик», «Ассоциации». | 1 | 1 | ||
5. Что следует помнить и учитывать при выборе профессии? Профессиональная пригодность. “Пожелай мне доброго пути!”. | 1 | 1 | ||
Всего по дисциплине | 5 | 3 | 2 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для учащихся 11 класса
Тема 1. Как правильно выбрать себе профессию? Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»
Основные понятия: профессиональные интересы и склонности, профессиональная пригодность и возможности личности, спрос у работодателей на рынке труда.
Тема 2. Уровни профессионального образования. Формы профессионального образования. Что необходимо знать при выборе учебного заведения?
Основные понятия: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, общее и профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование, дневное отделение, вечерняя или заочная форма образования, тип учебного заведения.
Тема 3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
У меня все получится.
Основные понятия: ориентирование на важные критерии, ложные мотивы выбора профессии, расстройствам здоровья и нелюбимая профессия. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
Тема 4. Проведение профориентационных игр «Оптимист и скептик», «Ассоциации».
Основные понятия: знакомство учащихся с профессиями, их эмоциональное отношение к ним, выявление и коррекция отношения школьников к разным профессиям.
Тема 5. Что следует помнить и учитывать при выборе профессии?
Профессиональная пригодность. «Пожелай мне доброго пути!»
Основные понятия: главные требования к выбранной профессии:
интерес, возможность найти работу по специальности, соответствие возможностям человека. Получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Литература
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.
3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.
4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528 с.
5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.
6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.
7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.
8.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.
9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
10.Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.
11. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.
12. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.
13. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...