Дополнительная образовательная программа «Вместе с ребёнком». Для учащихся начальной школы и их родителей.
план-конспект по теме
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе. Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви и поддержки, свободной от любой форм насилия. Школа, именно школа, должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй. Работу в этом направлении школа должна начинать с того самого момента, когда ребёнок и родители переступили её порог.
В настоящее время во многих семьях актуально отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Незнание и неумение использовать конструктивные способы общения; бешеный ритм жизни и вследствие этого нехватка времени для того, чтобы вечером просто посидеть, друг с другом рядом, и поделиться впечатлениями, приводят к разногласиям и к не разрешаемым конфликтам как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях.
В итоге получается, что все члены семьи существуют в разных плоскостях. Родители проецируют взрослые проблемы на отношения со своими детьми, и обращаются за помощью, когда проблема уже достигла своего пика.
Многочисленные исследования показывают, что большинство родителей, обратившихся за помощью по поводу трудностей в воспитании детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. И запоминая способы взаимодействия, они неосознанно воспроизводят их в своих семьях. Не замечая своих ошибок, родители винят во многом детей.
Но если проанализировать исследования семейных психотерапевтов, например таких как, В. Сатир, Э. Артиллерийскими, Ю. Гиппенрейтор, окажется, что проблемные, трудные, непослушные дети, так же как и дети с комплексами, - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Следовательно, многие трудности ребёнка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя прежде всего отношение к ребёнку, таким образом разрешая его проблему.
В связи с этим была разработана данная программа, способствующая нахождению более эффективных путей, помогающих детям и родителям преодолеть возникающие трудности в их отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_roditeley_i_detey.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
«Вместе с ребёнком».
Для учащихся начальной школы и их родителей.
Ермоленко Светлана Алексеевна,
социальный педагог.
г. Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка.
Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на помощь и поддержку в будущем, на уважительное отношение к себе. Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви и поддержки, свободной от любой форм насилия. Школа, именно школа, должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй. Работу в этом направлении школа должна начинать с того самого момента, когда ребёнок и родители переступили её порог.
В настоящее время во многих семьях актуально отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями. Незнание и неумение использовать конструктивные способы общения; бешеный ритм жизни и вследствие этого нехватка времени для того, чтобы вечером просто посидеть, друг с другом рядом, и поделиться впечатлениями, приводят к разногласиям и к не разрешаемым конфликтам как в детско-родительских, так и в супружеских отношениях.
В итоге получается, что все члены семьи существуют в разных плоскостях. Родители проецируют взрослые проблемы на отношения со своими детьми, и обращаются за помощью, когда проблема уже достигла своего пика.
Многочисленные исследования показывают, что большинство родителей, обратившихся за помощью по поводу трудностей в воспитании детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. И запоминая способы взаимодействия, они неосознанно воспроизводят их в своих семьях. Не замечая своих ошибок, родители винят во многом детей.
Но если проанализировать исследования семейных психотерапевтов, например таких как, В. Сатир, Э. Артиллерийскими, Ю. Гиппенрейтор, окажется, что проблемные, трудные, непослушные дети, так же как и дети с комплексами, - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
Следовательно, многие трудности ребёнка должны разрешаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя прежде всего отношение к ребёнку, таким образом разрешая его проблему.
В связи с этим была разработана данная программа, способствующая нахождению более эффективных путей, помогающих детям и родителям преодолеть возникающие трудности в их отношениях.
Программа рассчитана на 4 занятия по 1 – 1,5 часа каждое.
По возрасту предназначена для учащихся 1- 4 ых классов и их родителей.
По форме реализации – групповые и индивидуальные занятия.
По виду деятельности – социальная.
По образовательной области – профильная.
По уровню усвоения материал – общекультурная.
Цель программы:
Развитие и оптимизация детско-родительских отношений, а также возможна дальнейшая организация психологической работы с младшими школьниками по развитию эмоционально-мотивационной и коммуникативной сфер в контексте детско-родительских отношений.
