Конспект практического занятия на тему: «Учимся доброжелательности и толерантности».
план-конспект занятия по психологии (5, 6 класс) на тему

Крыцына Елена Александровна

Самоанализ занятия на тему: «Учимся доброжелательности и толерантности».

Выбранная мною тема, актуальна всегда, во все времена. Так как толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий успешной реализации личности в будущем. Чем раньше начинается этот процесс, тем больших результатов мы сможем достичь.

Логика и технология обучения толерантности должна быть разной. У младших школьников в основном преобладают эмоции. И обращение к эмоциональной сфере (например, через рисунок, ролевые игры) позволяет формировать у них естественную мотивацию к новым знаниям и толерантности. Поэтому на занятии я использовала разные формы деятельности (диагностическую, просветительскую, игровую, творческую).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект практического занятия

для младших школьников педагога – психолога

МБОУ СОШ №3 г. Кызыла Крыцыной Елены Александровны

на тему: «Учимся доброжелательности и толерантности».

Цели и задачи:

  • дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
  • воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Форма проведения: практическое занятие

Возраст детей - 6 класс

Ход занятия:

Игра-приветствие «Здравствуй».

Цель: создать особую комфортную, доверительную атмосферу.

Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Друзья мои, когда вы встречаетесь, какое самое первое слово говорите при встрече? (Здравствуйте.)

- Что желаем мы, когда говорим слово "здравствуйте”?

(Здоровья)

- Какими еще словами можно поздороваться? (Добрый день.)

- А что желаем, когда говорим: добрый день? (Желаем добра.)

- И я сегодня вам еще раз говорю: Здравствуйте! И желаю вам доброго дня! И думаю, что наше занятие будет интересным и продуктивным!

Упражнение «Мое настроение»

Педагог-психолог: - Если у вас хорошее настроение, что вы можете подарить другим людям при встрече с ними? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой. Сейчас я вам покажу картинки. Что это? (Облака). Посмотрите на облака. Что с ними? (У них разное настроение). А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные? (По улыбкам). Молодцы!

- А почему у людей бывает такое разное настроение? (разные характеры, темпераменты)

Обучение навыкам самоанализа.

Педагог-психолог: - Ребята, как вы думаете, а почему мы все такие разные? Да потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности - у нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями, дружили с разными людьми – все это отложило на нас особый отпечаток. Каждый человек уникален и по–своему неповторим. И хотя мы такие разные, нужно научиться сосуществовать, дружить, общаться и терпимо относиться к особенностям характера и внешности других людей. Это важно помнить и в семье, и в обществе. Все это и значит быть толерантным человеком! 

Информация на слайде с определением толерантности.

Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) способность человека принимать окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя.

Упражнение «Мы разные, но похожие»

Педагог-психолог: - Ребята хоть мы все такие и разные, но есть то, что нас всех объединяет, и я сейчас вам это докажу.

Игра «Подойдите, у кого….». 

  • русый (темный) цвет волос;
  • родился зимой;
  • в имени есть буква «А»;
  • любит мороженое;
  • кто живет в частном доме;
  • у кого есть брат;
  • у кого волосы ниже плеч.

Педагог-психолог : - Вот видите ребята как много у нас общего! Как мы все с вами похожи!

- Но все же часто бывает так, что наше мнение и мнение окружающих людей могут не совпадать. И это становится причиной ссор и конфликтов.

Как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?

 (Ответы детей):

  • не понимают друг друга;
  • не уступают друг другу;
  • не умеют сдерживаться;
  • не принимают чужого мнения;
  • хотят всегда быть главным;
  • не умеют слушать других;
  • делают назло и т.д.
  • Ребята посмотрите на этот шарик, какой он? (круглый, овальный), а какого он цвета?
  • Вот видите, как вы по-разному описываете этот шарик! Так и в жизни у каждого свое видение, свой взгляд на вещи.

Вывод: самое важное при общении с другими людьми - это владеть собой, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать. Все это есть черты толерантности, т.е. терпимости.

- Давайте проверим себя – насколько каждый из вас толерантен.

Тестирование «Насколько ты толерантен».

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

Ты разговариваешь с ним.

Ты говоришь, что все мальчик - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если кто-то загнул меньше, это не беда! Главное, что ты добрый и со временем у тебя все получится.

- Поэтому мы все  должны стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Игра "Комплименты".

Цель: повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.

Педагог-психолог: - А теперь давайте немного разомнемся и поиграем. Вы же все любите, когда вас хвалят и говорят приятные вещи, не так ли? Предлагаю вам игру «Комплименты»!

Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг, он очень добрый»).

Обсуждение:

1. Что вы испытывали, произнося комплименты?

2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?

Ответы детей

Рефлексия

Педагог-психолог: - Ребята я посадила волшебное дерево добра! (рисунок дерева на ватмане) Это яблоня, она растет в России. Так как мы любим, когда нам говорят ласковые слова, так и растения без доброго отношения не могут. Я не смогу обойтись без вашей помощи, напишите на яблочках что нужно сделать, чтобы ваш класс, школа, город, страна стали пространством толерантности и доброжелательности. А теперь приклеим их на дерево.

-  Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых

  • Не ссориться, стараться понять друг друга
  • Не обращать внимания на национальность, религию, внешность, привычки
  • Больше общаться, узнавать друг друга
  • Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

Педагог-психолог: - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

«И это дерево пусть останется в вашем сердце и на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности детей.

Педагог-психолог: - Ребята, вот и заканчивается наше занятие, попробуем подвести итог:

  • Что нового, интересного узнали на занятии?
  • Что было самым трудным?
  • Что понравилось - не понравилось сегодня?

Педагог-психолог: - Огромное спасибо вам ребята за это прекрасное время, что мы провели вместе с вами! Успехов и удачи вам!

Список используемой литературы:

1. М. Р. Битянова,  Т. В. Азарова,  Е. И. Афанасьева,  Н. Л. Васильева  «Рабочая  книга  школьного  психолога».

2. Г.  В. Солдатова,  Л. А. Шайгерова,  О. Д. Шарова  «Жить  в  мире  с  собой  и  другими: Тренинг  толерантности  для  подростков».   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИМСЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ

Слайд 2

Толерантность (от лат. tolerantia —терпение) способность человека принимать окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя.

Слайд 4

Цели и задачи: дать обобщенное представление о доброжелательности и толерантности; воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися; продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; воспитывать доброе отношение к окружающим людям.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»

Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».

Урок с элементами игровых ситуаций.  На  уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познако­миться с профессией модельера, научить­ся моде...

Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»

Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки.  ...

Конспект занятия на тему "Учись быть здоровым"

Беседа о здоровом образе жизни. Воспитаниек бережного отношения к своему здоровью....

Конспект практического занятия в рамках муниципального семинара-практикума «Психологический аспект урока» для педагогов, учителей Братского района. По теме: «Профессиональный стресс. Способы нейтрализации стресса»

Стресс неизбежный спутник жизни человека. Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания и входит в группу профессий с большим присутствием стресс факторов.От многочисленных инте...

Конспект практического занятия по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный (английский) язык по теме "Банковская и денежная система России"по специальности 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Конспект практического  занятия по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный (английский) язык по теме "Банковская и денежная система России"по специальности 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО...