Я и мои эмоции
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему
Урок общения, на котором рассказывается и эмоциях и о том, как их распознавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема открытого занятия: «Я и мои эмоции. Социально приемлемые способы выражения эмоций»
Цель: Формирование у детей умения конструктивно выражать свои эмоции и чувства.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить с базовыми чувствами и эмоциями человека
Дать знания о саморегуляции, конструктивном и деструктивном поведении в эмоционально насыщенных ситуациях.
Воспитательные
Уметь применять навыки саморегуляции в конфликтных ситуациях
Воспитывать внимательное отношение к другим людям, умение видеть и понимать их эмоциональное состояние.
Развивающие
Развивать умение детей определять эмоциональное состояние других людей и конструктивно реагировать на него.
Материалы и оборудование.
Карточки с названием основных, базовых эмоций человека. Изображение различных эмоциональных состояний. Листы бумаги А-4. Фломастеры на каждого участника. Памятки поведения для каждого ученика. Список эмоций и чувств «Круг эмоций».
Форма организации занятия.
Групповая работа. Так же используется индивидуальная самостоятельная работа каждого ребенка. На занятии детям даются теоретические знания и практические упражнения.
Структура занятия
- Орг. Момент. Подготовка к занятию. Организация группового пространства.
- Разминка, настрой на работу, введение в тему
- Работа над основными понятиями темы. Выделение различий между эмоциями и чувствами.
- Демонстрация основных эмоций
- Определение эмоционального состояния по мимическим проявлениям.
- Регулирование своего эмоционального состояния. Упражнение на дыхание и расслабление.
- Конструктивное поведение при различных эмоциональных состояниях.
- Завершение работы, подведение итогов
- Ритуал прощания, приведение в порядок кабинета.
Краткая характеристика группы.
Дети первого года обучения. Разный возрастной состав компенсируется различными возможностями детей. Группа характеризуется доброжелательным отношением друг к другу, открытостью, так же для членов группы характерно свободное выражение эмоций и чувств, способность прийти на помощь, артистизм, преобладание хорошего настроения.
Из нежелательных для педагогов черт можно отметить отвлекаемость на посторонние предметы, не умение вовремя остановиться, гиперболизирование некоторых упражнений и эмоциональных реакций. Не способность воспринимать большое количество теоретической информации и сохранять работоспособность длительное время.
Методы и приемы работы
Словесные: Беседа. Обсуждение. Объяснение. Продолжение фразы. Подведение итогов.
Наглядные: Рассматривание пособия Круг эмоций и чувств. Работа с понятиями, записанными на доске.
Практические: Проигрывание ситуаций. Демонстрация эмоций. Самостоятельная работа по заданию.
Ход занятия
- Организационный момент. Подготовка к занятию. Организация группового пространства.
Ребята расставляют мебель, ставят стулья в круг, готовят кабинет к занятию.
- Разминка, настрой на работу, введение в тему.
Цель – узнать о готовности каждого ребенка к работе в группе. Настроить на дальнейшую работу.
Участники одновременно выкидывают определенного количество пальцев на одной руке. В зависимости от эмоционального состояния. Пять пальцев – высшая оценка, все здорово, один палец – мне плохо, я нуждаюсь в вашей помощи и поддержке. После упражнение идет обсуждение и обоснование выбора каждого ребенка. Желающие рассказывают почему они выбрали именно такое количество пальцев.
- Работа над основными понятиями темы. Выделение различий между эмоциями и чувствами.
Детям предлагается продолжить фразы: «Мне нравится, когда…» ребенок заканчивает фразу. Затем проводится обсуждение:
- Когда вам что-то нравится, что вы испытываете?
- Какие эмоции, какие чувства? Педагог записывает названное на доске.
Продолжение фразы: «Мне плохо, когда…»
- А когда вам плохо, что с вами происходит? Что вы чувствуете? Педагог записывает на доске. Затем предлагается составить список эмоций и чувств и записать его на доске в разных половинах. В чем разница между эмоциями и чувствами? Демонстрация круга с эмоциями и чувствами. Беседа. Чего больше эмоций или чувств? Почему? Эмоции более кратковременные. Они быстро вспыхивают и затухают. Продемонстрируйте мне любую эмоцию. Чувства более глубокие и долгие.