Задачи программы:
1). Создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирования мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения.
2). Получение детьми нового чувственного опыта, способствующего минимизации нарушений эмоциональной, коммуникативной сфер детей.
3). Оптимизация развития когнитивных функций детей (в том числе внимания, восприятия, воображения).
4). Способствовать более успешной адаптации ребёнка к школе.
Ожидаемые результаты:
- Изменение неадекватности родительских позиций.
- Гармонизация стиля воспитания.
- Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
- Более успешная адаптация ребёнка к школе.
Диагностика:
- Проективный тест «Рисунок семьи» или его вариации, например «Выходной день дома» и т.д.
Все творческие работы, выполненные на занятиях, так же могут быть интерпретированы.
Формы работы:
Занятия построены в тренинговой и игровой форме, что делает их более эффективными и интересными не только для родителей, но и для детей. По результатам диагностики с родителями проводятся индивидуальные беседы. При необходимости семье может быть оказана дополнительная помощь.
Методы работы:
Словесный метод (беседа, объяснение, диалог).
Проективные методы (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем, творческие задания).
Тематический план.
№ п/п | Тема занятий. | Всего часов. | Теория. | Практика. |
1. 2. 3. 4. | Вводное + конфликты. Давайте познакомимся. Что мы знаем друг о друге. У тебя всё получится. | 1,5 1,5 1,5 1,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 | 1 1 1 1 |
Итого: | 6 | 2 | 4 |
1 занятие (только родители). Вводное.
1. Игра на знакомство: Назвать своё имя и на первую букву имени придумать положительное качество, которое есть у Вас (игра в кругу).
- Беседа с родителями по вопросам:
- Какие у Вас существуют трудности во взаимоотношениях с детьми?
- Что вы делаете для их разрешения?
- Готовы ли Вы меняться сами, для изменения ситуации?
- Чего Вы ждёте от занятий? (ожидаемый результат совместной работы)
- По каким признакам Вы определите достигнут результат или нет? (как будет выглядеть результат, что должно измениться?)
2. Рисунок семьи на тему: «Выходной день дома», поученные материалы можно использовать как диагностический материал для дальнейшей работы с каждой конкретной семьей.
3. Беседа в кругу. Примеры фраз с которыми мы обращаемся к детям, когда злимся на них, ругаем их.
4.Теоретический материал по языку принятия и непринятия.
Знакомство родителей с понятиями «язык принятия» и «язык непринятия».
5. Совместное с родителями составление списка языка принятия и непринятия.
- Какой список легче составлять? Как вы думаете почему?
6. Ролевая игра. Разыграть ситуации в парах (кто-то ребёнок, кто-то родитель, затем меняются):
- Можно я пойду погуляю?
- Можно сходить в компьютерный клуб? Поиграю на компьютере?
- Можно я переночую у подруги?
Выстроить свой ответ следующим образом: 1. На языке непринятия; 2. На языке принятия.
Можно, при желании родителей, рассмотреть реальные ситуации.
7. Теоретический материал по конфликтам.
3 варианта решения конфликта: выиграть – проиграть; проиграть – выиграть; выиграть – выиграть.
8. Общее дело. Дать схему пошагового решения конфликта по Томасу Гордону.
Каждой паре родитель – ребёнок выдается карточка с описанной на ней ситуацией. Нужно по схеме, которая вывешивается на доску, написать пошаговое решение этой ситуации.
Кроме схемы на доску вывешивается 5 шагов решения конфликта по Т. Гордону.
Затем происходит обсуждение в кругу.
- Какого рода трудности возникли при выполнении задания?
- От кого в большей степени зависело решение?
- Бывали ли такие ситуации у вас в семье?
- Как вы их чаще всего решали? Чем всё это заканчивалось?
9. Беседа в кругу: За что и как вы ругаете своих детей? Какого результата ожидаем от этого? Что в итоге получается? Как реагируем на ругань сами?
