Презентация для метод. объединения психологов "Школьная мотивация"
учебно-методический материал по психологии на тему
В презентации дана интерпретация уровней школьной мотивации по результатам психологической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_motivatsiya_11.ppt | 229 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотив – это то, Ради чего человек действует.
Мотивационная сфера Совокупность мотивов-побудителей деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. К 6-7 годам возникает иерархия, соподчинение мотивов. Мотивам, имеющим наибольшую значимость для ребёнка, подчиняются все остальные.
Виды мотивов обучения в 7лет учебно-познавательный мотив широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения «позитивный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими игровой мотив мотив получения высокой отметки
Учебная мотивация Это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Возможные отклонения развития мотивационной сферы и их последствия Не имеют подлинно учебной мотивации. Игровая мотивация может быть продолжительным явлением. При слабом развитии учебной мотивации, школьник не будет принимать поставленной учебной задачи. Учебная успешность – под угрозой. «Застревание» на получение высоких отметок приводит: к тревожности, понижению самооценки, эмоциональным срывам, перегрузкам, утомляемости.
Три кита учебной мотивации Кит 1 .Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний,т.е. «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»+ Кит 2 . Ощущение свободы выбора, т.е.«Мы можем выбирать»+ Кит 3 .Ощущение успешности (компетентности), т.е. «У меня это получится, я понял, я умею!»
Правила позитивной обратной связи (ПОС): ПОС д.б. ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе. ПОС даётся за проявленные усилия, достижение конкретных целей. ПОС должна быть индивидуально ориентированной. Похвала д.б. искренней, честной, и спонтанной. Слова поддержки, жесты одобрения нужно находить для всех детей.
Проблема низкой успеваемости Может носить глобальный характер ( когда неуспевают 20-50% учащихся). Причины: Диспропорция интеллектуального развития (память соответствует норме, речевое развитие снижено). Возрастной кризис (например, в 10-11 лет у детей наблюдается снижение интереса к учебе). Недостаточная сформированность приёмов и способ учебной деятельности (переключение с одного материала на другой). Конкретный метод преподавания. Личность преподавателя. Неправильная форма подачи материала ( преподаватель не учитывает возрастные особенности учащихся, делает ставку на ещё несформированные у них способы и приёмы усвоения знаний). Конфликт с учителем
Может быть проблемой отдельных детей. Причины: Сниженный интеллект. Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость. Личностные особенности (повышенная тревожность, заниженная самооценка). Социальная ситуация развития (межличностные отношения, школьная адаптация). Нарушения в развитии волевых процессов. Несформированность мотивации учения.
Уровни мотивации учения: 1 уровень – продуктивная мотивация. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнить все предъявленные школой требования. 2 уровень – хорошая школьная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
3 уровень – средний, с несколько сниженной познавательной мотивацией. Учебный процесс их мало волнует. 4 уровень – низкая мотивация. Переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. 5 уровень –резко отрицательное отношение к учению. Часто у таких детей отмечаются нарушения психического здоровья .
Результаты обследования (от общего количества): 2010 год 2011год 1 уровень – 19% 1 уровень – 3,6% 2 уровень - 16% 2 уровень - 16,4% 3 уровень - 29% 3 уровень - 29,1% 4 уровень - 32% 4 уровень - 41,8% 5 уровень - 6,6% 5 уровень - 9,1%
Результаты обследования 5-8 классы: 2010 год 2011 год 1 уровень – 4,7% 1 уровень – 0% 2 уровень - 4,7% 2 уровень - 13,8% 3уровень - 32,9% 3уровень - 25% 4 уровень - 37,6% 4 уровень - 50% 5 уровень - 0% 5 уровень - 8,3%
Уровни развития школьной мотивации в возрастных параллелях (январь 2011). 1 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1ур. 25% 2ур. 40% 33% 42,9% 20% 25% 3ур. 40% 33% 25% 42,9% 40% 12,5% 9% 50% 4ур. 33% 37,5% 40% 87,5% 63% 25% 5ур 20% 12,5% 14,2% 18% 12,5%
Как заинтересовать ребёнка учебой? Пусть задание представляется ребёнку осуществимым: определите цель, что нужно сделать, разделите задание на маленькие части, приготовьте все необходимое для работы и приступайте к выполнению Сделайте задание интересным: « соревнуйся сам с собой», «чередуем чтение трудного текста с чтением веселой, интересной книги» Попробуйте показать ребёнку прикладной характер задания : какая польза от знакомства с новым законом физики и т.д.
Основные профилактические и коррекционные мероприятия: 1.Сбор данных: - диагностика психического развития учащихся и выявление возможных путей компенсации недостатков психического развития; -наблюдение за взаимодействием учителя и ученика. 2.Коррекционная и развивающая работа: -коррекционные и развивающие занятия
Построенные по принципу постепенного усложнения материала(развитие отдельных качеств и свойств) и т.д. 3. Профилактика: -просветительские семинары и собрания; -разработка совместно со школой, учителями путей создания устойчивой учебной мотивации.
Вывод: Необходимо создание благоприятного психологического климата. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости должна быть проникнута духом гуманизма, уважения к личности, веры в её возможности. Такое отношение требует от педагога высоких моральных качеств, профессиональных знаний, педагогической компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектное обучение как метод формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка.
Мотивация играет важную роль при изучении иностранного языка. Метод проектов помогает вовлечь в процесс обучения как и слабоуспевающих учащихся, так и одаренных, высокомотивированных учеников....
Совершенствование приемов и методов обучения, обеспечивающих мотивацию учебного труда в результате развития навыков самостоятельной деятельности учащихся.
В материале анализируется самостоятельная работа учащихся, ее значение и основы, представлены виды самостоятельной работы и методика ее проведения, даются конкретные методические рекомендациии по прив...
Компьютерные модели физических экспериментов как метод повышения учебной мотивации
Данная презентация -это выступление для НПК. В ней представлены возможности современных компьютерных технологий. Использование компьютерной интерактивной графики на уроках физики....
Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку
В статье рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....
«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»
В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....
Презентация к Методическому объединению на тему: «Положительная мотивация учения"
Мотивация - (от lat. «movere») — побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, опред...