Семинар "Диагностика и развитие мотивации обучающихся в образовательном пространстве
методическая разработка по психологии по теме
Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задает себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время у большинства учащихся слабо выражена мотивации к учебе и с каждым годом она только падает. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос: Что является ее движущей силой, что в свою очередь ее формирует? Задача образования – опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества и самого человека сторону
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 83 КБ |
презентация | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
тема «Диагностика и развитие мотивации обучающихся в образовательном пространстве»
Слайд 2.
В своей основе педагогический труд – настоящий творческий
труд – стоит близко к научному исследованию.
Эта близость, родство заключается, прежде всего,
в анализе фактов и необходимости предвидеть.
Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов,
причинно-следственные связи между ними,
предотвращает многие трудности и неудачи.
Сухомлинский В.А.
Каждый проработавший в школе хотя бы несколько лет задает себе вопрос: «Почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе многие дети относятся к учебе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у школьников нет мотивации. Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время у большинства учащихся слабо выражена мотивации к учебе и с каждым годом она только падает. Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос: Что является ее движущей силой, что в свою очередь ее формирует? Задача образования – опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества и самого человека сторону.
Слайд 3.
Как же привить ребенку желание учиться? К сожалению, одной универсальной методики нет, ведь у каждого ребенка есть свои особенности, которые обязательно должны быть учтены. Кроме того, на учебную мотивацию влияют и возрастные особенности школьника.
Слайд 4.
Слайд 5.
Для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние, так или иначе, всегда подчинены ведущим мотивам. В одних случаях ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других – желание получить образование, в третьих – интерес к самим знаниям. Все эти мотивы могут быть подразделены не две большие категории, Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, другие – с более широкими взаимоотношениями ребят с окружающей средой. К первой группе относятся познавательные мотивы, в другом – социальные.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь различные уровни.
Различные мотивы могут иметь неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, познавательные мотивы проявляются в принятии способов решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями. Учебно-познавательные мотивы проявляются в самостоятельных действиях по поиску различных способов решения, в вопросах о разных способах работы. Мотивы самообразования обнаруживаются в вопросах к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях по самообразованию. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает учиться, в умении выстроить мотивы по степени их значимости. Реально действующие выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной трудности и т.д. С учетом этой сетки параметров мотивации учитель может дать полную и достаточно дифференцированную оценку мотивов учения школьников. Например, учитель может отметить то, что у школьника преобладают познавательные мотивы третьего уровня (самообразование), что он ориентирован на общение с другим человеком (т.е. социальные мотивы менее развиты), что имеющиеся познавательные мотивы осознаны и устойчивы, но недостаточно действенны, что процесс приобретения мотивами новых качеств, например, действенности, выражен слабо и т.д.
Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе формирования у ребенка учебной деятельности. Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.
Слайд 6.
В идеале картина может быть представлена так: для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы; - в средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний; - в старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы-мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? Чтобы это выявить необходимо диагностировать мотивацию детей.
Слайд 7.
В психологии существует множество таких методик. Некоторые из них представлены на слайде: Н.Г. Лусканова «Оценка уровня школьной мотивации», Г.А. Карпова «Диагностика учебной мотивации школьника», Е.В.Игошина «Методика исследования мотивов учения», Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская «Мотивация учебной деятельности», А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Матис «Формирование мотивации».
Психологами нашего образовательного учреждения используется методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации» в целях:
- выявить уровень сформированности познавательной мотивации;
- определить различный уровень познавательной мотивации;
- развивать способности обучающихся;
- корректировать мотивацию обучающихся (психологи проводят коррекционную работу в виде занятий, тренингов, консультаций в течение учебного года).