Если ребёнку плохо, первое, что Вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Если это подросток и он уже не даёт себя обнимать, то можно посидеть с ним рядом, подержав его за руку. Руку надо держать до тех пор, пока ребёнок сам её не отнимет. Дети должны знать, что родители всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка не реже 4-ёх раз в день – это необходимо просто для выживания; для хорошего самочувствия нужно не менее 8-ми объятий в день! А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И между прочим - не только ребёнку, но и взрослому.
Ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Домашнее задание:
Итак, мы выяснили, что объятия нужны для того, чтобы почувствовать свою нужность. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. необходимости другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях. Поэтому вашим д/з будет: обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за их реакцией, а также за своими чувствами.
Рефлексия. – Что понравилось?
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Есть что-то, что вы хотели бы узнать, но это не было освещено на занятии?
Что было трудного на занятии?
К следующему занятию: принести цветные карандаши, фломастеры.
2 занятие (родители и дети). Давайте познакомимся.
Материал: листы бумаги, карандаши.
Объяснение целей программы, обсуждение правил работы группы.
1. Игра на знакомство «Визитка». Все мы разные, с разными характерами и качествами. Сейчас мамы (папы) скажут о своих детях (назовут) три основных хороших качества, и дети в ответ расскажут о своих мамах (папах).
2. «Атомы и молекулы». Все встают в круг, сейчас вы все станете атомами и молекулами. А атомы всё время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы. По моей команде вы начинаете двигаться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы (молекулы) с тем числом человек, которое я назову. Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединяетесь.
- Проверка Д/з. Какие чувства вы испытывали, обнимая кого-то, или когда обнимали вас?
4. Игра «Моя и мамина рука». В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:
1. «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
2. Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
3. Помериться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
4. Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго - вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
5. Попрощаться с партнером безымянными пальцами.
Затем участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
5. Игра «Разговор руками». Перед началом игры вспомнить где левая, где правая рука. На первом этапе каждому из участников предлагается положить левую руку ладонью на бумагу и обвести по контуру. Затем — раскрасить любыми, самыми непредсказуемыми способами, используя любые материалы и цвета, в соответствии со своим желанием.
На втором этапе детям и родителям предлагается пообщаться с помощью данных рисунков, а после этого совместно изменить в них то, что хотелось бы изменить (если есть такая потребность).
6. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Все участники сидят в кругу, а водящий стоит в центре. Он смотрит на окружающих, находит несколько человек с каким-либо сходством во внешности, одежде или каких-либо других качествах и просит их поменяться местами, а сам при этом стремится занять место одного из них. Однако, в связи с тем, что количество стульев на один меньше числа участников, всем необходимо двигаться как можно быстрее, чтобы занять свободный стул. Человек, оставшийся без сиденья, становится ведущим.
7. Как известно, когда наши дети сидят у нас на коленях, то материнские и отцовские чувства усиливаются. Не смотря на то сколько лет нашим детям. Поэтому, я предлагаю придя домой почаще сажать своих детей к себе на колени и проанализировать те чувства, которые вы в этот момент будете испытывать. На следующем занятии мы об этом поговорим. А сейчас я предлагаю несколько изменить это упражнение. Вы будете ласково и нежно гладить своих детей по спине, вкладывая в свои движения всю свою любовь. Затем мы это обсудим.
Рефлексия. - Сегодня мне понравилось…
- Не понравилось….
3 занятие (родители и дети). Что мы знаем друг о друге.
Материал к занятию: листы бумаги, карандаши.
1. Игра «Моя любимая игрушка». Сейчас каждый из вас расскажет о своей любимой игрушке. Почему именно эта игрушка стала любимой и помогает ли она вам в трудные минуты? Если да, то как? Что интересного о вас может рассказать ваша игрушка?
2. Проверка Д/з. Какие чувства вы испытывали, когда ребёнок сидел у вас на коленях?
