Доклад "Мотивация учащихся к саморазвитию"
материал по теме
Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчеркивают значение этой проблемы для теории и практики воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_9.docx | 58.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Районные педагогические чтения
«Воспитание потребности саморазвития школьников»
Мотивация подростков к саморазвитию
Автор:
Екатерина Викторовна Метленко,
учитель русского языка и литературы
II кв.категории,
классный руководитель 10 класса
МОУ Квитокская СОШ № 2
Рецензент:
Любовь Яковлевна Ямолтдинова,
руководитель МО классных руководителей
МОУ Квитокская СОШ № 2
г.Тайшет
2009 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретическое значение темы «Мотивация подростков к саморазвитию»
- Цели и мотивы саморазвития…………………………………….3
- Этапы целеполагания и мотивации……………………………...4
Глава II. Практические рекомендации к саморазвитию подростков
2.1. « Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…»……………5-6
2.2. « Дневник развития»……………………………………………….6-8
2.3. День самоуправления………………………………………………8-9
2.4. Школьная олимпиада………………………………………………9-10
2.5. Презентация и неделя перспектив………………………………. 10-11
2.6. Творческие поручения……………………………………………..11-12
2.7. « Книга больших идей», « Наши успехи»……………………….12
Заключение……………………………………………………………….13.
Список литературы………………………………………………………14
Приложение……………………………………………………………….
Введение
Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
Теодор Рузвельт
Вопрос формирования у школьников потребности в саморазвитии личности в настоящее время еще не разрешен ни в теоретических исследованиях, ни в методических работах, хотя известные ученые подчеркивают значение этой проблемы для теории и практики воспитания.
Мне не удалось обнаружить целостных исследований, посвященных изучению процесса и условий успешного формирования у школьников потребности к саморазвитию. Отдельные аспекты интересующего нас вопроса описаны современными учеными: Г.К. Селевко, Е.И. Горячевой, Ф.И. Кевля и т.д. Например, в технологии саморазвития Г.К. Селевко акценты сделаны на воспитании доминанты самосовершенствования, формировании самоуправляющих механизмов личности, индивидуального стиля деятельности.
Глава I.
Теоретическое значение темы «Мотивация подростков к саморазвитию»
1.1. Цели и мотивы саморазвития
Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему «Мотивация подростков к саморазвитию». Определение целей и задач саморазвития имеет большое теоретическое и практическое значение.
Цель саморазвития – это цель педагогического воздействия, направленного на собственную личность; это мысленное, заранее определяемое представление о результате процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается формировать в соответствии с представлениями личности о сущности, процедурах, методах и средствах данного процесса.
Для того чтобы учащийся включился по-настоящему в работу, ему требуется мотивация. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед подростком, были ему не только понятны, но и внутренне приняты им. Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны, связанные с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внешние и внутренние.
внешние | внутренние |
|
|
Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами саморазвития, надо научиться ставить (и достигать) промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности.
- Этапы целеполагания и мотивации
Формирования целеполагания и мотивации к саморазвитию учащихся подросткового возраста в Квитокской СОШ № 2 происходит в несколько этапов:
1-й этап | 2-й этап | 3-й этап | 4-й этап |
Определение необходимости формирования целеполагания и мотивации к саморазвитию – процесс сбора информации, необходимой, чтобы выявить: 1. объем и содержание необходимой помощи педагога для осуществления саморазвития подростка; 2. наличие педагогов, которые смогут осуществить данную помощь; 3. определение необходимых условий для начала работы; 4. готовность родителей к сотрудничеству с классным руководителем. | Индивидуальная работа с каждым подростком по формированию целеполагания и мотивации: 1. определение необходимой педагогу группы поддержки; 2. составление программы с определением целей и задач; 3. определение места и времени встречи с подростками, нуждающимися в педагогической помощи, для ее осуществления; 4. приведение работы в соответствие с законами школьной организации. | Продолжение над индивидуальной работой с каждым подростком по формированию целеполагания и мотивации: 1. выработка критериев определения целей и мотивов; 2. определение готовности к выполнению поставленных целей; 3. постоянное обновление целей после их достижений. | Подведение итогов работы по формированию целеполагания и мотивации. |
Важно развивать и поддерживать максимально высокий уровень мотивации подростка, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего развития. Проведенная мною работа выявила цели и мотивы, которые определяют подростки.
