Мотивация обучающихся
статья по психологии на тему

Громова Ольга Сергеевна

Общая классификация мотивов учения

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) мотивы, связанные с содержанием  учения: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;

2) мотивы, связанные с самим процессом  учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе ре­шения задач, т. е. учащегося увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

широкие социальные мотивы:  мотивы долга и ответственности перед обществом, учебной группой, педагогом, родителями и т. п.; мотивы самоопределения  (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования  (получить развитие в результате учения);

узколичные мотивы: стремление получить одобрение, хо­рошие отметки  (мотивация благополучия); желание быть первым   учеником,   занять  достойное  место  среди  товарищей   (престижная мотивация); отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников   (мотивация избегания неприятностей).

Мотивы поступления в школу (посещения школы первоклассниками)

Мотивы учения младших школьников

Мотивы учения старших школьников

Уровни развития мотивации учебной деятельности

 Этапы формирования и развития мотивации учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_obuchayushchihsya.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Общая классификация мотивов учения

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) мотивы, связанные с содержанием учения: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;

2) мотивы, связанные с самим процессом учения: стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. учащегося увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, учебной группой, педагогом, родителями и т. п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

узколичные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым   учеником, занять достойное место  среди  товарищей   (престижная мотивация); отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников   (мотивация избегания неприятностей).

Мотивы поступления в школу (посещения школы первоклассниками)

В качестве потребностей, которые приводят ребенка в школу, наряду с познавательной, могут быть такие как: престижная (повышение собственного социального положения), стремление к взрослости, стремление «быть как все» (не отставать от сверстников в исполнении социальных ролей).

В мотивацию учения могут входить такие мотивы как: интерес к учению вообще (часто основанный на потребности в новых впечатлениях о приобретении знаний), желание получить знания в связи с его необходимостью (необходимость призрачная), желание заслужить похвалу, желание удовлетворить свое тщеславие (быть отличником).

Мотивы посещения школы и мотивы учения могут действовать в одном направлении, а могут и расходиться.

Положительная направленность, динамика развития тех и других, зависит во многом от того, как учитель относится к ученикам.

Выделяют пять стилей отношения: активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный.

Мотивы учения младших школьников

- мотив получения высоких отметок

-долг, ответственность, необходимость получить образование

- познавательные интересы

-престижная мотивация

-мотивация успеха и мотивация избегания неудач

Мотивы учения школьников средних классов

- особенностью мотивации учения в этом возрасте является возникновение стойкого интереса к определенному предмету;

- происходит общее снижение мотивации к учению, возникают аморфные познавательные потребности;

- посещение школы не для того, чтобы знать, а потому что надо;

- главным мотивом поведения и деятельности учащихся становиться стремление найти свое место среди одноклассников, товарищей;

- происходит дифференциация мотивов у успевающих и неуспевающих школьников;

-  стремление всячески избегать критики одноклассников и страх быть ими отвергнутым;

- мотивы «подростковых установок»;

- выраженные мотивы в познании и оценке своей личности.

Мотивы учения старших школьников

1. Социальные мотивы, содержанием которых является осознание общественных потребностей, социальной значимости получаемого образования, долга перед обществом, семьей.

 2. Познавательные мотивы, связанные непосредственно с учением, выражающие отношение к самому процессу обучения и содержанию учебных дисциплин.

 3. Профессиональные мотивы, связанные со стремлением к овладению профессией, специальностью.

 4. Мотивы социальной идентификации, то есть степень влияния коллектива на учащегося, стремление его к определенному ролевому статусу в группе.

 5. Утилитарные (личностные) мотивы, связанные с получением определенных лично-значимых результатов, выгод.

Уровни развития мотивации учебной деятельности

1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и педагогом, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.

3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Широкие нерасчлененные социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Мотивы, цели, эмоции, умение учиться

 Умение учиться. Если ученик умеет учиться (ставить и решать учебные задачи), то он имеет возможность достигать положительных результатов, получать радость (удовлетворение) от учебных достижений – мотивация успеха, достижения.

Умение учиться развивается, конечно, и самостоятельно, но роль педагога безусловно велика (ЗАР, ЗБР, ЗПР). Самое важное в помощи педагога - привить заинтересованность не столько к достижению результата решения, сколько к анализу процесса решения, поиску обобщенных способов решения, возможности их использования в изменившихся ситуациях.

Методами изучения мотивации учения являются: наблюдение, создание ситуаций выбора, опрос (анкетирование, тестирование).

Наблюдение.  Типичные ситуации для наблюдения:

  • как поведет себя ученик в ситуации, когда он полностью предоставлен самому себе, когда его никто не контролирует и не оценивает;
  • какие побуждения возникают у ученика по мере усиления руководства и контроля со стороны педагога;
  • как будут меняться эти побуждения в зависимости от норм оценки его взрослым;
  • как будут изменяться ориентации ученика в условиях, когда ему надо отдать предпочтение одному из нескольких побуждений, соподчинить их при наличии так называемой «борьбы мотивов».

Этапы формирования и развития мотивации учения

1. Правильная оценка, понимание того, какие мотивы должны быть доминирующими для учащегося.

2. Определение возрастных особенностей мотивации учения. То есть четкое понимание того, какие мотивы, цели учения, отношение к нему являются необходимыми для конкретного возраста. При этом важно понимать не только мотивы определенного возраста, но и побуждения возраста, предшествующего и последующего.

3. Диагностика особенностей мотивации – изучение, анализ мотивации конкретных учащихся, с которыми работает педагог (как каждого учащегося, так и учебного коллектива в целом).

4. При понимании того, что мотивация учения развивается неправильно, снижается, необходим отдельный – 4-й этап – анализ причин неправильного развития мотивации (проблемы со знаниями, недостаточные учебные умения, низкая обучаемость, проблемы с собственно мотивами и т.д.).

 5. Формулирование цели (целей) и задач формирования (развития) мотивации учения.

6. Определение субъектов и объектов формирования.

7. Определение методов, способов, приемов и средств формирования. Это, по сути, некий план действий.

8. Осуществление мероприятий (реализация методов, приемов и средств) формирования мотивации.

9. Оценка эффективности проделанной работы.

Оценка в развитии мотивации

Педагоги, нередко пользуясь отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе, сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности. Отметка в этом случае приобретает в глазах учащегося самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учеников адекватной самооценки работы, ее рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования

Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее  у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более ...

Решение проблемы низкой мотивации обучающихся при изучении безоценочных предметов.

Предлагаются пути решения проблемы недостаточной мотивации школьников при изучении безоценочных предметов на примере курса ОРКиСЭ. Раскрывается механизм подросткового восприятия себя как личности и, в...

Использование ИКТ как средство повышения предметной мотивации обучающихся в процессе изучения нового материала

Одно из перспективных направлений для повышения мотивации в процессе обучения и изменения процесса  преподавания заключается в использовании ИКТ технологий. В данной научно-методической статье от...

Семинар "Диагностика и развитие мотивации обучающихся в образовательном пространстве

Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задает себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к у...

Осуществление метапредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС ООО

Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-8-го класса. Чем старше ребенок, тем ниже мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смы...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...