Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Химические элементы - путешественники"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса для занятий на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ “Средняя общеобразовательная школа №1”,

г. Юхнов Юхновского района Калужской области

Рассмотрено и утверждено

на РМО учителей биологии и химии

Протокол № ____

от «___» ___________ 20___г.

Руководитель РМО

_____________  Чолак Н.А.

Согласовано

Зам. директора по УВР

МКОУ  «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Юхнов Юхновского района Калужской области

____________Сидорова О.И.

 

Утверждаю

Директор МКОУ ”Средняя общеобразовательная школа №1”, г. Юхнов Юхновского района Калужской области

____________ Потапова Е.В.

Приказ № _____

от «___» ___________ 20___г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии

(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)

9 (девятый) (предпрофильная подготовка)

 (класс)

Срок реализации  программы                  2013-2014  _

                                                                              (учебный год)

 Программу составил(а)                           Потапова Елена Васильевна   

                                              (Ф.И.О. учителя)

                                                                        учитель химии,

   I квалификационная категория    а  

                                                 (должность, квалификационная категория)

        

2013

Рабочая программа краткосрочного элективного курса

 «Химические элементы - путешественники».

(9 часов)

Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Химические элементы-путешественники» предназначена для учащихся 9 класса и имеет межпредметный характер.

Содержание курса расширяет круг знаний учащихся о происхождении органических и неорганических веществ, формирует представления о химических процессах и их значении в природе.

Учащиеся должны понимать, каким образом связаны абиотические и биотические компоненты круговоротов, какое влияние оказывает биосфера на геохимические циклы элементов, как происходят окислительно-восстановительные  реакции в биосистемах.

Интеграция данного курса с биологией, медициной, географией, экологией, геологией позволит учащимся осознать важность химических процессов, оценить их глобальный масштаб, приобрести знания, необходимые современному человеку.

Изучение данного курса предполагает, что учащиеся будут знакомиться с лекционной формой подачи материала. Потому предлагается обучить ребят составлению плана, тезисного плана, конспекта лекции, помочь правильно воспринимать терминологию, выделять опорные слова в тексте.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Коли-чество часов

Форма прове-

дения

Деятельность учащихся

Организация деятельности

Результат

1.

Круговорот водоро-да. Гидрологический      цикл. Содержание водорода   в космосе, в атмосфере, в зем-ной   коре. Источнки водорода    на Земле

1

Лекция

Сообщение «Влияние   че-ловека на гид-рологический  цикл», лабораторный опыт  № 1.   Составление  пла-на лекции  сов-местно с учите-лем

План лекции

2.

Круговорот фосфо-ра. Фосфор в земной коре и в живых    ор-ганизмах

1

Лекция

Сообщение: «Влияние   че-ловека на кру-говорот    фос-фора», лабораторный опыт № 2.

 Защита проек-та схемы   кру-говорота водо-рода;    учащиеся самосто-ятельно состав-ляют план лек-ции

Конкурс планов лекции

3.

Круговорот серы. Сера в земной   коре: самородная сера и соединения    серы. Роль растений и   микроорганизмов в круговороте серы

1

Лекция

Сообщение «Влияние   че-ловека на кру-говорот серы», лабораторный   опыт № 3.

Защита проекта   схемы кругово-рота фосфора;     учащиеся выде-ляют термины и опорные сло-ва

Словарик лекции

4.

Круговорот азота.     Проблема   связыва-ния     атмосферного азота.   Растения-азо-тофиксаторы. Кис-лотные дожди.   Ре-шение задач.

1

Самостоятельная работа в группах    с текстом лекции

Сообщение «Влияние   че-ловека на кру-говорот азота», лабораторный    опыт № 4.

Защита проекта   схемы кругово-рота   серы;     учащиеся сос-тавляют тезисы по тексту лекции, решают задачи

Тезисы лекции, оформление решения  расчетных

5.

Круговорот углеро-да. Минералы,  сод-ержащие  углерод.   Фотосинтез.   Органические   соедине-ния  углерода.    Парниковый    эффект.

1

Лекция

Сообщение «Влияние   че-ловека на кру-говорот    угле-рода», лабораторный опыт № 5.

Учащиеся  сос-тавляют       те-зисный план лекции

Тезисный план лекции

6.

Круговорот кисло-рода. Аэробы и анаэробы.   Дыхание как процесс    окисления. Проблема озоновых дыр

1

Лекция

Сообщение: «Влияние   че-ловека на кру-говорот   кисло-рода», лабораторный опыт № 6.

Учащиеся     де-лают записи  по ходу лекции и воспроизводят содержание

Воспроизведение     содержания лекции    по собственным записям

7.

Круговорот кальция.   Минералы,     содер-жащие кальций и их образование. Каль-ций в живых   орга-низмах.

1

Самостоятельная работа в группах     с текстом лекции

Защита проекта обобщенной схемы круговорота элементов

Обобщенная схема круговоротов

8.

Моделирование    природных   химических   процессов, или Аукцион знаний

1

Практическая работа. Урок-игра «Аукцион знаний»

Учащиеся проводят опы-ты, делают  наблюдения, записывают уравнения   ре-акций,     прово-дят аналогию с природными    явлениями. Соревнование команд

Отчет      по практической работе. Награждение победителей

9.

Резерв

1

Итого:                                            9 часов (1 час резервный)

Литература

  1. Браун Т., ЛемейГ. Ю. Химия - в центре наук: В 2-х частях / Пер. с англ. М.: Мир, 1983.
  2. Васильев М. В. Знакомые незнакомцы: элементы земли, воды и воздуха. М.: Советская Россия, 1964.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. / Пер. с англ.; Под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 1990.
  4. ДювК. Путешествие в мир живой клетки / Пер. с англ. М.: Мир, 1987.
  5. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
  6. Мартыненко Б. В. Химия: кислоты и основания: Пособие для учащихся 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2000.
  7. Пикеринг В. Р. Биология: Школьный курс в 120 таблицах / Пер. с англ. М.: АСТ-Пресс, 1999.
  8. Полевой В. В. Физиология растений: Учеб. для биол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1989.
  9. Популярная библиотека химических элементов: Водород -хром / Сост. В. В. Станцо, М. Б. Черненко. М.: Наука, 1971.
  10. Рейва П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Мир, 1990.
  11. Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В. А. Крицман, В. В. Станцо. 2-е изд., испр. М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"

Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Вода - как много тайн хранит она"

Рабочая программа для занятий на уроках предпрофильной подготовки по химии в 9 классе....

Повар. Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных школ

Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Ермаковой В.И. «Основы кулинарии»/ М.: Просвещение, 2002г.Данная программа ориентирована на использование у...