Мотивация достижения успеха у спортсменов
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_dostizheniya_uspeha_u_sportsmenov.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация дотижения успеха у спортсменов
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, сознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющее их направленность и цели.
Существует несколько толкований термина мотивации:
• физиологические – выделяют внутренние потребности. Такие состояния, как голод, жажда и половое влечение, часто называются «первичным драйвом» из-за их важного значения для организма;
• бихевиористские - опирающиеся на внутренние стимулы, которые приобретаются в результате научения. Ассоциации денег с такими состояниями «первичного драйва», как голод и жажда, для их удовлетворения.
• психологические объяснения: концепция «первичного драйва», побуждающего нас к конкретным действиям, остается актуальной и при объяснении более сложных видов человеческого поведения. Примером сложной внутренней потребности служит мотивация к достижению, аффилиация или самоактуализация по А. Маслоу.
В спортивной деятельности мотивация является одной из основных вариационных составляющий, от которой зависит степень овладения спортивными навыками, возможности реализации максимального спортивного результата. В спорте основа мотивации - это, прежде всего, стремление к успеху, высоким результатам в личной спортивной деятельности. В физкультурно–спортивной работе мотивационный компонент направлен на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и личных черт характера.
Центральным звеном мотивов занятия избранным видом спорта является чувство удовлетворения, без которого не возможна продуктивная спортивная деятельность. Вместе с тем, эти мотивы имеют сложный характер, зависящий от составляющей элементов избранного вида спорта (по сложности и разнообразию деятельности) и могут быть подразделены следующим образом.
1) Непосредственные мотивы спортивной деятельности:
а) испытываемое занимающимися чувства удовлетворения от проявления мышечной активности;
б) эстетическое наслаждение быстротой, точностью, ловкостью своих движений;
в) стремление проявить и развить свои физические (быстрота, ловкость выносливость, точность, силу) и психологические (смелость, решительность и др.) качества;
г) чувство удовлетворения, вызываемое участием в соревновательной деятельности, являющейся составной частью спорта;
д) стремление добиться максимальных личных спортивных результатов, доказать личные возможности, добиться индивидуальной победы, в том числе, над самим собой.
2) Опосредованные мотивы спортивной деятельности:
а) стремление стать сильным, ловким, выносливым, иметь спортивные формы тела и т.д.;
б) через спорт подготовить себя к практической деятельности – прикладные виды спорта (военно-спортивная подготовка др.);
в) осознание общественной важности спортивной деятельности («хочу побить мировые рекорды, защищать спортивное честь своей отчизны»).
Таким образом, мотивационный блок спортивной мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Так как удовлетворение потребности происходит в непосредственной деятельности, она служит источником активности личности. Важнейшую характеристику потребностей составляет их специфическая динамика: их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь. Эта динамичность потребностей находит свое выражение в изменении степени реактивности организма по отношению к внешним воздействиям.
Желания индивида чего-либо, приводит к нарушению равновесия с внешней и внутренней средой, возникает внутреннее напряжение, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив потребность. Происходит поисковая деятельность для определения способов удовлетворения потребности. Диапазон поиска сужен условиями жизни. Довольно часто, обстоятельства жизни приводят к выбору определенного направления для удовлетворения возникших желаний. В этом случае, вид спортивной деятельности происходит без явного осознания, как способа удовлетворения потребностей. К таким потребностям Г.Д. Горбунов: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др..
Е.П. Ильин связывает занятия спортивной деятельностью на начальных этапах спортивной подготовки (не зависимо от избранного вида спорта) со следующими потребностями:
- стремление к самосовершенствованию;
- стремление к самовыражению и самоутверждению;
- социальные установки;
- удовлетворение духовных и материальных потребностей.
Пилоян Р.А. рассматривает два вида преобладающих спортивных мотивов:
- коллективисты – главное побуждение общественные, моральные мотивы, им свойственны командные виды спорта, присутствует осознанность общественной значимости спортивной деятельности, ставят перед собой задачи, ориентированные на будущее;
- индивидуалисты – преобладающую роль играют мотивы самовыражения и самоутверждения, часто, присутствует чрезмерная ориентация на личные спортивные достижения, показаны индивидуальные виды спорта.
