План по реализации ФГОС педагога - психолога
учебно-методический материал по психологии на тему

Даниленко Маргарита Анатольевна

План по реализации ФГОС педагога - психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_fgos.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Утверждаю

                                                                                          Директор МБОУ «Романовская СОШ»                  Савченко Н.П.

Программа психологического сопровождения ФГОС НОО

младших школьников Романовской средней общеобразовательной школы

Автор: Даниленко Маргарита Анатольевна,

педагог-психолог, первая квалификационная категория

с. Романово, 2014г.

Пояснительная записка.

Актуальность разработки данной программы обусловлена приоритетными задачами в области образования, обозначенными в президентской инициативе «Наша новая школа» и введением новых федеральных государственных стандартов начального общего образования. Их отличительная особенность - направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. По своей сути, федеральные образовательные стандарты общего образования являются социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой - воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается, прежде всего, на образовательную организацию.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Требования ФГОС к личностным и метапредметным  результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования включают  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  сформированность  системы ценностно-смысловых установок, а также освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).  Таким образом,  достижение вышеуказанных результатов возможно лишь при высокой психологической культуре ученика, включающей в себя способность к самоопределению, успешной социальной адаптации, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу, развитую рефлексию и др.

Развитая же психологическая культура личности обеспечивает возможность психологического здоровья человека, включающего в себя и здоровье психическое. Среди компонентов, характеризующих как психическое, так и психологическое здоровье личности, выделяют такие компоненты, как самосознание, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка, успешная социальная адаптация, психическая саморегуляция, самоконтроль, адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность.

Таким образом, перед образовательной организацией стоит задача создания условий для успешного овладения необходимыми универсальными учебными действиями посредством содействия психологическому здоровью и развитию психологической культуры личности.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

В соответствии с ФГОС основного общего образования среди основных задач образования выделяют задачи обеспечения духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья, обеспечения  условий создания социальной ситуации развития обучающихся, определяющих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. Помимо этого отмечена ориентация современного образования на становление таких личностных характеристик  выпускника, как о сознание и принятие общечеловеческих жизненных ценностей, умение учиться.

Однако следует констатировать наличие в современном состоянии деятельности педагога-психолога ряда противоречий, требующих разрешения для успешной реализации ФГОС.

В первую очередь, это отсутствие нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС. Существующие и действующие в данное время документы изданы в более ранние сроки, нежели были приняты ФГОСы нового поколения, и не учитывают в полной мере требования, предъявляемые новыми стандартами.

Недостаточные компетентность педагогов-психологов в области изменения содержания деятельности по психологическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках реализации ФГОС и недостаточная готовность к таким изменениям.

Несмотря на то, что в данное время существует ряд программ по мониторингу уровня сформированности универсальных учебных действий,  единый психодиагностический инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НООО всё же отсутствует.

Организация психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС определяется и особыми запросами, обусловленными статусом конкретной образовательной организации. Недостаточная готовность детей к школьному обучению в рамках реализации ФГОС НОО.

Таким образом, введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и требует кардинального пересмотра не только содержания обучения, методов, условий их реализации, но также предъявляет новые требования и к результатам обучения. Исходя из этого, основой деятельности педагога-психолога неизбежно становится социально-психологическое проектирование и моделирование. Отсутствие примерных программ  определяет необходимость разработки программы психологического сопровождения реализации ФГОС в условиях каждой конкретной образовательной организации.

Исходя из всего сказанного, целью психологического сопровождения является создание программы психолого-педагогического сопровождения всех  участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО в рамках конкретной образовательной организации.

Задачи проекта:

  • Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога.
  • Характеристика деятельности педагога-психолога с учетом введения ФГОС НОО.
  • Анализ содержания имеющихся программ психологического сопровождения реализации ФГОС НОО, сравнение их структуры, пакетов используемого психодиагностического инструментария, доступность и прочие преимущества и недостатки в условиях конкретного образовательной организации.
  • Выявление и анализ особенностей образовательной среды образовательной  организации, запросов всех участников образовательного процесса.

Задачи реализации проекта

Направления деятельности

Содержание деятельности

Результат деятельности

Ресурсы

  1. 1. Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога.

Организационно-методическое

1)Ознакомление с нормативными документами на федеральном, краевом, региональном, муниципальном уровнях.

2)Процесс анализа существующих нормативных документов.

Оформление результатов анализа документов (формулировка выводов, заключений).

