методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"
материал по психологии на тему
Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._soobshchenie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклеланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно этой теории, у человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьников, занимающих ту или иную позицию, можно быстро определить по их поведению.
Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей деятельности, выбирают средства и действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей обычно наблюдается ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают на одобрение и работа над поставленными задачами вызывает у них положительные эмоции. Для них также характерна сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Свои достижения они приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), при неудачах мобилизуются и не расстраиваются.
Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие учащиеся проявляют неуверенность в себе, боятся критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею. Все это чревато неудачами в учебе, отношениях, в общении. Свои достижения приписывают внешним факторам (легкости или трудности задачи, везению и т.п.), при неудачах быстро расстраиваются, снижают самооценку.
С самооценкой соотносится уровень притязаний – фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность учебной деятельностью. Школьники, ориентированные на успех, выбирают задачи средней или слегка повышенной трудности, а учащиеся с преобладанием мотивации избегания неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные. У школьника, стремящегося к успеху, после неудачи в решении задачи, интерес к ней растет, а у школьника, ориентированного на неудачу, напротив, снижается.
Отсюда можно сделать вывод, что успех этих двух групп учащихся может быть на практике обеспечен по-разному. В любом случае, создавая ситуации успеха, педагог активизирует потребность ученика в достижении успеха. Ученик воспринимает и оценивает ситуацию с точки зрения мотивации достижения успеха, а не с позиции избегания неудач. Это является одним из ценнейших эффектов создания ситуации успеха в образовательном процессе. Очень важно, какие диспозиции преобладают у самого педагога в отношении своей профессиональной деятельности: диспозиции достижения успехов или диспозиции избегания неудач. Неуверенный в своих возможностях воспитатель, имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет ребенка к действительно реальному успеху, не сможет сформировать у него мотивацию достижений успеха. Вследствие этого важным представляется специальная психолого-педагогическая подготовка коллектива школы, которая обеспечивала бы готовность к овладению технологией создания ситуаций успеха.
Успешный педагог учитывает, что главный мотив школьников – мотив достижения. Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в конкретном виде деятельности. Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний, который может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху). Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.
Х. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результата деятельности, его необходимо соотнести с нормой, стандартом. При самооценке деятельности люди используют различные нормы. Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации оценивания индивидуальных эталонов – сравнения результата деятельности человека с его же предшествующими достижениями. Социальная норма используется в оценивании социальных эталонов – сравнения своих успехов с успехами других людей. Индивидуальные нормы позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении деятельности. При использовании социальных норм оценивания как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат лучше, что влечет за собой чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию.
Причины происходящего люди интерпретируют по разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» - это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия и навыки. «Пешка» - это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причин происходящего как контролируемых связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.
«Учителя – источники» воспитывают «учеников – источников», «учителя – пешки» воспитывают «учеников – пешек». Школьники подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.
Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности – ключ к мотивации.
Влияние установок учителя на мотивацию учащихся.
Установки учителя проявляются во время опроса в трех характеристиках: виды задаваемых вопросов, время для ответа и способы поддержки ученика. Характерно, что тем учащимся, от которых ждут успехов, задается больше вопросов, предоставляется больше возможностей и времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.
Учителя также делают сильным ученикам подсказки, усиливая их веру в то, что они смогут ответить, строят более теплые отношения (кивают головой, улыбаются) с сильными учениками. Слабым ученикам учитель задает легкие вопросы, дает меньше времени на ответ и вовсе не склонен подсказывать и поддержать их.
Реакция на ответ тоже зависит от ожиданий учителя. Замечено, что учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов (хотя такие и бывают) и хвалят их больше и эмоциональнее.
Педагоги легче принимают плохие ответы от слабых учеников, чаще их критикуют и меньше хвалят за успехи.
Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:
● Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
●Чаще проверять работу школьников в микрогруппах, составлять группы из учащихся со смешанными способностями.
●Слабым ученикам во время урока давать подсказки и определенное время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать также часто, как и сильных учеников.
●Возвращать работы, которые не отвечают требованиям, с конкретными предложениями для их улучшения.
●Вовлекать в работу всех учеников, распределять задание между учениками равномерно.
●Контролировать свое поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.
Приемы стимулирования школьников.
Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов, часто называют внешней мотивацией, или мотивацией, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желаемого поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду – как позитивное подкрепление. Существует много способов вознаграждения учащихся, при этом важно знать, что может стать лучшей наградой для каждого школьника.
Рекомендации учителям:
1. Правильно используйте поощрения. Обсудите с преподавателями и родителями. Способы поощрения, придумайте их сами, дайте школьникам возможность придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.
2. Делайте упор на положительные начинания.
●Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
●Хвалите учеников, учитывайте их индивидуальные особенности, используйте индивидуальные нормы оценивания.
●Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
●Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
●Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
●Поощряйте признание учеником своих ошибок.
3. Наказание – это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством использования каких-либо санкций или лишения чего-либо позитивного.
Используйте наказание для уменьшения излишней активности, при этом ученик должен знать, что плохое поведение неизбежно будет иметь определенные последствия. Наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, альтернативных действиях.
Чаще других в качестве наказаний используются замечания, выговоры, «социальная изоляция», «ответная плата». Выговор – это критика нежелательного поведения, которую лучше высказывать наедине, так как при громких скандалах проблемное поведение усиливается с целью самоутверждения. «Ответная плата» - наказание лишением чего-то позитивного. «Социальная изоляция» - временное отдаление ученика от класса (пересаживание за пустую парту).
Иногда в качестве наказания ученик запугивается авторитетами (директор, родители). Успех подобных действий очень сомнителен, поскольку учитель в этом случае расписывается в своей беспомощности, неумении справиться с ситуацией самостоятельно. Наказание есть модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Если наказание кажется ученику несправедливым, он может начать ненавидеть или бояться учителя, хитрить, обманывать.
Для того, чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:
- Будьте последовательны в применении наказания:
●Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель
правильного поведения.
●Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
●Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
●Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте, убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.
●Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников, наказывайте наедине.
●Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком, оценивайте только действия ученика, а не личные качества.
- Делайте предупреждение в спокойной манере:
●Говорите спокойно, но твердо.
●Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его
повторят ученики.
●Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.
- Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:
●Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе
класса;
●Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке;
●Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время;
●Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.
Соотношение используемых поощрений и наказаний особенно важно контролировать в «трудных» классах. Выделяют несколько подходов.
Подход «наказание». Ученикам часто указывают на плохое поведение и наказывают за него. Эффект наказания бывает сиюминутным, агрессивность в классе только увеличивается.
Подход «игнорирование». Учитель на выходки учеников не реагирует. Плохое поведение продолжается, мотивация не подкрепляется.
Подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение, он также устанавливает понятные требования и продолжает игнорировать нарушения. Эффект позитивный. Мотивации появляются, но неприятное поведение не исчезает полностью. Гибкое использование всех способов воздействий с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
"Язык школьного образования как средство достижения метапредметных и личностных результатов образовательного процесса"
Городской семинар...
Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»
Актуальность темы:В создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.В формировании опыта работы по применению игровых те...
Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....
Мотивация достижения успеха у спортсменов
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, сознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и...