"Учимся общаться"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Синюкина Ольга Васильевна

Формирование навыков эффективного и безопасного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_uchimsya_obshchatsya_7_klass.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Учимся общаться»

Цель:  формирование навыков эффективного и безопасного общения.

Задачи:

-  научиться анализировать, моделировать ситуации;

- принимать индивидуальные и коллективные решения;

- аргументировать, делать выбор в конкретной ситуации.

Формы и методы:

- игра, работа в группах, дискуссия, обсуждение;

- метод моделирования, поисковый, аналитический метод.

Материалы для занятия:

- листы ватмана и фломастеры, карандаши (доска и мел);

- чистая бумага, формата А4, ручки, карандаши;

- карточки с индивидуальными заданиями.

План занятия:

1. Игра «Общение руками»

2. Дискуссия «Способы общения»

3. Игра «Нарисуй здание»

4. Деловая игра «Остров»

5. Подведение итогов.

Ход урока.

- Добрый день! Сегодня тема нашего занятия «Учимся общаться». Мы будем говорить о том, каким бывает общение, как люди между собой общаются и что происходит, если люди не могут  найти общий язык. Насколько важно или не важно, уметь договариваться, правильно доносить свои мысли до другого человека, отстаивать свое мнение, используя словесные доводы и аргументы. А чтобы быстрее включиться в работу, предлагаю сыграть в игру «Общение руками».

Игра «Общение руками»

- Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг на против друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, потанцевать.

Примечание:  Давать команду на смену действия необходимо, ориентируясь на учащихся.

- Молодцы! А теперь скажите: как одним словом можно назвать то, что мы сейчас делали? (ответы детей)

- Верно, это называется общением. Мы с вами ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты  между людьми и имеют в виду, когда говорят об общении.

Дискуссия «Способы общения»

- Давайте подумаем: какими способами, используя какие средства,  люди общаются друг с другом?  При помощи, каких действий люди выражают свои мысли и настроение? (дети предлагают свои варианты ответов (слова, мимика, жесты, позы, взгляды, интонации), педагог записывает на доске/ватмане под заголовком «способы общения»)

- Вы перечислили много способов общения. Дополню, что общение бывает вербальным и невербальным. Невербальное – это какое общение? А вербальное общение? (ответы детей)

Чаще конечно мы используем слова. Ученные проводили эксперимент, и выяснили, что человек не может обходиться без общения. Через определенный промежуток времени, человек начинает разговаривать с животными, растениями, и даже с сам собой. Вот только, мы не всегда может правильно донести нужную нам информацию до другого человека, или получить эту информацию. А почему так происходит? (ответы детей)

Игра «Нарисуй здание»

-  Ребята, представьте, что вы сотрудники строительной компании. Сейчас вам необходимо будет нарисовать чертеж здания. У каждого будет свое индивидуальное задание, за которое он будет отвечать.  Вы между собой не можете переговариваться и показывать свои персональные задания.

Описание игры:

Класс объединяется в 2 команды.

Каждой команде выдаются цветные маркеры/карандаши и лист ватмана.

При этом каждому участнику выдается бланк с индивидуальным заданием, которое нужно выполнить.

Задания строго конфиденциальны, показывать их запрещается.

Задание выполняются молча, все разговоры во время задания запрещены!

Время ограничено – на выполнение задания дается 7 минут.

Примеры индивидуальных заданий:

  • Контур здания нарисован черным цветом
  • Здание имеет 7 этажей
  • На первом этаже  5 окон
  • На втором этаже  6 окон
  • На третьем этаже  - 2 круглых окна
  • Над зданием – треугольный флаг синего цвета

Для усложнения упражнения и введения конфликтной ситуации задания могут противоречить друг другу. Например, один участник должен изобразить на первом этаже 3 окна, а другой – 4 окна.

Вопросы:

  • С какими трудностями вы встретились? Как преодолевали эти трудности?
  • Насколько получилось понимать друг друга и учитывать интересы каждого?
  • Какие выводы для себя вы можете сделать после выполнения данного задания?
  • Насколько важно уметь доносить нужную вам информацию до другого человека и иметь с ним обратную связь?
  • Почему людям необходимо научиться договариваться между собой? Какие последствия могут быть, если люди не смогут договориться?

- Давайте проиграем еще одну игру.

Деловая игра «Остров»

Инструкция 1

- Давайте представим себе следующую ситуацию – Вы летели в самолете, самолет был поврежден, и приземлился на необитаемом острове. Вам повезло, вы не пострадали. Вместе с вами на острове оказались еще несколько пассажиров.

Далее участникам предлагается примерный перечень ролей.

Роли:

  1. Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в депрессии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в списке.
  2. Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице.
  3. Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку.
  4. Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание.
  5. Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет.
  6. Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать.
  7. Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к спиртным напиткам.
  8. Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работает учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками.
  9. Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций.
  10. Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.

После распределения ролей дается следующая инструкция.

Инструкция 2:

- Но вдруг обнаружилось, что на острове обитают аборигены, которые требуют отдать 3 пассажиров, как «расплату» пребывания на острове. Определитесь, кто из вас должен уйти с аборигенами. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы остальные пассажиры смогли выжить. Конечно, добровольно уйти никто не захочет, поэтому каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется уйти вместе с аборигенами. Аборигены дали время на раздумье 10 минут».

Примечание: Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека.

Тайминг:
5 - 10 минут на обсуждение

Примечание: В течение этого времени ведущий может имитировать чрезвычайные ситуации: выключение света, сильный звук (стук) и т.д. Если в отведенное время групповое решение не принято, то ведущий напоминает, что аборигены не будут ждать и самостоятельно выберут жертв, если они не примут решение в отведенное время. Если же решение не принято, то дискуссия останавливается, и все участники признаются проигравшими.

Вопросы:

  • Что Вы чувствовали в процессе игры?
  • Какие эмоции испытывали?
  • Чем были вызваны эти эмоции?
  • От чего зависел конечный результат – выбор относительно тех участников, которые не смогли заселиться?
  • Какие способы убеждения вы использовали?

Подведение итогов:

- Какие выводы можно сделать после выполнения всех заданий?

- Какие задания еще требуют дополнительной проработки на практике?

- Какие навыки общения вы сегодня отрабатывали? Что получилось, а что нет?

- Какая игра понравилась, была интереснее больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"

Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Тренинг "Учимся общаться"

для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ "Давайте учиться общаться"

очень важно научить детей общению в коллективе, умению слушать и слышать своего собеседника, находить оптимальные решения выхода из конфликтной ситуации....

Учись общаться (настольная памятка при обучении общению)

Научить общаться учащихся на иностранном языке вне языковой среды проблематично, но возможно. В данной работе большую роль играют вспомогательные материалы, как например, такие памятки....

Групповое занятие "Учимся общаться"

Данное занятие разработано для работы с подростками. Оно направлено на развитие коммуникативных навыков, культуры общения. Занятие построено на практической деятельности несовершеннолетних, что учит и...