Доклад "Трудности в межличностных отношениях школьников подросткового периода"
методическая разработка (5 класс)
доклад о трудностях, возникающих в межличностных отношениях школьников подросткового периода и решение этих трудностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКОУ СКОШИ № 52
Доклад
Тема: " Трудности в межличностных отношениях школьников подросткового периода"
Воспитатель:
Сивова Л.Н.
г. Москва, 2019г.
Общение со сверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельность подросткового периода.
В основе стремления подростка к общению со сверстниками лежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребность достичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности, принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации. Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками является также дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей. Поэтому «чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него» .
В сравнении с более ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстниками усложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
У подростков существует тяга к двум формам общения со сверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению.
Общение со сверстниками имеет большое значение для социализации подростка. В процессе общения со сверстниками у подростка формируются навыки социального взаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения и взаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам, увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зрелому возрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка.
И.С. Кон выделяет три основных специфических функции общения подростков со сверстниками:
Важный специфический канал информации: по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Специфический вид межличностных отношений: групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Специфический вид эмоционального контакта: сознание групповой принадлежности, солидарность товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Общение со сверстниками обладает крайней субъективной значимостью для самого подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников, достичь общественного признания в сочетании с несформированностью Я-концепции, неуверенностью в себе сопровождается порой повышенной комфортностью к ценностям и нормам группы сверстников, повышенной чувствительностью к групповому мнению.
Психологическая зависимость от сверстников играет положительную роль для социализации и самовоспитания подростка.
Однако психологическая зависимость подростка от сверстников может играть неблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантному поведению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстников являются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнуть асоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивное большинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантная группа, в которой его примут со всеми недостатками.
Многие исследователи считают, что ведущая деятельность подросткового возраста – интимно-личностная.
Поэтому именно в подростковом возрасте, как правило, возникают истинно дружеские отношения со сверстниками. Близкая дружба считается одним из новообразований подросткового возраста. В дружбе подростков, как правило, уже присутствуют взрослые атрибуты – поддержка и помощь, откровенность и понимание, чуткость и отзывчивость.
Дружба оказывает огромное влияние на психологическое и социальное развитие подростка. «Общение, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, свой внутренний мир, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. … С возрастом все важнее становится «родство душ» — общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение в личных ценностях, стремлениях, точках зрения по важным вопросам. Становлению такой дружбы сопутствуют обсуждения всевозможных жизненных, этических, эстетических проблем и споры – нередко долгие, очень эмоциональные. Друзья начинают общими усилиями воплощать их в жизнь: вместе овладевать знаниями, умениями, развивать разные качества, помогать друг другу … общение имеет характер особой деятельности, предметом которой является другой человек – товарищ, а содержанием этой деятельности – построение взаимоотношений и действование в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные поступки, видеть их этическое содержание, оценивать его; обогащаются представления о личности товарища и собственной личности, а также изменяются оценки и самооценки. В результате таких размышлений возникает активность, направленная на исправление не только собственных недостатков, но и недостатков товарища».
На разных стадиях подросткового возраста мотивы выбора друзей различаются: «Младшие подростки, как правило, выбирают друзей на основе общности занятий, дел, которыми можно вместе заниматься».
Потребность старших подростков в интимно-личностном общении проявляется и в форме романтической любви к сверстнику противоположного пола, которая сопровождается, как правило, огромным эмоциональным накалом, но в то же время в большинстве случаев не является долговечной. Безответное чувство становится источником очень тяжелых переживаний подростка.
Интерес к противоположному полу обычно так же оказывает положительное влияние на социализацию подростка.
Таким образом, общение подростка со сверстниками крайне важно для его психического развития и социализации. В процессе общения со сверстниками подросток приобретает навыки социального взаимодействия «на равных», необходимые в его последующей взрослой жизни.
Учеными было выяснено, что особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла.
7 основных межличностных проблем.
