Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 уч. год
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) - 6 класс (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy.docx | 47.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы, утвержденной приказом № 86 от 28.08.2023 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся программы коррекционных курсов является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные | - основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; - социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; - формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; - формирование уважительного отношения к окружающим; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Метапредметные | Регулятивные БУД: - формирование умения ориентироваться в пространстве учебного помещения; - формирование умения работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место; - формирование умения следовать предложенному плану и работать в индивидуальном темпе, участвовать в деятельности; - формирование умения следовать показу и инструкции педагога, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. |
Познавательные БУД: - формирование умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - формирование умения устанавливать видо-родовые отношения предметов; - формирование умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - формирование умения пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями. | |
Коммуникативные БУД: - формирование умения вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик); - формирование умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - формирование умения обращаться за помощью и принимать помощь; - формирование умения слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. | |
Предметные | Предметные результаты освоения раздела «Умения и навыки, необходимые для усвоения программного материала». Ученик научится: - навыку внимательно слушать и правильно воспринимать вербальную инструкцию педагога; - навыку повторять практические способы выполнения задания по подражанию и показу; - выполнять задание с заданными качественными параметрами. |
Предметные результаты освоения раздела «Нормализация ведущей деятельности возраста». Ученик научится: - понимать цель обучения, правила, установленные на занятиях; - соблюдать субординацию с педагогом; - познакомиться с основными школьными принадлежностями и их назначением; - организовывать рабочее место и следить за его порядком во время занятия; - действовать по образцу, следовать инструкции педагога, работать по заданному алгоритму, осуществлять контроль своей деятельности, доводить дело до конца. | |
Предметные результаты освоения раздела «Сенсорное развитие». Ученик научится: - фиксировать взгляд на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.); - фиксировать взгляд на движущемся предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.); - находить близко расположенный источник звука; - эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами; - различать поверхности, разные по температуре, фактуре и т.д. | |
Предметные результаты освоения раздела «Предметно-практическая деятельность». Ученик научится: - выполнять размазывание материала разными способами (сверху вниз, слева направо, по кругу); - пересыпать материалы двумя руками (крупа, песок, мелкие предметы); - сминание различных материалов (салфетки, туалетная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами); - разрывать на маленькие кусочки и полоски (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны; - выполнять разминание материала двумя руками (тесто, пластилин, глина, пластичная масса); - захватывать предметы различные по величине, форме и материалу (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.); - удерживать и отпускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.); - вынимать, складывать и перекладывать предметы из одной емкости в другую. | |
Предметные результаты освоения раздела «Речь и альтернативная коммуникация». Ученик научится: - приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание, выражать свои желания, обращаться с просьбой; - учитывать эмоциональное состояние собеседника; - реагировать на инструкции педагога; - устанавливать контакт с собеседником; -узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действия; - использовать наглядные карточки с напечатанными словами как средство коммуникации. | |
Предметные результаты освоения раздела «Математика». Ученик научится: - узнавать и различать цифры (1-10); - обозначать устно нужную цифру; - выстраивать правильную последовательность цифр; - обозначать число цифрой; - соотносить количество предметов с числом (1-10); - различать и показывать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник |
Содержание коррекционно-развивающего курса
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль | |
Практическая работа | Контроль выполнения работы | |||
1. | Диагностическое обследование. | 6 | 6 | 6 |
2. | Умения и навыки, необходимые для усвоения программного материала. | 3 | 3 | 3 |
3. | Сенсорное развитие. | 6 | 6 | 6 |
4. | Предметно-практическая деятельность. | 8 | 8 | 8 |
5. | Речь и альтернативная коммуникация. | 6 | 6 | 6 |
6. | Математика. | 5 | 5 | 5 |
Всего | 34 |
Типы учебных занятий: изучение нового материала; повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков; закрепление и усвоение пройденного материала; комбинированное.
