Проблемы психологической адаптации первоклассников с нарушением слуха в рамках инклюзии
статья по психологии на тему

Статья по психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья по психологии64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы психологической адаптации

первоклассников с нарушением слуха в рамках инклюзии

                                                

Алексеева Т.В.

Педагог - Психолог

ГБУРС (Я) РРЦ «Суваг»

г. Нерюнгри

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать»

Вопросы развития, интеграции, социализации и адаптации детей с нарушениями слуха на начальном этапе обучения в школе являются актуальными для современного этапа развития нашей страны, системы специального образования и требуют новых подходов в отношении к таким детям, для создания оптимальных условий их воспитания развития и обучения.

В последнее время увеличилось количество детей с комплексными нарушениями в развитии. Эти нарушения, включающие повреждение слуховой и других систем, могут возникать под воздействием различных факторов и в разное время.

До недавнего времени, когда речь заходила о совместном обучении здоровых детей и тех, кто имеет нарушения в развитии, преимущественно упоминалось интегрированное обучение. Сейчас обращаются к другому термину – инклюзивное образование. Инклюзивное преподавание направлено на успешную социализацию детей с нарушением слуха, которая предполагает готовность общества к принятию таких людей, не ограничивающуюся лишь доброжелательным к ним отношение.

Инклюзивное обучение предъявляет другие требования к организации преподавания.

Во-первых, если такой ребенок придёт в массовую школу, то начинать работу нужно не с него, а с его родителей. Очень важно настроить родителей не только на то, что окружающие должны считаться с ребенком, но и на то, что ребенку и его родителям предстоит большая работа, направленная на вхождение ребенка в детский коллектив.

Во-вторых, необходимо помочь родителю – познакомить его с азами психолога – педагогической коррекции.

В-третьих, в данном случае нагрузка ложится на плечи психолога. Лишний раз поговорить с родителями, убедить учителя в том, что ребенку по силам, хотя и в ином темпе, справится с программой, показать одноклассникам, как с ним интересно проводить время.

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник.

Следует отметить, что данный возрастной кризис усугубляется переменами в социальной ситуации развития ребенка, а вдобавок к этому происходит своего рода наслаивание проблем связанных с недостатками слуха и вторичными комплексными нарушениями. Например, у глухих и слабослышащих детей вместе с нарушениями слуха встречаются и другие:

• нарушения деятельности вестибулярного аппарата;

• разные варианты нарушения зрения;

• минимальная мозговая дисфункция, приводящая к первичной задержке психического развития;

• обширное поражение мозга, вызывающее олигофрению;

• нарушения мозговых систем, ведущие к детскому церебральному параличу или другим изменениям в регуляции двигательной сферы;

• локальные нарушения слухоречевой системы мозга (корковых и подкорковых образований);

• заболевания центральной нервной системы и всего организма, ведущие к психическим отклонениям (к шизофрении, маниакально-депрессивному психозу и др.);

• тяжелые заболевания внутренних органов - сердца, легких, почек, пищеварительной системы, провоцирующие ослабление организма;

• глубокая социально-педагогическая запущенность.

Целью данной работы является разработка и внедрение конкретной психологической коррекционной программы, направленной на обеспечение успешной адаптации каждого ребенка, на первом этапе обучения в школе, с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

   1.анализ научной психолого-педагогической и медицинской      литературы, по проблеме исследования;

2постановка проблемы и составление программы исследования;

  1. Разработка и внедрение конкретной психологической коррекционной программы, направленной на обеспечение успешной адаптации детей с недостатками слуха;
  2. Первичный анализ полученных результатов

Объектом проводимого исследования является психологическая адаптация первоклассников к обучению в школе.

Предметом – психологическая адаптация первоклассников с альтернативными возможностями в обучении

На сегодняшний день, наиболее проработанными, по изучаемому вопросу, являются научные труды Л.С. Выготского, который внес неоспоримо значимый вклад в развитие психологии и педагогики в целом, а так же специальных их отраслей, в частности.

Как указывал, в своих работах Л.С. Выготский: «У детей с нарушением слуха есть серьезные проблемы с физическим (наличие сложной структуры дефекта, частые соматические заболевания) и с психическим (нестабильность эмоционально-волевой сферы в связи с эффективностью этих детей, задержка психического развития, обусловленная первичным дефектом) здоровьем, с личностным (несформированность личностной структуры, низкий уровень мотивации) и социальным (недостаток семейного воспитания, проблема общения слышащих родителей и глухих детей, недостаточное знание этических норм и правил поведения) аспектами здоровья, с интеллектуальным здоровьем (несформированность целеполагания, учебной мотивации)».

Таким детям необходима психолого-педагогическая поддержка в качестве комплекса рабочих псих коррекционных программ, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение с 1 по 9 класс. В основе данного коррекционного комплекса лежат следующие основные подходы.

1. Детский психоанализ (психодинамический подход). Цель: создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта с по мощью психоанализа, семейной псих коррекции, игры, арттерапии (А. Фрейд, 3. Фрейд, К. Юнг).

2. Гуманистически-ориентированный подход.

