Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников
статья по психологии по теме

Касенова София Маратовна

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_terapiya_sofiya_-_kopiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры — ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре.

Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не уверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Игровая терапия используется как у младших так и у старших школьников. Дети младшего школьного возраста, которые только адаптируются к учебному процессу сталкиваются с трудностями не только в обучении, но и в общении игровая терапия оказывает развивающее, расслабляющее, а также коррекционное воздействие на учащихся, так как во время дружеской, непринужденной обстановки игровой терапии, дети не чувствуют напряжения, скованности, тем самым адаптационный период ребенка к школьному обучению проходит легче. Также и среди старших классов школы необходимо проведение игровой терапии, так как подростковый возраст является моментом становления межличностных отношений между детьми, когда дети переходят на новую ступень жизненного этапа, во время игровой терапии можно сказать о возможности коррекции личностного развития в подростковом возрасте. Подростки становятся более самостоятельными, жизнерадостными, менее беспокойными, учатся менее негативно воспринимать неудачи и не бояться новых видов деятельности. А также учатся налаживать отношения со сверстниками, вследствие чего у них появляется больше доверия к окружающим. Во время игровой терапии подросткам удается сформировать некоторую внутреннюю шкалу оценки действия, что дает им возможность прогнозировать реакцию других людей на свои поступки. В процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе игр-занятий, можно констатировать положительный настрой детей, в самом начале проведения первых игр многие отказывались принимать участие и, недоумевая, задавали вопрос: «А зачем это?», «Не хочу». Однако уже на 2 занятии процессом игр увлеклись практически все, этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт самых активных участников. В обычных играх – тренингах учащиеся узнавали много нового о своих одноклассниках, с которыми проучились много лет, раскрывались положительные качества и черты, развивалось чувство понимания и сопереживания к другим людям.

Синтез техник и приемов директивного и недиретивного методов игровой терапии позволяет школьникам наряду с отыгрыванием тревожности, незащищенности овладевать некоторыми конкретными навыками и способами взаимодействия с людьми.  

Педагог – психолог С. Касенова

ОСШ Мелькомбинат

Ескельдинский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников

В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений  младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...

Уроки изобразительного искусства и художественного труда как средство формирования межличностных отношений.

Проблеме межличностных отношений дав­но уделяется внимание в школьной практи­ке. Уроки изобразительного искусства и ху­дожественного труда оптимально подходят для ее решения. На них часто провод...

Методическая разработка по теме: Метод проектов как одно из средств усовершенствования межличностных отношений шестиклассников (детей 12-13 лет)

         Полная технология проектирования предполагает опору на принципы, нормы и правила проектирования, совокупность которых позволяет создать самоорганизующуюся сист...

«Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»

Доклад «Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений младших школьников»...

Доклад "Трудности в межличностных отношениях школьников подросткового периода"

доклад о трудностях, возникающих в межличностных отношениях школьников подросткового периода и решение этих трудностей....

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»

Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...