Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся
методическая разработка по психологии на тему

Лариса Васильевна Свиридова

            Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на простое запоминание и воспроизведение изученного материала не работают в полной мере. В настоящее время, когда  особое внимание уделяется формированию у детей способности творчески решать поставленные задачи,  актуальность приобретают курсы,  направленные на развитие гибкости ума и  креативности. И чем раньше начинается развитие, тем больших результатов достигают дети в дальнейшем. Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.

           Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с интересами и склонностями, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а наоборот, способствует повышению эффективности обучения. 

 

Цель: повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

 

Задачи

•Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;

•Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;

•Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;

•Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilnogo_soprovozhdeniya.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовский областной институт повышения

квалификации работников образования

Психологическое сопровождение  предпрофильной подготовки  учащихся МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района

Автор - составитель:

педагог – психолог

Свиридова Л. В.

                                                                            2016

Пояснительная записка

            Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на простое запоминание и воспроизведение изученного материала не работают в полной мере. В настоящее время, когда  особое внимание уделяется формированию у детей способности творчески решать поставленные задачи,  актуальность приобретают курсы,  направленные на развитие гибкости ума и  креативности. И чем раньше начинается развитие, тем больших результатов достигают дети в дальнейшем. Поэтому необходимо внедрение в предшкольную подготовку программы ТРИЗ, развивающей  нестандартное мышление и создающей  базу для последующего успешного обучения. Данная программа реализуется МДОУ Заворонежским  детским  садом, необходимо отладить взаимодействие с данным дошкольным заведением.

        Но современное общество не только  предъявляет достаточно жесткие требования к уровню подготовки работников, к их профессиональной компетентности, оно постоянно меняется, выводя на первый план различные профессии. Поэтому современные молодые люди стремятся получить несколько специальностей, таким  образом, повышается их конкурентоспособность, появляется шанс стать успешным, состоявшимся профессионалом.  И основная задача школы – помочь детям состояться, предоставляя качественные и разнообразные образовательные услуги.

Введение в школы России профильного обучения – это попытка признать, наконец, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами.

           Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится в соответствии с интересами и склонностями, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а наоборот, способствует повышению эффективности обучения.  

Цель: повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи

•Всестороннее изучение индивидуальных и личностных особенностей подростков, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;

•Оказание помощи подросткам в самопознании и проектировании жизненного пути;

•Оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам адаптации учащихся к особенностям профильного и углубленного обучения;

•Просвещение педагогов и родителей в вопросах развития и самосовершенствования личности подростка.

             Программа данного курса предназначена для работы с учащимися 8-11 классов,   рассчитана на 25 часов и состоит из четырех разделов. Программой отводится 6 часов в 8 классе(из низ-3 теоретических и 3 практических ), 8 часов в 9 классе (4 теоретических и 4 практических), 6 часов в 10 классе(2 теоретических и 4 практических) и 5 часов в 11 классе (3 теоретических и 2 практических). Объем часов  может быть увеличен или сокращен. Все зависит от  условий работы по данному курсу, от уровня подготовки ведущего педагога. Число практических  занятий также может быть изменено в зависимости от потребности школьников. Теоретические семинарские занятия носят обучающий характер, цель их — закрепить знания и навыки поведения.

Данный курс может вести педагог – психолог, социальный педагог, педагог, имеющий специальную подготовку по предпрофильному обучению.

Формы проведения занятий:

•        Мини- лекции с элементами дискуссий.

•        Анализ проблемных ситуаций.

•        Проведение диагностики и анализ результатов (с последующей индивидуальной консультацией).

•        Семинарские занятия.

•        Мозговой штурм

•        Ролевые игры

Формируемые  компетенции учащихся:

В результате работы по программе    учащиеся  должны:

иметь  представление:

−Об своих индивидуальных и личностных особенностях, влияющих на выбор дальнейшего жизненного пути;

−о психологических основах выбора собственного образовательного маршрута.

знать:

−цель, задачи и структуру  программы  предпрофильной  подготовки;

−особенности профессионального самоопределения;

уметь:

−анализировать,  планировать (проектировать) и оценивать

собственный образовательный маршрут;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль стратегии личностного развития в социуме.

      Участниками реализации программы являются:

- учащиеся8-11 классов;

- родители;

-педагоги;

     Организационно – методическое обеспечение программы

•        Периодичность: 1-2 раза в четверть.

•        Продолжительность занятий: 45 минут.

  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся профильных классов делится на четыре сопровождающих цикла:

* предподготовительный (8-й класс),

* подготовительный (9-й класс),

* адаптационный (10-й класс)

* заключительный (11-й класс).

Психолого-педагогическое сопровождение 8-х класса (предподготовительный цикл).

Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофльной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения.

Цель работы психолога в 8 классах: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к самоопределению.

Задачи:

•Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг.

•Сформировать представление о своих психофизиологических качествах.

•Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.

Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, ориентационных курсов, консультаций для учащихся по методике выбора элективных курсов и будущего профиля обучения; изучение интересов учащихся; презентацию программ элективных курсов для учащихся и их родителей.

