Конспект занятия с использованием арт-терапивтических техник "Образ Я"
план-конспект по психологии на тему
Конспект занятия с использованием арт-терапивтических техник "Образ Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazyaart_zanyatie.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Ершова Марьяна Викторовна
Педагог – психолог
ППМС – Центра Василеостровского района
Конспект занятия для учащихся 9 – 11-х классов
с элементами арт – терапии
«Мое внутреннее Я»
в рамках Малой Психологической Академии
Актуальность.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Подросток начинает всматриваться в себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает потребность оценить свои возможности для того, чтобы найти свое место в коллективе. В процессе рефлексии происходит гармонизация замыслов и возможностей человека, его потенций и тенденций.
Поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и сверстников.
Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их. Изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова, это инструмент для исследования бессознательного человека.
Одной из наиболее динамично развивающихся в последние годы форм работы с группами является групповая арт-терапия, которая дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, способствует повышению самооценки подростка. Арт-терапия направлена на изменение мироощущения человека и системы его отношений (включая окружающий мир и самого себя), достижение им лучшего понимания своих переживаний либо такое изменение их "качества", которое делает человека более аутентичным, творческим, счастливым.
Цель: самопознание, самоисследование, самосовершенствование, личностный рост, познание своего не выявленного потенциала.
Задачи:
- осознание различных сторон своей личности;
- создание новых вдохновляющих интерпретаций;
- актуализация и осознание ресурсов своей личности.
Необходимые материалы: бумага, листы ватмана, журналы, клей, ножницы, фломастеры, карандаши, музыка.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уверенности в себе, за счет активизации самопознания и развития творческих навыков.
- Поддерживание активной жизненной позиции.
- Умение планировать свои поступки, ставить позитивные жизненные цели и достигать их.
- Формирование навыков рефлексии.
Методы, используемые в работе: в ходе занятия используются методы арт – терапии, индивидуальная и групповая работа.
План занятия:
- Организационный момент.
Вступительное слово.
Правила группы:
- "Здесь и сейчас"
- Искренность и открытость
- Принцип Я - высказываний
- Активность
- Конфиденциальность
- Приветствие.
Описание упражнения: участники хаотично двигаются по комнате, по сигналу ведущего каждый находит себе пару. В парах участники отвечают друг другу на один вопрос. Затем по сигналу ведущего происходит смена партнеров.
Вопросы: какие качества своего характера я считаю важными для меня, какое качества моего характера мне мешает, чего я ожидаю от сегодняшнего занятия?
- Образ Я
Описание упражнения: участники рассаживаются так, чтобы никто не видел их работы; участникам дают бумагу, журналы, карандаши и задание создать коллаж Я (свои мечты, увлечения, свой внутренний мир, особенности характера и т.п.). Процесс создания коллажа может сопровождаться негромкой спокойной музыкой. После этого участники возвращаются в круг и кладут свои работы на пол рисунками вниз. Каждый участник по очереди берет любой рисунок (не свой!) и описывает его от первого лица! Когда рисунки закончатся, они возвращаются авторам.
Рефлексия: что Вы чувствовали, когда другой участник держал в руках Ваш рисунок? Что дало Вам это упражнение? Всё ли верно сказали про Вас? Сказали, что – то новое, о чём Вы и не догадывались?
- Завершение «Солнышко на спине»
Цель упражнения: создание хорошего настроения, формирование чувства уверенности в себе.
Описание упражнения: участникам раздаются листы А4 и цветные фломастеры. Задание: нарисовать на листе солнышко с лучиками. На двух – трех лучиках написать какие – либо свои положительные качества, и которые помогают им поддерживать хорошие отношения с подростком. После этого участники помогают друг другу прикрепить их рисунки на спины. Далее они должны хаотично перемещаться по комнате и писать на лучиках различные положительные качества. Спустя несколько минут ведущий просит участников снять со спин их солнышки, которые они оставляют себе.
Литература
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010.
- Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". – СПб.: Речь, 2008.
- Копытин А.И. "Теория и практика арт-терапии". – СПб., 2002.
- Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". – СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ИКТ в старшей группе детей с ОНР (1год обучения) по теме «Зима»
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.Активизировать словарь по теме,...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА "ДЕРЕВЕНЬКА СКОРОГОВОРКИНО"
Надеюсь, что данный материал пригодится не только театральным преподавателям, но также школьным логопедам, воспитателям, классным руководителям и учителям....
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...
Конспект занятия с использование проблемного обучения и ИКТ
Методическая разработка занятия с использование технологии проблемного обучения и ИКТ...
Конспект занятия с использованием электронных ресурсов: "Валяние мягких игрушек из шерсти"
Конспект занятий с использованием электронных ресурсов...
Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Я здоровье берегу, сам себе я помогу"
Разработка мероприятия по формированию здорового образа жизни...
Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Урок толерантности или учимся сочувствовать"
Размышление над понятием толерантности - терпения...