"Способы мотивации педагогов к саморазвитию"
методическая разработка по психологии на тему
Данная разработка подходит для высупления на педсовете, семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prez_1.ppt | 2.01 МБ |
k_seminaru.docx | 411.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Единственная возможность заставить человека сделать что -либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» Д. Карнеги
- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; - получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности ; отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег); отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов; - напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д. Факторы, способствующие профессиональному педагогическому застою:
В анкетировании, направленном на выявление способности к саморазвитию , приняли участие 20 педагогов. активное развитие - 14 человек не сложившееся развитие - 3 человека остановившееся развитие – 3 человека.
В очень незначительной мере В незначительной мере В небольшой, но и в немаленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере 1.Денежный заработок 3,8% 11,5% 23% 34,6% 27,1% 2.Стремление к продвижению по работе 3,8% 30,8% 38,5% 19,2% 7,7% 3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег 7,6% 30,8% 57,8% 0% 3,8% 4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей 7,6% 30,4% 41,8% 11,4% 8,8% 5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других 3,8% 11,4% 34,2% 30,4% 20,2% 6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы 0% 7,6% 15,2% 45,6% 31,6% 7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности 0% 7,8% 38% 41,8% 12,4% Данные, полученные в результате проведения методики, «Изучение мотивации профессиональной деятельности» занесены в таблицу:
Из проведенного анализа можно сделать общие выводы: увеличивается нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников; часть учителей стремится избежать наказания и критики; педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету; отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту и уважению со стороны коллег; часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации;
КАК сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию педагогов к самообразованию?
Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Административные методы страх перед увольнением страх перед наказанием желание иметь стабильную работу - желание формального признания заслуг - издание приказов и распоряжений; объявление выговоров и благодарностей; предоставление дополнительных отпусков; разумное распределение учебной нагрузки.
Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Экономические Обеспечение своего существования; Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности; - Желание быть защищенным в случае экономических спадов - премирование из внебюджетных фондов построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями) предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.)
Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Психологические мотив получения уважения, признания заслуг; мотив достижения успеха; потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд; - потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства. предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам; привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.; включение в резерв руководящих кадров; - перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях
Группа методов Потребности и мотивы Методы и приемы мотивирования Социальные желание иметь безопасное и комфортное рабочее место; желание удобного режима работы; желание спокойной работы без стрессов и конфликтов; - желание уверенности в завтрашнем дне. четкие должностные инструкции; своевременное предоставление информации о проверках; составление удобного расписания занятий; - корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки
В результате вышеперечисленного исследования было установлено, что в основе мотивации педагогов к саморазвитию лежат следующие виды факторов, которые расположились по степени приоритета: 1. Материальные стимулы; 2. Стремление избегать неприятностей; 3. Выполнение требований начальства; 4. Сохранение взаимоотношений с коллегами; 5. Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать себя в профессиональной деятельности.
РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА. ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
В рамках инновационной площадки индивидуальные программы профессионального саморазвития будут сопровождаться проведением проблемных семинаров, психолого-педагогических практикумов и обязательным методическим и психолого-педагогическим консультационным обеспечением.
УДАЧНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ !
Предварительный просмотр:
Выступление на конференции
«Непрерывное образование и самообразование педагогов школы:
направления и формы реализации
Слайд 1. Способы мотивации педагогов к самообразованию.
Слайд 2. « Единственная возможность заставить человека сделать что -либо это сделать так,
чтобы он сам захотел сделать это» Дейл Карнеги
Слайд 3.
Очень часто, педагоги, пребывающие в одной и той же деятельности несколько лет, начинают терять интерес к профессии, не находят перспектив для профессионального роста. Наступает застой, которому способствуют следующие факторы:
- низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации;
- получение желаемой категории, приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведёт к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);
- отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса педагога (повышение категории, признание администрации, родителей, коллег);
- отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов;
- напряжённые взаимоотношения с руководством и коллегами и т.д.
На начальной стадии инновационного проекта «Создание инновационной модели внутришкольной системы повышения квалификации педагогов в МБОУ «Малинская СОШ»» была проведена диагностика педагогов нашей школы на предмет способности и мотивации учителей к саморазвитию .
СЛАЙД 4.
