Анкета "Причины неуспеваемости"
материал по психологии (8 класс) по теме
Школьная неуспеваемость была и остается актуальной проблемой обучения. Предлагаемая анкета направлена на выявление факторов риска и является попыткой систематизировать данные опросов учеников основной школы о причинах низкой успеваемости. Анкета предназначена в основном для учеников 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_o_prichinakh_shkolnoy_neuspevaemosti2.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Причины неуспеваемости»
для учащихся 8-9 классов
Методическая разработка
Разработчик: педагог-психолог
ГБОУ лицей № 299
Захарова Т.В.
Школьная неуспеваемость была и остается актуальной проблемой обучения. Сегодня основной контингент учащихся с низкой успеваемостью — ученики 8 — 9 классов.
Основными факторами и объективными причинами школьной неуспеваемости являются следующие:
- Особенности учебной деятельности в средних классах. Учебная деятельность в основной школе требует от ученика умения мыслить и организовывать свою деятельность самостоятельно. Многие подростки оказываются к этому не готовы.
- Иной тип взаимоотношений с учителями в средних классах. Стиль взаимоотношений педагогов и учащихся в основной школе носит, как правило, более демократичный характер по сравнению с начальной школой. Демократизм педагога подросток часто воспринимает как либерально-попустительский и, как следствие, не считает необходимым выполнять все требования учителя.
- Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов. Прежде всего неумение обобщать и классифицировать. Продолжает доминировать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как обучение на основной ступени требует определенного уровня сформированности мышления в понятиях.
- Индивидуально-типологические особенности школьника. В учебной деятельности присутствует много заданий, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных качеств и свойств нервной системы ученика (выносливость нервной системы и ее устойчивость к раздражителям). Известно, что у подростков часто встречается неустойчивость настроения, поведения, самооценки, Они ранимы, временами могут испытывать необоснованное чувство тревоги, бывают возбудимы. Эмоциональные проблемы также чвляются факторами риска школьной неуспеваемости.
- Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ. Новый материал оказывается недоступным, если у школьника имеются пробелы в знаниях и несформированность учебных умений и навыков.
- Интеллектуальная пассивность. Учебная деятельность это, прежде всего, познавательный процесс. Интеллектуальная пассивность отрицательно сказывается на успеваемости школьника. Характерным показателем проявления интеллектуальной пассивности является негативное отнрошение к любой умственной деятельности, низкая работоспособность. Причины «умственной лени» чаще всего связаны с недостатками обучения и воспитания. Существенным фактором, влияющим на возникновение интеллектуальной пассивности, является познавательный климат семьи. Но иногда в ее основе лежат пробелы в знаниях, неумение применять полученные знания на практике или новом материале, отсутствие должной сформированности учебных умений и навыков, отсутствие привычки выполнять задания самостоятельно.
- Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка. Безразличное отношение родителей к учебным успехам ребенка, напряженные отношения в семье или конфронтация между родителями и школой — все это не способствует успеваемости ученика, так как либо снижает ценность образованияв глазах школьника, либо отвлекает внимание учащегося от обучения.
- Отсутствие адекватной учебной мотивации.
- Чрезмерная учебная нагрузка.
Перечисленные факторы необходимо рассматривать как факторы риска, которые могут стать причинами школьной неуспеваемости.
По мнению самих подростков причины неуспеваемости кроются в них самих. В качестве основной причины ими называется отсутствие каких-либо способностей: «плохая память, слабое внимание, неумение думать». Подростки сетуют на «лень, безволие». Такая оценка сформирована, как правило, под воздействием взрослых. В то же время, неверие в свои силы, основанное на авторитетном мнении взрослых, оказывает отрицательное влияние на учебную деятельность школьника.
Второй по частоте причиной трудностей подростки называют сложность учебной программы или отдельных предметов. Третья причина — некомпетентность педагогов.
Предлагаемая анкета направлена на выявление факторов риска и является попыткой систематизировать данные опросов учеников основной школы о причинах низкой школьной успеваемости. Анкета предназначена в основном для учеников 8 класса. Каждому учащемуся выдается бланк анкеты с утверждениями и инструкцией. При необходимости ученик может дополнить предложенный перечень утверждений.
При обработке следует учитывать, что одно и то же утверждение может отноститься к разным факторам и причинам, поэтому данную анкету целесообразено использовать вместе с другими методами исследования.