- Демонстрация основных эмоций
Цель упражнения – показать с помощью каких средств мимики и пантомимики можно определить эмоциональное состояние человека и выразить его.
Ведущий вытаскивает карточку, на которой написана одна из эмоций. Задача – показать эту эмоцию без слов, изобразить ее. Обсуждение: что помогло догадаться, какую эмоцию показывает водящий. По каким проявлениям вы ее узнали? На карточках написаны следующие эмоции. Интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление.
- Определение эмоционального состояния по мимическим проявлениям.
Каждому ребенку дается карточка с заданием.
Перед Вами двенадцать выражений лица, в которых художник закодировал двенадцать эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать. Понять, что они значат. Внизу напишите номер каждого человечка и его эмоциональное состояние.
Понимаете ли Вы другого человека?
Правильные ответы:
- Безразличие.
- Враждебность
- Веселье.
- Сильная злость.
- Грусть.
- Застенчивая радость.
- Плохое самочувствие.
- Злость.
- Бурная радость.
- Глубокая печаль.
- Скепсис.
- Скорбь.
Индивидуальная работа каждого ребенка. После выполнения задания идет совместное обсуждение и выработка правильного решения. Работа с номерами. Как вы считаете, какие из этих эмоций можно назвать негативными, какие оказывают разрушительное воздействие на человека, который их испытывает? Что их всех объединяет? Чрезмерное напряжение, агрессия по отношению к другому человеку. Организму хорошо все время быть в напряжении, что происходит? Он устает. Мы сейчас тоже, наверно устали, поэтому попробуем снять напряжение, которое накопилось у нас за день.
- Регулирование своего эмоционального состояния. Упражнение на дыхание и расслабление.
Если вы почувствовали, что начинаете испытывать какую- нибудь негативную эмоцию, напрягаться и готовы уже дать волю своим чувствам попробуйте проделать одно из предложенных упражнений. Встаньте ровно, закройте глаза, прислушайтесь к себе, к своему организму. А теперь начинаем дышать на четыре. Вдох на четыре счета, задержали дыхание, выдох на четыре счета и опять задержка дыхания. А теперь попробуем дышать с руками. Делаем вдох и поднимает руки на уровень живота. Выдох – опускаем руки. Стараемся, чтобы движения были спокойные и плавные.
Подышали, а теперь замерли, напряглись, постояли так, расслабились, почувствовали как хорошо, когда нигде нет напряжения. Вдохнули, подняли руки, выдохнули – опустили. Давайте попробуем чередовать какую – нибудь негативную эмоцию с правильным дыханием и расслаблением.
- Конструктивное поведение при различных эмоциональных состояниях.
Вспомните ситуации, при которых вы испытывали негативные эмоции. Давайте попробуем по другому взглянуть на эту ситуацию. А поможет нам эта схема. Детям раздается памятка оценки эмоционального состояния. Проводится анализ ситуации по следующим вопросам:
- Что я испытываю?
- Почему я испытываю эту эмоцию?
- Что я хочу изменить?
- Чья это проблема? Насколько она моя?
- Как можно поступить в этой ситуации
Важно понимать, кто несет ответственность за ситуацию, и, если надо, уметь вовремя извиниться. Или вежливо указывать на неправоту другого человека.
- Завершение работы, подведение итогов
Похвала участников. Оценка работы на занятии каждого.
- Ритуал прощания, приведение в порядок кабинета.
Предполагаемый результат занятия.
Получение информации о различных эмоциях и чувствах людей. Умение демонстрировать основные эмоций и узнавать их. Умение регулировать свое эмоциональное состояние, правильно дышать и расслабляться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»
Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...
Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".
Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....
план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»
Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...
Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"
У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...
Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.
Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....
Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности
Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании личности3.Самоисповедь как средство познания...
Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"
Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся "Эмоции и наше поведение"....