1)Временные.

2)Материальные.

2. Характеристика деятельности педагога-психолога с учетом введения ФГОС НОО.

Организационное

Проектирование модели психологического сопровождения

Разработка собственной модели психолого-педагогического сопровождения,  включающая программу работы со всеми участниками образовательного процесса и программу профессионального саморазвития психолога)

1)Материальные (приобретение текстов имеющихся программ на бумажных электронных носителях).

2)Временные (поиск имеющихся программ, их анализ, обработка)

3. Анализ содержания имеющихся программ психологического сопровождения реализации ФГОС НОО, сравнение их структуры, пакетов используемого психодиагностического инструментария, доступность и прочие преимущества и недостатки в условиях конкретного образовательной организации.

Методическое

1) Анализ авторских программ.

2)Анализ опыта коллег-психологов.

Описание результатов сравнительного анализа авторских программ.

Составление собственного пакета психодиагностического инструментария

1)Временные.

2)Материальные.

4. Выявление и анализ особенностей образовательной среды образовательной  организации, запросов всех участников образовательного процесса.

1)Диагностическое.

2)Организационно-методическое

Сбор информации (изучение нормативных документов и локальных актов образовательной организации, опрос, анкетирование, беседа).

Заключение о состоянии образовательной среды и материально-технического обеспечения образовательной организации

1)Методы диагностики.

2)Формы организации диагностики.

3)временные (на проведение, обработку, анализ результатов диагностики).

4) Материальные (обеспечение условий для проведения коррекционно-развивающей деятельности)

5. Формирование мотивации к обучению, когнитивных функций, развитие личностных качеств младшего школьника.

1)Организационно-методическое.

2) Диагностическое.

3)Коррекционно-развивающее.

1)Диагностика.

2)Коррекционно-развивающие занятия.

3) Рекомендации педагогам.

1)Временные.

2)Материальные (автоматизированное рабочее место, бумажные, электронные носители, коррекционно-развивающее оборудование)

6.Обеспечение мониторинга формирования и развития УУД.

1)Организационно-методическое.

2)Диагностическое

1)Сбор информации по существующим диагностическим методикам оценки сформированности УУД, их формирования и развития .

2)Процесс анализа собранной информации.

Разработка собственной модели формирования УУД и системы оценки их сформированности на каждом возрастном этапе.

1) Временные.

2) Материальные.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования) (2014 – 2018г.) Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор

метода исследования);

  • формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или

формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана

развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном

или личностном развитии;

  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

 -планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка.

- волевая саморегуляция.
Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап  – поступление ребенка в школу. Он начинается в апреле месяце одновременно с записью детей в школу в подготовительный класс и заканчивается в конце августа. В рамках этого этапапо запросам родителей будущих первоклассников предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.

3. Консультация педагога будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, педагогами во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации, по результатам диагностики и запросам родителей и классного руководителя организуется группа первоклассников, которая занимается по адаптационной программе «Первый раз в первый класс».  Цель программы: создание условий для психологической адаптации ребёнка к школе, профилактика возможных трудностей, формирование у детей позитивного отношения к себе и окружающим.

7. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

8. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

1.    соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

2.    соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

3.    сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

 

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Возрастные особенности развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных. Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения. Ее показателем является развитие высших чувств — нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.

Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И. Божович). Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Субъективный аспект социальной ситуации развития — внутренняя позиция ребенка — понятие, введенное Л.И. Божович для обозначения совокупной характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин. Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

— положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

— проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

— предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Можно выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника на седьмом году жизни:

— отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;

— положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьной учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;

— возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными;

— сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника. Старших дошкольников привлекает учение как серьезная содержательная деятельность, имеющая социальное значение (Л.И. Божович, 1968). Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Произвольность поведения и деятельности обеспечивает соподчинение мотивов — способность ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. В этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы — чувство долга и ответственность.

Общий перечень мотивов, характерных для перехода от предшкольного к начальному образованию:

1. Учебно-познавательные мотивы.

2. Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга).

3. Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.

4. Внешние мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая мотивация и т. д.).

5. Игровой мотив.

6. Мотив получения высокой оценки.

При неадекватности мотивов учения можно прогнозировать низкую/относительно низкую успеваемость. Создается замкнутый круг — мотивационная незрелость препятствует формированию учебной деятельности и провоцирует низкую успешность обучения, а несформированность учебной деятельности и систематический неуспех ребенка приводит к дальнейшему снижению мотивации. Если доминирует мотив получения хороших оценок, то это приводит к таким нарушениям школьной системы требований, как списывание и подделывание отметок в дневнике и в тетради.

