ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») педагога-психолога
методическая разработка по психологии
Основные направления: отражают планы мероприятий по направлениям практической деятельности психолога в образовательной организации:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_pedagoga-psihologa.docx | 53.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
(«дорожная карта»)
педагога-психолога
направленный на повышение эффективности
и качества социально – психологических услуг
на _________ год
Наименование учебной организации:
Контингент учащихся школы: учащиеся с ОВЗ (нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие, задержкой психоречевого развития, психического развития, расстройством аутистического спектра), дети 1,2.3 группы здоровья, дети-инвалиды
Специальные условия:
- Основные направления: отражают планы мероприятий по направлениям практической деятельности психолога в школе:
Направление | Цель, задачи | Виды работ | Формы проведения | Потребитель социальных услуг (ПСУ) |
Психологическое просвещение Психологическое просвещение | Цель: усовершенствовать систему просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися с ОВЗ Задачи с родителями: знакомить с основными формирование устойчивой мотивации в использовании психологических знаний в школе; профилактика психологических отклонений. | Информирование, ответы на вопросы | Психологическое просвещение родителей | Родители |
Психологические беседы на родительском собрании .09.20___г. 2-4 класс, тема: «Психологические особенности младших школьников с ОВЗ» 10.20___ г. 1, 5 класс, тема: «Психологические причины школьной дезадаптации учащихся с ОВЗ» 11.20___ г. 7 класс, тема: «Подростковый кризис и его особенности» 02.20___ г. 8 класс, тема: «Подростковая сексуальность: грамотное полоролевое воспитание в семье». 03.20___ г. 9, 11 класс, тема: «Профессиональное самоопределение учащихся» 04.20___ г. 9, 11 класс, тема: «Психологический настрой выпускника: как избежать стресса» 05.20___ г., 4 класс, тема: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы» Размещение тематической информации на web-сайте Распространение памяток на темы: «Как помочь ребенку в трудной ситуации», памятка от Следственного комитета по профилактике суицидов, «Ребёнок не хочет учиться. Что делать?». «Переходим в 5 класс», памятка по основам компьютерной безопасности, «Роль родителей при подготовке детей к экзаменам» Родительская азбука «Советы психолога - родителям детей с ОВЗ» (по запросу в течение года) | ||||
Задачи: устранение дефицита психологических знаний, необходимых для организации оптимального педагогического взаимодействия с детьми с ОВЗ разных возрастов; пропаганда достижений психологической науки; консультирование и просвещение педагогов в контексте психолого-педагогического сопровождения адаптации ребенка к школе | Информирование, практический показ | Психологическое просвещение педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |
Участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год) Участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Распространение памяток на темы: «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью», «Профилактика подросткового суицида», «Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЕГЭ», «Создание психологического комфорта на уроке» | ||||
Задачи: расширение кругозора школьников в области психологии; предоставление возможности приобретения новых знаний в области межличностных отношений и самопознания | Психологическое просвещение учащихся |
Учащиеся | ||
Беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей; 02.20__ г. Круглый стол "Куда пойти учиться?" 03.20__ г. Оформление информационного стенда по теме: «Экзаменационная пора» 04. 20___ г. 9, 11 класс, классный час по теме «Пути достижения успеха на экзамене» Разработка психологических листков и буклетов по темам: «Готовимся к экзаменам», «Разрешение конфликтов без насилия», «Безопасность в интернете», «Научись управлять своим временем!». Совет профилактики (1 раз в месяц) | ||||
Психологическое профилактика | Цель: создать психологические условия, максимально благоприятные для психического и личностного развития учащихся с ОВЗ. Задачи с учащимися: выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание первой экстренной помощи; обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния; изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости. | Работа по адаптации учащихся к жизни | Психологическая профилактика учащихся | |
