Дети часто обманывают взрослых
статья по психологии на тему

Шеремет Татьяна Александровна

Наверняка вам приходилось встречаться с подобным явлением. Дети пытаются объяснить нежелательные для взрослых поступки, прибегая к фантазиям. Или вранью?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети часто обманывают взрослых

Наверняка вам приходилось встречаться с подобным явлением. Дети пытаются объяснить нежелательные для взрослых поступки, прибегая к фантазиям. Или вранью?

Для начало нужно разобраться, обман это или фантазии детей. Фантазии свойственны детям. Если они связаны с реальным миром, привязаны к окружающей ребенка действительности, это естественно и нормально. Ребенок живет постоянно в сказочном мире и часто в нем «застревает».  В фантазиях ребенка огромное значение  играет воображение. Это одна из важнейших познавательных особенностей, которая наряду с мышлением, памятью, вниманием, дана человеку.  Воображение – важный процесс, его помощью может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Развитие воображения как познавательного процесса личности велико. Постепенно, в процессе обучения и воспитания ребенок учиться управлять своей умственной деятельностью, и с появлением этих умений воображение тоже становиться управляемым. Таким образом в основе фантазий лежит развивающееся воображение. А что кроется в способности ребенка говорить неправду? Если дети обманываю, то этому они научились у нас, взрослых.   Живя в обществе, присматриваясь к окружающим, перенимая у них стили поведения, дети перенимают ложь. Особенно это происходит тогда, когда ребенок видит  плоды неправды. У него еще не сформирован нравственный портрет. А результат обмана, с точки зрения ребенка, приносит гораздо больше пользы обманывающему, чем честному человеку.

Для того чтобы фантазии не перешли в ложь и не закрепились в сознании и поведении ребенка, необходимо выяснить причину его «завираний». И первый вопрос, который взрослый себе  должен задать: «Почему ребенок говорит неправду?», «что толкает его на это?».

Ребенок боится. Необходимо выяснить, что именно его пугает. Если в семье за каждую провинность наказывают детей и в доме такой террор, то все педагогические советы пустой звук. Но причина может крыть в развитой эмоциональности ребенка. Он боится огорчить близких ему людей.

- прежде чем ругать выясните причину «фантазий».

-не считайте вещи более ценными, чем эмоциональная сфера вашего ребенка.

- дайте ребенку возможность «реабилитироваться».

Избегает наказания. В этом случае, как и в первом, скорее всего в доме царит авторитарное управление жизнью ребенка.

- не используйте физическое наказание – это унижает ребенка.

- помните, что авторитарность никогда не взращивала свободную и гордую личность.

- никогда не наказывайте ребенка в присутствии других детей ли взрослых.

- старайтесь не хвалить других детей в присутствии ребенка.

Хочет нравиться. Потребность любви  окружающих, в их хорошем отношении к ребенку является одним из  ведущих мотивов его деятельности. Достаточно вспомнить как, ребенок ждет оценки его поступков, или сделанных его руками поделок.

- меньше критикуйте ребенка, больше хвалите.

- если критикуете, объясните ребенку за что.

- доверяйте своему ребенку, это поможет ему в трудных случаях.

Не хочет нравиться. Это очень сильный мотив для лживого поведения. Ребенок в этом случае устал доказывать свою состоятельность. Он прибегает к другому способу обратить на него внимание- совершает неприглядные поступки.

- не заставляйте своего ребенка постоянно что-то доказывать.

- помните, что ведя себя плохо, ребенок, как правило, привлекает к себе внимание.

- ищите вместе пути решения его детских жизненных задач.

Уходит от насмешек. Особенно насмешки тягостны тонким и ранимым детям. «Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковать.»(Маленький принц). А. С.- Экзюпери.

- не забывайте, что ребенок очень часто находится в своем, созданном мире.

- не насмехайтесь над ребенком, особенно в присутствии сверстников.

- переносите проблемы вашего ребенка на вашу жизнь.

- старайтесь понять вашего ребенка и принять его позицию.

Маленький неудачник.  Ложь – это способ привлечь к себе внимание. Если у ребенка в повседневной жизни, как правило. Ничего не получается, он начинает выдумывать свои успехи.

- постоянно поддерживайте в ребенке уверенность в собственных возможностях.

- почаще рассказывайте ребенку о своих  детских неудачах и их преодолениях.

- разбирайте с ребенком каждую выдуманную им деталь своей жизни и делайте правильные и оптимистичные выводы.

Педагогические советы:

  • Нельзя подозревать ребенка во лжи, вполне возможно, он фантазирует.
  • Развивайте воображение ребенка, этим самым вы лишите его причин для лжи.
  • Выяснив причину обмана, немедленно предпринимайте попытку ее уничтожения.
  • Относитесь к ребенку с доверием и постоянно авансируйте результаты его поступков.
  • Если ваш ребенок склонен к фантазиям, пофантазируйте вместе с ним, но следите за тем, чтобы он возвращался в реальность.
  • Если ваш ребенок склонен ко лжи, немедленно дайте ему понять, что вы знаете правду. И так каждый раз.
  • Будьте правдивы! Эта самая лучшая методика.

Материал составлен

 педагогом-психологом  Шеремет Т. А.

МБОУ ЦДК «Детство» г. Краснодара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок часто обманывает...

Все дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы совра...

НОД по ознакомлению детей с трудом взрослых. Тема "Ателье"

На занятии познакомила детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщицей, швеей.Дети получили представление об их профессиональных и личностных качествах..Дала представление о происхождении тк...

Ознакомление детей с трудом взрослых в дошкольном возрасте

Работа проводимая с детьми дошкольного возраста в коррекционной образовательной организации....

Классный час на тему "Что я буду разрешать детям, когда стану взрослым"

Классный час на тему "Что я буду разрешать детям, когда стану взрослым"...

«Что я буду разрешать своим детям, когда буду взрослым»

Учитель: Здравствуйте, ребята! За окном морозная зима, но она становится чуточку теплее ,когда мы вспоминаем о празднике , который любят все дети и взрослые. О каком празднике идет речь?Дети: Новый го...

Сказкотерапия. Если ребенок часто обманывает.

Два сказкотерапевтических сюжета на случай, если ребенок обманывает часто и уже даже по пустякам. Возможно, одна из этих сказок произведет на него впечатление, даст посмотреть на себя со стороны, и ре...

Взрослые уже были детьми, а дети ещё небыли взрослыми.

Родителям необходимо стараться проявлять терпение к своим детям, т.к. от этого зависит психологический климат в семье, понимание и во многом будущее ребёнка....