Глава II.
Практические рекомендации к саморазвитию подростков
2.1. «Я хочу заниматься саморазвитием, потому что …»
В нашей школе было опрошено 112 учащихся 12-14 лет. Было предложено продолжить следующие высказывания: «Я хочу заниматься саморазвитием, потому что …» (можно было дать не более 3 ответов). Типичные ответы представлены в виде таблицы, (приложение № 1). Среди ответов, которые встречались менее 3 раз, можно отметить такие:
- хочу понравиться девочке
- хочу понравиться мальчику
- хочу порадовать бабушку, дедушку
- хочу доказать себе, что что-то могу
- хочу показать пример младшему брату, сестре и т.д.
Как видно из ответов подростков, большинство из них хотят заниматься саморазвитием для того, чтобы занять достойное место среди товарищей или быть лучшим среди актива, спортсменов, отличников школы.
Я пришли к выводу о необходимости работы по формированию целеполагания и мотивации учащихся подросткового возраста к саморазвитию, так как именно этот этап позволяет определить дальнейшие методы работы и желаемые результаты для каждого подростка. Саморазвитие подростка не должно ограничиваться только школьными достижениями, он должен переживать успехи во всех видах деятельности, а для этого необходимо предоставить ему такую возможность. Подросток проявляет значительный интерес к своим школьным и внешкольным успехам и прилагает усилия для новых достижений. Во многом положительные результаты формируются в общении с взрослыми: подросток принимает и выполняет советы педагогов, родителей.
Предлагаю некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, набор некоторых форм и методов работы, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом.
2.2. « Дневник развития»
Каждому учащемуся с 5-8 классы предстоит вести «Дневник развития», дневник личности, о собственном «я». Работа начинается с построения программы саморазвития. Что отличает каждого как личность и индивидуальность от других людей? Какие особенности поведения, характера делают человека неповторимым и уникальным?
Программа развития
- Сформулируйте, чего вы хотите по большему счету, каковы ваши стратегические цели – образовательные и личные.
- Определите срок достижения цели.
- Какие личностные ресурсы помогут вам достичь поставленной цели (качества, способности, умения)?
- Что в вас является препятствием к достижению цели?
- Чего вы готовы пожертвовать ради достижения цели?
- Продумайте необходимые для достижения цели шаги.
- Представьте себя достигшим цели: что вы увидите, услышите, ощутите в этот момент?
Ребятам предлагается придумать общий план дневника, его содержание, определить, что будет в каждой главе. В нем ребята будут записывать свои мысли о своем воображении, о своих способностях и пр., стараться как можно объективнее оценивать и анализировать свое состояние. Чтобы его вести, нужно прислушиваться к своему «я», узнать все о своей личности. Для начала предлагается представить автора дневника – дать интервью о себе самом. Дети составляют анкету-интервью и индивидуально заполняют ее на специальном бланке. Анкета – первая страница дневника. Возможные пункты анкеты:
- Фамилия, имя, отчество;
- Возраст, дата рождения;
- Увлечения;
- Любимый предмет в школе, время года, книга, игра, цвет, животное, еда и т.п.;
- Страна, где хотел бы жить;
- Кем хотел бы стать;
- Знак зодиака;
- Внешние данные (рост, вес, и т.д.)
- Мечта;
- Цель учебы;
- Цель жизни;
- Главные интересы;
Дневник заполняется индивидуально каждым учащимся при консультационной помощи классного руководителя и родителей. В нем дети отражают путь своего развития, вкладывая различные отзывы, характеристики, результаты тестирования и другую информацию о своей деятельности.
Умение управлять своим временем, планировать свои дела – важное условие успеха любой деятельности.
