Активные методы обучения в формировании профессиональных и коммуникативных способностей выпускников ОУ СПО.
статья по психологии на тему

Гайворонский Владимир Александрович
Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Активные методы обучения43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения в формировании профессиональных и коммуникативных способностей выпускников ОУ СПО.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998).

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена и отвественных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Пути формирования коммуникативной компетенции студента и специалиста

В условиях непрерывного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

 «Компетенция» (область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен) и «компетентность» (обладание познавательными знаниями в какой-либо области) являются основой любой профессиональной деятельности

 Всё в современном мире непрерывно меняется: экономика, политика, и, конечно, система образования. Люди спешат, бегут, боятся не успеть вслед за столь динамичной жизнью. Для достижения успеха и счастья в этой жизни необходимо слияние с её ритмом, необходимо двигаться ей в такт. Все важнее становятся такие качества личности, как предприимчивость, ответственность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям, компетентность. Иначе говоря, каждый человек должен обладать системой знаний, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, в котором живет. Весь этот багаж он должен уметь применять на практике. Несмотря на то, что в настоящее время есть множество способов и возможностей для получения информации, межличностное общение остается самым актуальным, быстрым и к тому же удобным способом. В общении поиск и передача информации занимают минимальное время, информация лучше усваивается, избыточность ее сведена к минимуму. Таким образом, от коммуникативной культуры человека во многом зависит успешность его деятельности в личной, общественной и профессиональной сфере.

Кому-то эти способности к продуктивному общению даны с рождения, ну а большинство в силу своих индивидуальных особенностей или каких-либо обстоятельств не обладает развитой коммуникативной культурой. Всё начинается с семьи, где ребенок проводит большую часть своего времени в детстве. Затем детский сад, где маленький человек, впервые попав в незнакомую ему ранее социальную группу, учится общаться, входит в детский коллектив, находит себе первых друзей. Затем школа.… И опять в жизни ребенка происходят большие изменения. На смену беззаботным играм приходят уроки, дисциплина, с которой на первых порах так трудно свыкнуться. В школе адаптационные способности проверялись не раз. Яркий тому пример - нетрадиционный, непривычный вид экзамена ЕГЭ. Но здесь, я думаю, учащиеся показали отличные адаптационные и коммуникационные способности, сдав его неплохо. Развитие коммуникативной культуры личности в детстве и отрочестве предполагает применение средств, направленных на развитие мышления, речи: ребенок высказывает свое мнение, пишет сочинения, участвует в мини-дискуссиях, выполняет социально-значимые поручения в коллективе. Следующим шагом становится колледж, училище, техникум, институт. Это, пожалуй, самый главный этап формирования коммуникативных способностей и профессиональных навыков.

Петербургский технический колледж - это учебное заведение, где готовят техников по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Техник это одна из главных профессий. Куда не глянь везде автомобили. На работу и с роботы вы ездите на транспорте. Если что случится, вы вызываете скорую, милицию, пожарных. И они к вам приедут, если исправны их машины. А эта проблема ложится на плечи механика.

Целью Петербургского технического колледжа является подготовка не просто грамотного специалиста, но и человека, умеющего общаться с людьми, входить в любой коллектив, умеющего добывать необходимые ему сведения - нравственно сильную личность. Возникает вопрос: как это сделать? Формирование коммуникативной компетенции студента, а в будущем специалиста должно быть непосредственно связано с процессом обучения и воспитания, с досугом. Причем связь эта должна быть как тесной, так и органичной. Все слито в единое целое. Сегодня ситуация такова, что целенаправленное развитие коммуникативной культуры личности ведется мало или не ведется вообще, несмотря на всю свою важность. Не обладающие этой культурой взрослые не пытаются развить ее у детей, что приводит к неподготовленности большинства их к стихии жизни. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс Петербургского технического колледжа включены мероприятия, направленные на сближение, сплочение студентов, выявление каких-либо индивидуальных особенностей личности с учетом приоритетности интересов в самоопределении и саморазвитии.

    Первый курс - трудное время для начинающих студентов. Четырехгодичное обучение в колледже начинается с трудовой практики. Именно здесь происходит первое знакомство друг с другом. Скажем так: "встреча без галстука". В процессе трудовой деятельности студенты общаются, помогают друг другу в чем-либо. Уже на этом этапе становится видно - на кого можно рассчитывать, к кому обращаться за помощью.

    Не успев опомниться от новых уроков, новых впечатлений в начале сентября, студенты стремительно погружаются в пучину творческих сборов, решая единую задачу: "себя показать, и других посмотреть, найти друзей и поклонников, ведь все только начинается". Сборы идут в два этапа: творческий и спортивный. Многое приходится студентам придумать и сделать. Нет ни одной спокойной минуты: кто рисует газету, кто сочиняет стихи или песни, кто готовится к соревнованиям - у каждого отдельное занятие, и в тоже время все объединено в большое общее дело.

Путь который необходимо преодолеть каждому студенту на пути формирования коммуникативной компетенции - это непосредственно практика. Она начинается, когда студенты уже заканчивают изучение общеобразовательных дисциплин, осваивают некоторые навыки ремонта автомобиля на теории, и естественно на практике которая проходит в производственных мастерских колледжа. Там они и получают основы, фундамент знаний по выбранной ими профессии. Как правило, на этом этапе студенты находятся под пристальным вниманием мастеров производственного обучения, знающих свое дело людей. Большую часть занятий проходят с помощью объяснительно-иллюстративного метода обучения. Который позволяет более наглядно объяснить материал студенту. Для этого служат компьютеры, мониторы, проекторы и специальные программы обучения. Они установлены в мастерских и во всех кабинетах колледжа. С помощью этих программ студент может самостоятельно изучить устройство и принципы ремонта отдельных агрегатов.

 Прежде всего, студенты которые начинают проходить практику на крупных авторемонтных предприятиях должны проявить инициативу .Показать и зарекомендовать себя с хорошей стороны. Студенты сталкиваются с множеством источников информации, среди которых он должен найти наиболее подходящие ему в той или иной ситуации. На этом этапе проходит своеобразная проверка всего того, чему научила молодого специалиста жизнь и колледж, насколько правильно были выбраны пути формирования его  коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...

Активные методы обучения в формировании профессиональных и коммуникативных способностей выпускников ОУ НПО и СПО

В данной статье представлены разнообразные методы обучения, направленные на повышение качества знаний обучающихся...

Использование активных методов обучения по формированию ключевых компетенций учащихся на уроках математики в ходе повторения и подготовки к ГИА.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:стимулировать мыслительную деятельность учащихся;&bull...

презентация для педагогов "Активные методы обучения и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по направлению ЗСТ"

Презентация предназначена для заместителей заведующих по УВР,старших воспитателей, инструкторов по физ-ре. Описывает какие современные методы активизации деятельности педагогов для повышения их профес...

Активные методы обучения для формирования функциональной грамотности учащихся

Методические материалы содержат разработку урока ОБЖ с использованием активных методов обучения для развития функциональной грамотности учащихся....