Самоопределение и смыслообразование

Самоопределение является ключевой задачей развития в юношеском возрасте (Э. Эриксон, Р. Хевигхерст, Р. Бернс, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников и др.). Однако уже в самом раннем возрасте происходит формирование личности ребенка, подготавливающее успешность будущего жизненного и профессионального самоопределения. В младшем школьном возрасте развиваются Я-концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой). Рассмотрим становление основ идентичности, Я-концепции и самооценки как результат личностного действия самоопределения и их роль в образовательном процессе. Следствием определения «Я» в указанных формах (самоопределение) является порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру. Наиболее показательна в контексте смысловой ориентации школьника мотивация учения. Применительно к начальной школе выделяют две группы мотивов:

1) мотивы (учебные и познавательные), связанные с собственно учебной деятельностью и ее прямым продуктом, самим развивающимся субъектом учебной деятельности;

2) мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные), связанные с косвенным продуктом учения (М.В. Матюхина, 1984). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова). Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся. Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

— создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

— формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

— организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

В исследованиях роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника (Г.А. Цукерман, 1997, 1999, 2000) было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи.

Развитие рефлексивной самооценки основывается на следующих действиях:

— сравнение ребенком своих достижений;

— сравнение ребенком своих достижений вчера и сегодня и выработка на этой основе предельно конкретной дифференцированной самооценки;

— предоставление ребенку возможности осуществлять большое количество равнодостойных выборов, различающихся аспектом оценивания, способом действия, характером взаимодействия, и создание условий для осознания и сравнения оценок, полученных сегодня и в недавнем прошлом. Умение ребенка фиксировать свои изменения и понимать их является необходимой составляющей развития способности ребенка управлять своей деятельностью и связано напрямую с регулятивными действиями (Г.А. Цукерман, 2000). Таким образом, знание ученика о собственных возможностях и их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения являются генеральной линией становления самооценки на начальной ступени образования. Важное условие развития самооценки — становление рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения. Рост самооценки должен сопровождаться такими приобретениями, как широта диапазона критериев оценок, их соотнесенность, обобщенность, отсутствие категоричности, аргументированность, объективность (А.В. Захарова, 1993). Замечено, что дети с рефлексивной самооценкой более коммуникабельны, чутко улавливают требования сверстников, стремятся им соответствовать, тянутся к общению с ними и хорошо принимаются сверстниками. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, отсутствие рефлексивности при самооценке ведет к ограничению ее регулятивных функций: появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками. Таким образом, развитие самооценки и личностного действия оценивания себя является условием развития личностной саморегуляции как важного вида регулятивных действий и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.

Существует два варианта нарушения развития самооценки:

1. Заниженная самооценка. Симптомы заниженной самооценки: тревожность, неуверенность ребенка в своих силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий, феномен «выученной беспомощности» (М. Селигман). Пути коррекции заниженной самооценки — адекватная оценка учителя с акцентом на достижения ребенка, даже если он и не дает правильного итогового результата; адекватное описание того, что уже достигнуто и что еще нужно сделать для достижения цели.

2. Завышенная самооценка. Завышенная самооценка проявляется в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку учителя, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.

Здесь необходимо спокойное и доброжелательное отношение учителя, адекватная оценка, не затрагивающая личности самого учащегося, продуманная система требований, доброжелательность и поддержка, оказание помощи в том, что составляет трудности для ученика. Неадекватно завышеннаясамооценка к моменту завершения начального образования обнаруживает себя в феномене «аффекта неадекватности» (М.С. Неймарк) как сложном эмоционально-поведенческом комплексе, обусловленном актуализацией системы защитных механизмов личности, не позволяющих ориентироваться в регуляции поведения на адекватную реалистическую самооценку. Личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку по содержанию.