В начале учебного года производится диагностика школьной мотивации всех обучающихся школы: Мы выявляем школьников с высоким уровнем школьной мотивации и низким уровнем. Затем проводим более узкую диагностику в целях выявления обучающихся с максимально-высоким уровнем мотивации (это обучающиеся, которые являются хорошистами и отличниками, а также активными участниками олимпиадного движения, кокурсов различных уровней), хорошим уровнем (дети, которые усваивают программный материал на хорошем уровне, успешно заканчивают школу, сдают экзамены), низкой школьной мотивацией (занимаются в основном на «3»), с мотивационной незрелостью (неуспевающие).
Слайд 8-11.
Проведя диагностику мы можем ответить на вопрос: Как обстоит дело в реальности? В 1 ступени обучения ребенку все интересно, он стремится познать новое, неизведанное, поэтому уровень познавательной мотивации наивысший. Во второй ступени происходит формирование социального статуса ребенка. В 3 ступени обучения происходит определение школьников к взрослой жизни (социальные мотивы).
Таким образом - задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять ее в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально – успешного жизненного стиля учащегося.
Слайд 12.
Слайд 9.
Д.Б. Эльконин отмечал: «Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя». Как же сформировать такую позицию школьника? Многочисленные исследования убедительно показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех его компонентов.
Думаю что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать, но начинать надо как можно раньше, лучше с первого класса.
- Анкета «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
Источник: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Интерпретация результатов:
Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.
- Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
Источник: Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.
Подчеркните 1- 3 утверждений, с которыми Вы согласны:
Я учусь, потому что
1. Заставляют родители.
2. На уроках интересно.
3. Хочу больше знать.
4. Чтобы потом получить хорошую работу.
5. Чтобы не огорчать родителей.
6. Чтобы не отставать от товарищей.
7. Чтобы не опозорить класс.
8. Мне нравятся учителя в нашей школе.
9. Чтобы потом много зарабатывать.
Интерпретация: все вопросы анкеты можно разделить на группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (внутренние мотивы).
1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явления и т.п. (утверждение № 3)
2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты (утверждение №2).
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (внешние мотивы).
1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями (утверждение №7);
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе (утверждение №4).
2. Узколичные мотивы - стремление занять достойное место среди товарищей (утверждение № 6), ради материального вознаграждения (утверждение № 9).
3. Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников (утверждение № 1 и 5)
Утверждение № 8 также можно отнести к внешнему мотиву.
Структура учебной мотивации | |||||||||||||
Познавательные | Коммуникативные | Эмоциональные | Саморазвития | Позиция школьника | Достижения | Внешние | |||||||
К | % | К | % | К | % | К | % | К | % | к | % | К | % |
13 | 72 | 11 | 61 | 14 | 78 | 13 | 72 | 14 | 78 | 12 | 66 | 15 | 83 |
Рекомендации:
|
Приемы развития мотивации учения в процессе обучения
В младшем подростковом возрасте развитие учебной мотивации школьника состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровня безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению - осознанному, ответственному.
. Вот некоторые из приемов:
1.Создание ситуации успеха позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока.
Можно предложить ребятам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
2. Прием "Линия времени".
Начертить на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти уроки, на которых можно "передохнуть". "Линия времени" позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
3. Прием "Оценка - не отметка".
Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки - стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
4. Прием "Автор".
Ученикам задаются следующие вопросы:
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы…
5. "Образовательная стратегия"
Учитель задает следующие вопросы:
Что ты делал, чтобы написать эту работу на "5"?
Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.
6. В начале года можно попросить учащихся ответить на ряд вопросов:
А) На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?
Б) Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймешь, что результат достигнут?
7. Упражнение "Соедини части - узнаешь целое".
Участникам раздаются пазлы с различной тематикой, например: карта, животное, иностранное слово и другое. Задание: собрать пазл и рассказать о результате.
Применение упражнений в учебном процессе позволит:
обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке;
разнообразие активных форм позволит поддерживать продуктивный темп работы на уроке;
осуществить индивидуальный подход к учащимся;
сформировать мотивацию к учению;
учащимся развивать навыки рефлексии и самоанализа;
наладить контакт ученика и учителя и создать эмоционально-доверительный фон.