09.2017 г. Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь Выявление признаков социально-психологической дезадаптации среди учащихся (в течение года) 09-10.20___ г. Исследование эмоционально-личностных особенностей учащихся 1,5 классов 03.20___ г. Определение уровня тревожности учащихся 4 классов 03.20___ г. Выявление самооценки, уровня тревожности, признаков субдепрессии у учащихся выпускных классов Проведение тематических классных часов: 11.20___ г. «Как научиться жить без ссор» - 1-4 классы; «Я – уникальная личность» - 5-6 классы; «Мир глазами агрессивного человека» - 7-8 классы; 12.20___ г. Анкетирование по программе «Мой выбор» 12.20___ г. Тренинг «Формирование позитивных жизненных установок» - 9-11 классы Для активизации потребности подростка в самовоспитании организовать пространство, в котором учащиеся вовлекаются в самообучение с помощью интерактивной игры в форме Веб-квест: 01.20___ г. «Как современному молодому поколению достичь успехов в жизни» - 7-8 классы, "Как молодому человеку определить свое профессиональное предназначение" - 9-11 классы.02.20___ г. «Как подростку научиться не бояться общения со сверстниками - 5-6 классы; 03.20___ г. «Как уберечь себя от вреда наркотиков» - 7-8 классы. 10-12.20___ г. Программа «Поверь в себя» профилактики нарушений поведения у подростков «группы риска». Взаимодействие с «Городским центром профилактики» раннего социального неблагополучия, девиантного, делинквентного поведения. | Учащиеся | |||
Задачи с педагогами и родителями: выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период; обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей; способствование улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой; профилактика школьных трудностей при переходе при переходе на новые ступени в системе образования | Рекомендации, практическая работа | Психологическая профилактика педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |
Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период; 10.20___ г. Информационный час «Профилактика суицида» для классных руководителей. 11.20___ г. Лекция «Повышение стрессоустойчивости в сложных ситуациях» 12.20___ г. Семинар «Конструктивные способы разрешения конфликтов» 02.20___ г. Проведение мастер-классы по взаимодействию с детьми с ОВЗ «Как быть, когда не знаешь как себя вести» «Как научить ребенка понимать и принимать другого, как значимого и ценного» «Что делать, когда «слово» на них не действует» Профилактика эмоциональных срывов и перегрузок (в течение года) 03.20___ г. Веб-квест для педагогов «Как дальше работать, когда нет сил и эмоций уже нет» | ||||
Психологическая профилактика родителей |
Родители
| |||
Посещение семей на дому обучающихся, имеющих проблему в семье, изучение семейных отношений (в течение года) Выработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи детям в адаптационный период (в течение года) 09.20___ г. Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома» 11. 20___ г. Родительский тренинг «Профилактика нарушений эмоциональной сферы младшего подростка» Оформление информационного стенда, где можно получить психологическую поддержку и медицинскую помощь | ||||
Психологическая диагностика | Цель: своевременно выявить проблемы, провести мониторинг и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего. Задачи с учащимися : составление социально-психологического портрета школьника; определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; выбор средств и форм психоло-гического сопровождения школьников в соответс-твии с присущими им особенностями обучения и общения. Задачи с педагогами: - анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке, учитель-учитель в школе Задачи с родителями: диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье | Наблюдение, тестирование, анализ, обработка | Психологическая диагностика учащихся |
Учащиеся |
09.20___ г. Проводится первичная диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога, прогнозируются их возможности к обучению по определенным программам. 11.20___, 05.20___ г. Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования. 11.20__ г. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы), уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы). 11.2017г. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы). Определение уровня тревожности учащихся 4 классов 10,04.20___ г. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС 1--9 класс) 02.03.20___г. Изучение характерологических особенностей, коммуникативной сферы обучающихся по теме «Образ Я») 5-11 классов. Оценка эффективности коррекционных воздействий 01.20___ г. Промежуточная диагностика 05.20___ г. Итоговая диагностика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся после проведения коррекционных воздействий, находящихся на индивидуальном сопровождении педагога-психолога | ||||
Психологическая диагностика педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |||
12.20___.г. «Оценка нервно-психического напряжения», «Трудности в работе». 01.20___ г. «Стилевые особенности поведения педагогов в общении с обучающимися на уроке» 02.20___ г. "Способы реагирования в конфликте". | ||||