3. Игра «Волшебные очки». Дети и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес.
Я хочу предложить вам сейчас поиграть в одну игру, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. …, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки. Они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на свою маму. Она, глядя тебе в очки, говорит следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Как только ты услышь это заклинание, то тут же от имени волшебных очков говоришь что-нибудь доброе и приятное в адрес своей мамы (папы). После этого вы меняетесь ролями, т.е. «волшебные» очки одевает уже мама (папа). Когда мама наденет очки, уже ты обращаешься к ней с заклинанием, которое я только что произнесла.
4. Игра «Карандашный мостик». Предлагается без слов взять лежащий на столе карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняется: удерживая первый «мостик», пальцами свободной руки участники берут со стола второй карандаш. Упражнение выполняется без слов.
По окончании обсуждаются чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.
- Как удалось удержать карандаш, что помогало?
- Как смогли договориться?
- Какие были трудности?
5. Игра «Совместное рисование». Упражнение выполняется молча; но проявление эмоций (смех и пр.) не запрещено. Участники в детско-родительских парах должны выполнить совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета, карандаша, так же как и смена последнего, может производиться только без слов (невербально).
По окончании рисования - обсуждение в кругу.
- Что нарисовали?
- Что хотел нарисовать каждый из вас?
- Как смогли договориться? С чем не согласны, хотели бы что-нибудь изменить?
6. Я сразу стану счастливой, если… продолжить предложение.
7. Рефлексия «Цветочный дождь». Встаньте или сядьте поудобнее, закройте глаза. представьте, как на вас падает дождь из сотен и даже тысячи невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны и др. представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы, оцените красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат. Попробуйте представить, что вы сами являетесь одним из этих цветков, понаблюдайте, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравиться мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. А теперь вы можете остановить цветочный дождь, и выкарабкаться из этого цветочного сугроба. Теперь открой глаза. По желанию можно нарисовать волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были.
Анализ: - Какое растение ты себе представил?
- Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?
- Какие ощущения вы испытывали?
8. Игра «Подарок маме». 25 мая – День семьи, поэтому давайте поздравим своих мам (пап), подарив им подарок, а в ответ мамы (папы) подарят что-нибудь вам. Но подарки у нас будут необычные. Ваша задача будет подойти друг к другу со словами: «Я хочу подарить тебе…» и жестами показать, что именно ты хочешь подарить. При этом, постараться указать какой подарок: лёгкий или тяжёлый, хрупкий или крепкий, какой формы, размера и т.д. А мамы будут угадывать какой подарок вы хотите им подарить. Затем вы меняетесь ролями.
8. Д/з: принести на следующее занятие ножницы, клей.
4 занятие (родители и дети). У тебя всё получится (итоговое занятие).
Материал: листы бумаги, карандаши.
1. «Сказочный город». Участники группы «оказываются» на площади одного сказочного города, имеющего прочные традиции. Жители этого города каждый день в определенное время собираются на центральной площади и здороваются друг с другом в соответствии с количеством ударов колокола. Так, если колокол прозвенел один раз, жители здороваются друг с другом ладонями, дважды - спинами, а трижды - берут друг друга за плечи и легонько потряхивают.
3. «Нога слона». Участники группы разбиваются на пары (родитель - ребенок). Один из них представляет себя ногой слона и совершает соответствующие, с его точки зрения, этой роли действия. Второму предлагается сдвинуть «Ногу» с места любыми доступными ему способами. Далее - смена ролей в парах.
Вопросы: Как можно было выполнить это задание?
Какие методы использовали?
Беседа о конструктивных методах решения сложных ситуаций. Что чаще всего мы используем те, которые проще и удобнее для нас. При этом часто не думаем партнёре.
