Педсовет на тему «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
статья по теме
Педсовет посвящен актуальной теме "Пути преодоления неуспевамости учащихся". В ходе педсовета рассматривались следующие вопросы:
Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся? В чем взаимосвязь здоровья и успеваемости? Какова роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся ? В ходе педсовета учителя были поделены на группы ,использовалась деловая игра по данной теме, кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet__puti_reodoleniya_neuspevaemosti_uchashchihsya.docx | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ
Тема : «Пути преодоления неуспеваемости учащихся»
Рабочая группа:
1. Долгова О.В. зам директора по УВР
1.Земскова Л.А.- учитель начальных классов
2.ЗахароваЕ.А. – учитель физики
3.Петрова И.В. -учитель русского языка
Уважаемые коллеги! Вам предлагается подумать над кроссвордом к педагогическому совету.
1. | |||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
Вопросы (вам дано определение, найдите определяемое слово): 1. Освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (? ). 2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста ( ? ). 3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам ( ?). 4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки ( ?). 5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия ( ? ). 6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным ( ? ). 7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение ( ?). 8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности ( ?). 9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся ( ?). 10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности (?). 11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять ( ?).
Вопросы для обсуждения к педагогическому совету:
1.Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?
2. В чем взаимосвязь здоровья и успеваемости?
3.Какова роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся?
Сегодня мы проводим педагогический совет по теме: «Пути преодоления
неуспеваемости учащихся» .
Вашему вниманию предлагались вопросы для обсуждения:
1.Как вы считаете, каковы причины неуспеваемости учащихся?
2. В чем взаимосвязь здоровья и успеваемости?
3.Какова роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся?
Подумайте над кроссвордом .
Для интеллектуальной разминки отгадаем кроссворд
1. | |||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||
Вопросы (вам дано определение, найдите определяемое слово): 1. Освоенный человеком путем упражнений способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (умения ). 2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста ( возрастные особенности ). 3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам ( способности). 4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки ( метод). 5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия ( здоровье ). 6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным ( навык ). 7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение ( обучение). 8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности ( мотивация?). 9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся ( отметка). 10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности (стимулирование). 11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять ( интерес).
2.Вторым этапом нашего педсовета будет проведение деловой игры .Учителям по группам раздам схемы , вы должны в течение 5 минут записать причины неуспеваемости учащихся .Это будет ответ на первый вопрос педсовета.
У нас появилась следующая схема
Примерная схема:
Не учитываются индивидуальные особенности учащихся
Причины неуспеваемости учащихся
Здоровье школьников (психо-физиологические особенности)
Необъективность оценок
Недостаточно развиты общеучебные умения и навыки
Семейные обстоятельства
Нежелание учить предмет
Отсутствие своевременной информации о неудовлетворительной оценке
Большой объем домашних заданий
Пропуск уроков
Проблема у нас: есть неуспевающие «2», поэтому проблема неуспеваемости стоит на первом месте.
Результаты успеваемости в 2-11 классах за 2009-2010, 2010-2011 уч. год
Качество знаний учащихся 2009- 2010 учебного года снизилось с 2010-2011 учебным годом с 42% до 33%
По классам это выглядит следующим образом:3а-снижение на 31%, 3б- снижение на27%, 4б-8%, 5а-42%, 5б-20%, 6а-43%, 6б-28%, 7а-13%,7б -27%, 8а-13%, 9а -10%, 9б- 4%, 10б-6%
Сохранение качества знаний в 4А классе, в 8Б классе , в 11 классе.
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения издавна волнует педагогов. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей "Великой дидактики". Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания.
В отечественной литературе проблеме повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников особое значение придавали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Особое внимание в решении этой задачи они уделяли всестороннему изучению детей, правильной постановке взаимоотношений учителя с учениками, совершенствованию методов и приемов учения. На основе идей выдающихся педагогов прошлого выросли социальные исследования неуспеваемости. В наши дни, когда во всех областях решаются сложные задачи повышения качества работы, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики.
Сегодня мы имеем дело с лавинообразным ростом неуспеваемости школьников. Неуспеваемость извечная головная боль педагогов.
Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый- перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как давно показано, не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.
Также выявление причин неуспеваемости обусловлено необходимостью поиска верных путей преодоления данной проблемы.
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание».
Отставание – это невыполнение требований..учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях.