Структура дневника:
День «зачем», где дети вспоминают и записывают несколько любимых видов деятельности (увлечений, хобби, событий, действий в течение дня). Затем анализируют свои действия и деятельность в целом через вопрос «А зачем я это делаю?»
Что было сделано | Какая польза для меня | Какая польза для окружающих |
«Осознать цель», где ребята придумывают и записывают несколько видов деятельности, которой они хотели бы заняться. Затем вновь (через проблематизацию): деятельность – зачем (что даст для личностного развития, как отнесется окружение) – определение новой цели (развития).
Что я планировал | С какой целью | Что было достигнуто |
«Препарирование целей», где ребята пробуют сформулировать Достойную Цель на сегодняшний день, на месяц, на год, а может и на пять лет.
Закончить работу в дневнике можно составлением перспективы на будущее.
«Образ будущего»
- Насколько реальны поставленные цели;
- Каким я хочу стать;
- Какое я хочу видеть окружение;
- На каком месте работы я вижу себя;
- Свой ресурс (способности, наклонности, что я умею)
- Могу ли я долго и упорно работать, или интенсивно, но однократно;
- Каково мое хобби, что я делаю в свободное время;
- Приобретенные навыки, как их можно использовать для достижения цели. (приложение 2)
2.3. День самоуправления
Каждый год в нашей школе проходит день самоуправления. Это необходимый компонент содержания современного воспитания. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Ребятам самостоятельно предлагается разработать и провести необычный урок, это продолжит направление деятельности педагога по развитию общеучебных компетентностей.
Возможные варианты: урок игры, урок фантазии, урок-праздник, урок-конкурс, урок сказок, урок поделок и т.п. Главное отметить, что любой урок должен носить обучающий характер: каждый принимающий в нем участие должен научиться чему-нибудь, развить какие-либо свои способности и качества. Кроме того, главная идея любого урока - познание мира.
Проспект урока
- Почему необходим такой урок?
- Определите основную предметную область, к которой будет относиться урок.
- Опишите основную идею и задачу урока.
- Наметь основное содержание урока.
- Определите форму занятия.
- Опишите варианты оценки результатов деятельности участников на уроке.
- Материалы, необходимые для проведения занятия.
- Кто будет привлечен к подготовке и проведению занятия?
- Сколько времени нужно для максимально успешного урока?
В течение дня ребята проводят свои уроки. Оценку дают сами учащиеся, а также их ученики (приложение 3)
2.4. Школьная олимпиада
Школьная олимпиада – одна из наиболее популярных форм работы. Она предоставляет возможность, не страшась ошибок и очередной двойки, в духе азартного соревнования, задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных задач, которые подбрасывают нам наши родные предметы. Время проведения школьного тура олимпиады определяется в соответствии со сроками районного тура. В нашей школе существует практика проведения школьного этапа олимпиады в виде интеллектуального марафона. В нем участвуют все желающие, ребята с 5 – 8 классы. Они заранее от класса готовят заявку на участие, где проявляют свои творческие способности. Каждый участник ходит со своим маршрутным листом, куда выставляет свои набранные баллы. В актовом зале висит итоговый лист, где можно увидеть баллы участника по каждому предмету. Самое главное, что средний балл выводят сами учащиеся.
Таким образом, соблюдается древний олимпийский принцип: «Главное не победа, а участие», создаются равные шансы для всех учеников и достигаются основные цели олимпиады:
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие интереса к школьным предметам;
- Отбор и подготовка участников районной олимпиады (перспектива на
будущее).
Принципом такой олимпиады является, что участник должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые.
Несомненно, олимпиада есть олимпиада, и побеждает в ней сильнейший. А сильнейшим окажется тот, кто – где знанием, где интуицией – преодолеет все трудности.