В анкетировании, направленном на выявление способности к саморазвитию, приняло
участие 20 педагогов. Оценка реализации педагогом потребности в развитии производилась
по трём критериям:
активное развитие – 14 человек (Педагоги данной категории осознают и принимают творческое саморазвитие как
личностно значимую и ценностно-целевую установку. Проявляют потребность в самосовершенствовании, использует комплекс методов для самопознания и критического осмысления опыта своей работы и профессионально-личностных качеств. Способны дать адекватную самооценку своей личности и деятельности. Проявляют активность и самостоятельность в деятельности по саморазвитию, способны реализовывать свой творческий потенциал. )
не сложившееся развитие - 3 человека (Эти педагоги проявляют положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознают ее личностную значимость, но менее проявляют потребность в творческом саморазвитии. Неплохие исполнители, но бывают не уверены в своих профессиональных возможностях. Не всегда испытывают потребность в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов. Степень активности, самостоятельности и творчества имеет неустойчивый характер и сильно зависит от внешних условий. )
остановившееся развитие – 3 человека (Анализ препятствующих факторов показал, что практически для всех педагогов наиболее значимыми препятствиями в работе являются состояние здоровья и недостаток времени).
Слайд 5
- Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»
( К.Замфира в модификации А.Реана)
Данные, полученные в результате проведения данной методики, занесены в таблицу:
В очень незначительной мере | В незначительной мере | В небольшой, но и в немаленькой мере | В достаточно большой мере | В очень большой мере | |
1.Денежный заработок | 3,8% | 11,5% | 23% | 34,6% | 27,1% |
2.Стремление к продвижению по работе | 3,8% | 30,8% | 38,5% | 19,2% | 7,7% |
3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег | 7,6% | 30,8% | 57,8% | 0% | 3,8% |
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | 7,6% | 30,4% | 41,8% | 11,4% | 8,8% |
5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | 3,8% | 11,4% | 34,2% | 30,4% | 20,2% |
6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы | 0% | 7,6% | 15,2% | 45,6% | 31,6% |
7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности | 0% | 7,8% | 38% | 41,8% | 12,4% |
Слайд 6.
Из проведенного анализа можно сделать общие выводы:
- Профессиональная жизнь предъявляет к педагогам все более высокие требования (на это сегодня указывают и новые тарифно-квалификационные характеристики педагога При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.
- Возрастающая ответственность пугает педагогов. Часть учителей стремится избежать наказания и неприятностей, критики со стороны администрации и коллег.
- Важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессионализма учителя.
- Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту и уважению со стороны коллег.
- Значительная часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации, что непосредственно способствует их профессиональному росту.
Слайд 7.
Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов стимулирование, которое использует администрация в школе, должно быть комплексным, дифференцированным, гибким и оперативным. В целях повышения эффективности действия стимулов необходимо соблюдаться принципы доступности, ощутимости, постепенности. Рассмотрим методы и приемы мотивации:
Слайд 8
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Административные методы |
- желание формального признания заслуг | - издание приказов и распоряжений;
благодарностей;
отпусков;
нагрузки. |
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Экономические | - Обеспечение своего существования - Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности - Желание быть защищенным в случае экономических спадов | - премирование из внебюджетных фондов
(с обозначенными критериями)
(больничные, отпуска и т.д.) |
Слайд 10
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Психологические |
- потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства. | -предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам;
- перевод на самоконтроль, предоставление самостоятельности в действиях |
Слайд 11
Группа методов | Потребности и мотивы | Методы и приемы мотивирования |
Социальные |
- желание уверенности в завтрашнем дне. |
- корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки |
Слайд 12.
Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.
1. Материальные стимулы;
2. Стремление избегать неприятностей;
3. Выполнение требований начальства;
4. Сохранение взаимоотношений с коллегами;
5. Изменение, ради самоутверждения, для того, чтобы реализовать
себя в профессиональной деятельности.
Слайд 13
Рекомендация администрации для успешной мотивации педагогов:
- ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ
- НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ
- ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ
- БОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ –
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
-РАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА
Слайд 14
Оптимальным результатом реализации программы будет
осмысление профессиональной позиции и выстраивание траектории
профессионального развития, в зависимости от потребностей и мотивов самого педагога.
Индивидуальные программы профессионального саморазвития будут
сопровождаться проведением проблемных семинаров, психолого-педагогических практикумов и обязательным методическим и психолого-педагогическим консультационным обеспечением. Именно для этого и существует наш проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию
Анкета для самодиагностики способности педагога к саморазвитию...
Творческие задания, как способ мотивации детей
Творческие задания, как способ мотивации детей...
Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...
Доклад "Мотивация учащихся к саморазвитию"
Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчерки...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Управленческий проект «Проект «СоК-349» *- как способ мотивации профессионального развития и личностного самосовершенствования педагогов ОДОД» *СоК 349 (Содружество Коллективов)
Цель проекта: создание профессиональной команды педагогов.Задачи:Повышение личной эффективности профессиональной деятельностиПовышение коммуникационных навыков и навыков командной работыПреодоление ли...