Изучение интересов учащихся осуществляется через диагностику сферы интересов с помощью опросников  Проведение диагностической методики «Профиль»(модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.)

 Анкетирование родителей учащихся 8-х классов . Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети талантливы» Де Хаан , Каф

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 9 классах.

Психолого-педагогическое сопровождение 9 класса

(подготовительный цикл).

Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 9-х классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.

Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека.

Цель работы психолога в 9-х классах: помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.

Задачи: 

1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса;

2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9-х классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.

Определение уровня профессиональной готовности осуществляется нами с помощью нескольких методик:

Проведение диагностических методик:

-Карта интересов

-Анкета жизненного и профессионального определения ;

-Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка»;

-Тест Холланда ;

        Результаты исследования заносятся психологом в “Индивидуальную профкарту” учащегося и выдаются на совместном с девятиклассниками родительском собрании.

       Знакомство родителей, педагогов и учащихся с результатами исследования: Родители и учащиеся совместно анализируют собственные полученные результаты. Им предлагается самим сделать выводы об уровне готовности ребят к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка есть определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справиться, то предлагается обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу и т. д.

        Такая форма представления результатов исследования является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.

Педагогам результаты исследования представляются на консилиуме в виде профкарт класса. При этом у них есть возможность также проанализировать возможности ребят, и оценить какую помощь и поддержку они смогут оказать тем подросткам, которые в этом нуждаются.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 10-м классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 10 класса

(профильный цикл).

Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

Цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

Задачи:

1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;

2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;

3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.

4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.

Проведение диагностических методик:

1.Диагностика адаптации к школе учащихся

2.Опросник «Чувства в школе

3.Опросник «Отношение к учебным предметам»

4.Опросник «Черты идеального учителя»

5.Диагностики тревожности

6. Атмосфера в группе

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классными руководителями, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, вносятся предложения по проектированию дальнейшей программы работы в 11-м классе.

Психолого-педагогическое сопровождение 11-х класса

 (заключительный цикл).

       К моменту окончания школы ученик 11-го класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.

Цель  психолога при работе с 11-м классом является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.

Задачи:

1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;

2) проведение развивающей работы с учащимися;

3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.

Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью опросников:

1. “Профессиональная готовность” Чернявской.

2. Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»

Результаты исследования заносятся психологом в “Перспективную карту старшеклассника” и выдаются на совместном родительском собрании.

Этап рефлексии. В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.

Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.

Учебно – тематический план

8 класс

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Форма контроля

всего

теоретических

практических

1.

2.

3.

4.

5.

1.Давайте познакомимся! (Знакомство.)

Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”.

1

1

2.Дороги, которые мы выбираем.

1

1

3. Проведение диагностической методики «Профиль»(модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.)

1

1

4. Палитра ваших способностей.

 Беседа о способностях и обсуждение результатов теста Теста Р.Амтхауера.

2

1

1

5. Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети талантливы» Де Хаан , Каф

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1

6

1

3

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

для учащихся 8 класса

Тема 1. Давайте познакомимся! (Знакомство.)

Образ “Я”, или “Что я думаю о себе”

Основные понятия: общительность, индивидуальность, импульсивность, оптимизм,  самооценка, тревожность, увлеченность.

Тема 2. .Дороги, которые мы выбираем.

Основные понятия:  интерес, увлечения , любитель, дилетант, профессия, трудовая деятельность человека, профессионал.

Тема 3 Проведение диагностической методики «Профиль» (модифицированная Карта интересов Голомштока А. Е.)

Основные понятия:  направления деятельности, интерес к предмету, профессиональная направленность личности.

Тема 4. Палитра ваших способностей.

Беседа о способностях и обсуждение результатов теста Р.Амтхауера.

Основные понятия:  способности, возможности, индивидуально-своеобразные особенностях личности, интеллектуальные особенности, профессиональные способности.

Тема 5.  Анкетирование родителей учащихся 8-х классов «Все дети  талантливы»( Де Хаан ,  Каф.)

Основные понятия:  способности,  интеллектуальные, художественные, литературные, музыкальные, артистические, технические, спортивные

 способности к занятиям научной работой.

Учебно – тематический план

9 класс

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Форма контроля

всего

теоретических

практических

1.

2.

3.

4.

5.

1. Что следует узнать о профессиях? Анкета жизненного и профессионального определения;

2

1

1

2. Мир профессий и его карта.  

 Проведение методики  « Профиль»

1

1

3. Проведение Теста Холланда ;

2

1

1

4. Тест ДДО А. Климова

Психологические типы профессий

2

1

1

5. Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка»;

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1

8

1

4

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

для учащихся 9класса

Тема 1. Что следует узнать о профессиях? Анкета жизненного и профессионального определения.

Основные понятия:  Технологические, педагогические, медицинские характеристики, психологические, экономические характеристики профессии.

Тема 2. Мир профессий и его карта. Проведение  Методики «Профиль»

Основные понятия: интерес к предмету или виду деятельности,  как появились профессии, как ориентироваться в мире профессий, как можно пользоваться картой профессий;

Тема 3. Проведение теста Д. Холланда.