Когда баллы выставлены и согласованы, определяются победители и призеры. Ими становятся ученики, показавшие наивысшие результаты. Победителя выбирают по каждому предмету. Но и в классе, между учащемися, тоже идет соревнование за первенство. Если работ, заслуживших одинаково высокие оценки, несколько, соответствующее место присуждается им всем. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей и призеров проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и денежного вознаграждения (приложение 4)
2.5. Презентация и неделя перспектив
Презентация и неделя перспектив устраиваются в школе среди классов и должны во времени занимать промежуток, достаточный для спокойного самоанализа и общественной оценки. Заранее участники выставляют все материалы презентации «Образ Я» так, чтобы желающие могли ознакомиться с ними. Участники рассказывают о себе. Особое внимание при этом уделяется достижениям и перспективам будущего развития. Форма, в которой будет проходить представление,- дело каждого участника. Это может быть рукописная книга, на каждой странице которой будет рассказано об особенностях личностного развития; стенд (фотостенд, стенд рисунков); видеоролик; компьютерная презентация и пр. Главное, чтобы весь представленный материал рассказывал об особенностях, возможностях и развитии личности, результатах, анализе деятельности и т.д.
Отдельным пунктом в презентации могут быть представлены перспективы развития личности. У детей необходимо сформулировать понимание, что развитие личности не может остановиться с окончанием программы, что особое значение имеет общественная направленность (полезность для общества) любой личности, а потом все перспективы ее развития должны быть связаны с улучшением окружающей действительности. Все участники могут задавать вопросы, высказывать мнения и давать советы по поводу перспектив развития личности. В конце подводятся итоги, вручаются грамоты и призы, которыми будут отмечены не только участники, но и их родители за помощь в участии этой недели.
2.6. Творческие поручения
В каждом классе существуют творческие поручения под девизом: «Никогда не сдаваться! ». Где каждому ученику на неделю дают поручения, в течение этой недели он должен стараться выполнить их и в конце отчитаться.
«Хозяева» или «Вахтеры» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах, готовят творческие поздравления с днем рождения от имени коллектива (рисуют открытки, пишут стихи и др.)
«Санитары» - заботятся о внешнем виде товарища, о сменной обуви, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического режима.
«Книголюбы» - заботятся о сохранности учебников, поддерживают связь со школьной библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки, собирают библиотеку своего класса, ведут «книжную больничку».
«Любознательные» или «Мудрейшие» - проводят викторины, работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке, готовят классные часы, устные журналы.
«Журналисты» - вместе с «Любознательными» готовят небольшие устные рассказы для классного часа, устного журнала в рубриках «Загадки», «Новости», «Герои», «Тайны вокруг нас».
«Друзья природы» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут «Календарь природы», участвуют сами и привлекают товарищей в операциях по защите природы.
«Веселята» или «Затейники» - находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют игротеку коллектива, вместе с учителями придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия: в том числе с участием родителей, учащихся старших классов.
«Друзья спорта» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята делали утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры, праздники.
2.7. « Книга больших идей», « Наши успехи».
Важно научить ребят индивидуально анализировать свои поступки и результаты деятельности. Таким анализом могут стать следующий прием: « Книга больших идей», « Наши успехи». Куда ребята записывают общие достижения класса, вкладывают грамоты, на основе рефлексии оценивают себя, собирают результаты диагностики и отмечают достижения и ошибки (приложение 5)
Заключение
Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью у всех ребят. Высокий уровень развития потребности и способности личности к саморазвитию, самопознанию, самоактуализации, самореализации и самосовершенствованию – залог успеха выпускника школы.
Мною были предложены некоторые идеи и практические рекомендации, которые используют педагоги в нашей школе для саморазвития учащихся.
