Танцевально-экспрессивный тренинг для детей
методическая разработка по психологии на тему
Танцевально-экспрессивный тренинг для детей "К здоровью с дружбой".
Музыкальное сопровождение тренинга может быть выслано по электронной почте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening._k_zdorovyu_s_druzhboy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Танцевально-экспрессивный тренинг для детей
«К здоровью с дружбой»
Автор: педагог-психолог
Иванова Анна Ивановна
Белая Калитва
2013 г.
Цель тренинга: сохранение психического здоровья детей.
Задачи:
- облегчение адаптации к новым условиям,
- возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками тренинга для совместного переживания возникших психологических трудностей,
- актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
- снятие мышечного и нервного напряжения,
- отреагирование участниками чувств,
- снятие внутренних зажимов,
- повышение настроения,
- создание доброжелательной атмосферы,
- стимулирование самовыражения,
- развитие наблюдательности,
- расширение экспрессивного репертуара.
Описание группы тренинга:
Численность группы – 8 – 12 человек.
Состав группы – гетерогенный.
Формат тренинга:
«К здоровью с дружбой» – однодневный тренинг, продолжительностью 2,5 – 3 часа.
Структура тренинга:
- Вводная часть (разминка, «разогрев»)
- Основная часть (состоит из одного-двух упражнений)
- Заключительная часть («релаксация»).
Проведение тренинга:
Ведущий знакомит участников с целями тренинга и принципами работы группы.
Принципы работы группы:
1) принцип добровольности участия;
2) принцип «здесь и теперь»;
3) принцип конфиденциальности;
4) принцип открытого выражения чувств;
5) принцип ответственности;
6) принцип активности;
7) право говорить «нет».
Принципы должны быть обсуждены и приняты всеми членами группы.
Также ведущий делает экскурс в историю танца и рассказывает о его психотерапевтических, психологических и социально-психологических функциях. Затем ведущий и группа переходят к самому тренингу.
Разминка. «Танцуем на корабле»
Цели упражнения:
- разогрев участников,
- снятие мышечных зажимов,
- пробуждение эмоций,
- снятие напряжения в группе,
- создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу.
Время: 20 – 30 минут.
Материалы: детская песня «Матросы».
Описание проведения:
Все строятся в две шеренги.
1-я часть. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
– «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);
– «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
– «тянем канат» (на «раз, два» – выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
– «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
– «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз, правая рука к виску) и др.
2-я часть. Ведущий вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.
Схема обсуждения:
- Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?
- Что вам больше понравилось: повторять за ведущим или самостоятельно выполнять упражнение?
- Какое у вас сейчас настроение?
Упражнение 1. «Вертим головой»
Цели упражнения:
- оживление и подключение к работе всех участников,
- высвобождение чувств,
- самовыражение,
- развитие наблюдательности,
- повышение группового сплочения.
- развитие взаимопонимания и получение обратной связи.
Время: 45 – 50 минут.
Материалы: песня из кинофильма «Приключения Буратино» – «Буратино».
Описание проведения:
Участники стоят в кругу. По сигналу ведущего каждый из них начинает танцевать. Через15-20 секунд ведущий подает сигнал, по которому каждый участник начинает повторять танец соседа слева. Упражнение продолжается, пока каждый танец не пройдет полный круг и не вернется к своему автору (скорее всего в сильно искаженном виде).
Схема обсуждения:
- Смогли ли вы сразу смогли включиться в работу?
- Легко ли было танцевать самому и наблюдать за другими одновременно?
- Что было интересней: танцевать свой танец или танец другого участника? Чей танец больше понравился?
- Что вы чувствовали, танцуя свой танец, когда он вернулся к вам? Сильно ли он изменился? Понравился ли вам?
- Почувствовали ли вы связь с другими членами группы, возникла ли сопричастность, сплоченность?
Упражнение 2. «Кругосветное путешествие»
Цели упражнения:
- развитие группового взаимодействия,
- высвобождение чувств,
- актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
- расширение экспрессивного репертуара.
- развитие межличностных отношений,
Время: 70 минут.
Материалы: национальные мелодии разных стран: «ламбада», «лезгинка», «сиртаки», африканские барабаны, «хава-нагила», «тарантелла», «фламенко», «канкан», молдавские ритмы, китайские национальные инструменты, восточная мелодия, русский хоровод.
Описание проведения:
Участники образуют круг и двигаются против часовой стрелки – «путешествуют вокруг света». При этом национальные мелодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи – при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящим – при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со всеми в кругу, может подсказывать базовые движения национальных танцев, а также делать комментарий по ходу упражнения.
Схема обсуждения:
- Какие чувства вы сейчас испытываете?
- Чувствовали ли вы себя командой (единым целым), когда танцевали вместе?
- Легко ли было танцевать вместе?
- Вы знали все танцы, которые были исполнены? Какие движения не получались? Каким движениям вы научились? Каким движениям хотелось бы научиться?
- Какой танец понравился вам больше всего?
Заключительное упражнение. «Весенняя капель»
Цели упражнения:
- снятие внутренних зажимов,
- снижение эмоционального возбуждения,
- восстановление дыхания,
- развитие взаимопонимания и умения чувствовать себя частью единого целого.
Время: 20 – 30 минут.
Материалы: песня из кинофильма «Мери Попинс, до свидания» – «Ветер перемен».
Описание проведения:
Участники образуют круг или два круга (один в другом), берутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой снежный сугроб.
На первом этапе сугроб тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.
На втором этапе внезапно наступают заморозки и происходит обратный процесс – сугроб замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук и принимают исходное положение.
Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
Схема обсуждения:
- Обмен чувствами «здесь и теперь».
- Чувствуете ли напряжение в теле?
- Сблизились ли вы с участниками группы? Чувствуете себя частью группы?
- С какими мыслями, и каким настроением завершаете тренинг?
Предполагаемые результаты тренинга «К здоровью с дружбой»:
- адаптация участников к новым условиям,
- установление дружеских и эмпатических взаимоотношений между участниками тренинга,
- актуализация чувства защищенности, сопричастности, общности,
- снятие мышечного и нервного напряжения,
- повышение настроения участников тренинга,
- создание доброжелательной атмосферы.
Методическое обеспечение
- Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб.: – Питер, 2005.
- Шкурко Т.А. Результаты и эффекты танцевально-экспрессивного тренинга: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2010.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. – СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и тренинги для детей. Сборник 2
Игры и тренинги для досуга детей...
Игровой коммуникативный тренинг для детей "группы риска" - "Если бы я был волшебником..."
Целью разработки занятия является коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками....
Конспект психологического тренинга для детей подросткового возраста на тему «ДРУЖБА»
Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе...
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"
Занятие с элементами тренинга для детей группы риска "Подросток и конфликт"...
Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста «Мы все такие разные»
Занятие с элементами тренинга для детей младшего школьного возраста "Мы все такие разные".Цель: развитие у детей интереса к самопознанию, осознанию того, что каждый человек особенный, уникал...
Игровой тренинг для детей с ОВЗ "Азбука здоровья"
Ировой тренинг...
психолого-педагогический тренинг "Конфликты детей раннего возраста"
Тренинг разработан для педагогов ДОУ, содержит элементы самопознания, теорию по конфликтологии, а так же проблемную ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике воспитателей.Очень полезен этот тр...