В спортивной деятельности, по сравнению с другого рода занятиями, высокое психическое напряжение не может быть устранимо, без него невозможен рост личных и командных спортивных достижений. Несоответствие спортивных требований индивидуальным возможностям спортсмена постоянно направляют активные действия на устранение этого несоответствия.
Так как основная идея спортивной деятельности – нет пределу совершенству, спортсмены высочайшего спортивного класса стремятся к иллюзорному идеалу своей деятельности. На этой стадии у занимающихся формируются как мотивы достижения успеха, так и мотивы избегания неудачи. Всякая конъектура, вызывающая появление мотива достижения, параллельно создает и опасения неудачи. Вид преобладающей мотивации, возникший в данных обстоятельствах у спортсмена, будет обусловлен личностными оценками вероятности достижения цели, которые возникают на основе жизненного и соревновательного опыта. Развивается преобладающий тип мотивации деятельности.
Занимающиеся спортом с ведущим мотивом достижения успеха, отличаются пониженной тревожностью, убежденностью в правильности своих действий, настойчивостью в достижении поставленной цели, самостоятельностью, постановкой перед собой трудных, но выполнимых задач и способностью прилагать большие волевые усилия для их решения.
Занимающиеся с преобладанием мотив избегания неудач, отличаются ограниченностью в проявлении активности в достижении цели, тревожны и неуверенны в себе, предпочитают защищаться, а не атаковать.
У спортсменов высокой спортивной квалификации, в большинстве случает, мотив достижения доминирует над мотивом избегания неудач. Данная особенность мотивации положительным образом сказывается на результативности тренировочного процесса. Потребность в достижении успеха способствует реализации задач тренировочного деятельности, благодаря высокой активности, упорству и настойчивости спортсмена достигаются высокие личные результаты спортсмена.
Все же мотив избегания неудач, небольшой выраженности, должен присутствовать в мотивационном комплексе учебно-тренировочной деятельности. Эта мотивационная составляющая стимулирует занимающихся спортивной деятельностью активизировать свои устремления на предупреждение предполагаемых неудач. Благодаря этому, спортсмены детально оттачивают технику упражнений, детально отрабатываются тактические составляющие личных и командных действий, изучаются особенности предполагаемых соперников.
Таким образом, мотивация в физкультурно-спортивной деятельности является сложной, по составу и содержанию, физиологически-психологической составляющей учебно-тренировочной работы с занимающимися.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вуден Д. Современный баскетбол — М.: ФиС, 1987. - 256с.
2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М.: Юрайт, 2019. - 269с.
3. Ильин Е.П. Психология спорта – СПб.: Питер, 2018.-352с.
4. Калита М.В. Факторы, влияющие на эффективность игровой деятельности баскетболистов различных амплуа. // Мир науки, культуры, образования.- 2009. Т. №4. С.32-35.
5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971
6. Марищук, В. Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом. — М.: ФиС, 1983.-111с.
7. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности, М.: ФиС, 1984. - 104с.
8. Серова Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте М.: Юрайт, 2015. – 161с.
9. Сохликова В.А., Романова Е.В. Соотношение самооценки и уровня притязаний как важная переменная успешного выступления на соревнованиях. // Спортивный психолог.- 2018. Т. №3. С. 4-7.
10. Фирсов М.Н. Развитие мотивации достижений в спортивной деятельности на примере баскетболистов: автореф. дис. кан.псих..наук. – Астрахань, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Практические рекомендации в вопросах достижения успеха юных дзюдоистов...
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Практические рекомендации...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"
Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"...
Влияние мотивации достижения успеха на профессиональное самоопределение старшеклассников.
Результаты эмпирического исследования влияния мотивации достижения старшеклассников на выбор профессиональной деятельности творческого характера....