Роль школьного оценивания в становлении рефлексивной самооценки учащегося чрезвычайно велика. Ожидания педагога в отношении успешности своих учеников в значительной степени оправдываются (так называемый эффект Пигмалиона). Ярким примером подобного эффекта может служить результат искусственного деления учащихся на группы «по способностям». Такое деление нередко приводит к тому, что у детей, попавших в слабую группу, понижается уровень развития способностей. Объяснение этого феномена связано с тем, что рефлексивная самооценка определяет особенности мотивации учащихся, в том числе соотношение мотивации достижений и избегания неудач. Широко распространенное в школах явление «выученной беспомощности» состоит в уверенности ученика в том, что успех и неудачи в учении не зависят от его целенаправленной деятельности и усилий, и сопровождается переживанием собственного бессилия и беспомощности, появлением тревожности и беспричинным снижением настроения. Возникновение этого негативного явления связано с каузальной атрибуцией (причинами, которыми ученик объясняет свой неуспех). Было изучено влияние формирования общепознавательных действий на объяснение учащимися причин успеха (М.М. Далгатов, 1994). Под каузальной атрибуцией понимается процесс интерпретации причин своего и чужого поведения (Х. Хекхаузен). Б. Вайнер дал классификацию четырех типов атрибуции, влияющих на мотивацию учения и включающих такие факторы, как способность, усилие, трудность задания и везение. Другими словами, учащиеся начальной школы могут объяснять свой неуспех в учении либо недостатком способностей, либо низким уровнем старания, либо объективной сложностью задания, либо случайностью (повезло, не повезло). Причины неуспеха различаются по локусу (направленности) контроля (внешний или внутренний), по стабильности и по возможности субъекта.

 Психолого-педагогические условия, способствующие адекватному пониманию учащимися начальной школы причин неуспеха, являются:

— обеспечение успешности в учебе за счет организации ориентировки ученика в учебном содержании и усвоения системы научных понятий;

— положительная обратная связь и положительное подкрепление усилий учеников через адекватную систему оценивания учителем; отказ от негативных оценок. Адекватная система оценивания включает адекватное описание степени

достижения учащимся учебной цели, допущенные ошибки, их причины, способы преодоления ошибок и исключает прямые оценки личности самого ученика;

— стимулирование активности и познавательной инициативы ребенка, отсутствие жесткого контроля в обучении;

— ориентация учеников на то, что неуспех обусловлен недостаточностью усилий, и перенос акцента на чувство ответственности самого учащегося;

— формирование адекватных реакций учеников на неуспех и поощрение усилий в преодолении трудностей; развитие проблемно ориентированного способа совладания с трудными ситуациями;

— ориентация учителей на необходимость учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и зону ближайшего развития.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального

признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

— формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Список литературы

1.Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008

  1. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
  2. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
  3. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
  4. Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
  6. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
  7. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
  8. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
  9. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях под ред. Л.М.Митиной М.2010
  10. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова,М.2010
  11. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия, М,2010

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, реализующих Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1. Определение психологической готовности к школьному обучению

Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы  обучения для своевременного их устранения;

Составление социально-психологического портрета ученика

Диагностика функциональной готовности

Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика

апрель - сентябрь

по запросам родителей

Диагностика развития понятийного мышления

Методика «Четвёртый лишний»

апрель - сентябрь

по запросам родителей

Диагностика развития кратковременной зрительной памяти

Методика «10 картинок»

апрель - сентябрь

по запросам родителей

Исследование уровня школьной мотивации

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

октябрь - ноябрь

Исследования ориентации в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого

«Графический диктант»

Д.Б. Эльконина.

октябрь - ноябрь

Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций

Методика Г.Ф. Кумариной

октябрь - ноябрь

Для измерения уровня

интеллектуального развития

Тест  Дж. Равена

октябрь - ноябрь

Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению

Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе»

апрель – сентябрь

2. Профилактика дезадаптации

Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению

Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе, диагностика эмоциональной сферы  для анализа отношения ребенка к школе

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций

 «Домики» О.А.Ореховой

2. Наблюдение за детьми на уроках и переменах

3. Беседы с учителями

октябрь - ноябрь

Исследование психо - эмоционального самочувствия, притязаний и самооценки

Методика Лесенка»

В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

октябрь - ноябрь

Развивающие занятия

Адаптационная программа «Первый раз в первый класс»

В течение года (по требованию)

Родительское собрание: Психологическая готовность к школьному обучению

сентябрь-октябрь

3. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Устранение проблем развития познавательных процессов

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

Программа «Первый раз в первый класс»

2-4 четверти

по запросам учителей и  родителей

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

в течение года

5.Методическая работа

Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению

Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с  этими детьми

Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе

ноябрь

Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами

Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе.

МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе.