1. Затруднения при знакомстве с новыми людьми, неумение наслаждаться новыми отношениями.
2. Отрицательное эмоциональное состояние (тревожность, депрессия, одиночество).
3. Недостаток напористости.
4. Излишняя сдержанность.
5. Неумелое представление себя, побуждающее других считать человека высокомерным, незаинтересованном в общении.
6. Трудности общения и мышления в присутствии других людей.
7. Чрезмерная рефлексивность, сосредоточенность на самом себе.
Понять другого - важное условие межличностных отношений.
Для более глубокого изучения межличностных отношений школьников, мною была предложена анкета.
Анкета "Отношения в нашем классе"
Вашему вниманию предлагается анкета для изучения отношений в классном коллективе. Отметьте подходящие для Вас варианты ответов. Может быть несколько вариантов ответов.
1. Наш класс...
а) дружный и сплоченный
б) дружный, но иногда бывают конфликты
в) конфликтный, мы постоянно ссоримся
г) недружный, каждый существует сам по себе
2. Мои одноклассники...
а) лучше всех, я других не хочу
б) мне интересны
в) безразличны мне
г) раздражают меня
д) очень грубы со мной
3. На мой взгляд ...
а) в классе меня уважают
б) мои одноклассники относятся ко мне положительно
в) меня игнорируют (относятся так, как будто меня нет)
г) некоторые специально хотят меня обидеть
д) одноклассники относятся ко мне отрицательно
4. В нашем классе ....
а) есть учащиеся, которые часто подвергается насмешкам
б) некоторых из учащихся просто игнорируют, не общаются с ними
в) есть дети, которые чувствуют себя одинокими
г) некоторых учащихся часто унижают, оскорбляют
д) нет проблем в общении друг с другом
5. Хотелось бы Вам перейти в другой класс?
а) Да
б) Нет
6. Почему Вы бы хотели перейти в другой класс?
а) Из-за конфликта с учителем/администрацией школы
б) Из-за конфликта с одноклассниками
в) Из-за неуспеваемости
7. Как бы Вы отнеслись к новому однокласснику? Какую позицию бы заняли (позитивную, негативную, нейтральную, позицию игнорирования) и почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какими качествами должен обладать новый одноклассник, чтобы получить расположение к себе Вашего классного коллектива? _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Подвергались ли Вы / подвергаетесь ли сейчас жестокости со стороны одноклассников?
а) Нет
б) Да, психологическая жестокость
в) Да, физическая жестокость
10. Как Вы справляетесь с трудностями в общении с одноклассниками? ______________________________________________________________________________________________________________
11. Необходима ли Вам помощь психолога?
а) Да
б) Нет
Список использованной литературы
1. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.:Изд-во Эксмо, 2005.-896с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство коррекции и развития межличностных отношений младших школьников
В данной работе рассмотрены теоретические и практические аспекты коррекции и развития межличностных отношений младших школьников.Материалы работы могут быть использованы классными руководи...
Семинар "Психологические особенности школьников подросткового периода"
Возрастные психологические особенности школьников подросткового периода.Пути решения педагогических проблем....
Роль воспитателя в становлении межличностных отношений у младших школьников.
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки ка...
Межличностные отношения и творческая активность школьников
Введение.Психологические особенности детей с нарушением слухаМежличностные отношения и возрастные особенности школьников.Роль воспитателя в формировании межличностных отношений.Из опыта работы.Рекомен...
Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное...
Пролема межличностных отношений в подростковой среде
Данная презентация посвящена исследованию проблемы межличностных отношений в подростковой среде. Данная проблема изучается на примере учащихся 9-х классов....
Научно-исследовательская работа "Влияние самооценки на развитие межличностных отношений в подростковом возрасте"
Влияние самооценки на развитие межличностные отношения в подростковом возрасте. В работе представлены результаты школьного исследования о том, как представления о своей внешности, качествах влияют на ...