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся. Разделим их на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости - недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения (отставание в умственном развитии от своих сверстников).
Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многих из них школьная программа вполне доступна.
К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, - низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала). Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически не успевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек.
В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее:
- Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,
- Коллективный урок в сменяющихся парах: Цель - обойти как можно больше своих товарищей, а те в свою очередь дома готовят карточки с заданием.
- Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.
- При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради. Посещая уроки учителей, проверяя рабочие тетради, администрация не увидела ни одной из перечисленных форм , уроки ведутся традиционно , устный опрос домашнего задания , авторитарное объяснение нового материала и если останется время- традиционное закрепление.
Другая распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету.
Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение.
Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться при желании он мог бы неплохо успевать, однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета. За 1 четверть с одной тройкой по предмету закончили22 учащегося.
Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу и т.д. Одним словом, нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.
Готовясь к педсовету мы провели анкетирование для учащихся и учителей»
Анкетирование «Умеете ли вы учиться?» проводилось выборочно в параллели5., 6, 8, 9 классах (всего 147 учащихся).
Анкета «Умеете ли Вы учиться» (для учащихся)
Шкала ответов: 2 – владею полностью; 1 – владею частично; 0 – не владею
№ | Умения и навыки | Уровень владения | Предметы, где формируется |
1. | Готовить рабочее место в соответствии с заданием | ||
2. | Планировать ход выполнения задания | ||
3. | Рационально выполнять задание | ||
4. | Осуществлять самоконтроль, самоанализ своей работы | ||
5. | Руководить работой группы, коллектива | ||
6. | Высказываться устно в виде: а) пересказа; б) рассказа; в) тематического ответа; г) сообщения, доклада; д) рецензии ответа товарища | ||
7. | Участвовать в коллективном обсуждении | ||
8. | Работать с учебником: а) понимать и пересказывать прочитанное (после объяснения учителя); б) находить информацию в учебнике (по ранее изученному материалу); в) самостоятельно прорабатывать пункт или параграф учебника; г) выделять главное в тексте; д) составлять план пункта и параграфа учебника | ||
9. | Конспектировать текст | ||
10. | Составлять вопросы по тексту | ||
11. | Работать со справочной и дополнительной литературой | ||
12. | Усваивать информацию со слов учителя | ||
13. | Усваивать информацию с помощью технических средств: а) видеомагнитофона; б) аудиозаписи; в) компьютера. |
Выводы: в общем по классам
хорошо развиты навыки – готовить рабочее место в соответствии с заданием учителя
- высказываться устно в виде сообщения, доклада
- находить информацию в учебнике
недостаточно или плохо развиты навыки
- высказываться устно в виде пересказа ( 5,7, 8, 9 классы)
- высказываться устно в виде тематического ответа (8.9классы)
- рецензировать ответы учащихся
- самостоятельно изучать параграф, выделять главное (8, 9 кл)
- составлять план по параграфу учебника (6, 8, 9 классы)
Из 25 учителей, которым была предложена анкета, приняли участие 21 человек.
Анкета «Трудности в реализации наиболее актуальных задач развития общеучебных умений и навыков» (для учителей)
Просим Вас указать, каким приемам учебного труда из названных ниже Вам трудно обучать школьников. Шкала оценки: 2 – без затруднений; 1 – иногда затрудняюсь; 0 – затрудняюсь.
№ п/п | Прием учебного труда | оценка |
1. | Планирование учебной работы | |
2. | Постановка учебных задач | |
3. | Самоконтроль, самооценка, самоанализ | |
4. | Навыки скоростного чтения | |
5. | Навыки необходимого темпа письма | |
6. | Навыки вычисления | |
7. | Навыки умения работы с учебником | |
8. | Навыки и умения работать со справочной литературой | |
9. | Умение пользоваться схемами, таблицами, чертежами и т.д. | |
10. | Умение составлять план | |
11. | Умение составлять конспект | |
12. | Умение рационально расходовать время, укладываться в нормы времени, отведенные на выполнение задания | |
13. | Умение систематизировать и обобщать | |
14. | Умение развивать мысль в логике поставленного вопроса | |
15. | Умение устанавливать причинно-следственные связи | |
16. | Умение анализировать и сравнивать | |
17. | Умение усваивать информацию с помощью видеотехники, аудиозаписи | |
18. | Умение рецензировать | |
19. | Умение выделять главное | |
20. | Умение вести диалог |
- «без затруднений» развивают такие приемы учебного труда как
- планирование работы;
- навыки умения работать с учебником;
- навыки и умения работать со справочной литературой;
- умение пользоваться схемами и таблицами;
- умение анализировать и сравнивать
- «затрудняются»
- самоконтроль, самооценка, самоанализ;
- умение составлять конспект;
- умение развивать мысль в логике поставленного вопроса;
- умение усваивать информацию с помощью видеотехники, аудиозаписи;
- умение рецензировать
А ведь одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучения его рациональным приемам овладения научной информацией самостоятельно. Уровень сформированности у учащихся ОУУН( Общеучебных умений и навыков) является одним из важных компонентов оценки качества обучения школьников и показателем результативности работы школы в целом.