Виды учебной деятельности на занятиях: наблюдение за действиями педагога; совместная деятельность ученика и педагога; самостоятельная деятельность ученика (по подражанию, по образцу, по инструкции); деятельность с методическими и наглядными пособиями; работа в тетради; просмотр учебных роликов и презентаций; слушание; речевая деятельность; аналитическая деятельность; игровая деятельность, конструктивная и изобразительная деятельность и др.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема коррекционно-развивающего занятия | Тип коррекционно-развивающего занятия | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
1. Раздел (блок) диагностическое обследование – 6 часов | ||||||
1. | 01.09 08.09 22.12 29.12 17.05 24.05 | Диагностическое обследование. Диагностическое обследование. Диагностическое обследование. | - выявить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков на начало учебного года; - отследить динамику уровня сформированности учебных знаний, умений и навыков за первое полугодие; - отследить динамику уровня сформированности учебных знаний, умений и навыков на конец учебного года. | Диагностическая работа/ Индивидуальная форма | ||
| ||||||
1. | 15.09 | Восприятие вербальной инструкции. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - навык внимательно слушать и правильно воспринимать вербальную инструкцию педагога; - умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
2. | 22.09 | Восприятие вербальной инструкции. | Закрепление и усвоение пройденного материала | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | ||
3. | 29.09 | Практический показ способов выполнения задания. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - навык повторять практические способы выполнения задания по подражанию и показу; - умение выполнять задание с заданными качественными параметрами. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
3. Раздел (блок) сенсорное развитие – 6 часов | ||||||
1. | 06.10 | Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на неподвижном предмете. | Изучение нового материала | - умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.) | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
2. | 13.10 | Зрительное восприятие. Слежение за движущимся предметом. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение фиксировать взгляд на движущемся предмете (фонарик, светящаяся игрушка и т.п.); - развитие зрительного внимания. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
3. | 20.10 | Слуховое восприятие. Локализация близко расположенного источника звука. | Изучение нового материала | - умение находить близко расположенный источник звука; | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
4. | 27.10 | Слуховое восприятие. Локализация далеко расположенного источника звука. | Закрепление и усвоение пройденного материала | - умение находить далеко расположенный источник звука; - развитие слухового внимания. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
5. | 10.11 | Кинестетическое восприятие. Соприкосновение с материалами разной фактуры. | Изучение нового материала | - эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека и соприкосновение с различными материалами. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
6. | 17.11 | Кинестетическое восприятие. Соприкосновение с материалами разной фактуры. | Закрепление и усвоение пройденного материала | - умение различать поверхности, разные по температуре, фактуре и т.д. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
| ||||||
1. | 24.11 | Действия с материалами. Размазывание. | Изучение нового материала | - умение выполнять размазывание материала разными способами (сверху вниз, слева направо, по кругу). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
2. | 01.12 | Действия с материалами. Пересыпание. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение пересыпать материалы двумя руками (крупа, песок, мелкие предметы). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
3. | 08.12 | Действия с материалами. Сминание. | Изучение нового материала | - умение выполнять сминание различных материалов (салфетки, туалетная бумага) двумя руками (одной рукой, пальцами). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
4. | 15.12 | Действия с материалами. Разрывание. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение разрывать на маленькие кусочки и полоски (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
5. | 12.01 | Действия с материалами. Разминание. | Изучение нового материала | - умение выполнять разминание материала двумя руками (тесто, пластилин, глина, пластичная масса). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
6. | 19.01 | Действия с предметами. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение захватывать предметы различные по величине, форме и материалу (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
7. | 26.01 | Действия с предметами. Удерживание и отпускание предмета. | Комбинированное | - умение удерживать и отпускать предмет (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
8. | 02.02 | Действия с предметами. Складывание предметов в емкость и выкладывание из нее. | Комбинированное | - умение вынимать, складывать и перекладывать предметы из одной емкости в другую. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
| ||||||
1. | 09.02 | Установление контакта с собеседником. | Изучение нового материала | - умение приветствовать собеседника, привлекать к себе внимание, выражать свои желания, обращаться с просьбой; - умение учитывать эмоциональное состояние собеседника. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
2. | 16.02 | Установление контакта с собеседником. | Закрепление и усвоение пройденного материала | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | ||
3. | 22.02 | Восприятие словесной инструкции. | Комбинированное | - умение реагировать на инструкции педагога; - умение устанавливать контакт с собеседником; | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
4. | 01.03 | Восприятие словесной инструкции. | Закрепление и усвоение пройденного материала | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | ||
5. | 07.03 | Глобальное чтение. | Изучение нового материала | - умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действия; – умение использовать наглядные карточки с напечатанными словами как средство коммуникации. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
6. | 15.03 | Глобальное чтение. | Закрепление и усвоение пройденного материала | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | ||
| ||||||
1. | 05.04 | Узнавание цифр. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение узнавать и различать цифры (1-10). - обозначать устно нужную цифру. - умение выстраивать правильную последовательность цифр. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
2. | 12.04 | Обозначение числа цифрой. | Повторение и обобщение полученных знаний, умений и навыков | - умение обозначать нужное число цифрой. | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
3. | 19.04 | Соотнесение количества предметов с числом. | Комбинированное | - умение соотносить количество предметов с числом (1-10). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
4. | 26.04 | Различение геометрических фигур. | Изучение нового материала | - умение показывать и различать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | |
5. | 03.05 | Различение геометрических фигур. | Закрепление и усвоение пройденного материала | Текущий контроль/ Индивидуальная форма | ||
Итого: 34 часа/ часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес
Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...
Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа "Изобразительная деятельность" 6-7 классы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами....
Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....