"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.
методическая разработка (5 класс) по теме
Как классному руководителю, мне пришлось столкнуться с серьезной проблемой неуспеваемости учащихся . Изучила огромное количество методической литературы. Данная статья показалась актуальной и полезной. Предлагаю учителям для анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neuspevaemost_uchashchihsya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.
Что же такое "неуспеваемость”?
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
С учётом вышеизложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику:
1)недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на обучение; психопатологии);
2)недостатки психического развития личности (слабое развитие эмоционально - личностной сферы, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей);
3)недостатки воспитанности личности (недисциплинированность, безответственность, неумение выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, учителями и членами семьи).
Внешние по отношению к школьнику:
1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях);
2) школьные факторы (нарушение принципов и правил дидактики, «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными заданиями и другие).
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
- невнимательность, частое непонимание задания, но разъяснений не просит, вопросов учителю
не задаёт;
- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- индифферентно относится к результатам работы;
- не подмечает своих неудач и трудностей.
Но всё-таки, одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к началу регулярного обучения в школе. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Такой ребёнок при поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательную самостоятельность, мотивационную сферу.
Если все-таки трудности в усвоении материала проявляются, то постоянное чувство неуспеха естественно приводит к тому, что такие дети начинают избегать самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, обманывать родителей, говорить, что "ничего не задано", а в школе - что "забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.
Ко второму классу в особенностях поведения наблюдаются конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься. Но применение этих средств часто не даёт никаких результатов.
Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.
Аналогичные проблемы возникают у неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - "бездари, лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности. Нельзя не согласиться что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
Также в качестве программы психологической коррекции и предупреждения неуспеваемости предлагаются различные системы развивающих занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако наиболее эффективным представляется включение тренинговых упражнений в игровой форме непосредственно в процесс обучения, особенно это важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых учебных предметов.
Большое внимание учитель должен уделять на дифференцированную работу на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три группы учащихся: слабых, средних и сильных. Задача учителя не только в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания разной степени трудности. Учитель помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной самостоятельной работе. Указанный принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим и неуспевающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
Также, чтобы преодолеть отставание и неуспеваемость, можно организовать помощь неуспевающему ученику на различных этапах урока.
Оказание помощи неуспевающим младшим школьникам поводится в два этапа:
1. Диагностика успеваемости младших школьников и выявление причин ее возникновения (психолог, учитель).
2. Развивающая работа по устранению школьной неуспеваемости(психолог, учитель).
В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.
Можно использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.
В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками должен быть положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.
Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики:
- методика развития концентрации и устойчивости внимания;
- методика развития объема внимания;
- методика развития осмысления на основе слухового восприятия;
- методика развития темперамента;
- методика развития логического и механического запоминания;
- методика развития долговременной памяти;
- методика "Графический диктант";
- методика изучения переключения внимания;
- методика "Незаконченные предложения";
- методика развития самооценки.
Но, если организованная помощь не помогает преодолеть неуспеваемость ученика, то педагогу необходимо обратиться в ПМПк ОУ, на заседании которого будут рассмотрены дальнейшие пути сопровождения. Если же организованное сопровождение не помогло преодолеть неуспеваемость, необходимо обращаться в ГПМПК для обследования ребёнка и определения дальнейшей программы обучения. Обследование школьников, имеющих трудности в усвоении программы, проходит два раза в год: в ноябре и мае. Консультацию о порядке представления документов можно получить, обратившись в ГПМПК.
Из журнала «Классный руководитель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"
Реферат по педагогике...
Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости
Дипломная работа...
Реферат по педагогике "Неуспеваемость учащихся: причины и средства ее преодоления"
Работа написана по окончании курса "Педагогика" в ПАПО г. Москва, 2009г....
Неуспеваемость обучающихся: причины и средства её преодоления
В выступлении классного руководителя рассматриваются причины и средства преодоления неуспеваемости обучающихся....
Причины неуспеваемости обучающихся по физике и средства ее преодоления
Несомненно, одним из основных показателей, как отдельной школы, так и всего образования в целом является качество знаний обучающихся. Для контроля качества знаний обучающихся в последние годы проводят...
Педагогический совет "Неуспеваемость младших школьников: причины и средства её преодоления"
Неуспеваемость - это ситуация, когда поведение и результаты не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы....
Неуспеваемость учащихся: причины, предупреждение и устранение
Выступление на семинаре учителей технических дисциплин на тему: Неуспеваемость учащихся: причины, предупреждение и устранение. Доклад рассматривает определение понятия неуспеваемо...