ноябрь

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем интеллектуального и личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания)

Методика Векслера

в течение года по запросам учителей и родителей

Исследование личностных особенностей второклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

в течение года по запросам учителей и родителей

Исследование уровня школьной мотивации

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

декабрь - январь

Исследование психо - эмоционального самочувствия, притязаний и самооценки

Методика Лесенка»

В модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

декабрь - январь

Выявление нравственных представлений  учеников

Методика «Что такое хорошо и

что такое плохо»

декабрь - январь

Выявление уровня  социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся

Изучение социализированности личности учащегося

(по Рожкову Н.И.)

апрель

Родительское собрание «Стили семейного воспитания»

декабрь

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в  обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы

Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.);

Коррекция межличностных взаимоотношений;

Коррекция нервно-психического состояния

Индивидуальные программы развития и коррекции;

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

Программа игровойпсихокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга)

в течение года по результатам психологических исследований

3.Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей

Выявление  интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости

Изучение интересов, склонностей  и способностей;

Исследование креативности

Беседы с учителями

Анкетирование родителей

Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга)

в течение года по запросам учителей и родителей

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

в течение года

5. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младшихшкольников

МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников»

март

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей третьеклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

в течение года по запросам учителей и родителей

Выявление развития регулятивных действий

Графический диктант Д.Б.Эльконин

март - апрель

Выявление отношения к  нравственным нормам

Методика «Незаконченные предложения»

март - апрель

Исследование уровня школьной мотивации

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

март - апрель

Исследование коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества

Методика  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

март - апрель

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников, уровня их притязаний и самооценки

Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов)

Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей

март - апрель

март - апрель

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере

Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения

Коррекция нервно-психического состояния

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

в течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей

Выявление интеллектуально одарённых детей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников

Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра

по запросам родителей и учителей

4. Работа по формированию ЗОЖ

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей

Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ

Анкетирование родителей

третьеклассников

Март - апрель

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Программа «Я расту здоровым»

февраль

Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках»

Круглый стол

февраль

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

в течение года

6. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников

МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников»

март - апрель

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей учащихся

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

в течение года по запросам учителей и родителей

Выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А. Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)

февраль - март

Исследование уровня школьной мотивации

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

февраль - март

Выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)

«Кто прав?» (Г.А.Цукерман)

февраль - март

Определение уровня умственного развития младших школьников

Групповой интеллектуальны тест (ГИТ, автор Дж.Вана)

февраль - март

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников, уровня их притязаний и самооценки

Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей

декабрь

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере

Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения

Коррекция нервно-психического состояния

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

в течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся и выявлению одарённых детей

Выявление интеллектуально одарённых детей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников

Тест исследования интеллекта Р.Амтхауэра

по запросам учителей и родителей

4. Работа по снятию тревожности при переходе в среднее звено

Профилактика дезадаптации учащихся 4- х классов

Исследование уровня тревожности учащихся

Анкетирование родителей

март

Родительское собрание «Переход в 5-ый класс»

Круглый стол

февраль

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

в течение года

6. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения

МО учителей начальных классов «Переход учащихся в среднее звено»

март

Календарно – тематический  план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)

Направления работы \ месяца

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Определение психологической готовности к школьному обучению

1 кл.

дошкол.

дошкол.

Профилактика дезадаптации

1 кл.

1 кл.

4кл.

4кл.

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

1 кл.

Исследование личностных особенностей младших школьников

1 кл. – 4кл.

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников

2кл

2 кл.

4 кл.

4кл.

3 кл.

3 кл.

Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

2 кл. –4кл.

Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей

  1. 4 кл.

Исследование межличностных взаимоотношений

1 кл.

1 кл.

2 кл.

2 кл.

4 кл.

3 кл.

4 кл.

3 кл.

Консультатив-

ная работа

Учителя и родители

Педагог – психолог: Даниленко М.А.______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды по психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год

laquo;УТВЕРЖДАЮ»И.о. директора МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды___________ И.В.Устинова ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому  сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 уче...

План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год

План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

План работы учителей-дефектологов, педагогов психологов ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы на учебный год

Планирование деятельности специалистов в рамках комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») педагога-психолога

Основные направления: отражают планы мероприятий по направлениям практической деятельности психолога в образовательной организации:...

Планы работы с родителями педагога-психолога

Планы работы с родителями педагога-психолога: консультации, мероприятия....

Отчет и план по работе с педагогом-психологом

Отчет и план по работе с педагогом-психологом...