Обработка:
Факторы риска и причины неуспеваемости | Номера утверждений |
Особенности учебной деятельности в средних классах | 1,2,3,6,9 |
Иной тип взаимоотношений с учителями в средних классах | 7,8,28 |
Недостатки в формировании отдельных познавательных процессов | 1,10,11 |
Индивидуально-типологические особенности школьника | 1,2,3,9,11,12,13,18 |
Пробелы в знаниях и отставание в усвоении учебных программ | 1,14 |
Интеллектуальная пассивность | 1,5,9,25 |
Отношение родителей к обучению в школе и ситуация внутри семьи подростка | 16,17,18,19 |
Отсутствие адекватной учебной мотивации | 19,24,25,26,27 |
Чрезмерная учебная нагрузка | 4 |
Неверие в свои силы | 20,21,22 |
Сложность учебной программы | 1,23 |
Некомпетентность педагогов | 8,15,28 |
В результате определяется, какие факторы или причины неуспеваемости упоминаются школьником чаще всего.
Литература:
- Психология подростка. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана — Спб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - стр. 164 — 200.
ГБОУ лицей № 299
Социально-психологическая служба
Анкета для учащихся
Уважаемые лицеисты! Социально-психологическая служба просит вас ответить на вопрос о причинах низкой успеваемости учащихся. Ниже представлен список возможных причин неуспеваемости среди учащихся основной школы. Выберите из представленных позиций те, которые относятся лично к вам. Если есть какие-то другие причины, допишите их.
Я считаю, что основные проблемы и трудности в моем обучении состоят в том, что:
- Мне трудно уложить в голове весь тот материал, который дается на уроке.
- На уроке я просто не успеваю делать то, что нужно.
- Я не могу организовать себя на уроке и при выполнении д/з.
- В школе очень большая нагрузка, много задают.
- Если я не понял что-либо на уроке, я просто не делаю д/з.
- Мне трудно организовать себя для выполнения д/з, потому что я не понимаю, за что браться в первую очередь.
- Учителя не требовательные.
- Я не могу получить от учителя дополнительные объяснения, если чего-то не понял на уроке.
- Не могу сосредоточиться на уроке, потому что в классе плохая дисциплина.
- Я часто не могу вспомнить, о чем говорилось на уроке.
- Я невнимателен, постоянно отвлекаюсь.
- Я очень эмоционален, часто эмоции захлёстывают меня, и это не позволяет мне думать об учёбе.
- Из-за того, что я сильно нервничаю, не могу сосредоточиться на уроке, не могу хорошо ответить.
- У меня много пробелов в знаниях.
- Некоторые учителя плохо объясняют материал.
- У меня в семье проблемы, я занят их решением.
- Родители не интересуются моей учёбой (как успехами, так и неудачами).
- Я часто не высыпаюсь, поэтому на уроке не могу быть сосредоточенным.
- У меня нет времени на учебу, я занимаюсь спортом (творчеством), подрабатываю.
- Я не умею думать.
- У меня слабая сила воли, не могу себя заставить взяться за учебу.
- Я не верю в то, что смогу хорошо учиться.
- Программа обучения слишком сложная.
- Я не понимаю, зачем учиться в школе, если большинство знаний, которые там даются, в жизни мне не пригодятся.
- Учиться — скучно.
- В школе для меня важнее общение, а не учёба.
- Я не хочу учиться.
- У меня проблем нет, это учителя придираются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика неуспеваемости
1. Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке2. Памятка для учителей, работающих с неуспевающими на уроке3. Признаки отставания-начало неуспеваемости обучающихся4.Основные принципы неуспеваемости ...
Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы: Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся? В чем в...
Школьная неуспеваемость и пути её преодоления
в статье рассмотрены физиологические и социальные причины школьной неуспеваемости. предложены рекомендации для работы с такими учащимися....
Психологические причины неуспеваемости учащихся
Презентация для педагогов....
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.
Как классному руководителю, мне пришлось столкнуться с серьезной проблемой неуспеваемости учащихся . Изучила огромное количество методической литературы. Данная статья показалась актуальной и полезной...
Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости
Дипломная работа...
Разработка педсовета на тему "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления"
Разработка нетрадиционного педсовета....
Комментарии
Диагностика необходимый
Диагностика необходимый инструмент психолога.