Психологическая диагностика родителей | Родители | |||
09.20___г. Анализ потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке (анкета) 10.20___ г. Выявление эмоциональной атмосферы в семье (анкеты) 11-12.20___г. Определение модели воспитания, используемой родителями: «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Определение степени проявления заботы родителей по отношению к ребенку». 03.20___ г. Методика «Культура взаимодействия школы и родителей» Диагностика Детско-Родительских отношений ("Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Опросник родительского отношения (ОРО)) (по запросу, в течение года) | ||||
Психологическая коррекция | Цель: провести коррекционно-развивающую работу по заключению ПМПК Задачи: разработать и реализовать программы психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении | Деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, | Психологическая коррекция учащихся | Учащиеся |
08.20___ г. Подготовка программ групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ 15.09.20___ – 12.05.20___ г. Реализация программ коррекционно-развивающих занятий для учащихся с ОВЗ. 1-4 класс: «Воспринимаю, анализирую, действую!» (развитию психомоторики и сенсорных процессов) 2-4 класс: «Учусь решать проблемную ситуацию» (коррекция недостатков познавательной деятельности); «Учусь понимать себя и других» (коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы) 4-7 класс: «Искусство самовыражения» (формирование активной жизненной позиции подростков) 5-7 класс: «Я и другие» (формирование коммуникативной сферы) 7-9 класс: «Мой внутренний мир» (формирование позитивной Я-концепции подростков) 9-11 класс: «Я и мои ценности» (формирование у старшеклассников субъектной позиции в осознании своей жизни, жизненных ценностей) | ||||
Психологическое консультирование | Цель: разработать систему консультативной помощи подросткам, родителям, педагогам в решении их проблем. Задачи с учащимися: оказание помощи в определении образовательного маршрута, при подготовке к итоговой аттестации, в общении со свесрниками, в стрессовых ситуациях. Задачи с педагогами: по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; Задачи с родителями: предупреждение стрессовых ситуаций повышение психолого-педагогической и профориентационной компетентности родителей | Показ презентаций, обсуждение, обучение | Психологическое консультирование учащихся | Учащиеся |
Индивидуальная профконсультационпая беседа с учеником в форме «дискуссионного диалога» (по индивидуальным запросам) Консультации для учащихся по проблемам психологической подготовки к ГИА (по запросу) 01.20___г. «Профиль обучения и проблема профессионального выбора», « Как построить личный план». Беседы с учащимися | ||||
Психологическое консультирование педагогов | Педагоги (учителя, воспитателя) | |||
Консультирование (по индивидуальным запросам) Консультации (групповые): 10.20___г. «Сохранение эмоционального здоровья педагогов, работающих с детьми с ОВЗ: приемы, методы, технологии» 12.20___г. «Проблема самовыражения личности (подростка) через ее объективацию» 02.20___ г. «Психологические причины трудностей в усвоении детьми материала по отдельным учебным предметам» Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ОВЗ (в течение года, по запросу) | ||||
Психологическое консультирование родителей |
Родители | |||
Консультации (групповые): 11.20___ г. «Особенности детей с ОВЗ и перспективы их развития» 02.20___ г. Круглый стол «Участие семьи в воспитании и обучении ребенка школьного возраста с особыми образовательными потребностями» 04.20___г. «Поддержка ребенка во время экзамена» Индивидуальные консультации для родителей детей, направленных на ПМПК (в течение года) 12.20___г. Индивидуальные консультации по итогам тестирования на уровень тревожности (4 класс) | ||||
Социально-психологическая реабилитация | Цель: выявить и снизить последствия психотравмирующего переживания у учащихся, их родителей Задачи: стабилизация психологического состояния, снятие невротической симптоматики, гармонизация детско-родительских отношений, приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей | Активные методы социально-психологической работы | Социально-психологическая реабилитация учащихся |
Учащиеся |
Диагностика уровня тревожности, депрессии Беседа с детьми Индивидуальные и групповые арт-терапевтические занятия Консультирование в рамках КПТ (когнитивно-поведенческой терапии)Применение различных коррекционных программ
Программа психологических занятий с учащимися «Успешная адаптация» (формирование положительного отношения к школе) Телефонное консультирование | ||||
Социально-психологическая реабилитация родителей | Родители | |||