По результатам первой четверти учащихся, имеющих предварительную неуспеваемость по предметам было 12 человек. Это учащиеся 6Б, 8б, 9бклассов. Только индивидуальная работа классных руководителей, учителей – предметников помогла предупредить неуспеваемость учащихся.
Следующая причина неуспеваемости - большое количество пропусков по болезни.
Для некоторых неуспевающих основная причина трудностей в учении - слабое здоровье.
А насколько проблема здоровья школьников действительно злободневна? Обратимся к статистике
Здоровье школьников МОУ « Средняя школа №2»2009-2010 учебный год.
Группы здоровья 2010-2011 учебный год
1группа 2 группа 3 группа 4 группа
91 уч.ся 206 уч.ся 124уч.ся 4уч.ся
Заболевание почек: 2009-2010год - 32 ученика
2010-2011год – 26учеников
Заболевание желудочно-кишечного тракта 2009-2010 год -15учеников
2010-2011год -11учеников
Заболевание Опорно-двигательного аппарата – 2009-2010год – 185чеников
2010-2011 год – 189учеников
Заболевание зрения 2009 -2010 год- 112 учеников
2010-2011 год – 110учеников
- Общее ухудшение состояния здоровья детей и подростков.
- Рост простудных заболеваний.
- Рост патологии органов пищеварения.
- Рост аллергических заболеваний и нарушений обмена веществ.
- Резкое ухудшение репродуктивного здоровья девочек-подростков (рост заболеваний эндокринной системы в 3,5 раза)
- Снижение остроты зрения за время обучения в 2-3 раза
- Психическое здоровье детей превратилось в острую медико-социальную проблему.
- Распространенность нарушений осанки и сколиозов (нарушение осанки) возрастает за время обучения в 4-6 раз
Причины, влияющие на здоровье со стороны школы:
душное помещение;
гиподинамия, неправильная поза;
низкая мотивация; недостаточная индивидуализация;
отсутствие переключения;
авторитарное воздействие учителей;
астеническое состояние учащихся;
высокие нагрузки к концу дня.
Низкая эффективность психолого-педагогических технологий (технологическая неподготовленность учителей).
Гиподинамия образовательного процесса:
минимальное количество движений для школьника – 200;
среднее – 840-1320;
максимальное – 9000
Если ребенок не выполняет минимум, то двигается на уроке (ногами под партой)
Ученики с отклонением по здоровью ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся, как правило, здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Таких детей надо знать.
Не составляет труда выявить детей с постоянными или временными серьёзными заболеваниями. Требуется только деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости. Учителю не нужно знать никаких подробностей о заболевании. Достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определённый процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство школьников сегодня имеют отклонения в здоровье и по данной причине не могут или с трудом осваивают школьную программу (треть учащихся могут это делать без ущерба своему здоровью, а это 8 человек из класса). С другой стороны школа наносит вред здоровью учащихся, тем самым усугубляя положение. На лицо – «эффект ножниц».
Если мы все же приложим усилия и решим некоторые проблемы, которые нам под силу, тем самым сократив список здоровьеразрушающих факторов, то может и процент здоровых, способных усваивать программу учащихся увеличится и нам станет работать легче.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников, их число колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, достигая максимума в 7-8-9-х классах. Но, опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне урока, то они постепенно исправляются.
Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и внеучебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.
К числу субъективных причин неуспеваемости относят и иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Но, жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить её, исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши.
Рассмотрим объективные причины неуспеваемости.
Среди них самая распространённая - некачественная работа учителя-предметника из-за плохого знания предмета и методики его преподавания.
