Занятие на формирование коммуникативных навыков
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему
Занятие разработано для учащихся 5-6 классов.Известно, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Проблемы осложняются, начинающимися подростковыми изменениями организма, которые ведут к эмоциональной несдержанности, обидчивости, а также периодом адаптации при переходе в младшее звено. Цель занятия: объяснить учащимся понятие "обида" и способы борьбы с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на формирование коммуникативных навыков, 5-6-е классы
Известно, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Проблемы осложняются, начинающимися подростковыми изменениями организма, которые ведут к эмоциональной несдержанности, обидчивости, а также периодом адаптации при переходе в младшее звено.
Занятие проводится длительностью 40–45 минут, в форме тренинга и состоит из трех частей:
1. Вводная часть фокусирует внимание и создает желание общаться.
2. Основная часть направлена на осознание своих ощущений по данному вопросу и формирование новых представлений. Она включает в себя несколько упражнений на развитие самопознания и осознания себя, упорядочения знаний детей по теме, выражения своих чувств и настроения на бумаге, обучающих эмоциональной саморегуляции.
3. Третья часть – это анализ занятия в виде самооценки и домашнего задание, а также получения обратной связи.
На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, снова прочувствовать их и выразить) и расслабляющая (для релаксации).
Цель: объяснить обучающимся понятие «обида», выявить способы борьбы с обидой.
Задачи:
- Развитие эмпатии, толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
- Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
- Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.
Материалы: бланки, ручки, «психологические листки», тетради.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие. Упражнение в кругу «Импульс»
– Здравствуйте, очень приятно снова всех вас видеть. Вспомните ситуацию, когда каждый из вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства.
– Возьмемся за руки. И через рукопожатие по кругу постараемся передать друг другу поддержку и сочувствие, постарайтесь, чтобы этот «огонек поддержки» пришел ко всем. Эта поддержка адресована каждому и исходит от всех.
2. Основная часть
Упражнение «Я обижаюсь, когда»
– Вы вспомнили свое состояние обиды, подумайте, в каких ситуациях вы обижаетесь. Это ситуации, которые может быть, были у вас в жизни, или как вы считаете, могут быть. Продолжите предложение «Я обижаюсь, когда…» и запишите их в свои тетради. (Затем высказывания зачитываются вслух, автор при этом не называется)
– У кого подобная ситуация также вызывает обиду?
Делается вывод, что названные ситуации обидны для большинства людей, они как бы универсальны и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.
– Попробуйте сформулировать понятие «обида». Как мы реагируем на обиды?
– Давайте разберемся, что такое обида, и почему мы обижаемся…
Обида – это эмоциональное состояние, чувство, возникшее в результате переживания несостоявшейся ситуации значимой для нас. Вы ожидали от какого-то человека определенного поведения, но ваши ожидания не подтвердились. В результате чего-то возникла обида. Причем чем сильнее ожидания, тем сильнее чувство обиды. Обида появляется в ответ на воображаемое оскорбление, это плод нашего сравнения: ожидаемого и реального поведения другого человека. Например, подруга ушла с другой компанией, а тебе об этом не сказала, или же ты намекала родителям на «один» подарок, а тебе подарили «другой». И ты обиделась.… Но почему другой человек должен жить по твоим правилам? Откуда взялись эти ожидания?
Упражнение «Правила»
– Мы часто обижаемся на других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил. А какие это правила, мы с вами сейчас узнаем. Для этого каждому нужно составить фразу из предложенных слов.
(Каждому дается предложение, разрезанное на части. Приложение 1.
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
Вклейте эти правила себе в тетради, чтобы всегда о них помнить. Приложение 2.
Обиды бывают разные. Старайтесь различать то, что связано с намеренным желанием оскорбить и унизить, и то, что произнесено случайно, без всякого дурного умысла. Ведь часто лучшие друзья сорятся и даже расходятся на долгие годы из-за неудачной шутки, нечаянного укола. Поэтому нужно научиться воспринимать чью-то ненамеренную бестактность просто и безболезненно. Чтобы не обижаться, надо не торопиться, не отвечать сразу, а немного поостыть. Помните, глупый обижается, а умный ищет в себе причины неудач. Но если мы будем придерживаться этих правил, то наше общение будет более эффективным и менее конфликтным.
Упражнение «Мудрые высказывания»
(Детям раздаются «психологические листки». Приложение 3
– Прочитайте эти мудрые высказывания и выберите, какое из них может быть вашим девизом в ситуации обиды. Какое из них вы уже применяли в жизни? Объясните, почему вы выбрали именно этот способ? А с чем вы не согласны? Что случиться, если мы будем обижаться на всех по любому поводу? Да нам просто не с кем будет дружить, нам даже поговорить будет не с кем. На самом деле обиды копить бессмысленно, а вот уметь от них избавляться нужно. Способов избавления от обид много, один из них давайте попробуем сейчас.