10 эффективных способов мотивации учеников на уроках
Что мы наверняка знаем о детях, это то, что у них имеется совсем небольшой запас терпения и внимания. В этом отношении именно учителя имеют максимальное количество шансов на то, чтобы мотивировать ребят, так как она всегда стоят на передовой. Дети обычно действуют, предпочитая "сейчас" больше, чем "потом". И как раз учителя могут воздействовать на них такими средствами: здесь, сейчас, сегодня, в этой комнате. Мы подобрали для вас 10 эффективных способов мотивации ваших учеников, который могут способствовать повышению эффективности и результативности вашей учительской работы. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи. Сухомлинский В.А .
Учебная мотивация в младшем школьном возрасте
«Скрытая» трудность в учении Неумение школьников младших классов выделять учебную задачу
Средний школьный возраст Увеличивается число учебных предметов, разные учителя, разные требования, усложнение школьной программы, новые социальные контакты
Особенности способствующие становлению мотивации учения
Учебная мотивация в среднем школьном возрасте
Старший школьный возраст Выбор профессии; получение паспорта, гражданское совершеннолетие ; позиция старших; знакомство с новыми формами обучения; самообразование.
Особенности способствующие становлению мотивации учения
В идеале картина может быть представлена так: Потребность в интеллектуальной активности и овладение новыми знаниями, умениями и навыками Усвоение способов добывания знаний Зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования Младший школьный возраст подросток старшеклассник
В психологии существует множество методик: Н.Г. Лусканова «Оценка уровня школьной мотивации»; Г.А. Карпова «Диагностика учебной мотивации школьника»; Е.В.Игошина «Методика исследования мотивов учения»; Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская «Мотивация учебной деятельности»; А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Матис «Формирование мотивации».
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников 1-4 классы 2012 учебный год Высокий уровень (45 чел) 69% Низкий уровень (20 чел) 31% высокий (18 человек) 28 % хороший (27 человек) 42% Положительное отношение к школе (16 человек) 25% Низкая школьная мотивация (4 человека) 6% Мотивац. незрелость (0 человек) 0
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников 5-9 класс 2011-2012 учебный год Высокий уровень (27 человек) 40% Низкий уровень (40 человек) 60% Максимально высокий (11 человек) 16% Хороший (16 человек) 24% Положительное отношение к школе (23 человека) 34% Низкая школьная мотивация (17 человек) 25% Мотивац. незрелость нет
Результаты диагностики по выявлению учебной мотивации школьников 10-11 класс 2011-2012 учебный год Высокий уровень (12 человек) 43% Низкий уровень (16 человек) 57% Максимально высокий (2 человека) 7% Хороший (10 человек) 36% Положительное отношение к школе (11 человек) 39% Низкая школьная мотивация (5 человек) 16% Мотивац. незрелость (0 человек) 0%
«Позиция школьника - это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это – позиция человека, совершенствующего самого себя». Д.Б. Эльконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации обучающихся и педагогов к достижению современного качества образования
Благодаря изучению мотивации мы начнем лучше разбираться в факторах, повышающих ее у учащихся. Будем осознанно выбирать приемы работы. Со временем успехи наших учеников обеспечат педагогу более ...
Проектная и учебно-исследовательская деятельность как система развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся в образовательном пространстве МБУ ДО ДТДМ
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся – это отдельная система в образовании, одно из направлений модернизации современного дополнительного образования и вот уже много лет это н...
Статья на тему: Развитие личности в современном образовательном пространстве.
В статье рассматривается проблема развития личности в современном образовательном пространстве....
Диагностика уровня развития мотивации учащихся
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование у...
Диагностика направленной учебной мотивации обучающихся творческого объединения "Сказка"
Диагностика направленной учебноймотивации обучающихся творческого объединения "Сказка"...
Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...
Диагностики направленности учебной мотивации обучающихся творческого объединения
Диагностики направленности учебной мотивации обучающихся творческого объединения...