1 Конец года для класса – время подведения итогов. Так как целый год дети вели дневник о себе, поэтому перспективой на этот год будет уместно показать результаты каждого ученика и всего класса, устроить торжественную презентацию этих дневников. Каждый участник в творческой форме представят свою программу развития. Задача – в наиболее яркой форме представить свои возможности и свои планы на будущее. Это может быть: игра на их инструментах, пение, выставка рисунков или просто яркая убедительная речь о планах стать президентом, космонавтом, учителем, и пр. А может быть рассказ о перспективах развития, фантазии на тему «Когда я буду …..» и т. д. Главное придерживаться структуры программы, так как задача – представление перспектив развития. Остальные участники будут заинтересованно участвовать в обсуждении: задавать вопросы, уточнять, давать советы. Нужно постараться максимально привлечь внимание родителей, педагогов, самих ребят к анализу достижений и получений результатов.
2 Оформить стенд « Наши перспективы» - они определят многие воспитательные задачи на следующий год.
3 Вести «Дневник развития» с 1 класса при помощи классного руководителя и родителей.
Список литературы
1. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, 2007, № 10.
2. Классный руководитель. Научно-методический журнал, 2003, № 8.
3. Материалы консультации.
4. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя. Ростов.: «Феникс»,
2008.
Приложение 1
« Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…»
Варианты ответов | |
Внутренние мотивы: | |
…хочу получить одобрение со стороны учителей …хочу получить одобрение со стороны родителей …хочу развить трудолюбие, упорство …хочу развить память, внимание …хочу хорошо учиться | 6% 14% 16% 40% 20% |
Внешние мотивы: | |
…хочу быть ответственными перед учителями …хочу быть ответственным перед товарищами …хочу развить терпеливость, доброжелательность …хочу быть лучшим …хочу занять достойное место среди товарищей | 10% 24% 20% 50% 60% |
…другие ответы | 40% |
Приложение 2
Оценка урока – форма 1
ПОКАЗАТЕЛИ | САМООЦЕНКА |
Организованность и продуманность | |
Актуальность и интерес, проявленный к уроку со стороны участников (внимание, положительные отклики, активность) | |
Достижение цели | |
Уверенность и эмоциональность | |
Личное участие (вклад в общегрупповую работу) Какие качества и способности помогли при подготовке и проведении | |
Что мешало при подготовке и проведении (каких умений было недостаточно) |
Оценка урока – форма 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | 1 ГР. | 2 ГР. | 3 ГР. |
Интерес к содержанию | |||
Интерес к форме организации | |||
Интерес к цели (значимость деятельности для личностного развития) | |||
Работа ведущего (уверенность, эмоциональность) | |||
Логичность и продуманность материала | |||
Достоверность и убедительность материала | |||
Использование видеоматериала, иллюстраций и пр. | |||
Другие критерии (дописать самостоятельно) |
Рецензия на доклад
« Мотивация подростков к саморазвитию»
Доклад состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной части. Во вступительной части докладчик дает понятие о формировании у школьников потребности в саморазвитии личности.
В основной части доклада идет описание собственного опыта. Раскрывается теоретическое значение мотивации, разграничены внешние и внутренние мотивы школьника, четко выделены этапы к целеполаганию и мотивации саморазвития. Даются некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом.
Заключительная часть содержит результаты мониторинговых исследований по теме « Я хочу заниматься саморазвитием, потому что…» К докладу приложены фотографии по различным направлениям саморазвития.
Доклад составлен профессионально, системно, педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный, поэтому получил высокую оценку.
Руководитель МО классных руководителей
Ямолтдинова Л.Я. _______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА»
Почему комплексный анализ текста является оптимальной формой работы при полготовке к ГИА. Как комплексный анализ текста на уроках русского языка помогает учителю решать не только учебные задачи,...
Влияние факультативных занятий на развитие и саморазвитие учащихся
В статье содержится планирование факультативного курса "Математика после роков" для 6 класса и описаны виды работ, применяемые на факультативных занятиях...
УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМОПОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Современное общество предъявляет все новые и новые требования к человеку, если он стремится к успеху. Задача учителя – эффективно реагировать на малейшие изменения этих требований таким образом, чтобы...
Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность обучающихся на специальных курсах ....
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ К САМОВОСПИТАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ.
Статья учителя, классного руководителя как сформировать у своих учеников потребность к самоспитанию и саморазвитию...