"Анималотерапия - метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"
статья по психологии на тему
В данной статье представлен опыт использования педагогом-психологом метода анималотерапии в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Данный метод - инновационный для школьной практики, доступный и понятный детям с тяжелым нарушением интеллекта, «богатый» с точки зрения методологического материала. В статье представлена авторская программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости «Лапа в ладошке», описаны механизмы реализации программы: анималотерапевтические игры и упражнения для 4 блоков программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
animaloterapiya_-_metod_povyshayushchiy_effektivnost.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Анималотерапия – метод, повышающий эффективность коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья). Особую категорию среди них представляют дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Это инвалиды детства, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы.
У детей с глубокой умственной отсталостью отмечаются грубые нарушения всех сторон психики: глубокие дефекты познавательной деятельности, нарушение коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия с окружающими. При обучении таких детей важно работать не столько над усвоением учебных знаний, умений и навыков, сколько над развитием психических функций, при помощи которых ребенок будет усваивать адаптированную учебную программу.
Динамика развития психических функций обучающихся с выраженной умственной отсталостью крайне низка. Усвоение предлагаемого материала происходит очень медленно и не всегда успешно. Таким образом, проводимая коррекционная работа оказывается малорезультативной. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенностей таких детей побуждает к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Использование нетрадиционных методов работы с детьми с нарушением интеллекта наряду с традиционными методами может повысить эффективность коррекционного воздействия на них.
Одним из нетрадиционных и инновационных для образовательного учреждения методов является анималотерапия.
Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) – это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапия. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Канистерапия (от латинского "canis"- собака) – разновидность анималотерапии, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Во время занятий по канистерапии собака играет роль «научного помощника», мощного мотиватора к получению знаний. Ребенок охотнее запоминает содержание, героем которого является его новый друг – собака. В то же время животные способствуют снижению уровня психологического дискомфорта, созданию благоприятного эмоционального фона, что также увеличивает возможность усвоения знаний, формирования новых навыков и умений.
На базе учреждения, в котором я работаю, создан класс-комплект, где обучаются дети с тяжелым нарушением интеллекта. Все обучающиеся являются инвалидами детства с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, сложным дефектом развития, а также с отягощенными формами сопутствующих заболеваний: СДВГ, ДЦП, Даун-синдром, РДА и т.д. Все дети находятся под медицинским наблюдением специалистов: психиатра, психоневролога и т.д. в зависимости от сопутствующего заболевания. У всех обучающихся класса отмечаются сложные речевые нарушения. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями.
Работая с такими детьми, понимаешь, что нужно предлагать им материал очень понятный, «естественный», который будет доступен им. Когда рождается ребенок и начинает осознавать окружающий мир, с чем в первую очередь мы его знакомим? («посмотри – кошечка, а это – собачка, а там бабочка летит») Конечно же, с животным миром! Мы – часть этого мира. Это то, с кем мы растем, за кем можем наблюдать и с кем мы можем взаимодействовать. Тема «Животные» – это «естественный» и доступный материал для занятий. Кроме того, «Животный мир» – это очень богатый материал, так как живых существ – великое многообразие. Таким образом, анималотерапия – метод, безусловно подходящий для работы с детьми с выраженной умственной отсталостью.
В результате изучения, осмысления и обобщения найденного материала по анималотерапии мной была составлена программа «Лапа в ладошке». Программа «Лапа в ладошке» направлена для повышения эффективности коррекционной работы с обучающимися с глубокой умственной отсталостью, а также для воспитания правильного отношения к среде обитания, в частности к домашним питомцам (собакам) и навыков правильного отношения с ними. Процесс психологического сопровождения детей с тяжелым нарушением интеллекта по данной программе направлен на максимальное развитие обучающихся, возможность повысить свою самодостаточность в определенных социальных условиях.
Цель программы: раскрытие дополнительных возможностей в развитии личности и коррекции нарушений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости с помощью использования метода анималотерапии.
Программа «Лапа в ладошке» комплексная и состоит из 4 блоков:
- блок. Проведение индивидуальных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов с элементами анималотерапии
- блок. Использование элементов анималотерапии на уроках и классных часах
- блок. Проведение бинарных психолого-логопедических групповых занятий с использованием метода анималотерапии
4 блок. Групповые занятия с участием собак «В гостях у друзей» (обучение с собакой, канистерапия)
Индивидуальные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов с элементами анималотерапии (1 блок программы) проводятся педагогом-психологом с каждым ребенком 1 раз в неделю по индивидуальным коррекционным программам, разработанным с учетом результатов психодиагностических обследований. Каждое занятие посвящено какому-то животному или группе животных и включает подобранные под тему занятия развивающие упражнения, в которых эти животные фигурируют. Все игры, упражнения и задания, так или иначе, связаны с животным миром. На занятиях используются:
- Тактильные игры с мягкими игрушками. Игрушки зверей – частые гости на наших занятиях. Трогая пушистое существо, ребёнок чувствует тепло, покой, безопасность. Игрушки вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции.