Таких учителей в нашей школе нет. А вот учителя – урокодатели встречаются и далеко не всегда это безразличные по сути своей люди. Пришел, выдал, спросил, оценил, ушел – это привычка, рутина, не работа, а служба; учительский труд, потерявший творческое начало. Ему безразлично, что будет после него, усвоили ученики или нет; смогут сделать домашнее задание или пойдут за помощью (добросовестные, естественно).
Часто учителя знают свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.
Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике.
Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать проблемы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала. На начальном этапе индивидуальной работы некоторые вопросы программы для таких учащихся следует облегчать, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают, в конце концов, программу средней школы и даже получают высшее образование.
Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. К сожалению, часто встречаются семьи, где нет нормальных условий для работы ученика, его отдыха. Например, в семье нет отца, а мать слишком занята собой - для ребёнка не остается времени, или и мать, и отец мало интересуются тем, как учатся их дети, каковы их интересы, в чём они нуждаются. Таких учащихся в в нашей школе 30%. В таких ситуациях у детей может пропасть интерес к учёбе, появляются проблемы в знаниях. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые в известной степени компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Это достигается относительно проще, если у ученика имеются склонности к учёбе или какому-либо творчеству.
Неуспеваемость связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.
Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.
Работа с неуспевающими ( и индивидуально, и через дневники, и уведомление) хорошо поставлена следующими классными руководителями: Лопатиной Т.А., Мансуровой М.М., Субботиной О.В., Белодедовой Т.В., СаловойА.М.
Учителями- предметниками по своему предмету: _____________________.
На уроках учителями – предметниками наблюдается забота о слабых учащихся : __________________________. и другими учителями. Анализируя вышеизложенное,
предлагается рекомендация учителям в работе с неуспевающими:
- К началу учебного года в личном журнале отразить сведения об учебных возможностях учеников. Для этого достаточно беседы с классным руководителем и собственное наблюдение.
Проанализировать отметки по смежным предметам за прошлый учебный год. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение учеников с первого же урока под контролем.
- Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
- Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.
- Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
- Организовать постоянный контроль за учебной работой отстающих учеников.
- Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
- Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
- Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Конечно, опасность недоглядеть такого ученика, вовремя не придти ему на помощь, не обнаружить в ученике его способности, не увидеть таланта, возможно, всегда есть. Другое дело, как мы реагируем на эту проблему. Ведь, что греха таить, мы так увлечены учебным процессом (подачи, опроса, контроля и т.д., да еще всякие нац проекты и все прочее), что не задумываемся над тем, что правильно ли все делаем, не заглядываем в душу ребенка, не то что изучить какие-то там причины неуспеваемости. Давай знания и все тут. И так, каждый учитель по своему предмету. Дети учат (как правило ответственные дети), а какой ценой порой им достается это, мы не задумываемся. Вот отсюда и перегрузки учащихся.
О том , как работают учителя нашей школы по предотвращению неуспеваемости расскажет учителя ___________________.
Решение педсовета:
1.Активизировать работу малого педсовета(по итогам четверти), где рассматривать вопросы неуспевающих по 2 и более предметам с целью оказания помощи .
2. С целью предупреждения неуспеваемости классным руководителям 2-11 классов проводить каждую четверть рейтинг, отражающий успеваемость в классе.
3.Увеличить качество знаний по школе до 40 % в 3 четверти.
4 Учителям – предметникам активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
5. Всем учителям организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников.
6.Учителям ______________. изучить возможные причины неуспеваемости отстающих за 2 четверть и в меру сил нейтрализовать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости
Дипломная работа...
Мастер-класс по теме: «Пути преодоления неуспеваемости при изучении нового материала»
Фрагмент урока для 7 класса по теме: "Земноводные" для учителей на педсовете по теме"Диагноз неуспеваемость. Пути преоделения неуспеваемости при изучении нового материала". Как итог мастер-класса подв...
Пути преодоления неуспеваемости в обучении
В буклете отражена ремомендательная информация в помощь родителям с целью преодоления неуспеваемости в обучении...
Пути преодоления неуспеваемости в обучении
Памятка для родителей как помочь ребенку в обучении (составитель: педагог-психолог Скоблякова А.С.)...
Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы Тема: «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка».
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Доклад «Пути преодоления неуспеваемости на уроках русского языка»
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы....
«Причины и пути преодоления неуспеваемости школьника»
Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский Цель: выявить о...