Основные понятия : тип профессиональной среды, реалистический или практический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный или стандартный, предприимчивый , артистический тип;

Тема 4.Психологические типы профессий. Проведение теста ДДО

А. Климова

Основные понятия : психологические типы профессий,        профессии типа «человек – человек», «человек – человек» , «человек- техника»,

"человек - знаковая система", "человек - художественный образ"  

"человек-природа"

Тема5. Анкетирование родителей «Профессиональное самоопределение вашего ребенка».

Основные понятия: траектория дальнейшего образования, жизненное самоопределение, педагогическое сопровождение.

Учебно – тематический план

10 класс

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Форма контроля

всего

теоретических

практических

1.

2.

3.

4.

5.

1. Диагностика адаптации к обучению в старшем звене  школы учащихся 10 класса

1

1

2.Проведение  опросников для учащихся «Отношение к учебным предметам», « Атмосфера в группе». Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

1

1

3. В “круге Айзенка”. Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.

1

1

4. Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья.

1

1

5. Функциональная ассиммерия работы полушарий головного мозга и его учет при выборе профессинальной деятельности. Определение ведущего полушария головного мозга.

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2

6

1

2

1

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

для учащихся 10 класса

Тема 1.  Диагностика адаптации к обучению в старшем звене  школы учащихся 10 класса.

Основные понятия: проведение  опросников «Чувства в школе», «Черты идеального учителя».  

Тема 2. Проведение  опросников «Отношение к учебным предметам»,     «Атмосфера в группе». Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

Основные понятия: интерес к изучаемым предметам, психологический климат в коллективе и возможности его улучшения.

Тема 3. В “круге Айзенка”. Ознакомление с понятием и типами темперамента. Определение ведущего типа темперамента.

Основные понятия: характеристики типов темперамента, психодиагностика особенностей личности и  определение своего типа нервной системы и типа темперамента. Методика Айзенка.

  Тема 4. Здоровье и выбор профессии.

Основные понятия: шкала здоровья,  знакомство с основными медицинскими противопоказаниями к группам профессий. Заполнение  анкеты здоровья.

Тема 5.  Функциональная ассиммерия работы полушарий головного мозга и его учет при выборе профессиональной деятельности.

Основные понятия: оперирование вербально-знаковой информацией, оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных, звуков, распознавание сложных объектов, доминирование лево- или правополушарного мышления.

Определение ведущего полушария головного мозга.

Учебно – тематический план

11 класс

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Форма контроля

всего

теоретических

практических

1.

2.

3.

4.

5.

1. Как правильно выбрать себе профессию? Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»

1

1

2. Уровни профессионального

образования. Формы профессионального образования. Что необходимо знать при выборе учебного заведения?

1

1

3.  Какие ошибки совершают люди

при выборе профессии?

 “У меня все получится»

1

1

4. Проведение профориентационных игр «Оптимист и скептик», «Ассоциации».

1

1

5. Что следует помнить и учитывать при выборе профессии?

Профессиональная пригодность. “Пожелай мне доброго пути!”.

1

1

Всего по дисциплине

5

3

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

для учащихся 11 класса

Тема 1. Как правильно выбрать себе профессию? Анкета «ОРИЕНТАЦИЯ»

Основные понятия: профессиональные интересы и склонности, профессиональная пригодность и возможности личности, спрос у работодателей на рынке  труда.

Тема 2. Уровни профессионального образования. Формы профессионального образования. Что необходимо знать при выборе учебного заведения?

Основные понятия: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, общее и профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование,  дневное отделение, вечерняя или заочная форма образования, тип учебного заведения.

Тема 3.   Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?

У меня все получится.

Основные понятия: ориентирование на важные  критерии, ложные мотивы выбора профессии, расстройствам здоровья и нелюбимая профессия. На занятии формируются приемы уверенного поведения.

Тема 4. Проведение профориентационных игр «Оптимист и скептик», «Ассоциации».  

Основные понятия: знакомство учащихся с   профессиями, их эмоциональное отношение к ним, выявление и коррекция отношения школьников к разным профессиям.

Тема 5. Что следует помнить и учитывать при выборе профессии?

Профессиональная пригодность.  «Пожелай мне доброго пути!»

Основные понятия: главные требования к выбранной профессии:

интерес, возможность  найти работу по специальности, соответствие возможностям человека. Получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.

Литература

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.

2. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 46. - 2000. - С. 8.

3. Битянова М. Свободная деятельность.// Школьный психолог. - № 47. - 2000. - С. 6.

4. Дубровина И. В. Практическая психология образования. – М.: ТЦ “Сфера”,. 1998. – 528 с.

5. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. (Библиотека журнала “Директор школы”. – 1999 г. - № 6.

6. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни; тесты, опросники: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 528 с.

8.Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

9. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

10.Пряжников Н,С, Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).-М.:ВАКО,2005.- 288с.

11. Пряжников Н,С, Активные методы профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 2001.

12. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии – М.: Генезис, 2002. – 80 с.

13. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...