Цель: установление эмпатической связи психолога с ребенком, полное принятие ребенка и искренняя вера психолога в его способности, успехи.

Основные приемы работы с детьми с недостатками слуха -игротерапия. Ее основные принципы:

• установить непринужденные дружеские отношения с ребенком;

• принимать его таким, каков он есть;

• ребенок открыто говорит о своих чувствах, и для него специально создаются соответствующие условия;

• понять его чувства, попытаться обратить внимание на себя самого;

• позволить ребенку самому регулировать динамику игрового процесса;

• вводить лишь те ограничения, которые связаны с реальной жизнью;

• выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя (А.С. Спиваковская).

3. Поведенческий подход.

Цель: приобретение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивные форм поведения (поведенческие тренинги, психорегулирующие тренировки, терапия страха, тревоги) (A. Bandura).

4. Клинико-психологический подход.

Цель: психотерапия детских неврозов, патохарактерологичес-ких реакций, синдромов детского аутизма (В.И. Гарбузов, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров, Б.З. Драпкина).

Методы суггестивных воздействий: сказкотерапия, игровая психотерапия при невротическом развитии.

5. Психолого-педагогический подход.

Цель: психолого-педагогическая коррекция, основанная на основных видах деятельности - игровой и учебной.

Методы: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструктурированные (игры с песком, водой, глиной), групповые подвижные (О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, Ю.М. Миланич).

При подборе методов псих коррекции учитывались

следующие факторы:

• психологические, включающие личностные характеристики ребенка, специфику внутри личностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений;

• педагогические - уровень развития игровой деятельности, социальной компетентности, характеристики взрослых, окружающих ребенка;

• клинические, отражающие особенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сенсорных нарушений, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте и в школьные годы.

Помимо перечисленных факторов учитывалась и специфика сложного дефекта каждого ученика. Именно с этой точки зрения предлагаемые программы наполнялись содержанием.

Цель данного комплекса - формирование условий, способствующих повышению уровня мотивации, положительному психоэмоциональному состоянию, личностному росту, развитию психических процессов.

Задачи.

1. Развитие когнитивных, психофизиологических, социально-психологических, личностных особенностей не слышащих школьников.

2. Коррекция отклонений и нарушений развития указанных особенностей.

3. Профилактика отклоняющегося поведения и трудностей в развитии глухих детей со сложной структурой дефекта.

В содержании применяемого курса коррекционного-развивающих занятий обращается внимание на следующие разделы:

1. Развитие произвольности.

2. Развитие психических процессов (культура познания, эмоций и чувств).

3. Самопознание, саморегуляция.

4. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура.

5. Поведение    в    различных    ситуациях (обычных, экстремальных).

6. Нравственные основы жизни человека.

7. Самоопределение.   Ценностные   ориентации   и выбор жизненного пути.

8.  Мир семейных отношений.

9.  Здоровье и здоровый образ жизни.

Опыт применения указанного коррекционного комплекса и наблюдения за учебным процессом, свидетельствует о положительной динамике адаптационного процесса.

Так, при проведении психологического мониторинга адаптации первоклассников, на начало учебного года, были получены следующие результаты:

УРОВЕНЬ

АДАПТАЦИИ

     %

Высокий уровень адаптации

    14,3

Средний уровень адаптации

     57,1

Низкий уровень адаптации

Дезадаптация

     28,6

При повторном обследовании, отмечается положительная динамика:

УРОВЕНЬ

АДАПТАЦИИ

%

Высокий уровень адаптации

28,6

Средний уровень адаптации

42,8

Низкий уровень адаптации

14,3

Дезадаптация

     14,3

. Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод о том, что индивидуальный клинико-психолого-педагогический подход на занятиях позволяет каждому ребенку со сложной структурой дефекта развить свои возможности, и у него есть шанс в будущем адаптироваться в социуме, иначе говоря, психолог всем своим поведением в состоянии показать, что ситуация отнюдь не безвыходная, и даже не требующая особых усилий, не считая терпения и желания помочь. Всего одного успешного случая достаточно, чтобы развеять в стенах своей школы миф о невозможности пребывания детей с нарушением слуха в среде нормально развивающихся сверстников.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Механизм письменной речи и методика обучения письму. - В кн.: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  3. Библер В. С. Внутренняя речь в понимании Л. С. Выготского. - В кн.: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.
  4. Божович Л. И. Концепция культурно-исторического развития психики и ее перспективы. - Вопросы психологии, 1977. № 2.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» ребенка. - В кн.: Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

Герасимчик Л.В. Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской обра...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением слуха: состояние, проблемы, перспективы.

Главными задачами современного личностно-социально  ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекцион...

Психологические особенности тревожности подростков с нарушением слуха.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ…………………………………………………………………….61.1.         Характер...

Психологическая подготовка учащихся с нарушением слуха к сдаче экзаменов. Профилактика тревожности.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест, среди причин,вызывающих психическое напряжение среди учащихся. Для учащихся с нарушением слуха на занятиях по психологии дается доступный теоретиче...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чт...

Обучение детей с нарушением слуха: инклюзия или нет?

Статья, в котором выражено мнение воспитателей коррекционной школы-интерната на обучение особенных детей в условиях инклюзивного образования....