5. Игра «Винегрет». Для приготовления винегрета сначала «берется тарелка», которая может быть образована частью участников группы (например, только родителями). Каждый из остальных участников выбирает какой-либо овощ, которым он хотел быть. Ведущий называет последовательно овощи, которые сразу же «попадают» (входят) в тарелку и начинают «перемешиваться». Участники, изображающие тарелку, помогают: покачивают, осторожно подталкивают «овощи» и меняют расстояние между собой, то сокращая, то увеличивая его.
6. Коллаж «Наша семья». Какие мы, что любим делать вместе. Беседа на тему: «Счастливый момент дома».
7. Беседа в кругу. Продолжи фразу. Я умею…, я люблю…
8. Упражнение «Салфетка». Инструкция:
- Свернуть салфетку пополам;
- Отрезать верхний правый угол;
- Отрезать нижний правый угол;
- Свернуть ещё раз пополам;
- Отрезать правый верхний угол;
- Отрезать верхний левый угол.
Подвести итог, что при одинаковой инструкции получились совершенно разные снежинки. Так и в жизни, все мы растём и живём в одной стране, в одном городе, в одной квартире (если говорить о семье) и при этом все мы разные. У каждого свой вкус, своя точка зрения на происходящее и поэтому к каждому нужен индивидуальный подход. Все эти особенности всегда нужно помнить и учитывать, общаясь с людьми, будь то взрослый человек или маленький ребёнок.
А я вам в этом желаю успеха и надеюсь, что наши занятия помогут вам наладить и улучшить отношения не только в вашей семье, а также в общении с окружающими вас людьми.
Рефлексия. Родителям написать на листочках: - Что понравилось на занятиях? - Что узнали нового? - Есть ли уже результаты, какие? – Какие были минусы? - Чего не было на занятиях, но хотелось бы обсудить?
Детям: нарисовать свои чувства, настроение, ощущения после всех занятий; написать, что запомнилось, понравилось больше всего? Почему?
Выдать памятки.
Используемая литература:
- Газета «Первое Сентября» (Школьный психолог), июль 2004 год, № 27 – 28, стр.11 – 37.
- Журнал «Семейная психология и семейная терапия», 1999 год, №4, стр.32 – 75.
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/ Под ред. В.В.Петрусинского – М.: Новая школа, 1994, книга 5.
- Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребёнком как? - М.: «ЧеРо» 2004.
- Кряжева Н.Н. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: «Академия развития», 1997.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО ИЗД. «Речь», 2002.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
- Сатир В. Психотерапия семьи. - М.: Речь,2001.
- Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.: в 4 томах, т.1,4 - М.: Генезис, 2001.
- Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Спб.: Питер, 2002. - 368 с.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по лёгкой атлетике для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
Программа по лёгкой атлетике для тренеров - преподавателей ДЮСШ...
Программа дополнительного образования "Я творю свое здоровье" для учащихся начальной школы
Данная программа - попытка создать учебный курс, который служит для самопознания, самопринятия и самосовершенствования. Программа дает школьникам возможность поэтапного открытия в себе главных составл...
учебное пособие по английскому языку для учащихся начальной школы и их родителей "MY EASY ENGLISH"
Материал содержит краткое описание основных правил грамматики английского языка (от алфавита и чтения букв до настоящего длительного времени), содержит таблицы....
Сценарий игровой конкурсной программы "Дочки-матери" для учащихся начальной школы и их родителей
Это сценарий мероприятия, посвященного Дню матери в России. Игровая программа подойдет как для обучающихся начальных классов, так и для среднего звена. Тема так же может быть изменена (например, к 8 м...
Спортивное мероприятие для учащихся начальной школы совместно с родителями.
Сценарий спортивного праздника "Мама,папа,я-спортивная семья" для учащихся 3-4 классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....
Программа деятельности историко-краеведческого музея "Истоки" МБОУ "СОШ №84" – дополнительная образовательная программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы «Моя Россия!»
Дополнительная образовательная пргорамма по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся школы "Моя Россия" являтеся подробным документом, ссылаясь на который, удобно выстраивать работу му...