Упражнение «Рисуем обиду» (Музыкальное сопровождение «Шторм»)
– А теперь представьте свою обиду визуально, подумайте, где она находится, постарайтесь представить, как она выглядит. Нарисуйте на листке бумаги свою обиду.
– Чем похожи рисунки? Почему?
– Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.)
– Что вы чувствуете теперь?
– Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
– Как относиться к обидчику? (Прощать.)
– Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Можно написать обиды на листке бумаги и тоже разорвать его. А еще обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают. Представить это нам поможет релаксация.
Упражнение «Мыльный пузырь» (Музыкальное сопровождение «Ностальгия»)
– Давайте ляжем поудобнее, закроем глаза и попробуем представить, как мы готовим мыльный раствор для пузырей. Берем красивую разноцветную трубочку, размешиваем ей раствор и начинаем выдувать замечательные мыльные пузыри они получаются очень разные разноцветные и большие. Вместе с воздухом из наших легких в них переходит вся наша злость и агрессия. Первый пузырь мы наполняем нашими обидами. Пузыри отрываются от трубочки и медленно улетают вдаль, мы следим за тем, как по мере удаления они становятся все меньше и меньше. Второй пузырь давайте наполним злостью. Пузырь злости медленно переливается на солнце и улетает ввысь. А третий давайте наполним завистью. Через пузыри видны разноцветные облака и лучи солнца. Вместе с этими пузырями наши обиды, злость, зависть покидают нас, дышать становится легко и свободно.
– Помните, ваше прощение освобождает вас!
– Что вы почувствовали, расскажите о своих ощущениях. Какого цвета были пузыри, а какого размера. Какой был самый большой.
3. Анализ занятия
– Давайте подведем итог. Мы с вами на занятии говорили о таком эмоциональном состоянии как обида. Выработали несколько правил общения, которые помогут нам не обижаться. Познакомились со способами избавления от обид. Итак, чтобы изменить положение, вы должны сначала измениться сами. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел пусть даже непреднамеренно. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть. А еще помните один важный момент, мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами.
– Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивым? Оцените свою обидчивость в баллах. Покажите количество баллов на руках, оцениваем в пятибалльной системе.
4. Домашнее задание
– До нашего следующего занятия понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему. Как разные люди реагируют на обиду. Постарайтесь записать свои наблюдения в тетради, можете нарисовать свои чувства, если не сможете выразить только словами. Проанализируйте, достигают ли их реакции цели.
Литература:
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.
- Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2005.
- Надежда Слободяник «Другие Мы». Уроки общения для младших подростов.// «Школьный психолог» 2000 г.
- Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
- Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? (1-4 ч.) М., 1998.
- Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Приложение 1.
Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть.
Приложение 2.
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
4. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть.
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
4. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть.
1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.
4. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть.
Приложение 3.
ОБ ОБИДЕ И ОБИДЧИВОСТИ
- Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может.
- Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
- Не расстраиваться – это хранить душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне.
- Обвинять и мучить себя (!) так же глупо, как и других.
- Не следует предъявлять чрезмерных требований другим: люди, как и вы, тоже несовершенны.
- Быть незаслуженно обиженным – пустяк, если вы не продолжаете об этом помнить.
- Слабые не умеют прощать. Способность прощать – это качество присущее сильным.
ОБ ОБИДЕ И ОБИДЧИВОСТИ
- Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может.
- Лучше никак не ответить, чем ответить грубостью.
- Не расстраиваться – это хранить душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне.
- Обвинять и мучить себя (!) так же глупо, как и других.
- Не следует предъявлять чрезмерных требований другим: люди, как и вы, тоже несовершенны.
- Быть незаслуженно обиженным – пустяк, если вы не продолжаете об этом помнить.
- Слабые не умеют прощать. Способность прощать – это качество присущее сильным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31465.jpg)
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков.
Занятие "Я обижаюсь". Из цикла занятий по формированию коммуникативных навыков. На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-290624-1391453935.jpg)
"Формирование коммуникативных навыков у учащихся младших классов на логопедических занятиях."
Развитие коммуникативных навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-487587-1411985670.jpg)
Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»
Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-525343-1416039240.jpg)
Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"
Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-817330-1552866467.jpg)
Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Презентация к межрайонному семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 22.12.2017 г...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-817330-1552866467.jpg)
Мастер-класс. Формирование коммуникативных навыков и БУД на групповых коррекционных занятиях с обучающимися с ТМНР
Текст к Презентации Мастер-класса, представленного педагогом в соавторстве с учителем-дефектологом Дудкиной А.В. 24.10.2018 на V Международной научно-практической конференции "Научное обеспечение...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-342570-1679838579.jpg)
«Внеурочная деятельность обучающихся на занятиях кружка «Творческая мастерская» в рамках совместного инновационного проекта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся го
Обмен опытом по партнерской работе с детским садом....