- Загадки про животных.
- Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика, где главные герои, конечно же, животные. В игровых пальцевых тренингах используются бельевые прищепки разного цвета и размера. Игры в песочнице с плоскостными животными. Игры с пшеном, зерном, семечками, макаронами и т.п. Поделки животных из различного материала, аппликации, игры с мозаикой, конструктором, пластилином. Шнуровка «Животные».
- Упражнения на развитие графомоторных навыков. Графические диктанты различных животных. «Дорожки» животных. Воспроизведение изображений животных с помощью опорных точек, штриховки различных животных, обведение по контуру, дорисовывание недостающих деталей у фигур животных.
- Глазодвигательные упражнения и электронные физминутки для глаз с использованием образов животных;
- Упражнения на развитие эмоций. «Зоопарк настроений» - рисунки животных с разными эмоциональными состояниями.
- На занятиях часто звучат аудиозвуки природы. Прослушивание звуков природы носит лечебный эффект.
Уроки и классные часы с элементами анималотерапии (2 блок программы) проводятся классным руководителем. Частота мероприятий, время и продолжительность их проведения определяются по усмотрению классного руководителя, а также зависят от тематического планирования урочной и внеурочной работы. В мероприятия этого блока входят:
- Чтение художественной литературы о животных.
- Заучивание стихотворений о животных.
- Изготовление поделок животных. Лепка, аппликации, рисование на тему «Любимое животное».
- Инсценировки.
- Оформление классных стенгазет.
- Организация фото-выставки.
- Изготовление поделок и игрушек для животных.
- Семейные мини-рассказы-сочинения.
- Изготовление кормушек для птиц.
- Просмотр видеоматериалов о животных.
- Посещение общественных мест пребывания животных: зоопарк, выставки.
Бинарные групповые занятия с использованием метода анималотерапии (3 блок программы) проводятся педагогом-психологом и учителем-логопедом 1 раз в месяц. На занятия приходит весь класс вместе со своим учителем. На занятиях используются:
- Тактильные игры с мягкими игрушками зверей.
- Телесно-ориентированные техники.
- Психогимнастика.
- Ролевые игры.
- Игры на развитие эмоций.
- Просмотр видеоматериалов о животных: видеороликов, фрагментов из художественных и просветительских фильмов, мультфильмов.
- Логопедические игры на развитие речи, автоматизацию звуков.
- Развивающие игры.
- Аутотренинговые упражнения.
- Релаксация.
- Интерактивная игра.
- Наблюдение за домашними животными.
Групповые занятия с участием собак «В гостях у друзей» (4 блок программы) проводит специалист по канистерапии 1 раз в месяц. На занятия приходит весь класс вместе со своим учителем и педагогом-психологом. Занятия проходят на площадке кинолого-фелинологического племенного цента «Норд-Фауна» (г.Коряжма Архангельской области), с участием специально обученного и подготовленного к занятиям по канистерапии ризеншнауцера. Занятия направлены на формирование позитивного восприятия собак и проводятся в занимательной игровой форме. Каждое занятие заранее продумывается, обсуждается и готовится совместно канистерапевтом и педагогом-психологом. Игры, предлагаемые детям, имеют коррекционную направленность и отвечают целям и задачам, поставленным педагогами. Таким образом, каждая встреча имеет свой сценарий, хотя содержание, продолжительность и структура занятий могут варьироваться в зависимости от состояния детей, их настроения и желаний. В мероприятия этого блока входят:
- Посещение кинолого-фелинологического племенного центра.
- Знакомство с собакой, уяснение правил поведения и общения с собакой.
- Катание на ватрушке с собакой.
- Обучение навыкам дрессировки.
- Обучение с собакой (фигуры, цвет, пространственное ориентирование, деление на слоги, определение букв в словах).
- Развлекающие игры с собакой.
- Свободное общение с собакой.
Результативность работы по программе «Лапа в ладошке»
- У обучающихся возник стойкий познавательный интерес к животному миру (особенно к собакам), социальному общению с людьми, чья профессия связана с собаками.
- Расширился объем знаний о животных.
- Наблюдается положительный эмоциональный тонус, стабильные положительные реакции на собак. Дети демонстрировали эмоциональную отзывчивость к животным.
- За счет мотивационной сферы обучающихся и коррекционного сопровождения диагностирована положительная динамика в развитии познавательных процессов, пространственного восприятия и ориентировки, мелкой моторики и графических навыков.
- Некоторые обучающиеся научились распознавать основные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения.
Статья о формировании учебных навыков у детей с умственной отсталостью....
Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....
"Адаптивная физическая культура в учебном процессе школьника с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости"
В статье приведены формы организации адаптивной физической культуры в режиме учебного процесса школьников с умственной отсталостью. Определено место физкультминуток, физпауз, подвижной игры для снятия...
Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.
Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...
Воспитательная работа в классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Тема "Основы личной гигиены"...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю)....