Танцевально-экспрессивный тренинг для детей
методическая разработка по психологии на тему

Иванова Анна Ивановна

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей "К здоровью с дружбой".

Музыкальное сопровождение тренинга может быть выслано по электронной почте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening._k_zdorovyu_s_druzhboy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

        

Танцевально-экспрессивный тренинг для детей

«К здоровью с дружбой»

        

Автор: педагог-психолог

                                                                                      Иванова Анна Ивановна                                                                                                       

        

Белая Калитва

2013 г.

Цель тренинга: сохранение психического здоровья детей.

Задачи:

  • облегчение адаптации к новым условиям,
  • возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками тренинга для совместного переживания возникших психологических трудностей,
  • актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
  • снятие мышечного и нервного напряжения,
  • отреагирование участниками чувств,
  • снятие внутренних зажимов,
  • повышение настроения,
  • создание доброжелательной атмосферы,
  • стимулирование самовыражения,
  • развитие наблюдательности,
  • расширение экспрессивного репертуара.

Описание группы тренинга:

Численность группы – 8 – 12 человек.

Состав группы – гетерогенный.  

Формат тренинга:

«К здоровью с дружбой» – однодневный тренинг, продолжительностью 2,5 – 3 часа.

Структура тренинга:

  1. Вводная часть (разминка, «разогрев»)
  2. Основная часть (состоит из одного-двух упражнений)
  3. Заключительная часть («релаксация»).

Проведение тренинга:

Ведущий знакомит участников с целями тренинга и принципами работы группы.

Принципы работы группы:

1) принцип добровольности участия;

2) принцип «здесь и теперь»;

3) принцип конфиденциальности;

4) принцип открытого выражения чувств;

5) принцип ответственности;

6) принцип активности;

7) право говорить «нет».

Принципы должны быть обсуждены и приняты всеми членами группы.

Также ведущий делает экскурс в историю танца и рассказывает о его психотерапевтических, психологических и социально-психологических функциях. Затем ведущий и группа переходят к самому тренингу.

Разминка. «Танцуем на корабле»

Цели упражнения:

  • разогрев участников,
  • снятие мышечных зажимов,
  • пробуждение эмоций,
  • снятие напряжения в группе,
  • создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу.

Время: 20 – 30 минут.

Материалы: детская песня «Матросы».

Описание проведения:

Все строятся в две шеренги.

1-я часть. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:

– «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);

– «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);

– «тянем канат» (на «раз, два» – выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);

– «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);

– «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз, правая рука к виску) и др.

2-я часть. Ведущий вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.

Схема обсуждения:

  • Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
  • Что вам больше понравилось: повторять за ведущим или самостоятельно выполнять упражнение?
  • Какое у вас сейчас настроение?

Упражнение 1. «Вертим головой»

Цели упражнения:

  • оживление и подключение к работе всех участников,
  • высвобождение чувств,
  • самовыражение,
  • развитие наблюдательности,
  • повышение группового сплочения.
  • развитие взаимопонимания и получение обратной связи.

Время: 45 – 50 минут.

Материалы: песня из кинофильма «Приключения Буратино» – «Буратино».

Описание проведения:

Участники стоят в кругу. По сигналу ведущего каждый из них начинает танцевать. Через15-20 секунд ведущий подает сигнал, по которому каждый участник начинает повторять танец соседа слева. Упражнение продолжается, пока каждый танец не пройдет полный круг и не вернется к своему автору (скорее всего в сильно искаженном виде).

Схема обсуждения:

  • Смогли ли вы сразу смогли включиться в работу?
  • Легко ли было танцевать самому и наблюдать за другими одновременно?
  • Что было интересней: танцевать свой танец или танец другого участника? Чей танец больше понравился?
  • Что вы чувствовали, танцуя свой танец, когда он вернулся к вам? Сильно ли он изменился? Понравился ли вам?
  • Почувствовали ли вы связь с другими членами группы, возникла ли сопричастность, сплоченность?  

Упражнение 2. «Кругосветное путешествие»

Цели упражнения:

  • развитие группового взаимодействия,
  • высвобождение чувств,
  • актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
  • расширение экспрессивного репертуара.
  • развитие межличностных отношений,

Время: 70 минут.

Материалы: национальные мелодии разных стран: «ламбада», «лезгинка», «сиртаки», африканские барабаны, «хава-нагила», «тарантелла», «фламенко», «канкан», молдавские ритмы, китайские национальные инструменты, восточная мелодия, русский хоровод.

Описание проведения:

Участники образуют круг и двигаются против часовой стрелки – «путешествуют вокруг света». При этом национальные мелодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи – при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящим – при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со всеми в кругу, может подсказывать базовые движения национальных танцев, а также делать комментарий по ходу упражнения.

Схема обсуждения:

  • Какие чувства вы сейчас испытываете?
  • Чувствовали ли вы себя командой (единым целым), когда танцевали вместе?
  • Легко ли было танцевать вместе?
  • Вы знали все танцы, которые были исполнены? Какие движения не получались? Каким движениям вы научились? Каким движениям хотелось бы научиться?
  • Какой танец понравился вам больше всего?

Заключительное упражнение. «Весенняя капель»

Цели упражнения:

  • снятие внутренних зажимов,
  • снижение эмоционального возбуждения,
  • восстановление дыхания,
  • развитие взаимопонимания и умения чувствовать себя частью единого целого.

Время: 20 – 30 минут.

Материалы: песня из кинофильма «Мери Попинс, до свидания» – «Ветер перемен».

Описание проведения:

Участники образуют круг или два круга (один в другом), берутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой снежный сугроб.

На первом этапе сугроб тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.

На втором этапе внезапно наступают заморозки и происходит обратный процесс – сугроб замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук и принимают исходное положение.

Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

Схема обсуждения:

  • Обмен чувствами «здесь и теперь».
  • Чувствуете ли напряжение в теле?
  • Сблизились ли вы с участниками группы? Чувствуете себя частью группы?
  • С какими мыслями, и каким настроением завершаете тренинг?

Предполагаемые результаты тренинга «К здоровью с дружбой»:

  • адаптация участников к новым условиям,
  • установление дружеских и эмпатических взаимоотношений между участниками тренинга,
  • актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
  • снятие мышечного и нервного напряжения,
  • повышение настроения участников тренинга,
  • создание доброжелательной атмосферы.

 

Методическое обеспечение

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб.: – Питер, 2005.
  2. Шкурко Т.А. Результаты и эффекты танцевально-экспрессивного тренинга: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2010.
  3. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб.: Речь, 2003.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и тренинги для детей. Сборник 2

Игры и тренинги для досуга детей...

Игровой коммуникативный тренинг для детей "группы риска" - "Если бы я был волшебником..."

Целью разработки занятия является коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками....

Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»

Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе...

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"

Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"...

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»

Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...

психолого-педагогический тренинг "Конфликты детей раннего возраста"

Тренинг разработан для педагогов ДОУ, содержит элементы самопознания, теорию по конфликтологии, а так же проблемную ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике воспитателей.Очень полезен этот тр...