Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроке.
статья на тему
Статья для выступления на постоянно действующем школьном семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова С.Г.
Использование активных методов обучения для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроке
Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет
Бертран Рассел
Сегодня главной задачей школы является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентность”.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Компетенций много:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Для учителя- это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для обучающихся это – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.
Активное обучение предполагает использование такой системы технологий и методов, которая направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, презентация, творческий отчет и т.д.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Важное место среди ключевых образовательных компетенций отведено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на компьютерной грамотности учащихся. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого и интеллектуального потенциала школьников. Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) активизируют самостоятельную поисковую работу обучающихся.
Презентации я использую на уроках во время лекции или защиты проектов обучающихся. Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают обучающимся ярко и доступно излагать учебный материал, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету.
Среди активных методов обучения особое место занимают формы организации образовательного процесса – нестандартные уроки: урок-сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина, уроки-смотры знаний.
Интерактивные формы обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.
Активные методы обучения – это работа в парах и группах; игровые методики; информационные минутки; создание проблемной ситуации, побуждающий диалог от проблемной ситуации, побуждающий диалог к выдвижению и проверке гипотез; метод проектов; метод обучения на основе имитации ситуаций; обучение с использованием компьютерных обучающих программ; анализ практических ситуаций; эвристические дискуссии; практический эксперимент и многие другие. К активным методам обучения относится работа с головоломками, ребусами, шарадами, логическими задачами, задания повышенной трудности.
Активным методом обучения являются и компетентностно-ориентированные задания, которые изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи.
Данные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочной работе. От эффективности использования данных задач в обучении зависит не только качество обучения, развития и воспитания, но и степень практической подготовленности школьников к будущей деятельности.
За счет использования данных методов поддерживается положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для общения.
Таким образом, использование современных образовательных технологий на основе деятельностного подхода позволяет создать условия, в которых обучающийся сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию ключевых компетенций школьника.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе любого урока.
Ключевых компетенций немало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
• информационная – готовность к работе с информацией;
• коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
• социально-трудовая (кооперативная) – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
• проблемная – готовность к решению проблем.
Формирование у обучающихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход: выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу:
- накопление знаний;
- реализация умений;
- проявление навыков.
Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Различия традиционного и компетентностного подходов в образовании
Традиционный | Компетентностный |
Главная идея: знания приводят к личностному успеху. | Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. |
Решение проблем рассматривается как способ закрепления знаний. | Решение проблем – смысл образовательной деятельности. |
Признак высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём сложного по своему содержанию материала. | Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно. |
В качестве заключения хочу заметить, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
- любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
- умеющую учиться;
- уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
- доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
- готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-156064-1359211412.jpg)
Формирование ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики
предложены методы работы по формированию ключевых компетентностей обучающихся на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-250975-1369151948.jpg)
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках стереометрии через использование учебно-дидактических циклов.
Традиционно курс геометрии относят к сложным школьным курсам. Одной из причин является то, что из-за отсутствия достаточного количества времени, отводимого на изучение геометрии, у учащихся возникает ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/03/picture-264614-1517657956.jpg)
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-886490-1507356328.jpg)
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004936-1517425967.jpg)
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В 8 - 9 КЛАССАХ"
Предлагаемая мною работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках географии. Над данной темой я работала на протяжении 5 лет. результатами своей работы хоч...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
Мастер-класс: «Мини-проекты на уроках естественного цикла как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
Мастер-класс учителя географии и биологии, который демонстрирует методы использования мини-проектов на уроке и во внеурочной деятельности....