Информационная поддержка Программа обучения «Арт-терапевтические занятия в группах родителей» (по запросу) Программа включает три основных блока: 1) диагностический 2) просветительский,лекционный; Лекции: «Этапы формирования личности и жизненные кризисы», «Психологические защиты», «Психосоматические заболевания как результат социальной дезадаптации», «Стили родительского воспитания. Личность родителей», 3) практический (занятия для родителей и детей). Телефонное консультирование | ||||
Социально-психологический патронат | Цель: оказать адресную социально-психологическую поддержку и помощь семье, детям с ОВЗ в решении социально-психологических проблем Задачи: преодоление стрессового состояния семьи (в первую очередь угнетенного, часто депрессивного состояния матери); достичь максимально возможного адекватного осознания проблемы | Информирование, активные методы обучения |
Психологическое просвещение семьи Индивидуальное консультирование в рамках КПТ Семейное консультирование: (методы: психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ). Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (обучение родителей коррекционно-развивающим технологиям) Психологический тренинг семейного сотрудничества | |
Срочная психологическая помощь по телефону | Цель: оказать экстренную психологическую помощь и поддержку учащимся, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций Задачи: психологическая поддержка клиента, восстановления контроля над травмирующей ситуацией | Выслушивание, беседа | Психологическое консультирование «по телефону доверия»: консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь);
|
- Ожидаемые результаты:
- усовершенствование системы просветительской работы с родителями, педагогами, учащимися;
- повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ;
- повышение педагогической компетенции педагогов при работе с детьми с ОВЗ;
- реализация системы мониторинга психологического здоровья у обучающихся 1-11 классов;
- реализация системы психологической помощи и поддержки учащимся с ОВЗ, педагогам, родителям в случае критических, кризисных состояний, конфликтных ситуаций;
- реализация программ психологических занятий коррекционно-развивающей направленности: на преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, нарушений в поведении, трудностей в социальной адаптации, в самоопределении.
- Мероприятия по повышению эффективности и качества психологических услуг в социальной сфере по направлениям деятельности:
В целях психологического просвещения, профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у учащихся подросткового возраста в психическом состоянии, общении, развитии и обучении -
- реализация мероприятий: интерактивные беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, семинары-практикумы и круглые столы, направленные на:
- адаптацию к образовательному процессу и развитию когнитивной сферы личности учащихся подросткового возраста;
- развитие уровня самосознания, профилактику противоправного поведения;
- формирование навыков саморегуляции, профилактику суицидального поведения и стресса;
- профилактику вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни;
- реализация консультативной работы с родителями в разном формате, используя техники гештальта, клиент-центрированной терапии, психосинтеза и других подходов.
- реализация программы психологической поддержки подростков с девиантным поведением
- реализация программы комплексной системы адресной социально – психологической поддержки семьи,
имеющей ребёнка с ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по реализации ФГОС педагога - психолога
План по реализации ФГОС педагога - психолога...
Дорожная карта педагога-психолога МБОУ СОШ №4 г.Агрыз Серебрянниковой Натальи Фаритовны
Дорожная карта педагога-психолога МБОУ СОШ №4 г.Агрыз Серебрянниковой Натальи Фаритовны...
План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2019-2020 уч. году
План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и...
План мероприятий (дорожная карта) по обеспечению введения ФГОС ОВЗ
План мероприятий...
Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми
Приказ об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению эффективности работы с одаренными детьми + дорожная карта...
Приказ Отдела по образованию №21 1 от 04.02.2021 Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) на 2021 год по разработке и реализации рабочих программ воспитания в образовате
Приказ Отдела по образованию №21 1 от 04.02.2021 Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) на 2021 год по разработке и реализации рабочих программ воспитания в образовате...
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей, педагогов - психологов, социальных педагогов.
Программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, комплекс мероприятий для учителей,педагогов - психологов, социальных педагогов....